Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 13:00, реферат
Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть следующие вопросы:
Понятие «традиция», «новация», «новаторство»;
Динамику традиции и новации в культуре;
Традиционное общество и цивилизацию.
Содержание
Введение
У культуры, как у всякого диалектически развивающегося процесса, имеются устойчивая и развивающаяся (новаторская) стороны.
Традиции образуют органическое единство с новациями. Традиция обеспечивает устойчивость культуры, ее воспроизводство, а новация – ее развитие и взаимодействие с другими культурами.
Доминирование традиций в обществе приводит к застою, доминирование новаций – к разрушению в самой культуре. Для разных типов общества характерно свое соотношение традиций и новаций. Современное общество большое внимание уделяет новациям, совершенствованию различных сфер жизни.
Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть следующие вопросы:
Данная работа является, актуальна, потому что были рассмотрены очень важные вопросы традиции и новации в культуре.
В ходе работы были выявлены следующие задачи:
Понятие «традиция» генетически восходит к лат. traditio, к глаголу tradere, означающему «передавать».
Первоначально это слово использовалось в буквальном значении, обозначая материальное действие: так, древние римляне применяли его, когда речь шла о необходимости вручить кому-то некий предмет и даже отдать свою дочь замуж. Но передаваемый предмет может быть нематериальным. Это, например, может быть определенное умение или навык: такое действие в фигуральном смысле также является traditio.
Таким образом, границы понятия традиции указывают на основное качественное отличие всего того, что можно подвести под это понятие: традиция — прежде всего то, что не создано индивидом или не является продуктом его собственного творческого воображения, то, что ему не принадлежит, будучи переданным кем-то извне.
Традиции – социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.
Традиции включают в себя объекты социокультурного наследия (материальные и духовные ценности); процессы социокультурного наследования; способы этого наследования.
В качестве традиций выступают определенные культурные образцы, институты, нормы, ценности, идеи, обычаи, обряды, стили и т.д.
Традиции присутствуют
во всех социальных и культурных системах
и в известной мере являются необходимым
условием их существования. Особенно широка
их сфера в архаичных и
Многообразие существующих в мире культур в значительной мере обусловлено многообразием соответствующих культурных традиций.
Благодаря современным
средствам коммуникации значительно
расширяется возможности заимст
Заимствуемые элементы культурного наследия, выступающие первоначально как инновации для заимствующей культуры, впоследствии нередко традиционно анализируется в ней, становясь ограниченной частью собственного культурного традиционного комплекса.
Традиции образуют
«коллективную память» обществ и социальных
групп, обеспечивая их само тождественность и преемственность в их
развитии. Социальная и групповая дифференциация
оказывает существ, влияние интерпретацию и
Кроме того,
отдельные группы, классы, слои обладают
своими собственными традициями. В дифференцированных
обществах существует также множество разнообразных
временных ориентации, устремлений на ту
или иную историческую эпоху, рассматриваемую в качестве
«подлинно» традиционной и образцовой.
Отсюда множественность и
Культура способна развиваться и функционировать только наследуя, воплощая, творчески перерабатывая ценности, поэтому она является динамической, эволюционирующей и открытой системой. Динамика культурного развития предполагает взаимодействие процессов наследования и обновления, т.е. традиций и новаций в структуре культуры.
У культуры, как и у всякого
диалектически развивающегося процесса, имеются «устойчивая»
Традиционное действие и отношение направлено на достижение определенной цели и на реализацию специальной зафиксированной нормы. Традиция – элементы культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в культурах.
По существу, традиция – память культуры, но культура каждой новой эпохи «помнит» прошлое не в неизменном, а в преобразованном, приспособленном к современности виде. Одним словом, традиция – актуализированная культура прошлого. Традиция – устойчивость, код культуры, который сохраняет все позитивное, накопленное предыдущими поколениями. Традиции функционируют в самых различных областях общественной жизни (право, искусство, мораль, религия и т.д.), хотя значение их в разных сферах неодинаково: например, в религии значение традиции достигает своего максимума, в науке – большее значение имеет новация.
Традиция в культуре выполняет ряд важнейших функций:
Жизнеспособность традиции коренится в ее дальнейшем развитии последующими поколениями.
Каждое поколение с необходимостью усваивает ряд традиции, вместе с которым транслируется многовековой опыт и знания человечества, однако, каждое последующее поколение осмысливает и принимает традицию не механически, а осуществляя выбор наиболее значимого и приемлемого для своего общества.
Культивирование слепого поклонения традиции может породить застой культуры.
Насаждение традиционности директивным путем приводит к неприятию ее в обществе (например, течение хиппи в различных областях культуры первоначально озвучивалось как «вызов» традиции, устоям, косности). Пренебрежительное отношение к традициям создает условия для нарушения преемственности, утраты ценных достижений человечества.
Культура без традиции существовать не может. Во-первых, потому что именно традиция передает из поколения в поколение основные программы социокультурной деятельности, а во-вторых именно традиция формирует менталитет, нравы, обычаи, художественные предпочтения народов, создавая тем самым их национальные культуры.
Новация (лат. novatio — изменение, обновление):
Новация – это новый или обновленный продукт чьей-либо творческой деятельности (исследовательской, проектной, производственной или какой либо другой), предлагаемый потребителям для дальнейшего преобразования и использования.
Новшество может представлять собой новый материал, новое изделие, новый метод, новую технологию, новую программу, новую организационную форму, новую услугу. Новация прежде всего характеризуется заложенными в ней новыми знаниями и признаком новизны. Поэтому к новшествам можно относить то, что является результатом творческой или интеллектуальной деятельности (продукт труда, содержащий новое решение), и то, что является новым для потребителя (новое для него оборудование, новая для него технология и т.п.).
Новаторство - (от лат. novator — строящий заново,
обновитель, изобретатель) проявление
Социализм открывает возможности для свободного проявления творческих способностей и талантов человека, для массового Н. «Сознание трудящимися того, что они работают не на эксплуататоров, а на себя, на свое общество, — говорится в Программе КПСС, — порождает трудовой энтузиазм, новаторство, творческую инициативу, массовое социалистическое соревнование».
Трудовое новаторство имеет огромное социально-экономическое значение как неисчерпаемый источник роста производительности труда, ускорения научно-технического прогресса.
Новаторство служит одним из источников социалистического соревнования и в особенности его высшей формы — движения за коммунистическое отношение к труду, стимулирует рост культурно-технического уровня трудящихся, повышение квалификации.
Важную роль играет
Новаторство - неотъемлемое свойство
Качествами
новации творчество в художественных образах
Поэтому,
в отличие от общепринятого
понимания новаторской
Духовное начало
искусства обеспечивает его непрерывную
эволюцию (лат. evolutio — "развертывание"),
при которой основное содержание остается неизменным, а новации формы проявляются
в относительно независимых исторических
типах искусства, развитии художественных направлений,
Новаторство – проявление нового в созидательной деятельности людей, выражение творческих способностей человека в труде.1 Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Колл. авт.; Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высш. шк., 2010.
Традиционная культура характеризуется доминированием традиционности над новаторством.
Ее характерные черты: