Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 17:21, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культурологии".
3. Ислам. 1. Самая молодая из религий - возник в 7 в н.э. 2. Аравийский п-в, Мекка. 3. Арабы. 4. Пророк Мухамед (Мухамад, Магомет) 5. Строгий монотеизм. 6. Аллах (всемогущая сила). 7. Коран (чтение) – составлен после смерти Мухамеда по его высказываниям. Мусульмане (покорные богу) верят в богоданность корана. 8. Полумесяц. 9. Основы веры: 1) Существование единого бога аллаха, и в то, что Мухамед –пророк его. Аллах всемогущ (акбар), милостив (рахим), милосерден (рахман). 2) Пятикратная ежедневная молитва – салад. 3) Милостыня в пользу бедных – зайкат 4) Пост в месяц Рамадан (ночь славы) 5) Поломничество в Мекку- Хадж. Каждый, совершивший Хадж, получает звание Хаджи. Мухаммед был последним пророком Аллаха. Правовая система ислама заложена в своде правил – шариат. Признают бессмертие души, загробную жизнь, обязателен обряд обрезание. Запрет на изображение живых существ. В 8 в. арабы завоевали Азию до Индии, Палестину, Сев. Африку, Испанию, пытались завоевать Францию. В 13 в. начинается борьба за освобождение гробя господня.
План ответа по религии: 1. Время 2. Место 3. Народ 4. Основатель 5. Тип 6. Бог 7. Священное писание 8. Символ 9. Вероучение
Национальные религии – Это религии, сложившиеся в рамках одного народа, не распространившиеся на другие народы. Языческие – индуизм, синтоизм. Учительские – даосизм, конфуцианство, зороастризм, иудаизм. 1. Иудаизм – название происходит от названия самого многочисленного еврейского племенного объединения – иудеи. Выходцы – царь Давид, Соломон. 1. 1е тыс. до н.э. 2. Восточное Средиземноморье, Палестина. 3. Древнееврейский народ. 4. Пророк Моисей (16-15 вв. до н.э.). 5. Строгий монотеизм. 6. Бог Яххве (я есть). Религия закона. Бог – господин. который предписывает поклоняться его заповедям. 7. Танах, пятикнижие Моисея (Тора), книги пророков и писания. 8. Звезда Давида. 9. 1)Вера в единого бога Яххве, бессмертного, всемогущего, вездесущего, безграничного. 2. Вера в способность познать бога, т.к. человек создан им по образу божию. Связь с богом поддерживается через молитву, божья воля диктуется через Танах. 3. Вера в греховность человеческого рода и в то, что мир был сотворён за 6 дней. 4. Ожидание божественного спасителя еврейского народа – мессии. 5. Вера в богоизбранность израильского народа как носителя божественного открровения. 6. Вера в бессмертие души. 7. Свод религиозных законов, охватывающий светское право и кодекс морально-нравственных отношений. Иудаизм – комплекс правовых, морально-этических, философских представлений, определивших уклад жизни евреев. Молельный дом – синагога, которой сегодня руководят раввины. 2. Индуизм. Хинду-дхармма (религия индусов). 1. Рубеж 2-1 тыс. до н.э. 2. Индия. 3. Индийский народ. 4. Возникла естественным путем из народных верований. Сейчас 700 млн. последователей. 5. Политеизм – около 1000 богов. Бог Брахма (энергия) создаёт мир. Его жена Сарасвати – богиня знания, речи. Бог Вишну поддерживает Вселенную, приходит на Землю в критические моменты. Его жена богиня Лакшми – богиня счастья, семейного благополучия. Бог Шива – бог плодородия, бог-производитель и бог-разрушитель.Его супруги Кали – богиня войны, Дурга, Парасвати. Ребёнок Шивы и Парасвати – Ганеша – бог счастья. Поклоняются в основном Шиве и Вишну. 6. Веды. Всего основных 4 веды. 7. Колесо сансары. 8. Нет строгой системы вероучения, единого символа веры, единых догматов. 9. Карма, Дхармма, реинкарнация, сансара. 3. Зороастризм. 1. 7 в до н.э. 2. Древний Иран. 3. Иранцы, персы, индийский народ. 4. Заратуштра (зороастр). 5. Монотеистическая религия. Немного последователей: в Индии 100 тыс., в Иране 50 тыс. 6. Ахура-Мазда (высший разум). Его противник Ариман (Ангро-манью) – олицетворение зла. Дуалистическая религия. 7. Авеста (обет, завет). 