Технизация и проблема отчуждения в современной эпохе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 03:04, реферат

Краткое описание

Настоящий реферат посвящен теоретическому анализу такой глобальной проблеме современности, как технизация мира и ее последствия. Она вбирает в себя множество сложнейших аспектов: отчуждение научного и технического прогресса от культурных ценностей; дегуманизация инженерной деятельности и инженерного образования; конфликт между техносферой общества и природной средой; явное отставание духовно-нравственного развития человека от набирающего темп технологического могущества человечества.

Содержание

Введение
1. Техногенная цивилизация: истоки, пределы развития, альтернативы
2. Философия техники: новое видение технического прогресса
3. Информационное общество и технократическая мифология
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Технихация доклад Office Word.docx

— 42.66 Кб (Скачать файл)

Машина не что иное, как проекция органов человека на природный материал. В ходе эволюции живой природы, по мнению Каппа, возникает  новый феномен, истоки которого в "природной  душе", то есть в целостности живого организма, управляющего материальным телом. И социальная техника - это  результат разрешения противоречий между органами тела и их функциями, проекция анатомических и физических особенностей органов человеческого  существа. Такая проекция детерминирует  становление сознания, которое своеобразно  продолжает "природную душу".

С этой концепцией вел  полемику известный философ-неотомист Ф. Дессауэр. Его также интересовала проблема происхождения техники, раскрытие ее сущности. Общая же ссылка на "природную душу" не удовлетворяла неотомиста, он не соглашался с тем, чтобы рассматривать технику как простое применение законов природы. Разумеется, техника, связанная с законами природы, не может не считаться с ними, то есть не может выйти за их пределы. В технике обнаруживается какой-то автономный смысл. Она служит воплощением иных установлений.

Дессауэр постулировал существование неких верховных, предусмотренных технических идей, которые не рождаются в человеческом разуме, а лишь улавливаются им. Технические идеи, по его мнению, не что иное, как мысли Бога, проявление светлого разума творца. Предмет техники может существовать материально, но он может обнаружить себя и в мире идей, в области "возможного бытия".

Когда мы говорим о  технике, утверждал он, как о целостности, то имеем в виду нечто постоянное, непреходящее, небренное, находящееся вне течения времени. Говорить о прогрессе техники, по его мнению, можно только относительно единичных объектов техники. Дессауэр не считал автоматизацию новым явлением технического прогресса. Напротив, он полагал, что она планомерно развивается с древних времен, будучи неизменным результатом действия вечных законов самой техники.

В статьях Хайдеггера ставится широкий круг проблем, имеющих  непосредственное отношение к философии  техники, - возникновение и специализация  наук, связь науки и техники, планетарное  расположение научной технологии, ее будущее. Техника есть способ самореализации человечества. Она первична по отношению  к обществу. Хайдеггер толкует  ее в духе Дессауэра, как некую первооснову, человеческое начало.

Современные западные исследователи, обращаясь к наследию Хайдеггера, усматривают в нем  предтечу самых различных умонастроений. С одной стороны, такие исследователи, как А. Димер, Х. Сколимовски видят в творчестве немецкого философа мощную культуропессимистическую струю. Ведь именно Хайдеггер показал, что техника не просто конструирует "технический мир", в котором она победоносна и универсальна. Нет, она подчиняет своему диктату едва ли не все пространство бытия.

Присущая ей логика проникает в социальное и человеческое измерение истории. Ее инструментальный разум поражает все сознание эпохи. Таким образом, Хайдеггер резко  порвал с традицией европейской  философии техники, которая акцентировала  свое внимание на непосредственных, "очевидных" достояниях прогресса. Он показал, что  последствия вторжения техники  многообразны и в отдаленной перспективе  даже труднопредсказуемы. Технологическая предопределенность едва ли не фатальна для человека в том смысле, что содержит в себе некую непредсказуемую заданность мышления, поведения, сознания.

Вместе с тем, в  широком мировоззренческом подходе  к технике у Хайдеггера обнаруживается и другая, "позитивная" тенденция. Техника оказывается у него не просто средством достижения конкретной цели, инструментом прагматических заданий. Она представляет универсальную  ценность вселенского масштаба. Техника, может быть сопоставлена разве что  со значением истины.

