Традиции народной культуры в средневековой Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 20:42, контрольная работа

Краткое описание

Древнейший слой отечественной культуры составляет культура восточных славян, об уровне развития которой, правда, имеется не так уж много сведений. Общее представление о нем дает анализ архаических черт фольклора, сохранившихся в языке в виде обрядовых песен, погребальных плачей, загадок и сказок, а также данные археологических раскопок, которые свидетельствуют о своеобразии и самостоятельности прикладного искусства славян.

Вложенные файлы: 1 файл

культуралогия.docx

— 56.71 Кб (Скачать файл)

Самым значительным памятником летописания является "Повесть  временных лет", написанная в 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря  Нестором (сер. XI - нач. XII в) и дошедшая до нас в составе более поздних летописных сводов (XIV-XV вв.). Однако "Повесть временных лет" - не самое первое летописное произведение, ей предшествовали другие летописные своды, которые не сохранились.

В XI-XII вв. сформировались основные жанры русской литературы. Помимо летописей, можно назвать такие жанры, как: "слова", поучения, и притчи (поучительно-назидательная литература), жития святых, "хождения".

Один из древнейших памятников русской литературы - "Слово о  законе и благодати", написанное в 30-40-х годах XI в. священником Илларионом ставшим позднее первым киевским митрополитом из русских. Основная идея "Слова" - равноправность всех христианских народов независимо от времени их крещения - направлена против учения византийской церкви об ее исключительным праве на всемирное господство. Эта идея развита в "Слове" с предельной выразительностью и литературным мастерством. Илларион доказывает, что Русь, приняв христианство, заняла достойное место среди других христианских государств.

С борьбой Руси за утверждение  церковной самостоятельности связано  появление оригинальной житийной литературы. В этот типично церковный жанр проникают политические идеи. "Сказание о Борисе и Глебе" (первых русских  святых) существенно отличается от канонического жития византийского  типа. Основная его идея - не мученичество святых за веру, а единство Русской  земли.

К поучительно-назидательному жанру можно отнести знаменитое "Поучение" Владимира Мономаха (XII в), в котором затронуты важные социальные, политические и нравственные проблемы. Это политическое и нравственное завещание выдающегося государственного деятеля. Главная его идея - призыв к князьям руководствоваться  в своей деятельности общегосударственными интересами.

Наиболее выдающимся произведением  древнерусской литературы является "Слово о полку Игореве" (1185-1188). В нем повествуется о неудачном  походе князей во главе с новгород-северским  князем Игорем Святославичем против половцев в 1185г. Описание этого похода служит автору поводом для размышлений о судьбах Русской земли. В этом памятнике литературы воплотились характерные черты всей древнерусской литературы: живая связь с исторической действительностью, гражданственность и патриотизм. "Слово о полку Игореве" тесно связано с устным народным творчеством (широкое использование образов языческой мифологии, языческой символики, форм, например, плача, типичных для фольклора).

Все рассмотренные выше жанры  составляют структуру русской литературы до XVII в. (включительно). Можно добавить еще один жанр - летописную или воинскую повесть, возникшую в ходе борьбы Руси с иноземными захватчиками. Наиболее значительным произведением этого жанра является "Задонщина", написанная Софонием Рязанцем вскоре после Куликовской битвы. Автор не стремился дать последовательное и обстоятельное изображение событий. Его цель - воспеть великую победу, прославить ее организаторов и участников. Характерная особенность "Задонщины" - ее связь со "Словом о полку Игореве". Оттуда заимствованы отдельные литературные образы, стилистические приемы, выражения, обороты, даже целые отрывки. Но это не простое подражание, а вполне сознательное сопоставление событий прошлого и настоящего, высветившее основную идею автора: несогласие в действиях князей ведет к поражению, объединение же их для борьбы с врагом - залог победы.

Существенные изменения  в русской литературе и, в целом, в культуре происходят в XVII в. Начинается процесс "обмирщения" культуры - нарастание в ней "мирских", светских черт. В науке, как это уже было показано, обмирщение проявлялось в росте  интереса к обобщению практического  опыта. В литературе же это выразилось в формировании и развитии демократического, светского содержания. Наблюдается переход от исторических литературных героев к вымышленным, к созданию обобщенных литературных образов; героями литературных произведений становятся представители низших социальных слоев - крестьяне, посадские люди. Возникают и развиваются новые жанры - сатира, сатирические повести, в которых обличаются различные стороны жизни феодально-крепостнического общества, церковные и судебные порядки; бытовые повести, поднимающие актуальную проблему взаимоотношений старого и молодого поколения, поэзия (панегирическая, сатирическая, лирическая). Первым придворным поэтом был Симеон Полоцкий. Еще один признак обмирщения - это открытие ценности человеческой личности, многообразия, сложности и противоречивости человеческих характеров.

