Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 16:18, курсовая работа
Объект: дети подросткового возраста.
Предмет: процесс формирования коммуникативной толерантности подростков.
Цель: выявить и определить способы формирования коммуникативной толерантности подростков.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Технологические аспекты формирования коммуникативной толерантности
Социально психологические особенности…………………………5
Проблемы коммуникативной толерантности подросткового возраста……………………………………………………………....7
Глава 2. Технологические основы коммуникативной толерантности подростков
2.1 Пути формирования коммуникативной толерантности подрастающего поколения………………………………………………………………….10
2.2 Технологические разработки формирования коммуникативной толерантности у подростков…………………………………………………..14
Заключение………………………………………………………………17
Список литературы……………………………………………………...18
Приложение…………………………………………………………….. 20
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Технологические аспекты формирования коммуникативной толерантности
Глава 2. Технологические основы коммуникативной толерантности подростков
2.1 Пути формирования
2.2 Технологические разработки
формирования коммуникативной
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Актуальность проблемы.
Сегодня, в современной ситуации социальной неопределенности во все большой степени выходит на передний план проблема взаимоотношений между людьми, проявление жестокости, повышенной агрессивности, отчужденности подрастающего поколения.
Особое внимание проблеме
формирования толерантного поведения
человека должно уделяться в подростковом
и юношеском возрасте, когда направленность
на окружающий мир максимальна. Всем
известно, что это возраст –
проб и ошибок. Подростки часто
подвержены влиянию различных идеологий,
в том числе
Формирование коммуникативной
толерантности – общее дело многих
государственных и общественных
институтов, но когда его объектами
выступают дети, главная нагрузка
и ответственность в работе с
ними ложится именно на образовательную
среду и досуговую
Объект: дети подросткового возраста.
Предмет: процесс формирования коммуникативной толерантности подростков.
Цель: выявить и определить способы формирования коммуникативной толерантности подростков.
Задачи:
Базой исследования работы является творческий коллектив Дома культуры Озерского сельского поселения.
Практическая значимость: В процессе, решение данных проблем взаимодействия с подростком может помочь подросткам пересмотреть, критически осмыслить свое поведение, отношение к другим людям и к себе, создать предпосылки для нормального хода личностного развития.
Методы исследования:
- теоретический анализ специальной литературы;
- изучение опыта деятельности
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Технологические аспекты формирования коммуникативной толерантности
1.1Социально психологические особенности
Подростковый возраст - период жизни человека от детства к юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет). В этот самый короткий период, подросток проходит большой путь в своем развитии; через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности.
Подростковый комплекс включает
перепады настроения от безудержного
веселья к унынию и обратно
без достаточных причин, а также
ряд других полярных качеств, выступающих
попеременно. Чувствительность к оценке
посторонними своей внешности, способностей,
умений сочетается с излишней самодостаточностью
и безапелляционными суждениями
в отношении окружающих. Сентиментальность
порою уживается с
В этот период происходит резкий
скачок в физическом развитии. Часто
подросток кажется неуклюжим. Кровоснабжение
затруднено, подростки часто жалуются
на головную боль, быструю утомляемость.
Возрастает контроль над инстинктом,
эмоциями. Процесс возбуждения
Подростковый возраст- это период становления нравственности подростков, открытия его «я», приобретение новой социальной позиции, период потери детского образа жизни. Пора мучительно - тревожных сомнений в себе, в своих возможностях, поиски правды в себе и в других. Не всегда адекватно оценивают свои возможности, нет четкого различия между хотеть и мочь. В поведении, в связи с этим наблюдаются подозрительность, озлобленность, раздражимость. Подросток живет в настоящем времени, но для него большое значение имеют его прошлое и будущее. Мир его понятий и представлений переполнен не оформленными до конца теориями о самом себе и о жизни, планами на свое будущее и будущее общества. У подростков очень сильно выражена потребность в самопознании и самоопределении. Он мучительно ищет ответы на вопросы о том: Кто я есть? Какой я в сравнении с другими людьми? Что я хочу? На что я способен?
Мир подростка насыщен
идеальными настроениями, которые выводят
его за пределы обыденной жизни,
взаимоотношений с другими
Основное противоречие подросткового возраста: подросток хочет быть взрослым, чтобы окружающие считали его взрослым и относились к нему соответственно, однако у него самого отсутствует ощущение подлинной взрослости. Отсюда в поведении подростка наблюдаются две противоположные тенденции:
Подростковый возраст – это время, когда происходит бурное развитие и перестройка организма. В отрочестве человек обретает не чувство взрослости, а чувство возрастной неполноценности. Под влиянием всей окружающей среды у подростка складываются нравственные идеалы и мировоззрения. Одним из важнейших моментов является формирование самосознания, самооценки, появление острого интереса к самому себе. Подросток хочет разобраться в себе и в тех отношениях, которые связывают его с окружающим миром. Подростковый возраст – это возраст, когда часто меняются интересы, это год критики и самокритики, когда подростки особенно требовательны и к людям, и к учебе, и к себе.
1.2Проблемы коммуникативной толерантности подросткового возраста
Коммуникативная толерантность
– это устойчивое личностное состояние,
определяющее особый тип взаимодействия
индивида с другими людьми и, характеризующееся
наличием в сознании субъекта успешного,
личностно-значимого образца
Особое внимание необходимо обращать на толерантность в подростковом возрасте. Ведь именно в этот период начинает формироваться чувство идентичности человека, развиваются коммуникативные навыки, общение выходит на первый план. В подростковом возрасте закладываются основы дальнейшего социального поведения личности, в том числе: способность к эмпатии или конфликтность, социальная изолированность, позитивное или заведомо негативное отношение к другому. К сожалению, очень немногие современные подростки обладают высоким уровнем развития коммуникативной толерантности, что нашло подтверждение в нашем исследовании.
Большинство современных подростков имеет проблемы в коммуникативных навыков: низкий и очень низкий уровень развития коммуникативных умений, низкий уровень развития коммуникативной толерантности, высокий уровень развития негативной агрессивности и конфликтности, средний уровень развития коммуникабельности, низкий уровень развития способности к эмпатии.
Выделяется несколько структурных компонентов: когнитивный, инструментальный, поведенческий и эмоциональный.
Когнитивный – это осознание и интериоризация идей толерантной коммуникации: идеи многомерности общественного бытия, единства в многообразии, абсолютного уважения человека.
Инструментальный – мы понимаем, как умение подростка проектировать свое взаимодействие как толерантное, овладение им совокупностью разнообразных коммуникативных умений, позволяющих партнерам оставаться коммуникативно-толерантными по отношению друг к другу и ситуации.
Конативный (поведенческий)
– интенсивное участие
Эмоциональный – отношение личности к процессу и результатам толерантной коммуникации через знак, модальность и силу эмоций, удовлетворенность возникающей системой межличностных отношений (47).
Таким образом, адекватность понимания
процесса общения и поведения
подростков, определяется уровнем коммуникативной
толерантности. Эффективность поведения,
взаимоотношений и общения
Глава 2. Технологические основы коммуникативной толерантности подростков
2.1 Пути формирования коммуникативной толерантности подрастающего поколения
Наиболее благоприятные для формирования коммуникативной толерантности являются коллективная творческая деятельность с общественно значимым смыслом и различные игровые формы. При правильной организации коллективная творческая деятельность позволяет увлечь подростков общим делом, снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях, раскрывает их лучшие стороны, показывает достоинства и проблемы, учит находить компромиссы при коллективном планировании, выборе средств реализации намеченного. Коллективный анализ деятельности формирует умения доброжелательно давать оценки, высказывать мнения о действиях других людей. Коллективная творческая деятельность, общение подростков способствуют формированию толерантности, если подростки при этом приобретают опыт гуманного, партнерского взаимодействия с педагогом, своими сверстниками, старшими и младшими.
Важно, чтобы педагог личным примером показывал, как надо относиться к суждениям других, говорить и слушать других, корректно отстаивать свою точку зрения.
Когда в группе создан комфортный
микроклимат, ее участники обретают
уверенность, стремятся учиться
и творить. Игры – одна из самых
эффективных форм создания такой
атмосферы. Они дают ведущим возможность
использовать психологическую энергию
игры в запланированных учебных
процессах. Игры могут значительно
усилить мотивацию участников, способствуют
пониманию сложных
Информация о работе Технология формирования коммуникативной толерантности подростков средствами СКД