Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 18:12, дипломная работа
Цель работы: раскрыть семантику цветов как элемента повседневной культуры.
Данная цель конкретизирована в следующих задачах:
рассмотреть особенности повседневной культуры;
выявить основные тенденции оформления повседневного пространства в культуре;
определить семантику и символику цветов в разных культурах;
проанализировать значение и язык цветов в искусстве;
определить роль и место цветов в современной культуре.
Введение 3
Глава 1. Эстетика повседневности в культуре 9
1.1.Понятие повседневности в современной культуре 9
1.2.Традиции цветочного оформления повседневного пространства в культуре. 14
Глава 2. Семантика цветов в искусстве и повседневной культуре 30
2.1.Язык цветов в культуре 30
2.2.Флористические мотивы в искусстве 44
2.3. Фитодизайн и флористика как элемент современной культуры. 63
Заключение 69
Список использованной литературы 72
Цветы – атрибут богини Флоры. Многие цветы расцвели на могилах умерших от неутоленной любви или самих ставших цветами. Анемоны пошли от Адониса, фиалки от Аттиса, подсолнухи от Клитии, нарциссы от Нарцисса, гиацинты от Гиацинта. Цветы могут указывать на Рай или Эдемский сад либо обозначать смену времен года. В Средние века различные цветы приобрели некий христианский смысл: красные цветы изображали кровь Христову и Страсти Господни, а белые – лилия, ирис и роза без шипов,- непорочность Пречистой Девы. Цикламены, жасмины, ландыши и фиалки тоже связывались с Богородицей и, бывает, изображаются разбросанными на земле в Ее обнесенном стенами саду54.
В XII веке модными стали цветочные шляпы или венки. В Париже появилась гильдия мастеров цветочных шляп, занявшаяся разведением необходимых для своего производства растений. В XIII-XIV веках эта мода достигла своей кульминации, и при королевских дворах Европы дамы стали украшать свои прически прекрасными ювелирными работами: цветами из золота и драгоценных камней, нашитыми на валик. Кроме цветочных шляп роль флористических украшений выполняли те же рассыпанные цветы и гирлянды, сплетенные из цветов и веток. Ими обрамляли двери, украшали стены. В период позднего Средневековья в Англии и Франции для украшения и ароматизации не только церквей, но и домашних интерьеров начали использоваться букеты.
На смену мрачной эпохи Средневековья приходит новый период, эпоха Возрождения. В эпоху Возрождения на первое место поднимается человек, его индивидуальность. Душа воскресает в каждом человеке, и мир воспринимается ею светлее, красочнее и радостнее, чем в Средневековье. Новая идея всколыхнула человечество. Духовную энергию, которая накапливалась на протяжении долгих средних веков, а дух сдерживал ее внутри человеческой оболочки, эпоха Возрождения освободила, раскрепостила и как бы вдохнула в произведения искусства, науки и философии. На пьедестал культуры поднялась индивидуальность. Ренессанс открыл человеческое «Я» и его величие. Бесконечный мир человек смог увидеть в себе как собственный внутренний мир. Согласно Е.П. Борзовой, антропоцентризм стал ведущей и главной идеей мировоззрения эпохи Возрождения.55
Наступило время новых обычаев, традиций, веяний моды. Это было время многочисленных открытий. Вырос интерес к ботанике, новые виды растений были завезены со Среднего востока и стали выращиваться в садах Европы. Цветы приобрели совершенно новую ценность: художники стали детально изображать все особенности растений. Перемены, которые происходят в мировоззрении человека, отразились и на отношении к цветам. В моду входит простая аранжировка цветами в виде небольшого букета, который либо держали в руке, либо помещали в аптекарский сосуд, кувшин или стакан. Выходят в свет первые книги по цветоводству. В XVII веке появляются первые аранжировки в красивых сосудах, а практика разбрасывания цветов практически исчезает. Стоит отметить, что огромную популярность в Европе получили тюльпаны, завезенные из Турции. Массовый ажиотаж, возникший на увлечении этим цветком, привел к созданию финансовой пирамиды, основанной на вложении денежных средств в обмен на луковицы. В 1637 г в Голландии эта пирамида рухнула, и множество людей потеряли свои средства. 56
Таким образом, уже к XVIII веку цветы становятся неотъемлемой частью повседневной жизни человека. Строгие условности и законы светского общения конца XVIII-начала XX века требовали знания тонкостей поведения в обществе, по которым судили о воспитании, манерах, умении общаться с дамами, представляться начальникам, наносить визиты, сопровождать важных лиц, делать подарки.
