Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 16:18, курсовая работа
Объект: дети подросткового возраста.
Предмет: процесс формирования коммуникативной толерантности подростков.
Цель: выявить и определить способы формирования коммуникативной толерантности подростков.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Технологические аспекты формирования коммуникативной толерантности
Социально психологические особенности…………………………5
Проблемы коммуникативной толерантности подросткового возраста……………………………………………………………....7
Глава 2. Технологические основы коммуникативной толерантности подростков
2.1 Пути формирования коммуникативной толерантности подрастающего поколения………………………………………………………………….10
2.2 Технологические разработки формирования коммуникативной толерантности у подростков…………………………………………………..14
Заключение………………………………………………………………17
Список литературы……………………………………………………...18
Приложение…………………………………………………………….. 20
Целью программы является укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества.
Программа формирования толерантных установок у подростков состоит из трех блоков, имеющих логическую связь. Предполагается постепенное движение детей от принятия своего «Я», через понимание и принятие других людей к умению строить с ними конструктивные отношения.
I блок программы «Путешествие
по внутреннему миру» нацелен
на самоидентификацию,
II блок «Путешествие во
Вселенной человеческих
III блок «Галактика гармоничных
отношений» — умение ладить
с другими, конструктивно
МОЯ ВСЕЛЕННАЯ
Цели занятия:
— осознание учащимися круга своего общения, своих взаимоотношений с окружающими их людьми;
— определение подростком значимых для него людей, наиболее ценимых в них качеств;
— формирование толерантных установок в отношении других людей.
Оборудование: листы бумаги, восковые мелки или фломастеры, ручки, космическая музыка.
Ход занятия
1. (Звучит музыка.) Всем
нам приходится
Возможно, какой-то человек
только промелькнул в твоей жизни,
подобно комете, но оставил свой
неизгладимый след. А кто-то, подобно
планете-спутнику, постоянно находится
рядом с тобой. Приятно или
неприятно тебе это общение? Возможно,
у тебя много знакомых и товарищей,
которые напоминают Млечный путь,
а может быть, у тебя есть верные
друзья, которые совместно с тобой
образуют созвездие, либо есть один друг,
но он — самая большая планета
в твоей Вселенной. У тебя есть
возможность подумать о том, какая
она — твоя Вселенная, как она
выглядит, какие ощущения у тебя
с нею связаны. И ты можешь, еще
немного попутешествовав во Вселенной
своих взаимоотношений с
2. Нарисуй свою Вселенную, дай названия планетам, звездам, кометам в ней. Определи ту, которая принадлежит тебе. Посели на другие людей из своего окружения.
3. Опиши свои ощущения
во время путешествия по своей
Вселенной. Все ли тебя в
ней устраивает или что-то
4. Выдели двух человек из своего окружения, которые для тебя наиболее значимы. Запиши те качества, которые тебе нравятся в каждом из них (поставь инициалы первого и ниже перечисли эти качества, затем то же повтори для второго). Просмотри свои списки и подчеркни те качества, которые в них совпадают. Выпиши их отдельно. Это те качества, которые ты ценишь в других.
5. А теперь определи
двух человек, особенно
6. Часто мы не принимаем
что-то в другом человеке, потому
что не знаем и не понимаем
его. Один из секретов
— Представь себя этим человеком.
— Изобрази его выражение лица.
— Прими его любимую позу.
— Ощути те чувства, которые у тебя возникают.
— Вспомни, какие слова, выражения использует этот человек.
— Что он любит делать?
— Как он обычно справляется с жизненными трудностями? А теперь запиши свои мысли об этом человеке.
7. Окончание занятия:
• Сегодня на занятии я понял(а)...
• Меня удивило...
• Я чувствую...
• Я думаю...
• Я хочу...
ПЛАНЕТА ДРУЖБЫ
Цель занятия:
— способствовать формированию благоприятного психологического климата в ученическом коллективе;
— развивать дружеские отношения между детьми;
— поддерживать у ребят интерес друг к другу, желание приносить своими поступками радость окружающим;
Оборудование: бумага, ручки, восковые мелки, плакаты с изображением сердца, планет, сказка И. Вачкова «О дружбе и ее потере» (с некоторыми изменениями текста).
Ход занятия
1. Внимание! Внимание! Внимание!
С планеты Дружба получен
Все жители этой планеты были большими друзьями и превыше всего ценили свою дружбу. Однажды каким-то космическим ветром к ним занесло старого волшебника, много повидавшего на своем веку. Старый волшебник засомневался в нерушимости их дружбы. Тогда жители планеты заявили: «Мы уверены в том, что наша дружба не может исчезнуть. Можешь как угодно испытать нас, дружба останется несокрушимой».
— Вы хотите подвергнуть вашу дружбу испытаниям? — спросил старый волшебник. — ведь потерянную дружбу очень трудно вернуть.
Однако жители планеты настаивали на испытаниях. Вначале волшебник лишил их языка, на котором они общались. Жители сумели прекрасно обходиться без слов и быстро научились понимать друг друга. Тогда волшебник поселил в их душах злобу, грубость, лживость. Стали жители оскорблять друг друга, придумывать обидные клички и прозвища, часто между ними происходили драки. Казалось, приходит конец их дружбе. Но друзья остановились. Они сумели простить друг другу дерзкие и несправедливые слова, и дружба их устояла. И страх перед миром, и жажду власти, и горестные переживания — всё смогла победить и преодолеть настоящая дружба.
