Традиции и инновации в культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 13:00, реферат

Краткое описание

Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть следующие вопросы:
Понятие «традиция», «новация», «новаторство»;
Динамику традиции и новации в культуре;
Традиционное общество и цивилизацию.

Вложенные файлы: 1 файл

Традиции и новации в культуре.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

В целом для  традиционных обществ характерен примат коллективных интересов над частными, в том числе примат интересов  имеющихся иерархических структур (государства, клана и т. п.). Ценится  не столько индивидуальная дееспособность, сколько то место в иерархии (чиновничьей, сословной, клановой и т. д.), которое занимает человек.  

В традиционном обществе, как правило, преобладают  отношения перераспределения, а  не рыночного обмена, а элементы рыночной экономики жёстко регулируются. Это связано с тем, что свободные рыночные отношения повышают социальную мобильность и изменяют социальную структуру общества (в частности, разрушают сословность); система перераспределения может регулироваться традицией, а рыночные цены - нет; принудительное перераспределение препятствует `несанкционированному` обогащению/обеднению как отдельных людей, так и сословий. Преследование экономической выгоды в традиционном обществе зачастую морально осуждается, противопоставляется бескорыстной помощи.  

В традиционном обществе большинство людей всю жизнь живет в локальном сообществе (например, деревне), связи с «большим обществом» довольно слабые. При этом родственные связи, напротив, очень сильны.  

Мировоззрение (идеология) традиционного общества обусловлено традицией и авторитетом. Мухамеджановой и С.М. Богуславской. Теория культуры в вопросах и ответах: учебное пособие для студентов заочной формы обучения. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ. - 149 с., 2007

 

  1. Трансформация традиционного общества

Традиционное общество является чрезвычайно устойчивым. Как пишет известный демограф и социолог Анатолий Вишневский, «в нём все взаимосвязано и очень трудно изъять или изменить какой-либо один элемент».  

В древности  изменения традиционного общества происходили чрезвычайно медленно - на протяжении поколений, практически незаметно для отдельного человека. Периоды ускоренного развития имели место и в традиционных обществах (яркий пример - изменения на территории Евразии в I тысячелетии до н. э.), но даже в такие периоды изменения осуществлялись медленно по современным стандартам, а по их завершению общество снова возвращалось к относительно статичному состоянию с преобладанием циклической динамики.   

В то же время, с древних  времен существовали общества, которые  нельзя назвать вполне традиционными. Отход от традиционного общества был связан, как правило, с развитием торговли. К этой категории относят греческие города-государства, средневековые самоуправляемые торговые города, Англию и Голландию XVI-XVII веков. Особняком стоит Древний Рим (до III века н. э.) с его гражданским обществом.  

Быстрая и необратимая  трансформация традиционного общества начала происходить лишь с XVIII века в результате промышленной революции. К настоящему моменту этот процесс захватил почти весь мир.  

Быстрые перемены и отход от традиций могут переживаться традиционным человеком как крушение ориентиров и ценностей, утрата смысла жизни и т. п. Поскольку приспособление к новым условиям и изменение характера деятельности не входит в стратегию традиционного человека, то трансформация общества зачастую приводит к маргинализации части населения.  

Наиболее болезненно трансформация традиционного общества происходит в тех случаях, когда  демонтируемые традиции имеют религиозное  обоснование. При этом сопротивление  изменениям может принимать формы религиозного фундаментализма.  

В период трансформации  традиционного общества в нём  может усиливаться авторитаризм (либо с целью сохранить традиции, либо с целью преодолеть сопротивление изменениям).  

Трансформация традиционного общества завершается демографическим переходом. Поколение, выросшее в малодетных семьях, имеет психологию, отличающуюся от психологии традиционного человека.  

Традиционное общество — вид  общества, при котором традиции играют значительно большую роль, чем прогресс. Оно характерно чёткой иерархией, определённым укладом жизни, не меняющимся в течение длительного периода времени.

