Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 15:12, реферат
Түрік халықтары арасында Қырым және Кавказ түріктері Османлы түріктерінен бұрын Ресей арқылы батыс мәдениетін азды-көпті тани бастаған еді. Бірақ бұл біреу басқа арқылы тану шығыс дүниесіне кең көлемде бір өзгеріс болып саналмайтын еді. Алайда Таяу Шығыс дүниесінде дүниенің үш құрлығына жайылған, түрік-ислам мәдениетін құрған Османлы Түркиясының мәдениет өзгертуі тек Түркия үшін ғана емес өзге түрік халықтары үшін үлкен өзгерістің басы.
Древнейшим турецким суфийским произведением считается "Книга судьбы" Ахмеда Факиха (умер около 1250); его ученик Шейад Хамза создал поэму "Юсуф и Зелиха". Виднейшим представителем суфийской поэзии в Малой Азии явился персо-язычный поэт, выходец из Средней Азии Джалаледдин Руми (1207-73), у которого есть несколько стихов также и на турецком языке; его традиции продолжил и расширил его сын Султан Велед (1226-1312), стихи которого интересны лишь как первая точно датированная попытка создания и записи стихов на турецком языке. Суфийские стихи создавал и странствующий дервиш Юнус Эмре (конец 13 в.-1320/21). Первое значительное произведение на турецком языке появилось в 1330. Это поэма-месневи "Книга скитальца" суфия Ашик-паши (1271-1332).
На рубеже 14-15 вв. в турецкой поэзии появляются романтические месневи, своего рода рыцарские романы в стихах, преимущественно на сюжеты из "Пятерицы" Низами Гянджеви: "Искандер-наме" Ахмеди (1334- 1413), "Хосров и Ширин" Юсуфа Синана Шейхи [1371(?)-1431(?)] и др. Позже в турецкой поэзии наметился перелом в сторону усложнения стиля, нагромождения искусственных образов, эпитетов и сравнений, арабо-персидской лексики.
В середины 15 в. наступает так называемый
классический период развития турецкой
поэзии, продолжавшийся до начала 17 в.
Бурно развивалась придворная поэзия.
Поэты, которым не удавалось найти покровителя
при дворе, с трудом добывали средства к существованию.
Таким был Хамди Челеби (1449- 1503), автор первой
"Пятерицы" на турецком языке. Позднейшие
придворные поэты создавали множество
С начала 17 в. большое место в литературе
заняли сатира и дидактика. Сознавая упадок
Османской империи, поэты пытались увещевать знать,
погрязшую в пороках, правителей канцелярий,
взяточников и казнокрадов. Сатирические
произведения пользовались популярностью,
но поэтов-сатириков часто ждала крутая
расправа власть имущих: сатирик Омер Нефи
(около 1572-1635) был задушен. В месневи Юсуфа
Наби (1642-1712) "Хайрие" описаны лицемерие
духовенства, злоупотребления судей и пашей,
царившие при дворе пьянство и разврат.
Для читателей из народа писал поэт Аллаэддин Сабит
(1650- 1712); в поэме "Вознесение" он впервые
в мусульманской литературе рассказывает
в юмористических тонах о полёте пророка Мухаммеда в семь
небесных сфер. Так пробивало себе дорогу
новое, противостоящее панегирической
поэзии направление в литературе. Оно оказало влияние даже
на творчество типичного представителя
В 18 в. оживает суфийская поэзия, особенно в творчестве Шейха Галиба (1757-99), автора поэмы "Красота и любовь". В начале 19 в. турецкая поэзия находилась в застойном положении. Художественная проза нового типа в турецкой литературе ещё не сложилась. Прозой писали главным образом трактаты по медицине, богословию, сочинения историографического характера и т.п. Ряд поэтов в то же время стремился приблизить поэзию к жизни, расширяя тематику стихов, насыщая их язык разговорными элементами, упрощая стиль: два мухаммаса Васыфа Эндерунлу (умер 1824), стихи и особенно поэма "Страдания в Кешане" Иззета Моллы (1785-1829).
В период Танзимата в борьбе со сторонниками
феодальной культуры и эпигонами классической
поэзии публицисты и писатели пропагандировали
идеи буржуазного просвещения, выдвигали
новые задачи: обращение к реальной жизни,
к человеку, обществу. Литература этого времени может быть
охарактеризована как переходная от старой
к новой, современной. Турецких читателей знакомили
с произведениями французских писателей.
