Традиции и инновации в культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 13:00, реферат

Краткое описание

Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть следующие вопросы:
Понятие «традиция», «новация», «новаторство»;
Динамику традиции и новации в культуре;
Традиционное общество и цивилизацию.

Вложенные файлы: 1 файл

Традиции и новации в культуре.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

Осуждение попыток  творчества, направленного на обновление традиционных норм жизни и деятельности.

Понятно, что традиционная культура ставит преграды переменам  в образе жизни и мышления людей.

 Следствием  этого является устойчивость быта, житейской психологии, хозяйственного уклада, форм социального устройства. Общество веками остается почти неизменным. Тем не менее, в процессе функционирования такой системы как культура в различных ее элементах и подсистемах формируются и накапливаются противоречия.

Система оказывается  разбалансированной и дает сбои, усиливаются  дезинтеграционные тенденции.

Может  сложиться кризисная ситуация, поэтому  процесс обновления необходим.

Если деформация происходит одновременно в  нескольких подсистемах культуры (например, политике, экономике и т.д.), то кризис становится всеохватывающим, приобретает  системный характер.  

Традиции – это наиболее устойчивая часть социокультурного наследия, которое передается из поколения в поколение и воспроизводится в течение долгого времени. Традиции включают в себя объекты социокультурного наследования, сами процессы этого наследования. К традициям относятся культурные образцы, ценности, нормы, идеи, знания.

Традиции образуют органическое единство с новациями. Традиция обеспечивает устойчивость культуры, ее воспроизводство, а новация – ее развитие и взаимодействие с другими культурами. Доминирование  традиций в обществе приводит к застою, доминирование новаций – к  разрушению в самой культуре. Для  разных типов общества характерно свое соотношение традиций и новаций. Современное общество большое внимание уделяет новациям, совершенствованию  различных сфер жизни.

Новации бывают:

    • эндогенные – внутренние, внутри  самой культуры;
    • экзогенные – внешние, заимствованные из других культур.

Эндогенные новации возникают  в ответ на какую-то потребность, которая не может быть удовлетворена  традицией. Эндогенная новация –  это мутация традиции.

Сложнее обстоит дело с экзогенными  новациями, потому что всякая культура защищает свою самобытность.

Поэтому  легче всего усваиваются материальные новации.

Новация происходит от лат. Novatio, вне этого процесса культура не может развиваться и совершенствоваться.

 Плодотворное продолжение  традиция находит именно в  новации как критическом анализе и переработке старых, а так же продуцировании новых ценностей.

Характер соотношения традиций и новаций в культуре не только отражает основные ориентации и ценностный установки культуры, но и является основой ее исторической динамики; задает ее направленность и содержательную размерность.

Культура как целостность в  своем развитии не укладывается в схематизм прямолинейного восхождения по ступеням, когда каждая последующая ступень «снимает» предыдущую, вбирает лучшее и развивается дальше. Жизнь культуры, ее динамика как целостности характеризуется одновременностью и диалогичностью всех входящих в нее образований, которые существуют в сопряжении и одновременно во взаимодействии.

Традиции и новации в динамике  культуры.

 Общество  способно функционировать и развиваться, только наследуя, творчески перерабатывая и обогащая ценности культуры. Поэтому культура - открытая, исторически эволюционирующая система.

Ее динамика предполагает многообразные процессы как преемственности, реализующиеся в форме культурных традиций, так и развития, обогащения ценностей культуры, осуществляющиеся в процессе новаторской деятельности. Традиции, составляя устойчивую сторону культуры, обеспечивают накопление, сохранение и трансляцию социального опыта, и каждое новое накопление может актуализировать этот опыт, опираясь в своей деятельности на достижения предшествующих поколений.

На основе традиций интегрируются  и стабилизируются культурно-исторические образования. Вместе с тем культурные традиции, транслируя социальный опыт, составляют необходимое условие не только существования, но и развития культуры, поскольку вне традиций культуро созидающая деятельность человека лишается своих объективных оснований и механизмов осуществления. Культура не может существовать не обновляясь.

Новации культуры обеспечивают ее динамизм, рост, возникновение качественно  новых форм и типов.

Продуктивные  и социально значимые результаты новаторской деятельности селектируются, закрепляются и включаются в процесс  культурной коммуникации через традицию. Динамизм культуры, лишенный стабилизирующих механизмов, ведет к ее саморазрушению. В своем взаимодействии традиции и новации реализуют стабилизирующую и эвристическую функции в культурно-историческом процессе. Их нерасторжимое единство - универсальная характеристика бытия культуры.

История убедительно  опровергает представления о  культуре как об абсолютно традиционной, так и о всецело новаторской. Преобладание в системе базисных ценностей определенного типа культуры традиций или новаций обусловливает  конкретный вектор ее фундаментальной общекультурной ориентации и служит основанием для разделения обществ на традиционные и современные (инновационные).

 Культура - сложное  и многообразное образование,  в котором можно выделить интернациональную  и национальную, светскую и религиозную, массовую и элитарную и другие подсистемы. В структуре культуры зафиксированы духовные ценности и идеалы, нравственно-эстетические нормы, стандарты человеческого общения и поведения, гуманистические традиции, обычаи и нравы, материальные ценности, а также социальные институты, которые их сохраняют, распространяют и совершенствуют. Несмотря на динамичность и относительную самостоятельность каждого из элементов, культурные феномены всех уровней и форм составляют целостность, системообразующим фактором которой выступают основания (универсалии) исторически определенного типа культуры.

