Технология формирования коммуникативной толерантности подростков средствами СКД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 16:18, курсовая работа

Краткое описание

Объект: дети подросткового возраста.
Предмет: процесс формирования коммуникативной толерантности подростков.
Цель: выявить и определить способы формирования коммуникативной толерантности подростков.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Технологические аспекты формирования коммуникативной толерантности
Социально психологические особенности…………………………5
Проблемы коммуникативной толерантности подросткового возраста……………………………………………………………....7
Глава 2. Технологические основы коммуникативной толерантности подростков
2.1 Пути формирования коммуникативной толерантности подрастающего поколения………………………………………………………………….10
2.2 Технологические разработки формирования коммуникативной толерантности у подростков…………………………………………………..14
Заключение………………………………………………………………17
Список литературы……………………………………………………...18
Приложение…………………………………………………………….. 20

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая техн.основы.docx

— 53.83 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Технологические аспекты формирования коммуникативной толерантности

    1. Социально психологические особенности…………………………5
    2. Проблемы коммуникативной толерантности подросткового возраста……………………………………………………………....7

Глава 2. Технологические основы коммуникативной толерантности подростков

2.1 Пути формирования коммуникативной  толерантности подрастающего поколения………………………………………………………………….10

2.2  Технологические разработки  формирования коммуникативной толерантности  у подростков…………………………………………………..14

Заключение………………………………………………………………17

Список литературы……………………………………………………...18

Приложение…………………………………………………………….. 20

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  проблемы.

Сегодня, в современной  ситуации социальной неопределенности во все большой степени выходит  на передний план проблема взаимоотношений  между людьми, проявление жестокости, повышенной агрессивности, отчужденности  подрастающего поколения.

Особое внимание проблеме формирования толерантного поведения  человека должно уделяться в подростковом и юношеском возрасте, когда направленность на окружающий мир максимальна. Всем известно, что это возраст –  проб и ошибок. Подростки часто  подвержены влиянию различных идеологий, в том числе националистических, что может служить поводом  для экстремистского поведения  и участия подростков в межнациональных  политических конфликтах. Все чаще подростки становятся частью различных  субкультур, враждующих между собой. Если не снижать развивающую агрессивность  среди них, то в ближайшем будущем  мы придем к постоянным конфликтам среди молодежных объединений.

Формирование коммуникативной  толерантности – общее дело многих государственных и общественных институтов, но когда его объектами  выступают дети, главная нагрузка и ответственность в работе с  ними ложится именно на образовательную  среду и досуговую деятельность. Поэтому тему курсовой работы я выбрала

Объект: дети подросткового возраста.

Предмет: процесс формирования коммуникативной толерантности подростков.

Цель: выявить и определить способы формирования коммуникативной толерантности подростков.

Задачи:

  1. развивающие:
  • Нормализация самооценки.
  • Снятие чувства страха, тревоги в общении с окружающими, вселить веру в собственные силы, успех.
  • Оказание помощи в преодолении “синдрома неудачника”.
  • Формирование активной жизненной позиции.
  • Развить  понимание собственного поведения, владению собой.
  1. воспитательные:
  • Улучшение психологического климата в группе.
  • Формирование навыков сотрудничества, навыков конструктивного общения, необходимых в межличностных отношениях.

Базой исследования работы является творческий коллектив Дома культуры Озерского сельского поселения.

Практическая  значимость: В процессе, решение данных проблем взаимодействия с подростком может помочь подросткам пересмотреть, критически осмыслить свое поведение, отношение к другим людям и к себе, создать предпосылки для нормального хода личностного развития. 

Методы исследования:

- теоретический анализ  специальной литературы;

- изучение опыта деятельности

Структура работы: работа состоит  из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Глава 1. Технологические  аспекты формирования коммуникативной  толерантности

1.1Социально психологические особенности

Подростковый возраст - период жизни человека от детства к юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет). В этот самый короткий период, подросток проходит большой путь в своем развитии; через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности.

