Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 14:42, курсовая работа
Актуальность темы. Социально-экономические и политические преобразования российской действительности привели к изменению функционирования библиотек, усилению их роли в процессах социализации современного общества. Библиотека, соблюдающая принцип общедоступности своих библиотечно-информационных ресурсов, как высоко демократичный социальный институт в сложных экономических условиях выполняет важнейшую адаптационную функцию по отношению ко многим слоям населения, способствуя социальной стабильности, сохранению и преумножению духовного и научного потенциала общества.
Введение
1 Сущность управления библиотечным делом
1.1 Принципы управления в библиотечно-информационной деятельности
1.2 Направление и объекты анализа системы библиотечного управления
2 Теоретические основы менеджмента библиотечно-информационной деятельности
2.1 Методологические основы менеджмента в библиотеке
2.2 Современные модели менеджмента
3 Маркетинг как современная концепция управления библиотекой
3.1 Сущность и значение библиотечного маркетинга
3.2 Маркетинговая среда Национальной библиотеки им. А. С. Пушкина
Заключение
Список использованных источников
Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе вузовской подготовки и повышения квалификации менеджеров библиотечного дела. Результаты диссертационного исследования могут послужить практико-ориентированным разработкам, способствуя развитию вариативного мышления, овладению навыками типологического анализа управления, построения матрицы параметров и шкалы рейтинговых оценок, выбора вариантов на основе ситуационного анализа.
Апробация результатов работы осуществлялась в форме докладов и сообщений на Шестой международной научной конференции «Библиотечное дело - 2001: российские библиотеки в мировом информационном и интеллектуальном пространстве», Седьмой международной научной конференции «Библиотечное дело -2002. Библиотечное образование и практика: поиски взаимопонимания», Восьмой международной научной конференции «Библиотечное дело - 2003: гуманитарные и технологические аспекты развития».
Положения диссертации отражены в учебном пособии «Диверсификация библиотечного менеджмента», подготовленном по курсу «Библиотечный менеджмент», который преподается в библиотечно-информационном институте Московского государственного университета культуры и искусств.
Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, изложенных на 175 страницах. Список использованной литературы включает 236 наименований.
Заключение
В условиях современной информационной эпохи, отличающейся беспрецедентными темпами и сложностью изменений, существенно изменяется содержание организационных, управленческих и социальных отношений в системе управления библиотечной деятельностью.
Традиционная управленческая наука, по мнению специалистов, все меньше соответствует потребностям современного руководства, поскольку фокусирует свое внимание на анализе, предсказании и администрировании. В условиях нестабильной внешней среды возникает новая наука управления, концентрирующая усилия на сложности и самоорганизации систем управления. Сегодня ученые создают методы, с помощью которых сложные системы могут эффективно справляться с нестабильностью и быстрыми изменениями. Это открывает возможность плодотворного диалога между практикой управления библиотечной деятельностью и наукой, успешного использования достижений науки в практике.
Формирование новых подходов к управлению библиотечной деятельностью отразилось в концепции библиотечного менеджмента. Конструктивность данной концепции заключается в возможности построения эффективной системы понятий и постулатов, предназначенной для использования в качестве аксиоматической основы общей теории управления библиотечной деятельностью.
Развитие методологии библиотечного менеджмента проходит в условиях эволюции общей парадигмы управления. В методологии библиотечного менеджмента обнаруживаются основные линии и тенденции изменения представлений об оптимальном управлении организацией, характерные для современности. Библиотечный менеджмент базируется на методологической идее о возможности применения в управлении библиотекой концепций, принципов, форм общего менеджмента как области знаний и профессиональной деятельности, направленной на формирование и обеспечение целей организации путем рационального использования ресурсов.
Генезис библиотечного менеджмента
предопределен объективными обстоятельствами.
Появление и внедрение в работу библиотек
новых информационных технологий, эволюция
библиотеки в направлении гибридной, то
есть соединяющей традиционные и электронные
фонды, развитие форм информационно-библиотечного
обслуживания вызвали необходимость серьезной
перестройки управления библиотекой.
Неизбежность смены управленческой парадигмы,
и сложность этого организационно-
Как показало исследование, перестройка управления библиотечной деятельностью осуществляется в двух основных направлениях: формирование общей инновационной парадигмы и разработка новых форм и методов управления в рамках различных типов менеджмента.