 Единство  культуры заключается в ее  инвариантных характеристиках: она  представляет собой не природный,  а искусственный мир; творчество  культуры - процесс и результат деятельности человека как общественного существа, связывающего в единое целое социальный, природный мир и мир ценностей; преемственность культурной эволюции человечества, связь ее с важнейшими этапами и стадиями человеческой истории; способность культуры выступать в качестве критерия нравственного, интеллектуального и художественно-эстетического состояния человечества, степени развития его духовности.

Многообразие  культуры проявляется в том, что  реально она существует в виде множества неповторимых, своеобразных, качественно неоднородных ее типов и форм, воплощающих особенности исторического, политического, социального, этнического, языкового, ментального характера. Интернационализация всех сфер социального бытия ведет к усилению и углублению взаимодействия и взаимопроникновения культур.

Интеграционные  процессы в сфере культуры, безусловно, порождают разнообразные противоречия, поскольку их характер и последствия  во многом зависят от социальных условий.

Вместе с  тем достаточно очевидно, что, несмотря на возникновение напряженных и сложных отношений между различными национальными и региональными культурами, наличие тенденции к сохранению и даже известному обособлению отдельных национальных культур, перспективы развития современной культуры - в их разностороннем диалоге, в расширении кросскультурных взаимодействий.

 В современных  условиях общечеловеческий, глобальный  образ культуры формируется на  основе достижений множества  национальных культур, уникальных  и неповторимых в своем разнообразии. Интегральная человеческая культура создается усилиями всех народов Земли и носит общечеловеческий характер. 2Культурология. XXвек: Энциклопедия: В 2 т. – СПб., 2008.

 

 

  1. Традиционное общество и цивилизация: перспективы взаимодействия.

Одна из первых проблем, вставших перед исследователями цивилизации, была связана с определением их сущности. 

С точки зрения эволюционных теории цивилизация рассматривается  как этап развития мировой культуры, связанный с преодолением человеком зависимости от природы и созданием сложного организованного общества.

Сторонники  этого подхода большое внимание уделяют исследованию процесса зарождения цивилизации и выделению критериев, отличающих первобытное общество от цивилизованного.

К основным критериям  цивилизации можно отнести: производительный тип хозяйства, развитие не аграрной специализации труда, зарождение практики крупномасштабных общественных работ, наличие четкой социальной дифференциации, переход от обычного права к юридическим законам, появление письменности, математики, элитарной культуры, городов. Частным случаем такого подхода является понимание цивилизации как городского общества.

Цивилизация может пониматься также как духовное, этическое начало жизни общества, существующее независимо от его материальных сторон. Понятие «цивилизация» и культура при таком подходе тождественны.

«В обычном  употреблении слово «цивилизация»  означает то же, что и немецкое «Kultur», а именно достижение высшего уровня развития и высоких моральных  принципов» - А. Швейцер. С его точки  зрения, основой этической регуляции является безусловная воля к жизни и почитание жизни.

Цивилизация часто  понимается, как материально-технологическая, хозяйственная, потребительски-бытовая сторона жизни общества. 

Часть исследователей при этом рассматривают цивилизацию и культуру (творческую, духовную, смыслообразующую деятельность) как взаимодополняющие стороны социокультурной системы. Другие оценивают цивилизацию как этап кризиса, вырождения духовной культуры (О. Шпенглер, Н. Бердяев, К. Ясперс).

«Цивилизация - это крайне внешние и наиболее искусственные состояния, на которые способна высшая раса людей» - О. Шпенглер.

Наиболее распространенным является системный подход, при котором  цивилизация рассматривается как социокультурная суперсистема, не совпадающая ни с нацией, ни с государством, но являющаяся целостной общностью. 

Культура (символические  структуры) и социальные институты  предстают здесь как компоненты целостного образования «цивилизация». Однако, ряд исследователей (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби) полагают, что цивилизация есть «воплощение общего мировоззрения». Это значит, что каждая культурная суперсистема основывается на самобытной системе сверх локальных ценностей, которая и накладывает на все сферы жизни общества, создавая общий стиль.

Таким образом, здесь на первый план выходят духовные компоненты. Другие ученые (М. Блок, Л. Февр, Ф. Бродель) понимают цивилизацию как «сеть взаимодействий» между различными элементами социокультурной системы, равно действие материальной и духовной сфер.

Представители данного подхода полагают, что цивилизация формируется на основе длительного и тесного культурного взаимодействия различных этносов и территорий, в результате чего складывается высокий уровень сходства в институциональных формах и механизмах социальной регуляции, при сохранении разнообразия в этнографической культуре народов, составляющих данную цивилизацию.

В рамках единого  технологического принципа цивилизации  могут различаться на группы параметров:

  • время-ориентированные / пространство-ориентированные;
  • личность-ориентированная / коллектив-ориентированная;
  • рациональная / трансцендентная;
  • духовная / материальная.

Традиционное общество - общество, которое регулируется традицией. Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества стремится сохранить в неизменном виде социокультурные устои жизни. Традиционное общество - аграрное общество.  

Для традиционного  общества, как правило, характерны:  

  • традиционная экономика;
  • стабильность структуры; 
  • сословная организация;  
  • низкая мобильность;
  • высокая смертность;  
  • высокая рождаемость; 
  • низкая ожидаемая продолжительность жизни. 

 

 Традиционный человек  воспринимает мир и заведенный порядок  жизни как нечто неразрывно-целостное, священное и не подлежащее изменению. Место человека в обществе и его  статус определяются традицией (как правило - по праву рождения).  

В традиционном обществе преобладают коллективистские установки, индивидуализм не приветствуется (т. к. свобода индивидуальных действий может приводить к нарушению  заведённого порядка, проверенного временем).

Информация о работе Традиции и инновации в культуре