Подростковый комплекс включает перепады настроения от безудержного веселья к унынию и обратно  без достаточных причин, а также  ряд других полярных качеств, выступающих  попеременно. Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней самодостаточностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность  порою уживается с поразительной  черствостью, болезненная застенчивость - с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими – с  показной независимостью, борьба с  авторитетами, общепринятыми правила  и распространенными идеалами - с  обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование –  с сухими мудрствованием. Можно говорить о трех кризисах, которые сливаются воедино и переживаются подростками, а значит, о трех группах причин, которые делают возраст труднее.

  1. Физиологические причины трудностей.

В этот период происходит резкий скачок в физическом развитии. Часто  подросток кажется неуклюжим. Кровоснабжение затруднено, подростки часто жалуются на головную боль, быструю утомляемость. Возрастает контроль над инстинктом, эмоциями. Процесс возбуждения преобладает  над процессом торможения, характерна повышенная возбудимость. Быстрый рост и половое созревание организма  делают психику подростка очень  неустойчивой. В связи с физиологическими особенностями, развитие девочки- подростки выглядят старше своих сверстников.

  1. Психологические причины трудностей.

Подростковый возраст- это  период становления нравственности подростков, открытия его «я», приобретение новой социальной позиции, период потери детского образа жизни. Пора мучительно - тревожных сомнений в себе, в  своих возможностях, поиски правды в себе и в других. Не всегда адекватно  оценивают свои возможности, нет  четкого различия между хотеть и  мочь. В поведении, в связи с  этим наблюдаются подозрительность, озлобленность, раздражимость. Подросток  живет в настоящем времени, но для него большое значение имеют  его прошлое и будущее. Мир  его понятий и представлений  переполнен не оформленными до конца  теориями о самом себе и о жизни, планами на свое будущее и будущее  общества. У подростков очень сильно выражена потребность в самопознании и самоопределении. Он мучительно ищет ответы на вопросы о том: Кто я  есть? Какой я в сравнении с  другими людьми? Что я хочу? На что я способен?

  1. Социально-психологические причины трудностей.

Мир подростка насыщен  идеальными настроениями, которые выводят  его за пределы обыденной жизни, взаимоотношений с другими людьми. Объектом самых важных его размышлений  становятся будущие возможности, которые  связаны с ним лично: выбор  профессии, стремление уметь взаимодействовать  с социальными группами. У подростка  появляется так называемое чувство  взрослости: потребность быть, казаться и вести себя как взрослый, стать  независимым от опеки и контроля, обрести взрослые права.

Основное противоречие подросткового  возраста: подросток хочет быть взрослым, чтобы окружающие считали его  взрослым и относились к нему соответственно, однако у него самого отсутствует  ощущение подлинной взрослости. Отсюда в поведении подростка наблюдаются две противоположные тенденции:

  1. к независимости - дайте мне все взрослые права и позвольте жить своим умом;
  2. к зависимости от взрослых – взрослые обязанности мне пока что не к чему, я не в состоянии их исполнять, и вообще я рассчитываю на то, что вы не позволите мне совершать никаких ошибок, вся ответственность за мое поведение лежит на вас.

 

Подростковый возраст  – это время, когда происходит бурное развитие и перестройка организма. В отрочестве человек обретает не чувство взрослости, а чувство  возрастной неполноценности. Под влиянием всей окружающей среды у подростка  складываются нравственные идеалы и  мировоззрения. Одним из важнейших  моментов является формирование самосознания, самооценки, появление острого интереса к самому себе. Подросток хочет  разобраться в себе и в тех  отношениях, которые связывают его  с окружающим миром. Подростковый возраст  – это возраст, когда часто  меняются интересы, это год критики  и самокритики, когда подростки  особенно требовательны и к людям, и к учебе, и к себе.

1.2Проблемы коммуникативной толерантности подросткового возраста

Коммуникативная толерантность  – это устойчивое личностное состояние, определяющее особый тип взаимодействия индивида с другими людьми и, характеризующееся  наличием в сознании субъекта успешного, личностно-значимого образца терпимого (бесконфликтного) коммуникативного поведения  и доминантной направленностью  сознания на его выполнение. Оно  включает в себя различного рода мотивы, убеждения, направленные на осознание  модели вероятного поведения, определение  специальных способов действия, оценку возможностей в их соотношении с предстоящими трудностями и необходимостью совершения поступка.

