Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2013 в 00:14, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культурология".
Ответы
Блок 1
М.М. Бахтин (1895-1975) –Российский философ, литературовед, эстетик, культуролог.
В работах Бахтина поставлены и оригинально решены проблемы философии, эстетики, литературоведения, коммуникации, а также культурологии. Культурологическая концепция Бахтина основана на идее диалога, который истолковывался им как форма общения отдельных личностей, а также как способ взаимодействия личности с объектами культуры и искусства и различных культур в исторической перспективе.
В концепции важными категориями
выступают "ответственность", "полифония"
- многоголосие и равноправие существущих
в мире и художественных произведениях
сознаний по отношению друг к другу
и к единому культурному
Одним из центральных и напряженных
фокусов жизни европейской
Таким образом, культура — это смысл диалога по поводу существования разных людей.
Он вводит понятие “большого времени” как своеобразной “хроно-полифонии”, позволяющей взглянуть на каждое явление культуры в проекции прошлого и будущего, а не только в современном ему социокультурном контексте.
Основные категории концепции Бахтина могут быть представлены следующими понятиями: монологизм, полифония, диалог, карнавал, смеховая культура и т.д.
М.М. Бахтин понимает культуру
– как форму общения людей разных культур, форму диалога; для него “культура есть там, где есть две (как минимум) культуры, и что самосознание культуры есть форма её бытия на грани с иной культурой”;
– как механизм самодетерминации личности, с присущей ей историчностью и социальностью;
– как форма обретения, восприятия мира впервые.
Эти три определения взаимосвязаны и переходят одно в другое.
Маркузе Герберт (Herbert Marcuse)
(1898-1979) - Немецко-америк. философ и социолог.
Высказал целый ряд культурологических
идей, которые пронизаны идеями Фрейда
и Ницше. Взгляды М. на культуру весьма
специфичны. Он разработал понятия
аффирмативной культуры и аффирмативного
искусства. По его мнению, культура
амбивалентна, т.е. обладает одновременно
как позитивной, так и негативной значимостью:
с одной стороны, она служит выражением
сопротивления личности бесчеловечной
реальности, с другой - выполняет аффирмативную
функцию, узаконивает противоречие между
человеческой потребностью счастья в
реальной жизни и ее иллюзорным удовлетворением
в искусстве.
В довоенных работах М. критиковал буржуазную
культуру как орудие господства шаблонной
ориентации ума. По его мнению, она стала
товаром, украшением и “жвачкой” мира
бизнеса и в этом смысле она уже не есть
культура. М. выдвинул также идею просветительской
культур, революции, которая в каждом индивиде
разбудила художника. М. полагал, что искусство
должно освобождаться от пагубного политич.
и идеологического содержания. В своих
работах М. пришел к выводу о том, что необходимо
освободиться от аффирмативной культуры.
Концепции М. пользовались популярностью
в 60-е гг. среди “новых левых” экстремистов,
которые считали своей целью “тоталитарную
революционную войну” против “позднекапиталистического
общества”, его “репрессивной культуры”
и его авторитарной личности. Однако М.
отошел от экстремизма “новых левых”
и внес существенные поправки в свои концепции.
Основные работы: “Разум и революция”
(1941); “Эрос и цивилизация” (1955); “Одномерный
человек” (1964); “Эссе об освобождении”
(1969); “Контрреволюция и бунт” (1972).
Хёйзинга Йохан (Johan Huizinga)
(1872-1945) (Нидерланды, XIX-XX вв.) - исследователь
истории и культуры Средних веков; важно
понять, как жили люди в отдаленные времена,
о чем думали, к чему стремились, что считали
ценным; человеческая культура возникает
и развертывается в игре, как игра.
В культурологии
Й. Хейзинги можно выделить три аспекта.
Во-первых, историографический анализ
эпохи позднего Средневековья в Нидерландах,
европейской культуры XV в.
Во-вторых, роль Игры в возникновении и
развитии культуры всех времен и народов.
В-третьих, анализ духовного кризиса западной
культуры, Духовной трагедии человечества,
связанной с фашизмом и тоталитаризмом.
Й.Хейзинга и его гуманистические идеи
были близки творчеству известных философов,
культурологов, писателей, таких как Герман
Гессе, Хосе Ортега-и-Гассет, Томас Манн,
работавших в "черные годы Европы",
в годы наступления фашистских режимов.
Гуманистические идеи были изложены в
книгах "Эразмус" (1942), посвященной
биографии Эразма Роттердамского, а
также в работе "Голландская
культура XVII века" (1933), Необычайную популярность приобрела
работа Homo Ludens (1938), отличающаяся новым
подходом в освещении сущности, происхождения
и эволюции культуры, энциклопедической
эрудицией, блеском литературного стиля.
В ней изложена культурологическая концепция
Й.Хейзинги. В предисловии он писал, что
человеческая культура возникает и развертывается
в игре. Это убеждение зародилось у него
еще в 1903 г., а в 1933 он посвятил этой проблеме
вступительную речь при избрании ректором
Лейденского университета, назвав ее "О
границах игры и серьезного в культуре".
Затем эти идеи излагал в Цюрихе, Вене,
Лондоне в докладах "Игровой элемент
культуры". В этой работе наиболее полно
воплотился гуманистический, жизнелюбивый,
нравственно светлый, творческий мир Й.Хейзинги.
