Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 17:45, реферат
1. ВВЕДЕНИЕ
Типы культуры
При обсуждении типов культуры мы будем использовать термины «простое» и «дописьменное», а также «сложное» и «письменное» общество. Дописьменное означает отсутствие письменного языка и соответственно описывает большинство доземледельческих обществ. Земледельческое общество относится к историческим, так как письменность уже существовала.
1. Введение ……………………………………………………………………3
2. Основная часть…………………………………………………………….4
3. Заключение…………………………………………………………………21
4. Список использованной литературы…………………………
Информация стремительно
становится все более и более
доступной из-за развития технологии.
Персональные компьютеры, автоматическая
обработка текстов, кабельное телевидение,
видеодиски и записывающие видеоустройства
все шире проникают в дома, школы и офисы.
Каждый год
информация в мире удваивается и
утраивается, выходят все новые
информационные каналы, а самым передовым
является система Интернет — компьютерная
паутина, опутавшая невидимыми нитями
весь земной шар. Сегодня по Интернету
люди из разных концов земного шара общаются
письменно и визуально, проводятся научные
конференции и показательные операции.
Благодаря Интернету можно войти в любую
библиотеку мира, прочитать любую газету
и узнать самые последние новости.
За время существования
человеческого общества кардинальным
образом изменились источники энергии,
определяющие скорость технического прогресса.
Простое общество — это эпоха человеческих
мускулов; аграрное общество — силы животных;
индустриальное — мощи электричества,
пара, ветра, воды; наконец, постиндустриальное
общество — эпоха атомной и термоядерной
энергии.
Критериев или оснований
типологии культур может быть много, например:
связь с религией; региональная принадлежность
культуры; регионально-этнические особенности;
принадлежность к историческому типу
общества; хозяйственный уклад; сфера
общества или вид деятельности; связь
с территорией; специализация; уровень
мастерства и тип аудитории и др. Когда
говорят о художественной, экономической
или политической культурах, специалисты
называют их разновидностями или сферами
культуры общества.
Отраслями культуры
следует называть такие совокупности
норм, правил и моделей поведения людей,
которые составляют относительно замкнутую
область в составе целого.
Типами культуры
следует именовать такие
Видами культуры мы будем называть такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры.
К основным видам
культуры мы будем относить:
а) доминирующую (общенациональную) культуру, субкультуру и контркультуру;
б) сельскую и городскую культуры;
в) обыденную
и специализированную культуры.
Виды
культуры
Доминирующая
культура — совокупность ценностей,
верований, традиций и обычаев, которыми
руководствуется большинство
Этническая культура
— совокупность черт культуры, касающихся
преимущественно обыденной
Этнос — социокультурная
общность людей. Нация обозначает территориальное,
экономическое и
Субкультура —
это часть общей культуры нации,
в отдельных аспектах отмечающаяся
или противостоящая целому, но в
главных чертах согласующаяся и
продолжающая культуру нации, которая
получила название доминирующей культуры.
Различия могут быть очень сильными, но
субкультура не противостоит доминирующей
культуре. Она включает ряд ценностей
доминирующей культуры и добавляет к ним
новые ценности, характерные только для
нее.
Контркультура
обозначает такую субкультуру, которая
не просто отличается от доминирующей
культуры, но противостоит, находится
в конфликте с господствующими
ценностями.
Типы
культуры
По хозяйственному
укладу выделяют следующие главные
типы культуры: культура охотников и собирателей
культура скотоводов и земледельцев; промышленная
(индустриальная) культура; постиндустриальная
культура; информационная культура.
Цивилизация
как тип культуры
В последнее
время "цивилизационный подход"
к изучению культуры всё чаще встречается
в научных исследованиях и публикациях.
В то же время, достаточно однозначного
понимания цивилизационных процессов
в науке нет. Поэтому мы будем исходить
здесь из традиционного понимания цивилизации,
сложившегося в науке ещё предшествующего
периода.
Если мы посмотрим
на современную нам культуру, то
обнаружим привычную для нас
картину. Мы работаем, если нам скучно,
ходим в театр - познакомиться
с игрой актеров - или на концерт
- послушать музыку пианистов или
скрипачей. Многие предпочитают посещать
стадион, где они с наслаждением наблюдают
за игрой известных футболистов. Выходит,
что сами мы, как правило, занимаемся одним
каким-то видом деятельности, а с продукцией
других знакомимся, лишь обменяв свой
продукт на результат труда других людей
- занятых каждый в своей области. Наша
культура строится на разделении труда
между различными группами людей и обмене
продуктами, результатами их деятельности.
И это представляется нам естественным
- у нас есть кино, театр, художники, скульпторы,
дворники, политики и т. д.
Когда европейцы
столкнулись с представителями
других народов, оказалось, что у
них нет привычной для Европы
культуры: ни писателей, ни художников,
ни музыкантов и т. д., что культура
их - в представлении европейцев
- не "культура". Родился миф о "некультурных
народах", "дикарях", которые противостоят
"культурным", цивилизованным народам.