8. Пламя, огонь. Огнепоклонники.9. Маги (жрецы) всегда одевались во всё белое, чистое. Вреовые говорилось о том, что должен придти мессия, спаситель. Богослужение – повторение за жрецом слов, молитв, хвалы богам. Важный обряд – инициация – посвящение во взрослую жизнь. Связан с надеванием священного шнура – кушти (пояс), который не снимали. Для мужчин еще священная рубаха. Соблюдение Триады – добрая мысль, доброе слово, доброе дело. Нечистым считалось всё лживое, злое, чужое, грязное, мёртвое. Трупы огню не предают. 4. Даосизм – 1. 6-5в до н.э. 2. Китайская равнина, Китай, также Япония и Корея. 3. Китайский народ (около 8 млн.) 4. Хуан Ди (жёлтый император) передал основы этого учения. Основатель – Лао-цзы. 5. Религиозное философское учение пантеистической направленности. 6. Религия без бога. Всё, что есть в этом мире – это проявление бога. Ранее обожествлялся основатель Лао-цзы. 7. Книга Дао, Дэ, цзин – "книга о пути Дао". 8 Ян (солнечное дающее начало, мужской принцип) и Ин (лунное, вбирающее начало, женский принцип). Это символ двух основ мироздания. 9. Бог – великое ничто и нечто, он слит с природой. Дао – не только путь, но и всеобщий закон спонтанного, самопроизвольного бытия природы, всех форм в ней. Это таинственная сила, управляющая вселенной. Стоит над всеми богами, действует на всех уровнях бытия, всё приводит в гармонию. Познание Дао недоступно для органов чувств человека, стать на путь Дао можно, лишь слившись с природой, через развитие естественных возможностей, отказавшись от любой целенаправленной деятельности. Жизнь и смерть – фазы всеобщей метаморфозы. Человек как микрокосм и универсум вечен. Со смертью тела его дух сливается с мировой пневмой Дао. Можно слиться с Дао при жизни путём внутреннего религиозного созерцания (медитации), физических упражнений (йоги). Распространяется культ отшельников (даосы). Они живут уединённо, сливаются с природой. Даосов изображали с лицом младенца, посохом в руке и персиком. 5. Конфуцианство (Кон-фу-Дзы) 1.возникла 6-5 в до н.э. 2. Распространилась в Китае, Японии, Корее. 3. Китайский народ. 4. Кун-фу-цзы (учитель Кун) или Конфуций. 5. Это этико-религиозная система. 6. Религия без бога. 7. Священные тексты Луньюй (запись бесед Конфуция с учениками, рассуждения учителя о соблюдении серединного пути. 8. Символ – весы (гармония мира). 9. В основе лежит концепция неба, высшей божественной силы, определяющей судьбу всего живого и небесного веления судьбы. Конфуций поставил перед собой задачу улучшить положение народа, верховной власти вернуть престиж. Надо обратиться к восстановлению прошлого, его традиций, законов предков. Представление о совершенном человеке – муже – это самодостаточная развитая личность, нравственная опора семьи и гос-ва, живёт в гармонии с собой, природой, людьми, умеет во всём соблюдать чувство меры, должен во всём следовать моральным законам, постоянно учиться. Конфуций оформляет закон о 5-ти добродетелях: 1 – принцип человеколюбия, гуманности (в широком смысле – любовь ко всему сущему, в узком – любовь к своим предкам); 2 – принцип доверия (уступчивость, умение слешуть и понять другого), 3 – понятие долга, закона, справедливости, взаимодействие между вышестоящими и нижестоящими. Термин "Китайские церемонии". Каждый человек должен был знать круг своих обязанностей. 4 – культ знания (показатель приобщенности человека к культуре). На 1м месте гуманитарные знания (литература, история, музыка). 5- ритуал – закон вещей, отражал всеобщий порядок мироздания, в котором у каждой вещи своё место и свои функции. Каждый человек должен знать своё место и действовать в соответствии с ним. Позже личность Конфуция была обожествлена. 6. Джайнизм 1. 6-5 в до н.э. 2. Индия 3. Индийский народ – среда кшатрии и торговцы. 4. Основатель Джина (победитель), его ученик Маха-вира, настоящее имя Вардхаммана, он был учеником будды. 5. Религия мистического откровения, человек сам, путем совершенствования, достигает конечного освобождения или нирваны. Это смесь индуизма и буддизма. Возникает параллельно буддизму. 