Подходы и теории современного менеджмента, предусматривающие поэтапную адаптацию сложившихся структур к новым условиям, прогнозирование изменений, гибкость и оперативность управленческих решений, устанавливающие выполнение требований организационной культуры и эффективное использование персонала, способствуют трансформации структуры, персонала и других элементов управления библиотекой, чтобы сделать ее соответствующей современным стандартам. Преобразования, предпринятые на основе менеджмента, дают наилучший результат, потому что менеджмент - постоянно развивающаяся концепция управления. Теоретики менеджмента ищут, пробуют, приспосабливая существующие управленческие модели к конкретным условиям.
Применительно к современной библиотеке, ценность управленческой парадигмы, обоснованной в концепции библиотечного менеджмента, проявляется в применении на практике рекомендаций, выработанных в теории мирового менеджмента. Уровень нестабильности внешней среды библиотеки в российских условиях несравненно выше, чем в зарубежных странах, поэтому так важно для руководителей отечественных библиотек новое видение управленческих проблем, предлагаемое в менеджменте, их изучение и использование в практике управления.
Особая актуальность проблем, связанных с повышением адаптационности, гибкости, разнообразия систем управления библиотечной деятельностью связана с общей тенденцией развития форм, методов, направлений функционирования современных библиотек. За последние годы условия управления существенно усложнились, стали более динамичными. Это определяет основные тенденции развития систем управления на современном этапе.
Важнейшей предпосылкой для эффективной деятельности библиотеки является соответствие степени сложности и изменчивости библиотечной деятельности аналогичным характеристикам адекватной внешней среды, то, что называется принципом необходимого разнообразия. В первую очередь важно для руководителей осознать объективную необходимость постоянного обновления и развития библиотеки.
Важнейшая интегральная функция управления и заключается в том, чтобы обеспечивать посредством целенаправленных перемен создание и поддержание в библиотеке динамического равновесия. Достижение данного соответствия между библиотекой и средой реализуется внутренним усложнением систем управления библиотекой.
Таким образом, в сегодняшних условиях жизнедеятельности библиотеки, как объективно обусловленная задача, может рассматриваться диверсификация системы управления, поскольку прогресс системы связан с повышением уровня организации и самоорганизации, с дифференциацией и интеграцией элементов и связей системы, с повышением ее адаптационности к среде. В настоящий момент в качестве одного из этапов формирования библиотечного менеджмента выступает диверсификация, обусловленная необходимостью выбора наиболее важных и значимых моделей управления, а также их рационального сочетания.
В связи с этим ключевая; идея, лежащая в основе нашей концепции диверсификации, может быть сформулирована следующим образом: усложнение управляемой ситуации (условий внешней среды и библиотеки как объекта управления) приводит к разнообразию реакций системы управления. Диверсификация реализуется через целенаправленное увеличение разнообразия целей, функций, элементов, связей, процессов и применяемых методов, охватываемых системой управления библиотекой. С полным основанием можно утверждать, что диверсификация системы управления библиотечной деятельностью направлена на повышение восприимчивости системы управления, на повышение разнообразия управленческих реакций, на развитие гибкости системы. В конечном счете, диверсификация приводит к повышению надежности и устойчивости системы управления, к росту ее адаптивности и активности. Это связано с образованием новой целостности -многоаспектной, динамичной системы управления, в отличие от дифференциации системы управления, значение которой в делении целого на части.
Необходимость диверсификации определяется комплексом внутренних и внешних факторов. Наиболее значимыми являются сложность и динамичность внешней среды библиотеки, многофункциональность библиотечной деятельности, развитие информационных технологий и ресурсов. Эти факторы определяют необходимый уровень диверсификации системы управления библиотечной деятельностью. В стабильной среде структура библиотеки близка к механистической организации, с высокой регламентацией и жесткими стандартами, централизацией учета и контроля. В условиях сложной среды необходима органическая структура, обеспечивающая диверсификацию управления, и развитие всех видов координации.