Техника у Хайдеггера - важнейший способ обнаружения глубинных  свойств бытия. Она позволяет  выявить то, что сокрыто в нем, должно быть угадано и представлено в подлинном, неискаженном лике. Через  сущность техники человек говорит  с бытием, слышит его зов. Но импульс  может быть угадан неверно, ибо техника  провоцирует человека на ложное самораскрытие.

Главная опасность  по Хайдеггеру не в технике, не в "технизации жизни". Нет никакой демонии техники, но есть опасность непонимания ее сущности. Важнейшая задача сейчас - это найти технике "внетехническое" обоснование, определить ее истинную перспективу в истории человеческой культуры.

Хайдеггер отмечал, что  греческое слово "техне" означало не только деятельность ремесленника, умение, мастерство, но также искусство вообще. Стало быть, существенное в технике не делание, не манипулирование, а обнаружение. Техника, по мнению Хайдеггера, уходит корнями вглубь, в сферу истины. Эти установки немецкий философ аргументировано развивает в своем небольшом докладе "Поворот" (1949 г.), опубликованном в 1962 г. Немецким философом отвергается представление о том, что техника есть средство в руках человека. Напротив, именно человек "выдан" технике, "затребован" ею.

И в этом истоки опасностей, которые подстерегают человека. Близки к Хайдеггеру попытки К. Ясперса  отыскать радикально иную систему интеллектуального  постижения бытия, обрести возможности  всепроникающей и целостной картины  реальности. В работе "Истоки истории и ее цель" философ рассматривает технику как новый фактор мировой истории. Он призывает к осознанию современной эпохи и приходит к выводу, что лишь в масштабе истории становится понятным, какие глубокие изменения, подготовленные в течение двух последних веков, произошли в наше время. Эти изменения не сравнимы ни с чем, что известно людям из истории прошедших пяти тысячелетий. С появлением современной техники все изменилось. Она знаменовала собой резкое усиление социальной динамики.

В минувшее десятилетие  французский социолог Жак Эллюль стал видным мыслителем Запада. Его книги нашли широкого читателя не только во Франции, но и во многих странах, прежде всего в США. Эллюль стремится рассмотреть технику как особый феномен и придает термину "техника" широкий мировоззренческий смысл. Он имеет в виду не просто машинные механизмы. Эллюль определяет ее как всю совокупность методов, рационально обработанных и имеющих абсолютную эффективность во всякой области человеческой деятельности.

Одна из закономерностей  научно-технического прогресса проявляется  в революционном, "скачкообразном" характере его развертывания. Разумеется, в развитии техники происходит приращение ее достояний. Но этот процесс, сохраняя в основном свою преемственность, "чреват" радикальными сдвигами, глубинными изменениями. Время от времени техника стремится  в новое русло. И здесь поступательность утрачивает присущую ей плавность.

В 80-е годы в философии  техники усилилось внимание к  человеческому измерению прогресса. Американский философ Х. Сколимовски в своей статье "Философия техники или философия человека" пытается понять, всегда ли развитие техники сопряжено с глубокими социальными переменами. Он обращает внимание на тот факт, что техника достигла расцвета в Китае в XIV столетии, т.е. до европейской научной революции. Стало быть, по мнению философа, научная революция вовсе не обязательна для процветания техники, а развертывание потенциала техники не всегда ведет к общественным переменам.

Х. Сколимовски задается вопросом: почему так внезапно возникла философия техники? Почему европейцы так озабочены будущим техники? По его мнению, возникновение данной сферы философских исследований отражает запоздалое признание роли техники в сотворении и разрушении европейской цивилизации.

Философия техники  соотнесена с ключевыми понятиями  философской рефлексии: прогресс, природа, рациональность, эффективность. Это  философия человека, который осознал  раздробленность и мозаичность  технической культуры и поэтому  убежден, что "фаустовская цивилизация" выбрала неправильный способ своего общения с природой.

Х. Сколимовски предлагает понимать философию техники как философию человека. Техника, по его мнению, должна быть подчинена человеку, а не человек технике, человеческое понятие прогресса должно, как подчеркивает философ, означать не вымирание других творений природы, не омертвение духовных и чувственных потенций человека, но, скорее всего, углубление своеобразия человека, расширение его духовности.

Идея технических  мутаций, оказывающих многомерное  действие на социальный прогресс, давно  уже получила признание в западной философии и социологии. Наиболее последовательно ее развивают Д. Белл, Дж. Грант, О. Тоффлер.

