Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 18:12, дипломная работа
Цель работы: раскрыть семантику цветов как элемента повседневной культуры.
Данная цель конкретизирована в следующих задачах:
рассмотреть особенности повседневной культуры;
выявить основные тенденции оформления повседневного пространства в культуре;
определить семантику и символику цветов в разных культурах;
проанализировать значение и язык цветов в искусстве;
определить роль и место цветов в современной культуре.
Введение 3
Глава 1. Эстетика повседневности в культуре 9
1.1.Понятие повседневности в современной культуре 9
1.2.Традиции цветочного оформления повседневного пространства в культуре. 14
Глава 2. Семантика цветов в искусстве и повседневной культуре 30
2.1.Язык цветов в культуре 30
2.2.Флористические мотивы в искусстве 44
2.3. Фитодизайн и флористика как элемент современной культуры. 63
Заключение 69
Список использованной литературы 72
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский
ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
КАФЕДРА МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ
Зав. кафедрой Борзова Елена Петровна
(ФИО)
____________________________
(подпись)
«___»_________ 20__ г.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(специалиста)
Цветы как элемент повседневной культуры
Выполнил студент группы |
Силаева Марина Александровна |
________24569___________ (номер группы) |
______________________________ (подпись, дата) |
Специальность |
0301401 Культурология |
Специализация |
Менеджмент в сфере культуры |
Форма обучения |
|
Научный руководитель |
Преподаватель, Александрова Надежда Викторовна (ученая степень, ученое звание, должность, ФИО) |
______________________________ (подпись, дата) | |
Рецензент |
д. филос. н., проф. Махлина С.Т. (ученая степень, ученое звание, должность, ФИО) |
______________________________ (подпись, дата) |
Санкт-Петербург
2012
Оглавление
№ страницы
Введение
Глава 1. Эстетика повседневности
в культуре
1.1.Понятие повседневности
в современной культуре
1.2.Традиции цветочного оформления
повседневного пространства в культуре.
Глава 2. Семантика цветов в искусстве и повседневной культуре 30
2.1.Язык цветов в культуре
2.2.Флористические мотивы
в искусстве
2.3. Фитодизайн и флористика как элемент современной культуры. 63
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
В настоящее время в
гуманитарной науке активно изучается
феномен повседневности. В работах
современных русских и
Проблеме культуры повседневности в настоящее время посвящен большой комплекс исследований, включающий в себя работы: Лелеко В.Д. «Эстетика повседневности» (1994), «Пространство повседневности в европейской культуре» (2002), Маркова Б.В. «Культура повседневности» (2008); Махлиной С.Т. «Семиотика культуры и искусства» (2000), «Семиотика культуры повседневности» (2009), «Лекции по семиотике культуры и лингвистике» (2010), Козьяковой М.И. «История. Культура. Повседневность. Западная Европа: от античности до 20 века» (2002), Маловой Е.Ю. «Повседневность: сущность и предмет изучения в гуманитарных науках» (2007).
На сегодняшний день проблема осмысления семантики цветов и растений и их места в человеческой культуре не является предметом специального культурологического анализа, однако теория цветоводства, садоводства, ландшафтного дизайна активно изучается в современной флористике. Среди многообразия работ на эту тему следует выделить: монографии Дармидонтовой В.В. «История садово-парковых стилей» (2004); Хессайона Д.Г. «Все о комнатных растениях» (2003); Сидоровой М.А. «Икебана: практическое руководство» (2007) и «Европейская флористика» (2007), Грожан Д. «Азы фитодизайна» (2010).
Непосредственно истории языка цветов в современной гуманитарной науке посвящено незначительное количество работ: монографии О.Б. Кушлиной «Страстоцвет, или Петербургские подоконники» (2001), Э. Басмановой «И флора уронила к ним цветок…» (2010) и «Старинный цветочный этикет: цветочные традиции и цветочный этикет в частной и общественной жизни России XVIII - начала XX века» (2011), статьи Толмачева У., Колосовой В.Б. «Цветы в обряде: к вопросу о чете и нечете» (2001), а также известная книга Д.П.Ознобишина «Селам, или Язык цветов» (1830).
Символика цветов в культуре
исследуется в контексте
Несомненно, что в настоящее время значение образа цветов в культуре, искусстве и повседневной жизни человека в целом осмыслено не полностью. Это дает возможность реконструировать культурологические смыслы флористических мотивов в культуре и повседневной жизни человека.
Объект исследования: повседневная культура
Предмет исследования: семантика образа цветов в культуре повседневности.
Цель работы: раскрыть семантику цветов как элемента повседневной культуры.
Данная цель конкретизирована в следующих задачах:
Методологической и
В исследовании использован комплексный культурологический подход, основанный на синтезе различных форм социогуманитарного знания – культурологии, истории, искусствоведения, эстетики. Использовались сравнительно-исторический, историко-генетический методы, теоретико-культурологический анализ.