Исследователь Э. Басманова отмечает, что принятые в обществе законы приличий не обходили стороной также и цветочную сферу, которая включала в себя модные тенденции в цветочном декорировании частных интерьеров, торжественных банкетов и бальных помещений, траурных мероприятий, а также цветочный этикет, связанный с символикой и статусным восприятием цветов, предназначенных дамам и девушкам. Использование цветов в виде украшения прически, бальных туалетов, модных аксессуаров повседневных платьев и костюмов, в дамских и девичьих букетах, в свадебном наряде, то есть в самом разном функциональном назначении, содержало в себе множество особенностей, которые необходимо было учитывать просвещенному в светских тонкостях человеку. Справочники и книги по правилам хорошего тона, как правило всегда включали раздел посвященный этой теме. События повседневной жизни дополняли эти знания.57
Правила цветочного этикета сказывались на особенностях бального туалета девушки и замужней женщины, а так же в цветочных букетах, предназначенных девушкам и женщинам. Цветочный этикет регулировал и другие стороны частной жизни дворянства и богатого сословия до начала XX столетия, что проявлялось в траурном и свадебном этикете, в театральных букетах, начало которым положило «цветобесие» 40 годов XIX века.58 Вначале XX столетия возникло новое благотворительное движение «Праздник белой розы». Вплоть до революции 1917 года это движение набирало силу, порождая и другие «цветочные» направления благотворительной деятельности: «Праздник синего цветка», «День фиалки», «День бабочки». 59
Повседневная жизнь дворянства была тесно связана с народными приметами, суеверьями и знахарством. Разгадывание снов, в которых часто встречались образы различных цветов: счастливые клевер и сирень, которые носили с собой для привлечения удачи, приворотные цветочные зелья и девичьи гадания на праздник Купалы отражали черты повседневного быта не только крестьян и мещанства, но и представителей дворянства.
Цветочная мода XVIII – начала XIX века своеобразно преломляясь в различных художественных направлениях, не обходилась без цветочных и растительных мотивов, встречающихся на тканях, в вышивках, ювелирных украшениях, а так же в оформлении шляпок, сумочек, туфелек, платьев.60(9)
Незнание цветочного этикета могло привести к неприятным последствиям. Например, испортить репутацию в обществе, демонстрируя дурной вкус, отсутствие хорошего воспитания или, того хуже, случайно оскорбить незамужнюю девушку, вручив ей букет красных роз или просто красную розу. Поэтому светское воспитание касалось также определенного просвещения и в “цветочном“ вопросе. Справочники и книги по правилам хорошего тона, как правило, всегда включали разделы, посвященные этой теме, но основные знания в этой области получали в семье и на домашних уроках.
Язык цветов возник на Востоке, где
еще в древности имели
Появление некой моды на цветы породило всплеск интереса к языку цветов. Язык цветов возник на Востоке, где еще в древности имели распространение различные формы скрытого общения. Цветочный шифр, подразумевал, прежде всего, переписку между влюбленными. Постепенно язык и символика цветов проникли в европейскую и русскую культуру.
В 1830 г. в Петербурге была опубликована книга Д.П. Ознобишина, "Селам, или Язык цветов", полностью посвященная символике цветов. В контексте данной книги слово «селам» становится не только восточным приветствием. В переносном смысле «селам» так же обозначает условный язык, в котором слова и фразы заменялись различными предметами (драгоценными камнями, жемчугом, плодами и цветами). Так, к примеру: ветка сирени – не заставляй ожидать; плющ - вечная любовь; мак- сохрани нашу тайну; красная роза – моя любовь к тебе съедает меня; гвоздика –да; белая роза -я не могу и многое другое.61
Согласно Э. Басмановой, пик увлечения дворянства этим языком приходился на 10-20 годы XIX века.62 Букеты того времени способны были выразить любые чувства и переживания: тревогу, просьбу, упреки, сомнения, надежды, воспоминания, страсть, разочарование.63 Простейшей формой «букета со значением»64 был букет их одного вида цветов. Например, два василька связанные лентой означало, что два «чистых, простых, искренних» сердца нашли друг друга. Календула, частый герой селамных букетов, в сочетании с разными цветами, способна было передать целую гамму чувств. Один ноготок означал огорчение, в сочетании с розой – сладкие мучения любви, а целый букет, перевязанный тесьмой, означал вечную изменчивость столкновений добра и печали. Книга Д.П. Ознобишина стала своеобразным практическим руководством для использования языка цветов при составлении домашних альбомов, которые были столь популярны в первой половине XIX в. Несомненно, что при этом расположение цветов на одежде или прическе также уточняло или иллюстрировало тайные чувства и скрытые переживания. Э. Басманова отмечает, что язык цветов сохранялся вплоть до1917 года, проявляясь иногда в своеобразных формах.65
К концу XIX в язык цветов не исчезает полностью, продолжает таиться не только в кладовых памяти целого поколения, но и проявляется в событиях и образах русской литературы. Но все же главными хранителями селамного языка стали этикетно-бытовые формы светского этикета.66