Между дикостью и цивилизацией помещались
народы, у которых можно было проследить
зачатки складывавшейся системы разделения
труда - "культуры варваров".
Цивилизация (от
лат. civilis - гражданский, государственный)
- термин, введённый в 1768 г. А. Фергюсоном,
который обозначил так в
В марксистской
литературе термин "цивилизация"
употребляется в трёх смыслах:
Ступень, достигнутая
обществом при смене
Уровень культурного
развития, достигнутый классовым обществом,
как оппозиция сравнительно низкой культуре
доклассового общества.
Формационный
тип или более частная
Георг Вильгельм
Фридрих Гегель (1770-1831) понимал под
цивилизацией материально-техническую
базу духовной культуры, причём необязательно
классового общества. Это, например, неолитическая
цивилизация.
Известный российский
философ К. М. Кантор отмечает, что "Сейчас
ищут новые идеи для "новой цивилизации",
парадигму "новой цивилизации".
А речь должна идти не о новой
цивилизации, а о новой истории,
новом витке истории, порывающем
с цивилизацией, о продолжении истории
как движения к ассоциации, где свободное
развитие каждого станет условием свободного
развития всех. А идеи этого нового витка
истории существуют уже более сотни лет.
Таким образом, мы можем выделить два типа
культур - культура ассоциации и культура
цивилизации. Критерием для выделения
этих культур служит закон общественного
разделения труда, условия для которого
создаются или отсутствуют в обществе.
Человеческая
культура начинает возникать как
культура ассоциации, то есть общества,
где не действует закон общественного
разделения труда, где человек вынужден
заниматься всеми и всяческими видами
деятельности. Здесь сознание ещё непосредственно
вплетено в процесс материальной жизни
и духовность не представляет из себя
обособленной области жизнедеятельности.
Этот примитивный, первобытный синкретизм
(сложность) культуры - характерная черта
общества, которое было названо "диким".
Здесь действует разделение труда, но
определяемое природными факторами: возрастом,
полом, географическими особенностями
территории. Культура примитивной ассоциации,
или "дикости" возникает вместе с
культурой камня, культурой присвоения,
но вот в дальнейшем пути этих культур
расходятся. Уже в каменном веке, в условиях
неолитической революции происходит переход
к культуре производства, что приводит
к социальному расслоению. Именно здесь
происходит выделение духовной культуры
из материального производства и превращение
её в относительно самостоятельную сферу
общества со своими видами духовной деятельности:
управления, организации производства,
миротворчества, создания искусства и
т. д. Происходит закрепление групп людей
за определенными видами деятельности,
то есть утверждение профессионализма.
Это - век "культурных героев", "великих
людей": великих воинов, великих жрецов,
колдунов, шаманов, знахарей, сказителей.
Это - культура варваров. Именно для варварской
культуры характерно обособление духовной
деятельности в качестве профессии, но
отсутствует ещё сращенность этой профессии
с собственностью.
Закреплённость
человека за определенным видом деятельности,
иногда пожизненная, а со временем и потомственная,
приводит к накоплению знаний, умений,
навыков, их сохранению и более полной
передаче по наследству. Это период, когда
создаются первые мифологические системы
- Ригведа, Авеста, Калевала и др., родоплеменные
религии и культы, своей вершины достигает
искусство обработки камня, вплоть до
выделки шлифованных изделий, открывается
керамика, происходит доместикация, одомашнивание
скота.
Но, пожалуй, самым
значительным изобретением варварской
культуры является кастовый слой: есть
касты воинов, жрецов, земледельцев и слуг
- как просто разрешена проблема накопления
знаний, опыта, их сохранения, их освоения:
отец-воин передаёт сыну свои знания, умения
вместе с оружием, ремесленник - своё ремесло,
брадобрей - своё искусство и т. д. Никаких
споров, сомнений - всё определено раз
и навсегда. Нарушение закона варны карается
кармическим воздаянием - угрозой потери
статуса в будущем перерождении.
Но то, что
в начале казалось гениальным, со временем
превращается в тормоз развития культуры:
а как быть с одарённостью? Личной склонностью,
с мечтами, ожиданиями человека? Ведь каста
игнорирует индивидуальность, а значит,
и частную собственность.
Закреплённость за видами деятельности создаёт условия для индивидуального, частного накопления богатства, его концентрации в руках собственников, и, с другой стороны, лишения собственности со стороны общинников. Наступает следующий, третий этап в разделении общественного труда: труд определяется собственностью или её отсутствием. Появляются классы - группы лиц с противоположным отношением к собственности, классовая эксплуатация, а значит, и борьба. Это - культура цивилизации. Классовая борьба вызывает появление государства, строительство городов, где аккумулируется прибавочный продукт, развитие законодательства и письменности, как необходимого средства для налаживания учёта и контроля в государственном аппарате. Но раз есть письменность, значит, должны быть и грамотные люди, а это даёт толчок для развития образования, наук, философии. Изменяется и структура финансирования: в ассоциации непосредственный производитель материальных благ производит и духовные продукты.
В варварском обществе
производители добровольно