Особое внимание необходимо обращать на толерантность в подростковом возрасте. Ведь именно в этот период начинает формироваться чувство идентичности человека, развиваются коммуникативные навыки, общение выходит на первый план. В подростковом возрасте закладываются основы дальнейшего социального поведения личности, в том числе: способность к эмпатии или конфликтность, социальная изолированность, позитивное или заведомо негативное отношение к другому. К сожалению, очень немногие современные подростки обладают высоким уровнем развития коммуникативной толерантности, что нашло подтверждение в нашем исследовании.

Большинство современных подростков имеет проблемы в коммуникативных навыков:  низкий и очень низкий уровень развития коммуникативных умений,  низкий уровень развития коммуникативной толерантности, высокий уровень развития негативной агрессивности и конфликтности,  средний уровень развития коммуникабельности, низкий уровень развития способности к эмпатии.

Выделяется несколько  структурных компонентов: когнитивный, инструментальный, поведенческий и  эмоциональный.

Когнитивный – это осознание  и интериоризация идей толерантной  коммуникации: идеи многомерности общественного  бытия, единства в многообразии, абсолютного  уважения человека.

Инструментальный – мы понимаем, как умение подростка проектировать  свое взаимодействие как толерантное, овладение им совокупностью разнообразных  коммуникативных умений, позволяющих  партнерам оставаться коммуникативно-толерантными по отношению друг к другу и  ситуации.

Конативный (поведенческий) – интенсивное участие подростка  в коммуникации, инициативность, активность и социальная ответственность, диалогизация общения.

Эмоциональный – отношение  личности к процессу и результатам  толерантной коммуникации через  знак, модальность и силу эмоций, удовлетворенность возникающей  системой межличностных отношений (47).

Таким образом, адекватность понимания  процесса общения и поведения  подростков, определяется уровнем коммуникативной  толерантности. Эффективность поведения, взаимоотношений и общения видится  во взаимосвязанном развитии коммуникативных  способностей как мальчиков, так  и девочек, которые являются составляющими  компонентами психологической культуры личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Технологические  основы коммуникативной толерантности  подростков

2.1 Пути формирования  коммуникативной толерантности  подрастающего поколения

Наиболее благоприятные  для формирования коммуникативной   толерантности  являются коллективная творческая деятельность с общественно значимым смыслом и различные игровые формы. При правильной организации коллективная творческая деятельность позволяет увлечь подростков общим делом, снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях, раскрывает их лучшие стороны, показывает достоинства и проблемы, учит находить компромиссы при коллективном планировании, выборе средств реализации намеченного. Коллективный анализ деятельности формирует умения доброжелательно давать оценки, высказывать мнения о действиях других людей. Коллективная творческая деятельность, общение подростков способствуют формированию толерантности, если подростки при этом приобретают опыт гуманного, партнерского взаимодействия с педагогом, своими сверстниками, старшими и младшими.

 Важно, чтобы педагог личным примером показывал, как надо относиться к суждениям других, говорить и слушать других, корректно отстаивать свою точку зрения.

Когда в группе создан комфортный микроклимат, ее участники обретают уверенность, стремятся учиться  и творить. Игры – одна из самых  эффективных форм создания такой  атмосферы. Они дают ведущим возможность  использовать психологическую энергию  игры в запланированных учебных  процессах. Игры могут значительно  усилить мотивацию участников, способствуют пониманию сложных взаимосвязей. Они помогают социализации и развитию личности участников и дают им возможность проверить на практике, развить и интегрировать различные убеждения, навыки и способности. Применение игр позволяет ведущим полнее реализовать широкий спектр учебных целей. Они в равной степени затрагивают разум и чувства человека, отвечают его потребности в движении. Однако, прежде всего, игры доставляют удовольствие. В свою очередь удовольствие – лучший ответ на вопрос о мотивации. Это энергия, фантазия, коммуникабельность, готовность к риску и импровизации – все то благодаря чему работа в группе становится более спонтанной, концентрированной и полной сюрпризов.

Информация о работе Технология формирования коммуникативной толерантности подростков средствами СКД