Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на 42 вопроса по культурологии
1.Культурология
как наука: формирование,
особенности
Культурология
— наука современная, молодая, как
самостоятельная наука
В современной культурологии, культура предстает как нечто отличное от природы, передающееся по традиции средствами языка и символов, практического изучения и прямого подражательства, а не биологического наследования. Культура – совокупность общепринятых образцов поведения, мышления и мироощущения, а также и индивидуально значимые действия.
Основные культурологические школы.
Понятие
"культура" трактуется в зависимости
от специфики подхода к
а) символическая школа.
Главное, с точки зрения этой школы, во всякой культуре является то, что она связана с использованием символов. Представителями символической школы является Леви-Стросс.
б) натуралистическая школа.
Представители этого направления пытаются объяснить особенности той или иной культуры особенностями природного бытия человека, пытаются представить культуру как непосредственную адаптацию человека к условиям окружающей среды. К этому направлению относятся работы Малиновского, 3. Фрейда.
в) психологическая школа.
С точки зрения этого направления культуры - это душа народа, "дух" народа.
г) социологическая школа.
Объединяет тех ученых, которые ищут истоки и объяснение культуры в её общественной природе и организации (П. Сорокин).
г) аксиологическая школа.
Это направление является самым распространенным в культурологии. Чаще всего можно встретить толкование понятия "культура" как "совокупность материальных и духовных ценностей".
Место
и роль культурологии
в системе гуманитарного
знания.
Необходимость изучения культурологии
обусловлена различными факторами. Один
из них - это всеобщая направленность российского
образования на гуманитаризацию.
Изучение культурологии как теории и истории
культуры является фундаментом всего
гуманитарного образования. Гуманитаризация
трактуется сейчас весьма расплывчато,
иногда просто как дополнение существующих
знаний сведениями из этики, эстетики,
искусствоведения, психологии, этнографии
и других наук о человеке и обществе. Едва
ли какой-нибудь другой курс может взять
на себя подобную задачу. Роль культурологии
как энциклопедии начальных сведений
по мифологии, религии, истории искусства,
науки сохранится до построения гуманитарного
образования в России.
Опыт показывает, что объединяющее начало
мировой культуры надо искать в богатых
традициях гуманизма. Дух гуманитарного
единства человечества скорее всего раскрывается
именно через историю культуры. Это обстоятельство
еще раз подчеркивает единство процессов
культурологической подготовки и гуманитаризации
образования. Очевидно, что культурология
не просто сводит воедино и классифицирует
бесчисленные дефиниции своего главного
понятия - "культура", но и объединяет
разнообразные подходы в гуманизации
научного поиска. Гуманистическое знание
есть культивирование человека. Пожалуй,
ни одна другая отрасль современной науки
не охватывает столь широкое разнообразие
человеческих проявлений. Культурологию
интересуют все многообразные проявления
культуры: в религиозном, экономическом,
художественно-эстетическом, научном,
этическом, техническом, политическом
и других аспектах.
Структура
культурологического
знания.
Культурология - наука, формирующаяся
на стыке социального и гуманитарного
знания исследующая феномен человеческой
культуры.
Оформление культурологии в особую научную
дисциплину произошло лишь на рубеже XIX
- XX веков.
Основные идеи и концепции культурологии
сложились в ХХ веке благодаря деятельности
таких исследователей как Н.А. Бердяев,
З. Фрейд, Э. А. Тойнби и др.
Основы культурологии как самостоятельной
научной дисциплины были заложены в работах
американского учёного-антрополога Лесли
Уайта, который рассматривал культуру
в качестве самодостаточного процесса.
Культурологию интересует и человек и социум в культуре, их взаимодействие и взаимоотношение, а также взаимоотношение культуры и природы, культур и цивилизации, их общее и различия
Культурология не может иметь однородный состав, будучи интегративной наукой она имеет две основные составляющие: гуманитарную и социально-научную. Под гуманитарной понимают культуроведение. Социально-научная составляющая состоит из следующих частей: фундаментальная, антропологическая, прикладная. Под фундаментальной частью понимают социологию культуры, ее психологию и культурную семантику. Антропология связывает культуру с человеческими потребностями. Прикладная культурология занимается прогнозированием культурных процессов.
Для культурологии, культура есть в широком смысле совокупность проявлений жизни, достижений творчества, народа или группы народов
Т.е., она
включает: теорию культуры, историю
культуры, социологии культуры, антропологии.
Культурология систематизирует под единым
углом зрения данные этих наук. Это позволяет
говорить о интегративном характере культурологии.
То есть, культурология есть интегральное
выражение гуманитарного знания.
Гуманитарное знание - это знание,
относящееся к обществу и человеку, всему
"человеческому" - тому, что им сотворено.
Но знание это, разносторонне.
Ведь чтобы понять человека, мало перечислить
факты, относящиеся к его поведению.
Но для того чтобы осуществить такой анализ,
надо привлечь философию, социологию,
психологию весь комплекс гуманитарного
знания.
Иными словами, культурология является
комплексной гуманитарной наукой. В ней
есть свои чисто теоретические разделы,
есть описательные (эмпирические) исследования,
а есть и работы, по характеру изложения
и яркости образов приближающиеся к уровню
художественного произведения.
По причине множественности культурных
феноменов в настоящее время существуют
различные концепции культурологии.