Возникали новые жанры (эпистолярный, драматический),
появлялись первые образцы художественной
прозы - новелла, исторический, социально-бытовой,
приключенческий роман. Литература осуждала
деспотические феодально-мусульманские
Во 2-й половине 19 в. выступили новаторы, решившиеся подвергнуть поэзию дальнейшей перестройке. Абдулхак Хамид Тархан (1852-1937) и Реджаизаде Экрем (1847-1913) искали и находили новые ритмы, новые решения лирических тем, обращались к внутреннему миру лирического героя. Значительное влияние на их творчество оказала поэзия В. Гюго. А. Ламартина, А. Мюссе. Всё чаще появлялись публикации фольклора, труды по литературоведению, критические статьи.
В конце 70-х и в 80-е гг. 19 в. в связи с наступившей
В романах и рассказах, приближающихся к произведениям европейского типа, Ха-лид Зия Ушаклыгиль (1866-1945), Мехмет Рауф (1875-1931), Хюсейн Джахид Ялчин (1874-1957), Ахмет Хикмет (1870-1927) разрабатывали новые темы, критикуя отдельные стороны социального бытия (развращённость нравов компрадорских кругов, власть денег, тяжёлая судьба "маленького человека"). В результате нового наступления реакции в начале 1900-х гг. литература вступает в полосу застоя.
После Младотурецкой революции 1908 в турецкой литературе происходит процесс формирования национально реалистической литературы, сопровождаемый борьбой различных литературных направлений. Сторонники демократизации, приближения к реальной жизни выступали за новые темы, за упрощение турецкого языка, его очищение от иностранных слов, что вело за собой отказ от старых форм и метра. В разгар споров появились "Турецкие стихи" Мехмета Эмина Юр-дакула (1869-1944), написанные слоговым размером "хедже", свойственным народной поэзии. Это была смелая попытка освободиться от влияния старой поэзии.
Однако ограниченность и реакционность тематики Мехмета Эмина (война и мифическая родина всех тюрок - Туран) отрицательно сказались на художественной форме произведений его последователей - поэтов-пантюркистов, для которых характерны бедность лексики, отсутствие оригинальных образов, повторение одних и тех же мыслей, монотонный пафос.
В дальнейшем в слоговое стихосложение внесли
усовершенствования поэты Орхан Сейфи Орхон
(1890-1972), Юсуф Зия Ортач (1895-1967), Фарук Нафиз
Чамлыбель (1898-1973), Халид Фахри Озансой (1891-1971).
Заслуга их была тем значительнее, что в противоположном лагере
находились крупные мастера стиха Яхья
Кемаль Беятлы (1884-1958) и Ахмет Хашим (1884-1933),
произведшие ряд реформ в системе аруза и
В прозе этих лет писатели-реалисты Рефик Халид Карай (1888-1965), Ака Гюндюз (1885-1958), Хюсейн Рахми Гюрпынар (1864-1944), Омер Сейфеддин (1884-1920), впервые обратившие свои взоры на провинцию и изображающие жизнь Анатолии с позиций передового художника, стремились к конкретности, лаконичности, стилистической выразительности, пластичности характеров. Сатирическая новеллистика Омера Сейфеддина оказала сильное влияние на развитие турецкой прозы последующих десятилетий. Однако даже в его творчестве проскальзывали порой националистические настроения; под влияние националистических идей временно подпадали и др. писатели, например Халиде Эдип Адывар (1883-1964) в романе "Новый Туран" (1912), Якуб Кадри Караосманоглу (1885-1974) в романе "Последний вечер".
После 1-й мировой войны, когда Турция была
оккупирована иностранными войсками,
литературная жизнь почти замерла. В журналах,
выходивших под двойной цензурой - оккупационных
властей и султанской, печатались салонные
произведения. С началом национально-освободительного
движения в Анатолии происходит оживление
литературной жизни. В газетах появились
стихи, призывающие народ к
Другая группа писателей исходила из неизбежности классовой дифференциации. Их критика направлена против произвола государственных чиновников, взяточничества, безработицы, нищеты. Они отразили разочарование народа в революции, неудовлетворённость буржуазными реформами. Обличительная струя в литературе 30-х гг. наиболее сильно проявилась у таких писателей, как Садри Эртем (1900-43), автор первого в турецкой литературе реалистического социально-исторического романа "Когда останавливаются прялки" (1931), Решад Энис Айген (родился 1909) и Сабахаттин Али (1907-48) - романист, новеллист и поэт, который в повести "Юсуф из Куюджака" (1937) показал рост самосознания и протеста у человека из народа, а позднее дошёл до прямого призыва к революционной борьбе (сборник "Стеклянный дворец", 1947). Проблема судьбы личности в капиталистическом обществе звучит начиная с 30-х гг. в турецкой драматургии: "Забытый человек" (1935) Назыма Хикмета Рана (1902-63), "Сельма" (1936) Мусаинзаде Джеляля (1870-1959).