Тоффлер отмечает, что примерно с середины 50-х годов промышленное производство стало приобретать новые черты. Во множестве областей технологии все более обнаруживается разнообразие типов техники, образцов товаров, видов услуг. Все большее дробление получает специализация труда. Расширяются организационные формы управления. Возрастает объем публикаций. По мнению Тоффлера, все это привело к чрезвычайной раздробленности показателей, что и обусловило появление информатики.

В целом для современной  философии техники столь характерны взвешенные оценки относительно результатов  технического прогресса; поиск преодоления  тупиков, которые обнаружила техногенная  цивилизация; стремление обосновать приоритет  человеческих целей над научно-техническими. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Информационное  общество и технократическая  мифология

Стремительное развитие техники и информационных процессов, породившее компьютерную революцию, создает  объективную основу для усиления технократических иллюзий и новых  мифов. Абсолютизация любого технического новшества не способствует синтезу  техники и культуры. Человеческий разум самоценен и уникален и  никакие успехи в области формализации интеллектуальных процессов не смогут его отменить. Человек - не машина, а  его мозг - не компьютер. Однако неуемное увлечение очередной технической  новинкой вызывает к жизни концепции, унижающие ценность Разума и приписывающие  информационной технике несвойственные ей функции и возможности.

Нормальная логика, начав с обобщения повседневной практики человеческого мышления, развилась  в теоретическую науку абстрактного характера, а затем дала существенный практический выход в различных  областях, прежде всего, в вычислительной технике. Таким образом, практика создания искусственных систем, как бы дублирующих  человека, то есть андроидов, привела к поискам средств, моделирующих человеческое мышление! Последнее неизбежно породило, сначала на теоретическом уровне, попытки создания интеллектуальных систем, способных не только обрабатывать, но и продуцировать информацию. Возникла техника информационных процессов, а с ней и проблема "искусственного интеллекта", функционирующего уже не на механической основе, а в кибернетических устройствах.

Фактически сегодня  можно выделить особый класс кибернетических  систем - так называемые, интеллектуальные системы. Их основное отличие от традиционных кибернетических систем в том, что  в современных компьютерах, наделенных самыми сложными программами, нужно  видеть не машины, заменяющие человека, хотя для некоторых видов деятельности рутинного характера это справедливо, а в первую очередь исторически  новые формы опосредствования умственного труда человека.

В последнее время  понятия "разум" и "интеллект" настолько вошли в повседневную практику, что сами стали объектами. Естественно, что при этом произошла  и определенная трансформация данных понятий. Наиболее часто встречаемая  методологическая ошибка состоит в  том, что понятия "интеллект" и "разум" используются как эквивалентные.

Интеллект - познание, понимание, рассудочная способность  к абстрактно-аналитическому расчленению (Г.Гегель), способность к образованию  понятий (Кант) - такова философская  трактовка этого понятия. В психологии интеллект - синоним способности  мышления, характеристика умственного  развития человека, т.е. совокупная или  глобальная способность индивидуума  действовать целенаправленно, рационально  мыслить и эффективно взаимодействовать  с окружающим миром. В свою очередь, биология трактует данные понятия как  способность живой системы принимать  решение в сложной ситуации при  экономном расходовании ресурсов.

Разум - философская  категория, обозначающая творческую, познавательную деятельность человека, раскрывающая сущность действительности и создающая  идею, выходящую за рамки сложившихся  понятий. Это категория сугубо человеческая, обусловленная спецификой человеческой психики, скорее всего особенностью организации человеческого мозга. В философии понятие "разум" отождествляется с высшей формой познания как проявления сущности человека, его сознательной деятельности, поскольку  человеческое мышление своими глубокими  корнями уходит в живую ткань  сознания.

Обращает на себя внимание тезис академика Н.М. Амосова: "Техническое  устройство можно считать разумным, если оно способно выделять, перерабатывать и выдавать информацию". Некорректность данного положения не в том, что, по мнению некоторых оппонентов устройства с "интеллектом амебы" попадают в класс "разумных", а в том, что и строго детерминированные  системы (например, дешифратор) могут  быть отнесены к "интеллектуальным", с чем нельзя согласиться.

Информация о работе Технизация и проблема отчуждения в современной эпохе