Реликтовые или же современные племена есть пережиточные образования, являющиеся дериватом, т.е. произвольным от своей первоначальной формы. Реликтовые племена существуют как репрезентативный аналог первичного племени в том случае, когда сохраняются предпосылки для их воспроизводства. Вплоть до начала ХХ в., в некоторых глухих уголках и до середины ХХ в. сохранились реликты многих древнейших хозяйственно-культурных типов.
Можно выделить две модификации реликтовых племен. Первая, наиболее распространенная: племена деструктивного развития, характеризуемые изолированностью, разобщенностью своего существования и реальной возможностью его прекращения из-за необратимости ассимиляции преимущественно в ее насильственной форме и более того в результате безжалостного истребления и вымирания. Вторая модификация, менее встречаемая, когда реликтовые племена преобразуются в народность или нацию.
К реликтовым племенам деструктивного развития относятся потомки древнейшего домалайского населения Суматры: кубу и андаманцы, мрабри Таиланда, южно-индийские кадры, байнинги Океании, перешагнувшие рубеж производящего хозяйства и др. Своеобразны пережитки родовых структур в Африке, например, в Нигерии и Танзании. Сохранение прежней племенной организации и традиционно-обрядовой ритуальной культуры характерны для туарегских племен Мали и кочевых народов Чада. Примером реликтового племени с присваивающим типом экономики, с кочевым образом жизни, не принимающим современную цивилизацию и отвергаемое ею являются находящиеся на грани вымирания пигмеи Конго. Аналогичная ситуация присуща маркизцам Полинезии.
Отдельной темой для рассмотрения реликтовых племен является коренное население американского континента. Современные индейские племена Бразилии, значительно различающиеся по своей численности (от нескольких тысяч до двух-трех десятков человек) характеризуются деструктивностью своего развития. Резкое уменьшение числа индейских племен в ХХ в. произошло не только за счет их поглощения более крупными племенами или насильственного растворения в составе бразильского народа при утрате ими своей этнической территории, а явилось результатом физического исчезновения. За четыре с половиной века с начала европейской
[212]
колонизации численность коренного населения Бразилии сократилась в двадцать раз. Многие из индейских племен Бразилии не только не изучены, но вообще не имели до недавнего времени непосредственных контактов с бразильцами, в то время как часть других племен просто остается в безызвестности. Так, в Амазонии и на севере штата Пара живет значительное число племен не установленной до сих пор языковой принадлежности, не имеющие контактов с бразильцами и пользующиеся каменными орудиями [1]. Многие из них расселены мелкими локальными группами в несколько десятков ??еловек и зачастую подразделения одного и того же племени не знают о существовании друг друга. В таком же эмбриональном состоянии находятся племена в результате деградации их предшествующего более высокого развития. Например, араваки и гуато утеряли такие характерные для них в прошлом черты как дуально-родовое деление и эндогамные фратрии [2]. Это касается также племен тиша и каймбе, полностью забывших свой язык и культуру.
Насильственная ассимиляция и
прекращение своей этнической истории
присущи тем североамериканским
индейским племенам, которые подвергаются
беспрецедентной
[213]
Размышляя о реликтовых племенах,
характеризуемых
Культу́рная антрополо́гия (иногда социальная или социально-культурная антропология) — наука о культуре как совокупности материальных объектов, идей, ценностей, представлений и моделей поведения во всех формах ее проявления и на всех исторических этапах ее развития[1]. В упрощённом понимании культурная антропология занимается изучением поведения человека и результатов его деятельности[2]. Как самостоятельная дисциплина сформировалась в конце XIX века-начале XX века в основном в США[3][4] Основные представители: Франц Боас, Рут Бенедикт, Маргарет Мид, Бронислав Малиновский, Альфред Радклиф-Браун, Эдуард Тайлор, Марсель Мосс, Люсьен Леви-Брюль и Клод Леви-Стросс[3][4].
Если принять гипотезу о синонимичности культурной антропологии и этнологии, временем её появления как науки следует считать время появления этнологии, то есть 1830-е — начало 1840-х годов. Термин «антропология» на Западе закрепляется с начала 1870-х, а уже в 1879 году начинается преподавание антропологии в Рочестерском университете в США и в 1884 году в Оксфорде[1]. Сложилось несколько основных подходов, объясняющих многообразие духовной и материальной культуры у разных народов мира и в разные исторические эпохи[7].
В то же время, изучаемым культурной
антропологией проблемам
В XVI—XVIII веках в связи с увеличением знаний о мире в Европе в результате Великих географических открытий интерес предмету антропологии сильно возрос. С именами Пьетро Мартира, Мишеля де Монтеня, Жана Жака Руссо и Дени Дидро связана получившая широкую популярность концепция «счастливого дикаря», идеализирующая общественный лад «примитивных» народов[1].
В XIX веке направлениями общественной мысли, оказавшими наибольшее влияние на формирование антропологии, были идеи исторического прогресса Фергюсона, Кондорсе и Тюрго, работы выдающегося немецкого историка культуры Гердера, а также идеи «мифологической школы»[1].
В XIX веке появился линейный эволюционизм, рассматривающий культуру человечества как переход от простых форм к более сложным. Основным объектом исследования эволюционистов (Джэймс Фрэзер, Люсьен Леви-Брюль) были «примитивные» общества — коренное население, проживающее на территории колоний в Африке, Южной Америке, Юго-Восточной Азии. Появление этого подхода было связано с накоплением этнографического материала и распространением принципа историзма.