6. Религия без Бога, мир ни кем не создан. 9. Нравственный идеал – мудрец или святой, достигший освобождения души. Философия. Мир существует из различного взаимодействия атомов (ану) и молекул (скандха), их распада и соединения. Природа – живая и не живая, душу имеют все существа. Различия только в количественном соотношении души и материи. Материализация постепенно. Светлая душа (джива) замутняется грязными мыслями и безнравственными действиями, которые создают карму, карма втягивает душу в колесо сансары. Цель души – освобождение от зависимости материального мира. Путь освобождения – это путь знания: 1 – правильная вера в соответствии с учением Махавиры; 2 – правильное познание реальной природы души и материи; 3 – правильное поведение, исполнение 5-ти обетов: 1-й – неповреждение жизни (ахимса), 2-й – воздержание от лжи, 3-й – воздержание от воровства, 4-й – воздержание от потворства всоим слабостям, 5-й – воздержание от привязанности.
Осевое время –
время возникновения многих
культура первобытного общества. Антропогенез начинается, русские предполагают – 3,5 млн. лет назад, иностранные – 7 млн. лет назад. Принято делить на устойчивые периоды, археологическая периодизация – это эволюция орудий труда человека. Каменный век – до 3. тыс до н. э., бронзовый век – с 3 по 1 тыс до н. э., железный век – с 1. тыс до н. э. Каменный век: А) палеолит – древний камень – 3-2,5 млн. лет назад, начало антропогенеза ; Б) мезолит – средний амень – 12 ты до н. э.- 8 ты. До н. э. ; В) неолит- с 8 тыс. – 3 тыс. до н. э. А) выделение человека из животного мира. Основные этапы антропогенеза: 1. архантроп 2. палеонтропы – первобытные люди. 3. неоантропы – новые люди – современный человек. Архантропы: австралопитек – южная обезьяна. Рост – 1, 5 метра, вес – 40 кг, черная кожа густая растительность, питались ягодами. Существовали орудия труда – рубила, тяжелые камни первичной обработкой. Не было речи, ученые не все считают его первым человеком. НОМО: питекантроп –Homohabilis –умелый, Homoerectos – прямоходящий. Мало изучены учеными. Питекантроп ( петикос – обезьяна, антроп – человек). Скошенный лоб, тяжелая нижняя челюсть – употребляет мясо, пользовались огнем в природном виде. Синантроп – китайский человек – поддерживал огонь, пользлвался рубилами – но более совершенными. Появляется скребок. Западные ученые считают, что у них была религия – канибализм, ели предположительно мертвых. Жили в теплом климате, первобытным стадом, нет семьи Палеоантропы: неандерталец( хомо сапиенс архаикус – человек разумный. Древний). Вес до 100 кг, рост до 180 см, тяжелое туловище, короткие ноги, густая растительность, добывали огонь. Революция хозяйства и культуры: копья, дротики, носят одежду. В это время похолодание – вся территоря тундра и лесотундра. Охота на мамонта с загонной охотой. Хранили мясо в «холодильнике». Появились могильные захоронения, появляются первые табу, появляются первые формы верований – магия, создание идолов. Неоантропы ( хомо сапиеннс сапиенс). Кроманьелец. Активно вытесняет австралопитека. Тонкокостная обезьяна – кроманьелц, ширококостная –австралопитек. Очень развита интуиция. Первые картинные галереи. Нарисовано с фотографической точностью – хорошо развита затылочная часть. Урал – Канова пещера. Современные люди – результат смешения кроман. и неандертальца. Развитый кроманьелец живет уже в мезолите, начало создания культуры. Начинается потепление климата. Вымирает мамонт, применяют индивидуальную охоту, изобретены лук и стелы. Приручили собак, овец. Коз. Начало огородничества( Мотыжное земледелие). Жилище – землянка. Находили первые поселки или большой один дои – община, скорее всего родовая. Род материнский – матрилокальные поселения, семья строго парная, существует строгий запрет на отношения внутри рода. Искусство верхнего палеолита и мезолита – все виды изобразительного: графика(рисунки и силуэты), живопись изображения в цвете – минеральные краски, отличаются высоким реализмом и драматизмом, скульптура из камня и глины, барельефы. Барельеф – это узкий рельеф в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона. Декоративное искусство – резьба по камню кости. Появляются первые муз инструменты – флейты, Колотушки. Исусствон носило ярко выраженный ритуальный характер, служило культурным целым, было религиозно. Миф – сказание , представление народов о происхождении мира – это форма мироощущения основывалась ан внутреннем родстве человека с миром, в котором человек не царь природы, а лишь часть мистически сопричастная всему космосу и связанному с ним. События не имели определенной последовательности, факты фантастические, мифологическое время плавало в плазме и вместе жили боги, предки, герои. Первые формы религии :тотемизм, магия, анимизм, фетишизм, манизм. Особенности религиозного восприятия того времени. Люди не выделяли себя из окружающей действительности, ее животные, растения, минералы, действующей стихийные силы и живущие здесь люди – едины. 1. тотемизм от слова о тем (его род) \ это вера в сверх естественную родственную связь людей с животными и растениями. Тотем – старший брат ли отец, тотем нельзя трогать и обижать. 2.Анимизм. анима – душа. Вера во всеобщую одухотворенность природы, душа не умирает со смертью тела.3. Манизм – сила души, удачных людей. Душа могла помогать родственникам, вера в силу душ предков.4. Фетишизм – это вера в магическую силу неодушевленных предметов. Поклонение духовным силам. Воплощенных в предметах.5. магия – это искусство или учение влиять или воздействовать на окружающий мир с помощью определенных действий, манипуляций. А именно с помощью слов, молитв, с помощью предметов(амулеты0. магия – положительная и отрицательная. В мезолите идет формирование рас, появляются первые символы- петроглифы. Боялись технических новшеств, нарушить экосистему. Мир символов, в котором отражено представление древних людей о вселенной, рассчитано на передачу внутреннего смысла, происходящих событий, достигнут высокий уровень абстракции. Развитие информативной формы разума ведет к его схематизации, а затем превращение в орнамент и письменность, время возникновения первых исчислений (по сезонам и явлениям) и счета по пятеркам и десяткам.
Неолит. Большая рождаемость, миграция. Первые ранние городские поселения. Земледельческие центры: Иордано-Палестинский (Иерихон), Малоазийский (Ходжилар), Месопотамский (Джарно). Дом строится из сырцовых кирпичей, появляется керамика, ткачество, орнаментизация рисунка. Хозяйство земледельческое и скотоводческое. Расцвет материального труда петроглифов становится больше, развиваются прикладное искусство, где конструкция изображения и узор представляют собой единое целое. Большое значение уделяется предметам повседневного значения. художественная роспись, вышивка, аппликация. Усиливается культ Солнца и луны. Роль женщины уменьшается.
Эпоха палеометалла включает в себя энеолит: медно - каменный век. Появляется медные предметы, украшения, оружия. И бронзовый век. Завершается переход к производящему хоз-ву, первое крупное общественное разделение труда. Переворот в положение полов, переход к отцовскому роду, патрилокальные поселения. В это время изобретены колесный транспорт, верховая езда. Заложены основы цивилизации. Появляются крупные поселения – городища, строятся первые крепости, возводятся монументальные каменные сооружения – меголиты:
1. Кромлех – круглый камень. Это кругловые постройки астрономического. Ритуального значения, а возможно еще и другое назначение – Стоунхендж.
2. курганы – погребальные
магилы огромных разсмеров.
3. дольмены – погребальные сооружения ( доль – стол, мены – камень). Погребальные сооружения в виде оргомного размера каменных глыб, поставленных вертикально и покрытых с верху массивной плитой ( Крым, Кавказ, Англия, Франция).
