Традиции народной культуры в средневековой Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 20:42, контрольная работа

Краткое описание

Древнейший слой отечественной культуры составляет культура восточных славян, об уровне развития которой, правда, имеется не так уж много сведений. Общее представление о нем дает анализ архаических черт фольклора, сохранившихся в языке в виде обрядовых песен, погребальных плачей, загадок и сказок, а также данные археологических раскопок, которые свидетельствуют о своеобразии и самостоятельности прикладного искусства славян.

Вложенные файлы: 1 файл

культуралогия.docx

— 56.71 Кб (Скачать файл)

Итак, переводы античной литературы не были сделаны ни в эпоху принятия христианства, ни позднее. Во многом, вероятно, это объясняется и отсутствием  светской системы образования, позицией русской церкви, осуждавшей увлечения  чуждой, нехристианской культурой. Неправильно  было бы сказать, что в Древней  Руси не поощрялась образованность. Напротив, многие древнерусские поучения содержат похвалы книгам и учености, но учености прежде всего христианской по духу.

Лишь немногие интеллектуалы, особенно в домонгольский период, постигли "эллинскую премудрость". Одним из них был митрополит Климент Смолятич (половина XI - середины XII вв), которого современники превозносили за невиданную ученость, так как он читал Гомера, Платона, Аристотеля. Однако духовенство с недоверием относилось к "излишней" учености Климента Смолятича, а позднее обвинило его в "кривоверии" и обрекло на забвение все его религиозно-философские труды.

Следующий после X-XII вв. период значительного влияния Византии на древнерусскую культуру наступил в XIV-XV вв. В результате избавления от монголо-татарского ига усиливается  интерес к древней (домонгольской) культуре, а вместе с тем и к культуре Византии. Через южнославянские страны на Русь хлынул поток литературы. Однако обращение к Византии не привнесло в русскую культуру принципиально новых по сравнению со средневековыми идей и ценностей.

Господствовавший в то время в Византийском богословии исихазм выражал чисто средневековое  отношение к миру. Идеологи исихазма считали, что цель человеческой жизни - это достижение первобытной чистоты, которой обладал Адам в раю  до грехопадения. Для этого нужно  было постоянно контролировать свою внутреннюю, духовную жизнь, следить  за ее чистотой и изгонять из нее  все чувственные плотские желания. Познание Бога с помощью разума отрицалось, вместо этого исихасты предлагали иной путь - созерцание Бога через уединение, самоуглубление, безмолвие или молчальничество (исихию). Григорий Палама (ум. в 1358 г), один из главных теоретиков исихазма, писал: "Безмолвие есть оставление ума и мира, забвение низших, тайное ведение высших", то есть Бога.

Таким образом, в ту самую  эпоху, когда Европа расставалась со средневековой системой ценностей  и утверждала идеалы гуманизма и  рационализма, Русь получила от Византии идеи, которые возрождали мистико-аскетическое направление. Под влиянием исихазма, на Руси появилось движение нестяжателей во главе с Нилом Сорским (1433-1508), который подобно Паламе, проповедовал "оставление мира". Исихазм с его высоким нравственным содержанием и стремлением максимально возвысить и очистить личность не направлял человека на мирскую деятельность, на преобразование окружающей действительности. Более того, сама эта действительность не имела ценности в глазах исихастов.

Византия передала Древней  Руси огромное культурное богатство, потенциал  которого не был израсходован полностью  в эпоху средневековья. К нему обращались в XIX веке выдающиеся философы и писатели В. Соловьев, К. Леонтьев, Ф. Достоевский, Л. Толстой. Однако многие явления в духовной жизни Византии были оставлены без внимания русскими книжниками. Так произошло с византийским рационализмом XIII - XIV вв., который не оказал никакого влияния на древнерусскую  философию. В целом же отгороженность от Европы лишала Русь важнейшего источника, который мог бы побудить её мысль  развиваться в ином направлении.

Как уже отмечалось, принятие христианства оказало влияние на все стороны жизни Руси, и, в  частности, способствовало широкому распространению  и быстрому развитию письменности (хотя существование у восточных славян письменности в дохристианский период не вызывает сомнений у современных  исследователей). Поскольку православие, в отличие от католицизма, допускает  богослужение на национальных языках, появились благоприятные условия  для развития письменности на родном языке. Правда языком культа и религиозной  литературы стал так называемый "старославянский" язык (диалект древнеболгарского), а  на местной восточнославянской традиции сформировался древнерусский язык, который стал языком литературы, языком государственного делопроизводства.