Формирование основ средневекового русского искусства осуществлялось в значительной степени под воздействием византийских мировоззренческих представителей. Однако под влиянием национальных особенностей, языческих обрядов и художественных традиций славян довольно быстро и  энергично прошел процесс русификации  византийского стиля, и древнерусское  искусство обрело свое самобытное лицо.

Вначале, конечно, были сильны византийские традиции. Для утверждения  новой религии в XI в. возводились  мощные, величественные храмы св. Софии  в Киеве, Новгороде, Полоцке, которые  обладали отличительной чертой, идущей от русских деревянных построек - многоглавостью. Софийский собор в Киеве имел 13 куполов, а не дошедшая до нас Десятинная церковь - даже 25. Софийский собор в Киеве был украшен мозаиками и фресками, исполненными приезжими греческими мастерами, но на Руси в их работах появилось больше жизненной энергии, больше прямой обращенности к людям. "Богоматерь Оранта", изображенная в алтарной апсиде, как будто идет на встречу вступающим в храм. Она воспринималась как образ защитницы города, как олицетворение Киева.

С XI века начинают широко и  богато обстраиваться русские города. Центром города был кремль (детинец), обнесенный крепостной стеной с башнями. Внутри находился дворец князя, собор, дворы бояр. Кремли были во многих городах: Новгороде, Пскове, Москве, Туле, Смоленске и др. В XII веке русское искусство стало уже самостоятельным и зрелым. Как и все средневековое искусство, оно было преимущественно церковным, культовым, было подчинено установленным канонам. Но при этом византийский церемониал, пышность, утонченный спиритуализм не нашли на Руси почвы. В ее искусстве было больше демократичности, простоты, больше спокойствия и ясности.

Все это хорошо чувствуется  в памятниках архитектуры. В XII в. перестали  строить мощные многокупольные храмы; преобладающим типом стал одноглавый четырехстольный крестово-купольный храм со шлемовидной или луковичной главой. Стены разделялись пилястрами (лопатками) на три части соответственно разделению внутреннего пространства, каждая часть завершалась полукружием коробового свода - закомарой. Здание храма в Древней Руси стало необходимой составной частью национального ландшафта. Древнерусские зодчии умели выбирать наиболее выигрышное место для постановки храма. На холме, белой свечкой венчающая окружающее пространство, на берегу реки или озера, любующаяся своим отражением церковь находилась в гармонии с окружающей природой и была соразмерна человеку.

В пределах общего типа храмом различных княжеств, городов присуще  большое разнообразие. Церкви Владимиро-Суздальского княжества отличаются стройностью  пропорций, четкостью силуэта, богатым  резным декором. Иной характер имели  церкви Новгорода, в искусстве которого были сильны исконные народные начала. Заказчиками строительства церквей  здесь были в основном бояре и  купцы. Поэтому строили в Новгороде  добротно, основательно, но не роскошно. Церкви приземисты, как бы немного  расширяются книзу, часто видны  неровности и шероховатости кладки стен.

Внутри церкви расписывались. На Руси, в отличие от Византии, мозаика  не получила развития, здесь главной  техникой стала фреска. В росписи, которые в XI в. исполнялись при участии или под влиянием греческих мастеров, быстро проникают русские национальные особенности: характерным становится не аскетизм, утонченность и аристократизм, а выражение силы и мудрого опыта, строгая простота, суровый драматизм. В XIV в. из Византии приезжает художник сильной, неповторимой индивидуальностью - Феофан Грек, который оставил глубокий след в русском искусстве. Творя по вдохновению, он иногда позволял себе переступать через каноны, определяющие творчество средневековых мастеров. Юные ангелы и седые отшельники под его кистью приобретают живой человеческий характер. В его росписях святые предстают как люди, исполненные страстных чувств, потрясенные и просветленные. Своеобразным приемом живописной манеры Феофана была попытка передать объем с помощью резких скупых мазков белой краски, которыми подчеркивались освещенные места. "Вспарывая" белыми штрихами темную красно-коричневую поверхность лица и рук, Феофан придавал изображению невиданную для того времени экспрессивность.

Классической формой средневекового искусства Руси была икона. Христианская иконография чрезвычайно разнообразна: это и различные, закрепленные каноном  изображения Богоматери, Христа, святых, пророков, архангелов, многочисленные евангельские сюжеты. Иконы писались на липовых, иногда сосновых досках, которые  перед тем специально готовились. Их покрывали слоем смешанного с  животным клеем толченого алебастра (позже - мела). По этому грунту наносились контуры рисунка. Он расписывался темперой (краской, разведенной на яичном желтке).

Ранние иконные образы были исполнены глубины и подлинного величия, своим монументальным строем они походили на древние мозаики  и фрески. Со второй половины XIII столетия византирующие черты все менее  заметны в древнерусской иконописи. Начинает вырабатываться новый тип  иконы - с открытым цветом, напряженными сочетаниями ярких красочных  пятен, повествовательностью и любовью  к характерным подробностям. Древнерусские  иконы сочетали одухотворенность образов, яркую красочность, праздничность  и непосредственность с классичностью  композиции и рисунка.

