Типы культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 17:45, реферат

Краткое описание

1. ВВЕДЕНИЕ
Типы культуры
При обсуждении типов культуры мы будем использовать термины «простое» и «дописьменное», а также «сложное» и «письменное» общество. Дописьменное означает отсутствие письменного языка и соответственно описывает большинство доземледельческих обществ. Земледельческое общество относится к историческим, так как письменность уже существовала.

Содержание

1. Введение ……………………………………………………………………3
2. Основная часть…………………………………………………………….4

3. Заключение…………………………………………………………………21
4. Список использованной литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология Кравченко А.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

Информация стремительно становится все более и более  доступной из-за развития технологии. Персональные компьютеры, автоматическая обработка текстов, кабельное телевидение, видеодиски и записывающие видеоустройства все шире проникают в дома, школы и офисы. 

Каждый год  информация в мире удваивается и  утраивается, выходят все новые  информационные каналы, а самым передовым является система Интернет — компьютерная паутина, опутавшая невидимыми нитями весь земной шар. Сегодня по Интернету люди из разных концов земного шара общаются письменно и визуально, проводятся научные конференции и показательные операции. Благодаря Интернету можно войти в любую библиотеку мира, прочитать любую газету и узнать самые последние новости. 

За время существования  человеческого общества кардинальным образом изменились источники энергии, определяющие скорость технического прогресса. Простое общество — это эпоха человеческих мускулов; аграрное общество — силы животных; индустриальное — мощи электричества, пара, ветра, воды; наконец, постиндустриальное общество — эпоха атомной и термоядерной энергии. 

Критериев или оснований типологии культур может быть много, например: связь с религией; региональная принадлежность культуры; регионально-этнические особенности; принадлежность к историческому типу общества; хозяйственный уклад; сфера общества или вид деятельности; связь с территорией; специализация; уровень мастерства и тип аудитории и др. Когда говорят о художественной, экономической или политической культурах, специалисты называют их разновидностями или сферами культуры общества. 

Отраслями культуры следует называть такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого. 

Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения  людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого. Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они не являются также составными частями какого-то целого. 

Видами культуры мы будем называть такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями  более общей культуры.

К основным видам  культуры мы будем относить: 

а) доминирующую (общенациональную) культуру, субкультуру  и контркультуру;

б) сельскую и  городскую культуры;

в) обыденную  и специализированную культуры. 

Виды  культуры 

Доминирующая  культура — совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества, называется господствующей, или доминирующей, культурой. Доминирующая культура может быть национальной или этнической в зависимости от того, насколько сложно организовано данное общество и насколько многолюдной является данная страна. 

Этническая культура — совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденной жизни, бытовой культуры. Она имеет ядро и периферию. Этническая культура включает орудия труда, нравы, обычаи, нормы  обычного права, ценности, постройки, одежду, пищу, средства передвижения, жилище, знания, верования, виды народного искусства. 

Этнос — социокультурная  общность людей. Нация обозначает территориальное, экономическое и лингвистическое  объединение людей, имеющее социальную структуру и политическую организацию. Национальная культура включает наряду с традиционно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры. А поскольку нация охватывает общество, а общество имеет стратификацию и социальную структуру, то понятие национальной культуры охватывает субкультуры всех больших групп. Этнические культуры входят в состав национальной. Поскольку общество распадается на множество групп — национальных, демографических, социальных, профессиональных, — постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами. 

Субкультура —  это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отмечающаяся или противостоящая целому, но в  главных чертах согласующаяся и  продолжающая культуру нации, которая получила название доминирующей культуры. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее. 

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая  не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится  в конфликте с господствующими  ценностями. 
 

Типы  культуры 

По хозяйственному укладу выделяют следующие главные типы культуры: культура охотников и собирателей культура скотоводов и земледельцев; промышленная (индустриальная) культура; постиндустриальная культура; информационная культура. 
 

Цивилизация как тип культуры 

В последнее  время "цивилизационный подход" к изучению культуры всё чаще встречается в научных исследованиях и публикациях. В то же время, достаточно однозначного понимания цивилизационных процессов в науке нет. Поэтому мы будем исходить здесь из традиционного понимания цивилизации, сложившегося в науке ещё предшествующего периода. 

Если мы посмотрим  на современную нам культуру, то обнаружим привычную для нас  картину. Мы работаем, если нам скучно, ходим в театр - познакомиться  с игрой актеров - или на концерт - послушать музыку пианистов или  скрипачей. Многие предпочитают посещать стадион, где они с наслаждением наблюдают за игрой известных футболистов. Выходит, что сами мы, как правило, занимаемся одним каким-то видом деятельности, а с продукцией других знакомимся, лишь обменяв свой продукт на результат труда других людей - занятых каждый в своей области. Наша культура строится на разделении труда между различными группами людей и обмене продуктами, результатами их деятельности. И это представляется нам естественным - у нас есть кино, театр, художники, скульпторы, дворники, политики и т. д. 

Когда европейцы  столкнулись с представителями  других народов, оказалось, что у  них нет привычной для Европы культуры: ни писателей, ни художников, ни музыкантов и т. д., что культура их - в представлении европейцев - не "культура". Родился миф о "некультурных народах", "дикарях", которые противостоят "культурным", цивилизованным народам. Между дикостью и цивилизацией помещались народы, у которых можно было проследить зачатки складывавшейся системы разделения труда - "культуры варваров". 