СУБХИ ХАМДУЛЛА [Танриöвер, 1885—]
— турецкий поэт, публицист, оратор. Родился
в Стамбуле в аристократической семье.
Отец — Субхи-паша, мать — черкешенка
— пленница с Кавказа. В семье С. был ряд
поэтов. С. учился в "Галата-сарайском
лицее". Во время пребывания в школе
С. выступил как поэт.
С начал свою литературную деятельность
под сильным влиянием мастеров "Сервети
Фюнун" — Т. Фикрета, Дж. Шехабеддина
и Халида Зия, а после революции 1908 вошел
в литературную группу "Феджри Ати".
С. выделился своими ораторскими способностями.
Одно время С. преподавал в университете
эстетику. С. принадлежит ряд ценных исследований
по изоискусству Востока и культурным
памятникам Анатолии. После мировой войны,
с оккупацией Стамбула европейскими империалистами,
С. переселился в Анатолию и стал министром
просвещения. В дальнейшем также занимал
ряд высоких постов.
В эпоху С. турецкая литературная молодежь,
увлекаясь любовными темами, мало интересовалась
социально-политической жизнью страны.
С. представлял одно из исключений, тесно
связав свой лиризм с общественной тематикой.
С точки зрения языка С. сделал большой
шаг вперед от литературы "Сервети Фюнун"
к последующему новому этапу турецкой
литературы, в сторону реализма. В своем
произведении "Эски чираган" (Старые
светильники) С. талантливо изобразил
всю гнусность эпохи деспотизма. Проза
С. очень эмоциональна. В ней чувствуется
кипучая энергия С. как общественного
деятеля. В первой книге из серии "Даг
йоли" (Горная дорога) С. весьма положительно
отозвался о теоретическом основателе
пантюркизма — Зия-Гёг-Алие. С. в своих
публицистических статьях боролся против
отрыва интеллигенции от крестьянства.
С. — горячий пропагандист кемализма.
В данное время С. турецкий посланник в
Бухаресте.
Библиография: I. Даг йоли (Dag yolu) [Горная дорога
— название книг, в которых собраны и изданы
его работы; стихотворения: Эски чираган
(Старые светильники)]; Аннемин дерди (Скорбь
моей матери) и др.
II. На турецком языке: Исмаил Хабиб, История
новой турецкой литературы, Стамбул, 1925;
Исмаил Хикмет, История турецкой литературы
(XX век), т. I, ч. 3, Баку, 1925.
Дж. А.
Рекомендуемая литература:
Ramazan Korkmaz, Yeni Türk Edebiyatı El Kitabı 1839–2000, 3. baskı, Ankara 2006.
Hasan Akay, Servet-i Fünun Şiir Estetiği (Cenap Şahabettin’in
Gözüyle), Kitabevi Yayınları, İstanbul 1998.
Belkıs Gürsoy Altuniş, “Hüseyin Suad Yalçın Hayatı ve Eserleri” Akçağ yayınları
Ankara 2001.
Ahmet Hamdi Tanpınar, 19. Asır Türk Edebiyatı Tarihi, Çağlayan Kitabevi
Yayınları, İstanbul 1988. a.mlf. Edebiyat Üzerine Makaleler, Dergâh Yayınları, İstanbul 1977.
Celal Tarakçı, Cenap Şehabedin’de Tenkid, Eser Matbaası, Samsun 1986.
Rahim Tarım, “Mehmed Rauf (Hayatı- Sanatı- Eserleri), İş Bankası Kültür
Yayınları, Ankara 1998.
Sadık Tural, Kısa “Hikâyeciliğimiz Açısından Halit Ziya Uşaklıgil”, Türk Dili, s. 529.
Alemdar Yalçın, II. Meşrutiyette Tiyatro Edebiyatı Tarihi, Akçağ Yayınları,
Ankara 2002.