Согласно этикетным правилам, ярко–красные розы могли быть подарены мужчиной в знак его пылкой любви и страсти, но ни в коем случае не девушке. Цветы красного цвета вообще исключались из подарочного списка предназначенного незамужней девушке, потому как подобное подношение расценивалось, как намек, и могло привести к скандалу. Помимо красных цветов, разновидность нарцисса – жонкиль (желание), также запрещалось дарить девушкам.67
Смена художественных эпох, общественных вкусов и эстетических представлений на рубеже XIX-XX веков, неизбежно влияла на перемены в восприятии цветов и цветущих растений. Интерес к языку цветов сменился увлечением новым художественными образами эпохи модерн. Оформление жилого пространства конца XIX века обнаруживает удивительные факты из повседневной жизни того времени. О.Б. Кушлина пишет, что затея украсить крыши домов растениями будоражила умы обывателей в середине 90-х годов XIX века. Домовладельцы Санкт-Петербурга, потрясенные чудесами домостроительства в Чикаго, решили не отставать. На крыши петербургских домов стали устанавливать кадки с пальмами и другими крупными растениями. Таким образом, домовладельцы желали не только украсить город, но привлечь состоятельных клиентов в квартиры. На такое решение домовладельцев повлияла статья А.Э. Регеля «О традициях, дворовых и кровельных насаждений в больших городах», вышедшая в первом номере Вестника Императорского Российского общества садоводства за 1898.68
В символике декаданса роза перестала быть символом любви. В богемно-художественной среде она стала эмблемой порока, похоти и поругания любви.69
Культура владения языком цветов стала угасать уже к середине XIX в. В это время традиции романтизма постепенно растворяются в общих тенденциях развития культуры, в обществе происходит смена ценностей. Поэзию золотого пушкинского века начинает теснить проза. На смену дворянского эстетизма приходит прагматизм нарождающейся буржуазии. Эту тенденцию четко сформулировал писатель В.А. Сологуб, когда в середине XIX века заметил, что альбомные цветы отцвели и ничего уже не говорят поколению нового времени.70
Бурные события начала XX в. окончательно отодвинули в прошлое язык цветов. Он долгое время оставался понятным только узкому кругу специалистов: историков, искусствоведов и литературоведов, профессионально занимавшихся культурой первой половины XIX века. Новый всплеск интереса к этой занимательной флористической криптографии возник в нашей стране относительно недавно - на исходе XX века. В наши дни в сети интернет можно найти множество ссылок на сайты, посвященные этой теме, где представлены таблицы соотношения конкретного растения и его символического значения. В них, к примеру, указывается, что Аконит намекает на мизантропию, а Ноготки на отчаяние. Однако истоки такого соответствия остаются совершенно непонятными. Более того, в разных таблицах значения одних и тех же растений могут отличаться.71 Такая ситуация возникла, вероятно, благодаря некритическому "выхватыванию" символики, взятой из различных источников, и последующему ее многократному цитированию.
У цветов есть и числовые значения и смыслы: пять лепестков соотносят с пятью ранами Христовыми, а три листа со Святой Троицей. Колумбина (растение из лютиковых; водозбор) подчас символизирует проявление Святого Духа (лит. «колумба» - голубь)72. Но числовые значения цветов не сводятся только к количеству лепестков, сегодня многие ориентируются на количество цветов, преподносимых в подарок. Последнее время принято дарить нечетное количество цветов, но исследования, проведенные В.Б. Колосовой в Сторожинецком районе Черновицкой области73, говорят, что так было не всегда. Она рассказывает что, к примеру, в Сторожинецком районе и посей день остались обычаи дарить, особенно на свадьбу, четное количество цветов – «потому что говорили, что нужно в паре всегда быть» (приводится дословная речь информанта)74. А вот на похоронах старались обеспечить не парное количестве, например, ставили нечетное количество свечей. То же касалось и цветов. В другое время это считалось недопустимым, и не только в украинской традиции; так, «три свечи на столе - к покойнику» (поэтому три свечи не ставят даже на Троицу). Более того, если принести покойнику четное количество цветов, то после него умрет еще кто-нибудь (т.е. покойник возьмет себе «пару»). Однако такая традиция постепенно уходит.75
Таким образом, необходимо отметить, что язык цветов в России, получивший свое наибольшее развитие в XVIII-XIX веке, постепенно растворился в повседневной культуре. Однако образы цветов навсегда были закреплены в искусстве.
2.2 Флористические
мотивы в живописи и в
В семиотике как гуманитарной науке сложилось следующее понимание знака: знак – предмет природы или предмет искусственно созданный людьми относительно которого принято некое условие, наделяющее этот предмет способностью передавать, определенные смысл, знание. Следовательно, что под знаком как специально отобранным людьми или сконструированным понимается объект способный передавать социальную семантическую информацию, которая обуславливает общественные отношения.76 К основным семиотическим знакам, с помощью которых передается информация от поколения к поколению, принято относить: изображение, архитектуру, музыку, литературу (язык), дизайн и др.77
Таким образом, искусство,
как структурный элемент
Каждая эпоха рождает свою систему
знаков, которая получает наиболее
полное отражение и выражение
в специфике выразительных