Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 18:12, дипломная работа
Цель работы: раскрыть семантику цветов как элемента повседневной культуры.
Данная цель конкретизирована в следующих задачах:
рассмотреть особенности повседневной культуры;
выявить основные тенденции оформления повседневного пространства в культуре;
определить семантику и символику цветов в разных культурах;
проанализировать значение и язык цветов в искусстве;
определить роль и место цветов в современной культуре.
Введение 3
Глава 1. Эстетика повседневности в культуре 9
1.1.Понятие повседневности в современной культуре 9
1.2.Традиции цветочного оформления повседневного пространства в культуре. 14
Глава 2. Семантика цветов в искусстве и повседневной культуре 30
2.1.Язык цветов в культуре 30
2.2.Флористические мотивы в искусстве 44
2.3. Фитодизайн и флористика как элемент современной культуры. 63
Заключение 69
Список использованной литературы 72
Совсем иначе ощущает себя человек в эпоху Возрождения. В эту эпоху возникает понятие дома как важнейшей доминанты мироустройства. Дом служит теперь не только для проживания в нем, но возникает экспансия внутреннего пространства во внешнее. Согласно исследователю С.Т. Махлиной, для дома эпохи Возрождения характерно появление разного рода лоджий, уже целый город рассматривается как обжитой дом. И дом этот должен располагать к труду и отдыху, но в первую очередь должен быть удобным.23 В этот же период, как известно из истории, совершаются первые великие географические открытия. Таким образом, растения из тропических стран впервые прибывают в Европу. Опыт средневековых монахов в области садоводства позволяет создавать первые оранжереи. Так, уже в конце XVI века в оранжереях выращивают цитрусовые, пальмы, финиковые деревья.24
Самым выдающимся объектом исторического культивирования можно считать оранжерею, созданную в Версале во времена правления Людовика XIV, короля Франции из династии Бурбонов, правившего в 1643 - 1715 годах25.(См. приложение рис.1,2) Она и по сей день признана самой прекрасной в Европе и является излюбленным местом для организации светских приемов и торжеств. С середины октября до середины мая сюда, как повелось с давних времен, помещают любимые растения «Короля – солнца» - около 700 апельсиновых деревьев. Температуру и влажность поддерживают на определенном уровне. На летнее время деревья выносят на открыто пространство.
Рассматривая дом, как пространство повседневной жизни человека, по мнению Даниловой, в XVII веке барокко приносит с достаточно разные чувства по отношению к внутреннему пространству дома, если судить по живописи того времени. Но вместе с тем он утверждает что «XVII век, в искусстве был веком обретения Дома в высоком, трансцендентном смысле этого понятия, а также в обыденном его значении…»26.
В XVIII веке интерьер начинает восприниматься как уголок природы. Вот почему широкое распространение получают ширмы, выделяя уютные уголки. Интерьер этого времени «является» в костюме пейзажа, а пейзаж в костюме – интерьера27. Что касается цветоводства, то оно по прежнему остается уделом элиты.
В искусстве, как в зеркале, отражается не только мысли людей, но и прежде всего их восприятие окружающего пространства и прежде всего их дома. По мере того как человеческое общество развивается, меняется внутреннее убранство дома. Рассматривая повседневную жизнь людей, стоит отметить, что по мере экономического и политического развития общества, такой элемент их повседневной жизни, как цветоводство постепенно распространяется. Если ранее, разводить цветы в комнатах могли позволить себе люди богатые, то к середине XIX века в описаниях жизни и быта людей можно встретить заметки о том, что простолюдины, люди среднего сословия хотя бы один цветочек на подоконнике, но дерзали. Поливая и окучивая его, человек расслаблялся после трудового дня.