Письмо использовалось в  Древней Руси не только для создания книг, государственных и юридических  актов, но и в быту. Об этом свидетельствуют  надписи на ремесленных изделиях, берестяные грамоты, найденные в  Новгороде и Пскове (на этих грамотах можно встретить и переписку рядовых горожан, и тетрадь ученика и др.). При князьях Владимире и Ярославе Мудром на Руси появились школы для детей знати. Обучение велось на родном языке; учили чтению, письму, счету, основам христианского вероучения. Были открыты и школы высшего типа, готовившие к государственной и церковной деятельности, одна из них - при Киево-Печерском монастыре. Из нее вышли многие видные деятели древнерусской культуры. Изучали богословие, философию, риторику, грамматику. Образованные люди встречались не только среди духовенства, но и в княжеской среде: Ярослав Мудрый, его сын Всеволод и внук Владимир Мономах, Ярослав Осмомысл, княгиня Ефросинья Полоцкая.

Следует отметить, что в  средневековой Руси, в отличие  от Европы, отсутствовали светские учебные заведения. В XIV-XV вв. обучение осуществлялось в основном "мастерами  грамоты", которые открывали училища  при монастырях и приходских церквях. В качестве таких "мастеров грамоты" выступали представители низшего  духовенства.

Заметные изменения в  образовании происходят только в XVII веке. Наблюдается рост грамотности  городского населения, посадского и  дворянского. Этот процесс стимулировался развитием городской жизни, оживлением торгово-промышленной деятельности, появлением первых мануфактур, расширением и  усложнением системы государственного аппарата. Встречались грамотные  люди и в среде черносошного крестьянства, крепостные же крестьяне в массе  своей продолжали оставаться неграмотными. Слабо распространялась грамотность  среди женского населения, даже в  семьях знати и крупного купечества женщины, как правило, были неграмотны.

Грамоте обучались в семье (если в ней был грамотный человек) или у "мастеров". Учили пению, письму, счету. В семьях знати становилось  обычным обучение детей учителями-иностранцами, чаще всего белорусами и украинцами, которые могли дать более широкое  образование. При этом многие обучали  своих детей иностранным языкам (латыни, польскому языку). Потребность  в образованных людях приводила  к необходимости создания школ, которые  могли бы дать более глубокое и  систематическое образование. Был  использован опыт организации таких  школ на Украине и в Белоруссии. Оттуда привлекались образованные люди, которые стали работать в различных  сферах культурно-просветительной  деятельности: переводчиками иностранных  книг, учителями в частных домах  и во вновь открываемых школах. В 1649 году видный государственный деятель  боярин Ф.М. Ртищев пригласил из Киева  в Москву около тридцати ученых монахов  и организовал школу в основанном им Андреевском монастыре. Там преподавали  славянские и греческие языки, риторику, философию и другие дисциплины.

В 1664 году в Москву приехал  Симеон Полоцкий (1629-1680), ставший учителем царских детей. Широко образованный по тому времени человек, автор ряда ученых трудов, поэт, писатель, переводчик, С. Полоцкий внес большой вклад в развитие образования в России. Он возглавил открытую в 1665 году в Заиконоспасском монастыре школу, в которой готовили образованных подьячих для центральных правительственных учреждений. В ней преподавали русскую грамматику, латинский язык и риторику.

Вопрос о характере, целях  и содержании образования, о преимуществах  изучения латинского или греческого стал предметом оживленных споров между "латинствующими" и "грекофилами". Первые выступали за более широкое светское образование, хотя и в рамках церковной идеологии, за приобщение к европейской культуре через распространение латинского языка и литературы. Их противники - "грекофилы" - ориентировались на греческую православную культуру, отстаивали незыблемость древних церковных традиций, выступали за узкобогословское направление в образовании. Особенно обострилась эта борьба в 80-е годы. "Латинствующие" пользовались покровительством царевны Софьи и В.В. Голицына, а "грекофилы" опирались на поддержку патриарха Иоакима.

В 1687 г. было открыто первое в России высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинское училище (позже  академия). Руководили им ученые греки  братья Софоний и Иоанникий Лихуды, получившие образование в Италии. Это учебное заведение было открыто для людей "всякого чина, сана и возраста" и предназначалось для подготовки кадров высшего духовенства и чиновников государственной службы. Из его стен вышли многие видные ученые, ставшие гордостью русской науки.

В сфере развития естественнонаучного  знания средневековая Русь отставала  от Византии, Европы и даже мусульманского Востока. Важнейшая причина этого - отсутствие прямых, непосредственных контактов с античным научно-философским  наследием. Но древнерусские читатели черпали сведения о природе, животном и растительном мире из различных  литературных сочинений, переводных ("Физиолог", "Христианская топография" Косьмы Индикоплова) и оригинальных русских (летописи, например, содержали записи о явлениях природы). Постепенно происходит накопление прикладных знаний, которые вырабатывались эмпирическим путем, в процессе производственной деятельности.