Расцвет иконописи падает на XIV-XV вв. Самый выдающейся мастер иконописи - Андрей Рублев (70-е гг. XIV в. - 1430). Творчество Рублева пришлось на период национального подъема. В  эпоху Куликовской битвы Русь переживала период расцвета, и творчество Рублева явилось ярким воплощением  этого национального подъема  в искусстве. Современники чтили  его не только как искусного мастера, но называли "мужем в добродетели  совершенным", "всех превосходящим  в мудрости". Его искусство светлое и гармоническое, лишенное драматической экспрессии Феофана Грека, но обретшие умиротворенную ясность, спокойствие и возвышенность образов, стало символом древнерусского искусства.

Интерес к человеческой личности, насколько это было возможно в  рамках религиозной живописи, характеризует  работы Андрея Рублева. В его "Спасе  Звенигородском" нет ничего от традиции византийского искусства, облик Христа - национально русский. Мягкий овал лица, пристальный, но без суровости, будто бы просвечивающий душу взгляд светло-карих глаз - образ величественный и вместе с тем глубоко лиричный. Замечательны по глубине психологической характеристики изображения архангела Гавриила и апостола Павла из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. В самой известной работе Рублева - иконе "Троице", написанной для того же Троицкого собора, - с редкой художественной силой выражена гуманистическая идея согласия, гармонии и человеколюбия.

Некоторые современные исследователи  называют период конца XIV - начала XV в. эпохой Русского Предвозрождения (Д.С. Лихачев). В литературе и искусстве в рамках религиозного видения мира проявляется интерес к человеческой личности, психологизм, лиричность. Если в XI - XIII в. в центре внимания русских книжников были поступки человека, внешние события его жизни, иначе говоря, человек рассматривался с точки зрения своего официального положения, то с конца XIV в. авторов литературных произведений привлекают отдельные психологические состояния, чувства, эмоции человека. Но эти чувства и эмоции еще не объединялись в характеры. Индивидуальность человека по-прежнему была ограничена прямолинейным отнесением ее в одну из двух категорий - добрых и злых, положительных или отрицательных.

Русское Предвозрождение не перешло в настоящее Возрождение. В качестве причин этого обычно называют: отсутствие прямых и непосредственных контактов с традициями античной культуры, сила и мощь церковной организации, ускоренное развитие единого централизованного государства, ликвидировавшего все проявления самостоятельности городов, в частности, Новгорода и Пскова как главной базы предвозрожденческих тенденций.

С конца XV столетия начинается еще один значительный этап в истории  Древней Руси. Завершается процесс  объединения русских земель в  единое государство, происходит освобождение от монгольского ига. Разворачивается  грандиозная реконструкция Московского  Кремля, для чего приглашаются мастера  из Пскова, Владимира, из-за границы. Приехавшие в Москву итальянские мастера  познакомили русских зодчих с  архитектурно-строительной техникой итальянского Возрождения. Перестройка Кремля началась с возведения Успенского собора, порученного  Аристотелю Фиораванти. За образец был взят Успенский собор во Владимире. Но московский Успенский собор (1475-1479) не был простым подражанием образцу. Традиции русского зодчества были обогащены элементами итальянской архитектуры. Благородная простота постройки, необычная свобода и естественность в соединении местных и европейских традиций делают Успенский собор одним из красивейших памятников конца XV века. В его стенах венчались на великое княжение князья, а позже на царствие - цари.

В 1484-1489 годах псковскими мастерами был построен в Кремле Благовещенский собор, во внешнем облике которого сочетаются черты псковской  и московской архитектуры. В 1505-1508 годах  Алевизом Новым был воздвигнут Архангельский собор, который стал усыпальницей московских великих князей, а впоследствии и московских царей. Это сооружение более, чем другие кремлевские постройки, напоминает об итальянском происхождении строившего его архитектора. Как и Успенский, Архангельский собор пятиглав, имеет стенные членения с полукруглыми верхами и закомарами. Однако последние украшены нехарактерными для русской архитектуры декоративными раковинами; фасады же, перебитые широким карнизом, воспринимаются как двухэтажные. Если мысленно убрать у собора купола, здание напомнит североитальянские палаццо.

Кроме культовых сооружений, в Кремле возводились и светские сооружения. Строится великокняжеский  дворец, от которого к настоящему времени  сохранилась Грановитая палата, построенная Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари в 1487-1491 г. г. Грановитая палата предназначалась для торжественных приемов и празднований. Ее название объясняется тем, что два верхних этажа здания облицованы гранеными плитами белого известняка, все здание выглядит, словно драгоценная шкатулка. В конце XV - начале XVI вв. строятся существующие и ныне стены и башни Кремля, которые вместе с остальными его зданиями составляют единый ансамбль. Соборы Московского Кремля стали образцом, которому следовали при сооружении храмов в других русских городах. Таким образом, Москва становилась общерусским художественным центром.

Информация о работе Традиции народной культуры в средневековой Руси