Промышленный переворот, протекавший неравномерно в странах Западной Европы, начиная с конца XVII века до начала XX столетия, оказал заметное влияние на жизнь людей, и прежде всего, это сказалось на все большей концентрации людей в городах. Как отмечает Марков Б.В. в книге «Культура повседневности», изменения такого рода касались обустройства коммунального хозяйства, изменения планировка городов; улицы, в отличии от средневекового города становятся более просторными, закладываются парки и скверы становясь легкими целостного организма города. Следовательно, садоводство получает новый виток в своем развитии. В конце XIX в. Э. Говард выдвинул идею создания города-сада. В 1898 г. вышла его книга «Завтра», а в 1903 г. «Города-сады будущего». Говард представлял себе город-сад в виде концентрических кругов. В центре города - сад, вокруг него - общественные сооружения, окруженные центральным парком, по периметру широкая стеклянная аркада - Хрустальный дворец, в котором размещены магазины, зимние сады. Все дома города окружены зелеными массивами и садами. На полпути между центром и внешним кольцом была задумана большая аллея, образующая зеленый пояс и разделяющая город на внутреннюю и внешнюю части. Вдоль этой аллеи расположены школы. Самый крайний круг представлял собой сельскохозяйственные поля и расположенные несколько в стороне зоны для безвредных промышленных предприятий. 28
Рассматривая оформление пространства повседневности в XX веке, мы отчетливо можем наблюдать развитие тенденций, заложенных в прошлые века. Обобщение и анализ теоретических разработок и опыта по проектированию систем насаждений позволяют выдвинуть следующую принципиальную модель насаждений крупных и средних городов. По этой модели город включает несколько промышленных и жилых районов. Промышленные районы отделены от жилых специальными защитными зонами или (если нет необходимости в таких зонах) озелененными магистралями. Жилые районы разделены магистралями, вдоль которых создаются зеленые полосы и бульвары, примыкающие к границам микрорайонов. В центрах микрорайонов расположены микрорайонные сады, а в жилых районах в пределах определенного радиуса доступности - районные и детские парки. Центральный городской парк, центральный спортивный парк и ботанический или зоологический парк, т. е. общегородские зеленые массивы, размещены на берегу водоема в центре города (по отношению к жилым районам). Внутригородская система озеленения дополняется лесопарковым поясом, в котором предусмотрено сооружение зон массового отдыха, санаториев, домов отдыха и пионерских лагерей.29
Вместе с городом меняется интерьер дома. Человек, проживая в крупном мегаполисе, начинает постепенно чувствовать себя оторванным от природы. Мир, окружающий нас сегодня, целиком состоит из пластика, стекла и бетона. Добавим к этому шум и стресс – неотъемлемые атрибуты современной жизни. Пытаясь уйти от этого неблагоприятного «многообразия», человек начинает создавать свой райский уголок природы в собственном доме. ( См. приложение рис.3-4)
Рассматривая пространство повседневности, мы уже упоминали о границах этого самого пространства, о том, как оно менялось в течение развития культуры. Возвращение к этому вопросу неслучайно. Анализируя, как менялось местонахождение растений в помещении, несложно заметить, что по мере развития общества цветы все больше проникают в наше пространство. Оранжереи и сады не исчезли, но так же с эволюцией окна, появляется некое их миниатюрное подобие у нас на подоконниках. В контексте "человек — дом — мир" в традиционной культуре окно соответствует глазу и солнцу. Человек смотрит через окно (глаз) на мир (солнце), мир (солнце) — на человека через окно (глаз).
Это подчеркнуто солярной символикой орнамента оконных наличников. "Возвышение" окна, обретение им высокой культурной значимости и всей полноты функций, дошедших до современности, начинается в эпоху Возрождения. Этот процесс включен в общую переориентацию культуры «с небес на землю». Земная жизнь начинает осознаваться в ее самоценности, заново интеллектуально осваивается. Ценность умозрения, видения "глазами души", утверждавшаяся религией и церковью и господствовавшая в Средние века, оспаривается новой, мирской, посюсторонней ценностью зрения, наблюдения реального мира.
Согласно В.Д. Лелеко, зарождающаяся новая европейская наука и новое искусство делают глаз основным инструментом познания мира.30 Новая культурная функция окна, обеспечившая возможность созерцания дали, визуального выхода за пределы жилища, могла быть реализована лишь при соответствующих размерах и положении окна в стене. Подоконник подводит черту наших отношений с внешним миром. Он или подчеркивает резкость противостояния, или пытается смягчить ее, создавая на своих берегах модель мира-сада. Цветы на окне - бесстрашный маленький аванпост, выставленный человеком, вставшим лицом к внешней тьме.
Основное функциональное предназначение внутреннего пространства жилища — создание, обеспечение условий повседневной жизни человека, ежедневного удовлетворения его основных потребностей, существенную часть которых составляют первичные, витальные потребности в пище, питье, сне, отправлении естественных надобностей, продолжении рода (сексуальные потребности). Удовлетворение перечисленных потребностей осуществляется, как правило, в определенном месте жилища, приобретающем значение функциональной зоны его внутреннего пространства. Такие зоны обычно определенным образом маркируются: временно или постоянно выгораживаются, отделяются друг от друга перегородками или стенами, обозначаются каким-то предметом, вещью или комплексами вещей, а также словом: именуются, номинируются (кухня, столовая, туалет, спальня и т. п.)31.