  1. Как правило, в традиционном обществе человек с самого рождения имеет собственное место, чётко обозначенное в пределах принятых устоев. При этом индивидуализм не приветствуется, поскольку зачастую выходит за рамки установленных порядков, и его заменяют коллективные установки. За эталон берётся примат коллективных интересов над интересами каждой отдельно взятой личности. Как правило, в таких обществах ярко выражен авторитаризм, что обусловлено необходимостью следить за неприкосновенностью общепринятых норм и пресекать попытки их нарушений. При этом наказания за проступки могут отличаться значительной суровостью, поскольку направлены против общественного строя. Ученые пришли к выводу, что для возвращения современного общества в русло традиционализма и полного отказа от дальнейшего социального развития необходимо уменьшить численность человечества как минимум в несколько сотен раз.
  2. Экономические отношения обусловлены принятыми в обществе нормами и, как правило, чётко регулируются. При этом преобладающую роль играет перераспределение ресурсов, так как рыночные отношения предполагают некоторую социальную мобильность, индивидуализм, что недопустимо в данном виде общества. Система перераспределения можно держать под контролем, тогда как свободное предпринимательство может привести к обогащению отдельно взятых личностей вопреки установленным классовым порядкам, и как следствие — изменить структуру общества.

Индивидуальное обогащение воспринимается как вызов заведённому укладу и морально осуждается, а в противовес ему выступают тенденции бескорыстной помощи и взаимных уступок.

  1. Подобные общества зачастую расположены на локальной территории (село, аул) и по сравнению в «большим миром» отличаются низкой социальной организацией. При этом очень сильны родственные связи. Вообще, подобный уклад отличается чрезвычайной стабильностью, изменить или удалить отдельно взятые элементы практически невозможно, а если такое происходит, то чётко регламентируется и находится под пристальным контролем до тех пор, пока новшество не становится общепринятой нормой. Изменения протекают так медленно, что зачастую отдельный человек не способен их заметить, и в конечном итоге общество возвращается к предпочтительному статичному состоянию. 
  2. Процесс перехода болезненно отразился на обществах, традиции которых  основывались на религии
  3. Серьёзный сдвиг в пользу рыночных отношений произошёл в 18 века вследствие промышленной революции и за короткий промежуток времени захватил значительную часто цивилизованного общества. При столь стремительных переменах люди, являющиеся приверженцами традиционного уклада, испытывали сильнейший стресс.

Жизненный уклад  рушился, вековые ценности переставали  иметь значение, а так как свойство быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям не является сильной стороной традиционного человека, это привело к маргинализации отдельных частей общества. Наиболее болезненно процесс перехода отразился на обществах, традиции которых основывались на религиозных догмах.6 Мухамеджановой и С.М. Богуславской. Теория культуры в вопросах и ответах: учебное пособие для студентов заочной формы обучения. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ. - 149 с., 2007

 

 

Заключение

Каждое поколение, получая в свое распоряжение определенную совокупность традиционных образов, не просто воспринимает и усваивает их в готовом виде, всегда осуществляет их собственную интерпретацию и выбор. В этом смысле каждое поколение выбирает не только свое будущее, но и прошлое.

К XX веку инновационный тип культуры становится господствующим. Симптомы его очевидны: научно-техническая революция, постоянно ускоряющиеся темпы развития производства, быстрая смена художественных стилей, непрерывное обновление условий жизни, лихорадочная погоня за новшествами во всех областях жизни. Прогнозы на XXI век обещают дальнейшее развитие инновационной культуры, связанное с техническим прогрессом средств информации и коммуникации, совершенствованием биотехнологий, открытиями в области генной инженерии, химии, энергетики и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Колл. авт.; Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высш. шк., 2010.
  2. Культурология. XXвек: Энциклопедия: В 2 т. – СПб., 2008.
  3. Т.Б. Любимовой « Бесконечный лабиринт» М.:  МАКС Пресс, 2008, 252 с.
  4. Аверьянов В.В. Традиция и динамический консерватизм (Издательская серия ИДК). – М.: Институт динамического консерватизма, Центральный издательский дом, 2012. – 696 с. 
  5. Коряковцева Нина Александровна. Хрестоматия по информационной культуре   М., 2007 - С. 19-25. 
  6. Мухамеджановой и С.М. Богуславской. Теория культуры в вопросах и ответах: учебное пособие для студентов заочной формы обучения. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ. - 149 с., 2007
  7. Кадыров, А.М. Культурология. Теория и история культуры: учеб. пособие. – Уфа: УГАТУ, 2004. С. 137–145.
  8. Культурология / под ред. Г.В. Драча. – Ростов-н/Д: Феникс, 1998; 10-е изд. Ростов-н/Д: Феникс, 2006.
  9. Культурология: учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2005. С. 368–378.

 


Информация о работе Традиции и инновации в культуре