4. менгир – каменные
столбы огромных размеров, могут
быть с высеченным
Образцом культуры энеолита
– кул-ра скифов-сармато и скифов-
Цивилизация – это сообщество людей, объединенных основополагающими ценностями и идеалами, имеющие устойчивые особые черты в социально-полит организации культуре, экон, а также психологическое чувство принадлежности к этому сообществу. Признаки цивилизации: 1. Появление письменности 2. Появление городов 3. Отделение умственного труда от физического, формируется чиновничье и жреческое сословие. 4. Усложнение социальной структуры. 5. Складывание гос-ва Общее в Древних цивилизациях: 1. Эл-ты первобытного мышления (зависимость от природы, мифологическое сознание, ориентация на природные циклы. 2. Начинающееся познание природы. Человек – это еще часть природы, но он уже воздействует на неё. Играет роль созидателя, творца. Особенности Др Восточных цивилизаций: 1. Разобщенность. 2. Локальность процесса развития. 3. Экономика проста, в основе коллективное землепользование, ирригационная система. Земля общинная собственность, которой упрявлял царь или фараон. Политич форма – деспотизм. Основной труд - крестьянина общинника, рабы как слуги, телохранители. 4. Сохранились эл-ты первобытного мышления (зависимость от природы, мифологические формы мышления, речи, культа, ритуала). 5. Изменяется характер взаимодействия общества и природы. Начинается познание природы. Человек сосзнает себя частью по-прежнему, но уже играет роль творца. 6. Сосредоточение населения и экономической деятельности в городах. 7. Усложнения соц структуры. Из-за появления новых видов деятельности. Возникновение чиновничества, ученых, писцов, управляющих хоз-вом, жрецов – служителей культа и носителей знания. 8. Появление новых возможностей хранения и передачи информации – письменность. Время возникновения всех Др Вост цивил 4-3 тыс лет до н.э. (Кроме Японской), гибель – 1-е века н.э. Культура Египта возникла в 4 тыс лет до н.э., до образования гос-ва Египет состоял из номов (отдельные области). Фараон Аха (греч Менес) в 3 тыс лет до н.э. объединил Египет в единое целое. Он – основатель первой династии фараонов. Символ объединения – двойная корона. Аха построил первую столицу (Мемфис), с тех пор власть была священной, т.к. фараон – сын богов и его потомка несут божественную кровь. Сильно устойчивая соц структура – 3 тыс лет без восстаний и революций. С Аха идет историческое время в Египте: 1. Эпоха Др. Царства 30-23в до н.э. 2. Эпоха Среднего царства 22-17 в до н.э.. 3. Новое царство 16-6в до н.э. 1. Эпоха Др царства. 1-я столица, целое гос-во, создание ирригационных систем, появляется письменноть иероглифическая (первые надписи хозяйственные, затем молитвы, шифровал француз Шампольон), первая пирамида (Джосера, сост из 5 ступеней), из-за пирамид возникли науки: математика, астрономия, геометрия, медицина, 19 июля новый год – разлив Нила, время появления главной звезды – Сириус. Важные символы Египетской культуры: А. Сфинкс – нечто с туловыщем льва и головой человека, Б. Знак жизни – анк (египетский крест), В. – Унжат, символ внутреннего зрения. Религия. Политеизм (многобожие), Религия народная, т.к. нет учителя, более 2 тыс богов. Считали, что Бог один, а его силы – разные боги, Он над миром, а они близки к человеку. Есть боги без тела есть с. Они нейтральны к человеку, когда кого-то карают – действуют по законам эволюции. Легенда: все было вода, творец Хнум создает внутри себя мир. Земля и небо вместе. Хнум – это Тот с 8 богами. Он порождает бога воздуха Шу, он разделяет, земля – Кеб, небо – Нут. Они порождают Осириса (бог воскресающей и умирающей природы, владыка загробного мира), Изиду (жена – ее символ день, богиня тайны, невидимого, богиня мистерий), Сет (брат Осириса – низшее Я, выражает желание страсти, бог пустыни) и Нефтиду (сестра Осириса – смерть). Гор – сын Осириса и Изиды – защитник фараонов, сочетание духовного и физического. Анубис – сын Осириса и Нефтиды – светлый принцип, но живет в царстве мертвых, встречает душу умершего. Маат – богиня справедливости. 42 главных бога (столько же и номов).