Глава 1. Эстетика повседневности в культуре
Такое понятие, как культура,
существует практически во всех языках
и употребляется в самых
Развитие культуры продолжается развитием ее самосознания. В мифах и эпосе народов, в учениях отдельных мыслителей содержались идеи, раскрывающие суть культуры как единого процесса. Но идеи и учения являлись не просто регистрацией достижений культурного развития человека – они также были частью культурного процесса.
Люди создают и облагораживают собственную среду обитания, и от них зависит, насколько она будет культурной и одухотворенной. Модернизация общества, т.е. индустриальный путь развития, на который вступила Европа, а затем и остальные регионы мира, дав человеку за счет развития науки и техники небывалую власть над природой, обществом и самим собой, принципиально изменила его отношение к миру и, соответственно, новоевропейскую картину мира.
Изменение отношения человека к природе состоит, прежде всего, не только и не столько в результатах научной революции конца XIX - начала XX вв. (открытие электрона, электромагнитного поля, теории относительности, квантовой механики), кардинально изменивших научную картину природы, а в утрате последней - статуса культурной ценности, эталона "естественности". Особый тип власти, формирующийся в недрах современного общества вызывает к жизни тот тип человека, который перестает воспринимать природу как значимую норму или живое убежище. Он рассматривает её бесстрастно, по-деловому, как пространство и материал для работы. Согласно Р. Гвардини, это означает необозримые возможности созидания, но также и разрушения, особенно там, «где дело касается человеческого существа, которое оказывается далеко не так прочно и надежно в самом себе, как обычно полагают»2.
В рамках западной и восточной культуры отношение к природе традиционно было различным. В рамках западной традиции сформировалось утилитарное, прагматическое, потребительское отношение к природе. На Востоке отношение к природе было более созерцательным, трепетным и, как показала историческая практика, более мудрым. Считалось, что человек должен максимально скоординировать свое поведение с законами природы, космоса. Он не должен вмешиваться в природные процессы, а должен адаптироваться к ним, прислушиваться, угадывать ритмы природы, жить в гармонии с ней. Восточное искусство также отличала близость к природе. На Востоке - в Китае и Японии - впервые появилась пейзажная живопись, садово-парковое искусство, икебана - искусство аранжировки цветов, составления букетов; китайская культура оставила нам в наследство туманные пейзажи с маленькой фигуркой человека, затерявшегося среди огромного царства природы (сунские пейзажи).
В любом случае, проблема отношения человека к природе напрямую отражается в его повседневной жизни: как человек определяет свое место в природе, как оформляет свой быт, используя все то, что подарила ему природа: природные материалы, растения и цветы. В этой связи необходимо обратиться к проблеме повседневности, поскольку именно в культуре повседневности наиболее полно раскрывается семантика и значение цветов и растений.
В последние десятилетия вопрос о повседневной культуре человека превратился в достаточно востребованную научную проблему. Это недвусмысленный показатель социального заказа, ответа науки и культуры в целом на теперь уже мощно заявившую о себе потребность в осмыслении и утверждении повседневной жизни как ценности современной культуры. Разумеется, речь идет, прежде всего, и главным образом о западной, европейской и североамериканской культуре ХХ столетия, лидирующее положение которой определяло и тенденции развития мировой культуры в целом.
Стоит отметить, что в настоящее время проблематика повседневной жизни весьма высока. Отображение этой проблемы мы можем встретить в научных изданиях и публикациях по таким гуманитарным наукам, как культурология и философия, социология и история, психология и лингвистика.3 Для современной науки характерно выдвижение на первый план человека - субъекта и творца, ориентация на изучение его предметно - материальной и духовной деятельности, его образа жизни и менталитета. В статье «История повседневности как онтология культуры» М. И. Козьякова отмечает, что повседневные практики создаются коллективной традицией, а творчество в этой сфере всегда безымянно. Единичное "Я" здесь растворяется в массовом, в господствующих стилях жизни и способах времяпрепровождения, стереотипах поведения или языковых клише. Повседневные практики не поддаются рефлексии. Они потребляются в известной степени бессознательно. Генераторами их специфических особенностей выступают приметы времени, модальные императивы эпохи. Трактуемая подобным образом, повседневность уподобляется «жизненной стихии», наглядно проявляя свою асобытийность: мелкие факты, едва заметные во времени и в пространстве, повторяясь, обретают всеобщий характер, распространяются "на всех уровнях общества, характеризуя его образ существования и образ Событие, являющееся краеугольным камнем традиционной историографии, исчезает, растворяясь в энтропии повседневного4.
Культура повседневности – сравнительно молодое направление современной культурологии, получившее развитие и широко распространяется во многих европейских странах, начиная с 60-х гг. и до настоящего времени. Появление темы повседневности в исторических исследованиях связано с утверждением нового понимания истории, согласно которому ее ход определяется не только политическими событиями, экономическими законами, выдающимися личностями, но и неприметным ходом обыденных дел.