Разумеется, внутри жилища удовлетворяются
и другие жизненно важные потребности,
в том числе потребности
Разделение этого пространства
на зоны, его структурирование отражает
не только "логику" удовлетворения
телесных и духовных потребностей обитателей
дома, но и их социально-ролевую
Пространственные зоны жилища
формируются не только полом, потолком,
перегородками, стенами, проемами, но и
вещами, заполняющими внутреннее пространство
дома и обеспечивающими его
Осмысление пространства загородного дома с прилегающей к нему территорией сада как автономного гармоничного мира имеет давнюю культурную традицию. Ее начало относится к монастырским садам средневековья – земным проекциям райских кущ. В эпоху Ренессанса компонуются уже светские ансамбли вилл. Наконец, эта традиция достигает своего апогея в барочных дворцово–парковых ансамблях Европы XVII- первой половины XVIII веков.33
Садово – парковое искусство разделяет сады на несколько стилей. Основоположником регулярного стиля в садово–парковом искусстве Франции является ландшафтный архитектор А. Ленотр, создавший композицию в поместье министра финансов Фуке «Во ле Виконт». Ленотру принадлежат проекты парков Сен-Клу, Шатильи, Марии, вершиной его творчества является Версаль. Его стиль отличается торжественностью, приподнятостью, обилием скульптур, театральностью. Тем самым подчеркивая абсолютное превосходство владельца над людьми и над природой, в стремлении подчинить ее себе, навязать свою волю.
Важными элементами регулярного сада, парка была вода и боскеты – подстриженные в форме стен группы кустарников и деревьев, создававшие иллюзию небольших зал, кабинетов под открытым небом, размещенные вдоль прямых аллейных дорожек, вымощенных либо серой каменной крошкой, либо гравием, смешанным с песком.
Регулярные сады в России получили распространение в петровскую эпоху. К первому периоду создания парков относится усадьба «Ботик» Переславского района, в которой Петром Великим были высажены березы. В 1710 году был устроен регулярный парк в Ораниенбауме, В 1711 – Летний сад в Петербурге, в 1711 – в Петергофе. (См. приложение рис.5)
Новшеством в русском регулярном парке явились боскеты и фонтаны. В середине XVIII века планировка как французских, так и русских парков усложнялась, вырабатывались шаблоны, новые традиции приходили на смену старым.34
Конец XVIII века характеризуется приходом нового стиля. Великая французская революция, нанесшая решающий удар по феодально- абсолютистскому строю, расчистила почву для развития не только капитализма, но и оказала сильнейшее влияние на сознание людей. Литературные произведения показывают, что человек воспринимает мир природы как определенную взаимосвязь стихий, которые, меняясь сами, заставляют меняться людей. Поэтому не случайно становится популярен пейзажный английский стиль парка. Культура естественного проявления чувств обнаруживает несостоятельность помпезности и театральности барочных ансамблей. Движение по парку должно вызывать движение чувств в душе человека. Естественности ландшафтов должны соответствовать естественные эмоции.35 Увеселительные комплексы сменяются или переосмысливаются как места «философских прогулок».
Следует отметить, что планировке «английских» озелененных территорий предшествовало знакомство мастеров с садово–парковым искусством Китая, которое способствовало окончательному формированию европейского стиля. Мастера пейзажного направления Востока, преклонявшиеся перед красотой природы, были убеждены, что равновесие и гармония достигаются при ассиметричном, живописном расположении объектов.
Европейцы переняли лишь внешнюю сторону китайского искусства садоводства: возводили беседки, пагоды, мостики, павильоны, трельяжи, неравные по величине и форме, размещенные таким образом, что создавалось впечатление уравновешенности. Восточные философские идеи простоты, лаконичности, символизма в искусстве нашли свое отражение и в более позднее время, в период образования ландшафтной архитектуры.
Вторая половина XIX века внесла новшества в садово–парковое искусство: введение в художественную композицию новых видов деревьев и кустарников, атрибутов, присущих озелененным территориям. Однако, нововведение нарушило цельность общего вида парка.
В тот же период времени наблюдается упадок дворянских поместий, появление дачных усадеб с небольшими парковыми территориями, малым количеством построек. Хозяева мелкопоместных имений, расположенных у пруда, у речки, неподалеку от лесных массивов, чаще всего проживали в своих владениях круглый год, занимаясь сельским хозяйством.
Развитие промышленности и рост городов постепенно удаляли человека от природы. Происходило превращение традиционных садово– парковых комплексов в ландшафтную архитектуру: появились места, отведенные для отдыха горожан, национальные парки, заповедники, курорты.36