Особенности Др Восточных цивилизаций: 1. Разобщенность. 2. Локальность процесса развития. 3. Экономика проста, в основе коллективное землепользование, ирригационная система. Земля общинная собственность, которой упрявлял царь или фараон. Политич форма – деспотизм. Основной труд - крестьянина общинника, рабы как слуги, телохранители. 4. Сохранились эл-ты первобытного мышления (зависимость от природы, мифологические формы мышления, речи, культа, ритуала). 5. Изменяется характер взаимодействия общества и природы. Начинается познание природы. Человек сосзнает себя частью по-прежнему, но уже играет роль творца. 6. Сосредоточение населения и экономической деятельности в городах. 7. Усложнения соц структуры. Из-за появления новых видов деятельности. Возникновение чиновничества, ученых, писцов, управляющих хоз-вом, жрецов – служителей культа и носителей знания. 8. Появление новых возможностей хранения и передачи информации – письменность. Время возникновения всех Др Вост цивил 4-3 тыс лет до н.э. (Кроме Японской), гибель – 1-е века н.э. Месопотамия – двуречье (Тигр и Ефрат, Ирак). Культура возникла в 4 тыс лет до н.э. Земля и все принадлежит богам, люди их слуги. Первые города-государства: Урек, Лагаш, Ур, Киш – посвящены богам. Это родина арфы. Возникают несколько цивилизаций: 1. Шумер 4-3 тес лет до н.э. Создают первые эпические пр-ния Эпос о Гильгамеше (царь города Ур). Изобретена 60-ричная система измерения, Колесо, Великие астрономы и астрологи, первые Боги месопотамского пантеона: Ан (бог неба), Ки (богиня земли), Энлиль (бог воздуха, судьбы), Энки (Бог вод и подземных вод), Иштар (богиня любви, Димузи (ее муж – бог умирающей и воскресающей природы), Си (бог луны, Шамаш (солнца). Философия – жить здесь и сейчас. Загробный мир, из которого нет возврата. Архитектура (без окон наружу), Храмы зиккураты (вид как пирамида Джоссера, но вход сбоку, облицованные плиткой, цветные краски, у входа львы). 3-4 ребенка в семье. 2. Шумеро-акадская нач3 – конец3 тыс до н.э. Цивилизация шумер привлекала дикие племена, постоянные набеги. Симитское племя Амореев спустились на Шумер и растворились в культуре. Совершенствуется письменность, у шумеров – пиктография (рисунчатое), постепенно превращается в клинопись (писали на глине палочкой). Памятники лит-ры, гимны богам, мифы, легенды. Составле 1-й библиотечный каталог, 1-е медицинские книги, 1-й календарь, 1-я карта (глиняная), появляется лира. 3. Вавилон ( в пер – врата Бога) нач – конец 2 тыс лет до н.э. Главный бог – Мардук (бог войны) – покровитель Вавилона. Главные памятники архитектуры: Вавилонская башня – зиккурат Мардука (разрушена в 8 в до н.э.), Развивается Мантика (гадание по животным и природе, Культ воды (это источник доброй воли, приносящий жизнь, культ небесных святил (неизменность их движения, считалось проявлением божественной воли, Большое развитие математики, астрономии (лунный и солнечный календарь). 4. Ассирия 1 тыс лет до н.э. Вавилон захватывают Ассирийцы. Это самое миллитаризованное гос-во. Перенимают всю культуру. Боги теже, но переименовываются. Отличительная особенность: изображение крылатых быков, бородатых мужчин воинов, воинских битв, насилие над пленными.
Особенности Др Восточных цивилизаций: 1. Разобщенность. 2. Локальность процесса развития. 3. Экономика проста, в основе коллективное землепользование, ирригационная система. Земля общинная собственность, которой упрявлял царь или фараон. Политич форма – деспотизм. Основной труд - крестьянина общинника, рабы как слуги, телохранители. 4. Сохранились эл-ты первобытного мышления (зависимость от природы, мифологические формы мышления, речи, культа, ритуала). 5. Изменяется характер взаимодействия общества и природы. Начинается познание природы. Человек сосзнает себя частью по-прежнему, но уже играет роль творца. 6. Сосредоточение населения и экономической деятельности в городах. 7. Усложнения соц структуры. Из-за появления новых видов деятельности. Возникновение чиновничества, ученых, писцов, управляющих хоз-вом, жрецов – служителей культа и носителей знания. 8. Появление новых возможностей хранения и передачи информации – письменность. Время возникновения всех Др Вост цивил 4-3 тыс лет до н.э. (Кроме Японской), гибель – 1-е века н.э.