Цивилизация (от лат. civilis - гражданский, государственный) - термин, введённый в 1768 г. А. Фергюсоном, который обозначил так в предложенной им периодизации истории человечества последнюю ступень исторического  развития, идущую на смену дикости и варварству, что связано с введением земледелия и установлением частной собственности, закреплённой законом. Это членение (дикость, варварство, цивилизация) было использовано Льюисом Генри Морганом (1818-1881). Он связывал появление цивилизации с изобретением алфавитного письма. 

В марксистской литературе термин "цивилизация" употребляется в трёх смыслах: 

Ступень, достигнутая  обществом при смене доклассового общества - классовым, признаками которого служат государство и эксплуатация. 

Уровень культурного развития, достигнутый классовым обществом, как оппозиция сравнительно низкой культуре доклассового общества. 

Формационный  тип или более частная пространственно-временная  разновидность культуры классового или приходящего ему на смену  бесклассового общества, например, античная, христианская, европейская и т. п. 

Георг Вильгельм  Фридрих Гегель (1770-1831) понимал под  цивилизацией материально-техническую  базу духовной культуры, причём необязательно  классового общества. Это, например, неолитическая цивилизация.  

Известный российский философ К. М. Кантор отмечает, что "Сейчас ищут новые идеи для "новой цивилизации", парадигму "новой цивилизации". А речь должна идти не о новой  цивилизации, а о новой истории, новом витке истории, порывающем с цивилизацией, о продолжении истории как движения к ассоциации, где свободное развитие каждого станет условием свободного развития всех. А идеи этого нового витка истории существуют уже более сотни лет. Таким образом, мы можем выделить два типа культур - культура ассоциации и культура цивилизации. Критерием для выделения этих культур служит закон общественного разделения труда, условия для которого создаются или отсутствуют в обществе. 

Человеческая  культура начинает возникать как  культура ассоциации, то есть общества, где не действует закон общественного разделения труда, где человек вынужден заниматься всеми и всяческими видами деятельности. Здесь сознание ещё непосредственно вплетено в процесс материальной жизни и духовность не представляет из себя обособленной области жизнедеятельности. Этот примитивный, первобытный синкретизм (сложность) культуры - характерная черта общества, которое было названо "диким". Здесь действует разделение труда, но определяемое природными факторами: возрастом, полом, географическими особенностями территории. Культура примитивной ассоциации, или "дикости" возникает вместе с культурой камня, культурой присвоения, но вот в дальнейшем пути этих культур расходятся. Уже в каменном веке, в условиях неолитической революции происходит переход к культуре производства, что приводит к социальному расслоению. Именно здесь происходит выделение духовной культуры из материального производства и превращение её в относительно самостоятельную сферу общества со своими видами духовной деятельности: управления, организации производства, миротворчества, создания искусства и т. д. Происходит закрепление групп людей за определенными видами деятельности, то есть утверждение профессионализма. Это - век "культурных героев", "великих людей": великих воинов, великих жрецов, колдунов, шаманов, знахарей, сказителей. Это - культура варваров. Именно для варварской культуры характерно обособление духовной деятельности в качестве профессии, но отсутствует ещё сращенность этой профессии с собственностью. 

Закреплённость  человека за определенным видом деятельности, иногда пожизненная, а со временем и потомственная, приводит к накоплению знаний, умений, навыков, их сохранению и более полной передаче по наследству. Это период, когда создаются первые мифологические системы - Ригведа, Авеста, Калевала и др., родоплеменные религии и культы, своей вершины достигает искусство обработки камня, вплоть до выделки шлифованных изделий, открывается керамика, происходит доместикация, одомашнивание скота. 

Но, пожалуй, самым  значительным изобретением варварской культуры является кастовый слой: есть касты воинов, жрецов, земледельцев и слуг - как просто разрешена проблема накопления знаний, опыта, их сохранения, их освоения: отец-воин передаёт сыну свои знания, умения вместе с оружием, ремесленник - своё ремесло, брадобрей - своё искусство и т. д. Никаких споров, сомнений - всё определено раз и навсегда. Нарушение закона варны карается кармическим воздаянием - угрозой потери статуса в будущем перерождении.  

Но то, что  в начале казалось гениальным, со временем превращается в тормоз развития культуры: а как быть с одарённостью? Личной склонностью, с мечтами, ожиданиями человека? Ведь каста игнорирует индивидуальность, а значит, и частную собственность. 

Закреплённость  за видами деятельности создаёт условия для индивидуального, частного накопления богатства, его концентрации в руках собственников, и, с другой стороны, лишения собственности со стороны общинников. Наступает следующий, третий этап в разделении общественного труда: труд определяется собственностью или её отсутствием. Появляются классы - группы лиц с противоположным отношением к собственности, классовая эксплуатация, а значит, и борьба. Это - культура цивилизации. Классовая борьба вызывает появление государства, строительство городов, где аккумулируется прибавочный продукт, развитие законодательства и письменности, как необходимого средства для налаживания учёта и контроля в государственном аппарате. Но раз есть письменность, значит, должны быть и грамотные люди, а это даёт толчок для развития образования, наук, философии. Изменяется и структура финансирования: в ассоциации непосредственный производитель материальных благ производит и духовные продукты.

В варварском обществе производители добровольно обменивают свою материальную продукцию на продукты духовного труда или услуги. Но сохраняется в "снятом", преобразованном виде и та схема развития культуры, которая создана была в примитивной ассоциации - самофинансирование. 

Информация о работе Типы культуры