Уже хотел прекратить испытания волшебник, но прежде решил попробовать последнее средство. И в этот раз заклинания подействовали, отвернулись друзья друг от друга, разошлись все в разные стороны. Как ни старался старый волшебник расколдовать их и восстановить дружбу, ничего у него не получилось. Потому что наколдованное им качество разрушает все — даже самые добрые отношения. Потому что как болезнь проникает оно в душу и отделяет одно живое существо от всех других живых существ. Потому что враждебно это качество всякому искреннему и доброму общению. Никакая дружба не устоит, если в душе поселяется эгоизм.
Посмотрите, уже показалась нужная нам планета. С тех пор как она оказалась в руках эгоизма, подернута планета мрачной дымкой.
Только те, кто по-настоящему умеет дружить, смогут победить эгоизм. А чем для вас является дружба? Подумайте над этим и закончите предложения:
Дружба — это...
Друг — это...
Дружба в моей жизни...
(Продолжить предложения должен тот, кто поймает мяч.)
Избавить от эгоизма души жителей планеты вы сможете, если пройдете все испытания. Вы готовы к ним?
Испытание 1. Достаточно легко дарить подарки, помогать или делать что-то приятное в расчете на последующую благодарность или ответную помощь, подарок. Значительно сложнее это делать тайно, не рассчитывая на ответ. Сейчас каждый из вас по жребию получит имя того, кому вы тайно сделаете подарок. Этим подарком станет то, что, по вашему мнению, очень важно именно этому человеку. Такой подарок невозможно купить. Запишите то, что вы хотели бы подарить, на листе бумаги, свой подарок вы можете украсить. Важное условие — подарок должен быть приятен тому, кто его получил. Если это условие не будет выполнено и хоть один человек выразит недовольство, то вы испытание не прошли.
Листы собираются (они должны быть подписаны), а затем вручаются адресату.
Обсуждение:
Что вы почувствовали, когда получили подарок?
Кто недоволен полученным подарком?
Приятно ли было делать подарки? Все ли получили подарки?
Испытание 2. Часто окружающие
нуждаются в нашей поддержке.
Умеете ли вы оказывать внимание и
поддержку? Сейчас каждый из вас с
закрытыми глазами пройдет
Отслеживание результатов прохождения испытаний.
Испытание 3. Каждому человеку приятно слышать в свой адрес добрые слова. Умеете ли вы говорить другим людям приятное?
Сейчас вы можете наговорить друг другу много комплиментов. Подумайте о каких-либо чертах характера или личности, например о дружелюбии, уме, чуткости и пр. Один из вас начинает и говорит комплимент рядом стоящему, второй повторяет комплимент первого и добавляет свой, третий должен назвать два предыдущих и добавляет свой и т.д., последний передает комплименты первому.
Отслеживание результатов прохождения испытания.
За прохождение каждого испытания команды получают жетоны. В случае успешного прохождения всех этапов дети выполняют следующее упражнение.
3. Вы успешно прошли
все испытания, и теперь, чтобы
окончательно расколдовать
Ваше полное доброты сердце расколдовало жителей планеты, теперь они бережнее будут относиться к тому, что имеют. Они будут хранить свое хорошее отношение друг к другу, свою дружбу.
А теперь кто-то один из группы выходит в центр, к нему подходит другой, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятный день!» Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. К ним подходит третий, берет за руку кого-то одного и произносит те же слова благодарности. Таким образом, группа в центре постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к группе присоединится последний участник, круг замыкается, и все завершается безмолвным крепким троекратным пожатием рук. На этом игра заканчивается.
4. Окончание:
• Сегодня на занятии я понял(а)...
• Меня удивило...
• Я думаю...
• Я хочу...
• Я чувствую...
ПЛАНЕТА БЛАГОРОДСТВА
Цель занятия:
— осознание детьми понятия
«благородство», по отношению к каким
людям они поступают
— формирование положительных установок по отношению к другим людям;
— развитие толерантности к окружающим;
— способствовать самоанализу и самопознанию учащихся;
— помочь раскрыть качества, необходимые для эффективного межличностного общения.
Оборудование: сказка С. Брайера «Роза», листы бумаги, ручки, восковые мелки или фломастеры, спокойная музыка.
Ход занятия
1. Мы продолжаем путешествие
по Вселенной человеческих
Как вы понимаете, что такое благородство (продолжите предложение «Благородство — это...», «Благородный человек — это...»)?
Итак, в путь... (звучит спокойная музыка). Пока мы преодолеваем большие пространства, послушайте небольшой рассказ.
Жила-была роза. Очень красивая — алая и душистая. И еще она была доброй. Однажды сирень сказала:
— Меня замучили козы! Они меня съедят!
Роза пожалела ее и подарила свои шипы. Теперь козы не могли есть сирень.
— Роза, — попросил тюльпан. — Ты такая добрая, подари мне свой замечательный аромат. И роза подарила в ту же минуту.
— Ах! — воскликнул тюльпан. — Ах, я пахну! Я счастлив!
— Добрая роза! — сказала ночная фиалка. — Подари мне свой алый цвет. Я от природы бледна и невзрачна.
И роза подарила ей алый цвет.
Все заметили, что осталась она беззащитной, некрасивой, но каждый радовался за себя.
Тут пришли козы. Они увидали розу — воскликнули:
— Что за чудо, какого мы еще не видали?!
Они, прежде поедавшие цветы без сожаления, смотрели на розу — и улыбались, как дети. Бутон розы был совершенно прозрачный, будто капля с неба! Ведь она отдала свой алый цвет.
— Удивительная чистота! — сказали козы и решили больше не трогать цветы.
Рефлексия: дети делятся своими впечатлениями об услышанном.
2. Вот мы и прибыли
на планету Благородства. Здесь
живут люди, которые понимают, что,
для того чтобы жить в мире
и согласии с окружающими,
Информация о работе Технология формирования коммуникативной толерантности подростков средствами СКД