Особенно активно этот процесс осуществляется в XVI-XVII вв. Появляются письменные руководства, обобщающие производственный опыт (измерение земельных площадей, изготовление взрывчатых веществ, приготовление  чернил, красок и т.д.). Такие руководства  содержали практические сведения из области математики, физики, химии. Умножались познания в практической медицине, астрономии, географии. Широко были распространены различные "Травники" и "Лечебники", оригинальные и  переводные, содержавшие описания различных  трав и их лечебных свойств, а также  наставления по их собиранию и  использованию. Большое значение в  развитии медицинских знаний имела  деятельность Аптекарского приказа, в  котором наряду с врачами-иностранцами работали русские лекари. Приказ ведал  и подготовкой медицинского персонала, при нем существовала богатая  библиотека медицинской и другой естественной литературы.

Практическими потребностями  в точных календарных исчислениях, необходимых для хозяйственной  деятельности и определения времени  церковных праздников, объяснялся интерес  к астрономии. Распространенные тогда  переводные сочинения по астрономии основывались на птолемеевском положении о Земле как центре Вселенной. Но в середине XVII в. в Россию стали проникать и сочинения, знакомившие с гелиоцентрической системой Николая Коперника. Однако эти переводы не были широко известны. О растущем интересе к астрономии свидетельствовало распространение в России различных астрономических приборов, в том числе подзорной трубы, изобретенной в Голландии в 1608 г. Уже в 1614 г. она появляется в России, где ее использовали для наводки орудий при артиллерийской стрельбе.

XVII век - век великих  русских географических открытий, явившихся большим вкладом в  мировую науку. Еще на рубеже XVI и XVII вв. была составлена сводная  карта Русского государства (Большой  чертеж), которая не сохранилась.  В 1627 г. в Разрядном приказе  была создана "Книга Большому  чертежу", представлявшая собой  комментарий к общей карте  и содержавшая перечень городов  с указанием расстояний между  ними. Она пользовалась большой  популярностью. Составлялись также  "чертежи" (карты) различных  районов государства и различные  географические справочники практического  назначения.

Особенно крупные успехи были достигнуты в изучении Сибири. Многочисленные сведения, собранные  землепроходцами и зафиксированные  в их донесениях, послужили фундаментом  последующего знания о Сибири. На основе их отчетов составлялись сводные  чертежи и географические обзоры отдельных районов и Сибири в  целом. К 1701 году С.У. Ремезов завершил работу над "Чертежной книгой Сибири", ставшей подлинным событием в  географии и этнографии.

Первоначально центрами "премудрости", "книжности" были монастыри, библиотеки которые могли включать до нескольких сотен книг. Уже в XIV в. книгописные мастерские возникают при княжеских дворах, тогда же бумага сменяет дорогой пергамент. В XVI веке в Росси начинается книгопечатание. XVII век характеризуется широким распространением печатных и рукописных учебных пособий, появлением частных библиотек, возрастанием интереса к светской книге.

Уникальным явлением в  средневековой русской культуре является письменная литература, которая  сложилась на основе богатых традиций устного народного творчества. Устная поэзия оказала большое влияние на художественные особенности и идейную направленность литературы, на формирование древнерусского письменного литературного языка. Хотя возникновение книжной культуры Руси было во многом обусловлено принятием христианства и распространением переводных византийских сочинений, русская литература быстро стала самостоятельной, оригинальной.

Вся средневековая русская  литература до XVII века отличалась глубоким историзмом. Литература и Русская  земля, литература и русская история  были теснейшим образом связаны. Важнейшая тема литературы - Русская  земля, ее судьба, ее единство, ее место  в мировой истории. Литература взяла  на себя функции по воспитанию народа, именно поэтому она не носила развлекательного характера. До XVII века она почти не знала условных характеров, рассказывала не о придуманном, а о реальном. Литература поучала, назидала, проповедовала.

Одним из самых ее оригинальных жанров было летописание. Летописи - это  не просто памятники литературы или  исторической мысли. Они являются крупнейшими  памятниками всей духовной культуры средневекового общества. Летописи представляли собой не только записи о событиях год за годом. В летописи включались исторические повести, жития святых, богословские трактаты, юридические  документы, записи о явлениях природы. Летописи - это синтетический памятник средневековой культуры. Русские  летописи отличались от византийских хроник. Хроники представляли собой  историю царств и царей, а летописи были историей страны.

Информация о работе Традиции народной культуры в средневековой Руси