Индия от реки Инд, сначала называли Синдху, затем Хинд, местное население Хинди. Периодизация: 1. Древнейшая культура 25-18в до н.э. Доарийский период. 2. Ведический период сер2 тыс - 7 в до н.э. 3. Буддийский период 6-3в до н.э. 4. Классический период 2в до н.э. – 5в. 1. Доарийская культура (Дравидская). Дравиды – местное население, австрало-негроидная раса. Создают 2 великих цивилизации у реки Инд – Хараппа, Мохенджо-Даро. Цивилизация высокого уровня. Города по принципу четырехугольника, не имели острых углов, разделенные улицами. Ирригационные системы. Ювелирные украшения. Божество в позе лотоса в состоянии медитации – прото Шива. Йога и тантра – они связаны с женскими культами). Эта культура гибнет таинственным образом, конец совпадает с приходом нового народа – Арьи (пришли с тер-рии Восточной Европы). 2. Европейская раса. Язык близкий к нашему. Арий – благородный. Распологается у реки Ганг – веды – священные книги религиозно-философского содержания. Риг-веда – гимны философского содержания, их знают Риши, Само-веда – религиозные молитвы, Атхарва-веда – жертвенные заклинания, Аюр-веда – медицинская книга, ведическая лит-ра – Упанишад. Рамаяна – эпическое пр-ние. Маха Бхарата – эпическое пр-ние. Введена кастовая система, варна (цвет, варновая система). А – Каста, варна – брахманов (духовных учителей) цвет белый (религиозных деятелей. Б – Кшатрии (воины) – раджи, цвет – красный. В – Вайшью – все (широкие слои населения – земледельцы, торговцы) цвет желтый. А и Б разрешалось слушать и изучать ведическую лит-ру. Г. Шудры (слуги) цвет – черный нельзя слушать и читать ведическую лит-ру. Д – Неприкасаемые – местное население. Миры – материальные, нематериальные – их больше. Градации нематериальных миров – высокие планеты, средние, адские. Над всем этим единый абсолют (это энергия)) из которого проистекает все. 3 главных Бога творца: 1. Брахма – создал вселенную, жена – Сарасвати богиня знания и мудрости, 2. Вишну – следит за порядком во вселенной, жена Лакшми богиня счастья и любви, 3. Шива – оплодотворяющий, сжигающий, жены светлая – Дурга, черная – Калли, Парвати – дочь гималайских гор. Население Индии поделено на Вишнуитов (природа) и Шиваитов (кровь). Идея ведической лит-ры: идея жертвы – за все надо платить, жертвоприношение самым дорогим; идея кармы закон причин (поступки, желания) и следствий (счастье или несчастье. Карма – это энергия, которая имеет свою вибрацию и цвет. Реинкарнация – перевоплощение, повторное рождение. Инкарнация – воплощение бога на земле. Следующая стадия развития ведической ли-ры – Брахманизм 15-7в до н.э. С 7в Осевое время – появляется много религий, в Индии 2: Буддизм – первая мировая религия. Возник 7-6в до н.э. В Сев Индии, позже распространяется в Тибете, Монголии, Китае, Японии и Юго-восточной Азии. Индийский народ – учитель Будда – это не имя, это состояние пробужденности или просветления, имя - Ситхартха. Это религия без Бога, все бытие состоит из Дхарм (то, что держит молекулы, атомы, код вселенной). Жизнь – это поток Дхарм, неустойчивые дхармы – Сансара, устойчивые – Нирвана. Трилакшина (три принципа буддизма) 1. Отсутствие Атмана (души) у человека и творца, задача буддиста – прервать существование души. 2. Все-пустота, где нет ничего постоянного. 3. Все в этом мире – страдание. Суть буддизма – мир есть страдание: 1. это болезнь души, 2. причина страданий – желание, 3. есть путь освобождения от желания или восьмеричный путь: 1-я ступень – правые взгляды, 2-я – правая решимость действий, 3-я – правильная речь, 4-я правильное поведение, 5-я – правильный образ жизни (ахимса – не вредить живому), 6-я – правильное усилие на успокоение дхарм, 7-я – правильное направление мысли, 8-я правильное созерцание (медитация). Молились Ботхисатве (это Будда на земле), на поздних ступенях