Соответствие между разнообразием систем управления и сложностью ситуации достигается решением следующих проблем: а) разнообразие и скорость восприятия управленческой информации должны соответствовать реальной сложности и динамичности среды: система управления должна быть в состоянии воспринять все существенные переменные управляемой ситуации с требуемой скоростью; б) разнообразие альтернатив и методов решений, находящихся в арсенале системы управления, должно соответствовать требованиям ситуации. в) разнообразие способов и возможностей реализации решений, должно соответствовать необходимому числу альтернативных вариантов при выборе механизмов управленческого воздействия.
Можно выделить три уровня разнообразия управленческих реакций как результат диверсификации: целевой, функциональный, структурно-процессный, связь между которыми имеет сложный, комплексный характер. Так, целевая диверсификация, выражающаяся в многообразии целей библиотеки, задает рамки для других форм диверсификации, и в то же время воплощается в реальность только через эти формы.
При этом Ограничения восприятия, которые накладываются целевой диверсификацией, могут повлиять в дальнейшем на осуществление функциональной диверсификации и т.д. Таким образом, между формами диверсификации и их результатом существует сложнейшая система взаимовлияния. Поэтому планирование и реализация процессов диверсификации должны проводиться в комплексе.
Диверсифицированная система целей библиотеки должна в явной форме учитывать факторы успешной деятельности (качество библиотечного обслуживания, высокий уровень комплектования фондов, включенность в информационную и социально-культурную среду региона) обеспечивать сочетание стратегических и тактических целей (например, формирование социально-культурной среды и участие в программах по развитию культуры региона), возможности библиотеки.
Диверсификация функций должна основываться на диверсификации целей и обеспечивать ее реализацию, должна соответствовать характеру внешней среды библиотеки по динамичности и сложности. Следовательно, для создания нормальной жизнедеятельности библиотек в основу системы управления библиотечной деятельностью необходимо заложить такие функции, как стратегический анализ ситуации, социологическое и маркетинговое исследование потребностей пользователей, освоение инноваций, развитие интеграционных и координирующих связей на региональном уровне.
Многофункциональность управленческой деятельности на концептуальном уровне обусловливает возникновение новых типов управления: библиотечного маркетинга, стратегического управления, инновационного менеджмента, управления проектами, кадрового менеджмента и др. Необходимо подчеркнуть, чем большее разнообразие типов управления видит современный руководитель библиотеки, тем больший у него выбор систем и механизмов управления и тем больше вероятность найти вариант эффективного управления.
Огромную социальную значимость обретает библиотечный маркетинг, понимаемый как система управления, ориентированная на реально существующие и потенциальные потребности населения в книге, информации. всех видах библиотечного обслуживания. Органичное единство миссии библиотечной деятельности и направленности социально-этического маркетинга на повышение общественного благосостояния создает принципиальную основу для включения мощного потенциала научного маркетинга в решение стратегических проблем библиотеки.
Развитие инновационного менеджмента в библиотечном деле открывает возможности целенаправленного и профессионального управления изменениями на основе реорганизации методической работы библиотек.
Стратегический менеджмент - тип управления, который в высокой степени отвечает современным особенностям развития библиотеки, поскольку позволяет достаточно точно определить перспективы будущего на основе исследовательской деятельности по согласованию внешних и внутренних факторов.
Стратегический менеджмент тесно связан с другими типами, и главным образом с такими, как инновационный менеджмент, управление проектами и муравление персоналом. Управление проектами становится необходимым сегодня из-за сложности и комплексности задач современной библиотеки, требующих объединения усилий и ресурсов, разработки технологии решения проблемы, расчета сроков и вариантов рационального согласования управленческих решений.
В работе с персоналом находит свое реальное выражение человеческий фактор управления. Сегодня управление должно быть направлено не только на потребление квалификации и способностей библиотекаря, но и на их развитие, гармоничное проявление. В этом случае персонал библиотеки становится основным ресурсом.
В диссертационном исследовании отражены приоритетные направления развития менеджмента, которые выдвигает сама библиотечная жизнь. Современному руководителю необходимо развитие вариативного мышления, которое невозхможно без понимания разнообразия типов управления, их признаков и причин. Надо овладеть навыками типологического анализа управления, строить матрицы параметров,, делать рейтинговые оценки, выбирать варианты. Типологический анализ - это методология системного подхода к управлению библиотечной деятельностью.