Шпаргалка по дисциплине "Социально-культурная деятельность"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 23:42, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Социально-культурная деятельность".

Вложенные файлы: 1 файл

otvety_na_osnovy_SKD.docx

— 63.84 Кб (Скачать файл)

Сущность понятия  «социально-культурная деятельность».

СКД – высший уровень деятельности человека как общественного существа (М.С. Каган, 1974)СКД – деятельность по выявлению, сохранению, формированию, распространению и освоению культурных ценностей (Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д., 1995).СКД – обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры. (М.А. Ариарский, 2001).СКД – сознательная, преднамеренная, орагнизованная, даже планируемая аккультурация, оптимальная адаптация к культуре всех слоев населения (Ж.Р. Дюмазедье, 1954)СКД – совокупность педагогических технологий, которые обеспечивают превращение культурных ценностейв регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяют социализирующие воспитательные процессы (Ярошенко Н.Н., 2001).

 

 

Место теории социально-культурной деятельности в системе научного знания

Наука-целенаправленная д-ть,/ ставит своей целью создание н обоснованных знаний(критерии:объективность/проверяемость/логичность/непротиворечивость)

Наука развивается под воздействием опред закономерностей:поступательность(постеп развитие)/приемственность(передача знаний из поколения в поколение)/кумулятивный эффект(эффект прорыва)/борьба науч идей/взглядов/школ(окончательного в науке нет)/влияние эконом,к-го,полт контекста

/дифференциация и интеграция.

 Семейство педагог.наук. интересуется ?? бытования Ч-а в рамках СКд(как Ч включ в мир к-ры,процесс воспитания Ч-а как субъекта к-ры, превращ абстракт ценностей в механизмы регуулирования,?? Педагог процесса в услових свобод времени). Области,/ изучаются в теории СКД:*разработка теоритико-методологич основ СКД*изучение истор опыта возникновения и развития СКД*разработка методов и методик,/ используются в учреждениях СКД

 

Объект и предмет  теории социально-культурной деятельности.

Современная теория рассматривает  культурно-досуговую деятельность как процесс освоения человеком  мира, в основе которого лежит многосторонняя по своей природе деятельность, имеющая  собственные функции, цели, средства, результат. Культурно-досуговая деятельность в этом контексте представляется системой со сложной структурой, переплетением  типов и видов деятельности[14].

А вот другое определение, на которое особенно рассчитывает желающий понять, что же такое КДД, читатель учебника: «Предметом культурно-досуговой  деятельности является изучение (?- В.Т.) различных содержательных механизмов общественного сознания, существующего  как целостное отражение общественной жизни, ее материальных и духовных аспектов»(Жарков)Объект исследования-опыт или практика СКД(виды, способы организации духовной жизни Ч-а в свобод.время).Предмет-методики, технологии,/ используются д/вовлечения Ч-а в к-ру.

 

 

Становление и  развитие социально-культурной деятельности как направления научных исследований

Возникла в 1890(теория внешкол образования)-полит-просвятительная д-ть-клубное дело-к-но-просвятительная работа-к-но-досуговая д-ть-СКД. Семейство педагог.наук.

 

 

Основные научные  парадигмы и школы теории социально-культурной деятельности.

Парадигма с точки зрения Кунна-система идей,/ господствует в определн период времени. Почва, на / стоит научн мир. Парадигма существует в широк обл науки. Теория опрел факты, а не наоборот.ВОЗНИКНОВЕНИЕ:*необходимость обобщения теории и практики*потребность в теории*теория СКД в рез-те развития науч знания(не из-за внеш. причин)1 этап-20-30 гг-клубная практика,40-застой в развитии,60-70-толчок к развитию, благодаря «оттепели»,2 этап-формирование теории, 90-появление к-но-досуговой д-ти,затем СКД. 3 этап-новые исследования.

Парадигмы СКД(по Ерошенко) 1)парадигма граждан инициативы-характерна д/периода создания предпосылок д/создания теории(к 19-н 20вв).2)пар педагог воздействия-первые исследования (к20-80е гг) СКД,ее задачи, воспитание и воздействие на Ч-а/ противопоставление к-ры массовой и элитарной.внеш соц заказ: пропаганда, формирование советского Ч-а.3) пар соц активности в соц-культурной сфере(н 90х гг 20 в) условия д/самореализации Ч-а, активный субъект-не специалист,а аудитория, нацелена на мах свободу Ч-а, в / он может реализовать себя.

 

Культура: способы  понимания и эволюция представлений.

К-ра-от лат.процесс возделывания земли,Цицерон «Тустуланские рукописи»-1 упоминание к-ры как возделывание ч-ом самого себя,своей души.эпоха просвящения(фр.18 в)*Дидро,Вольтер,Монтескье,Локк:гуманизм,интерес к Ч-у,тяга к научно-естеств знаниям(Ч прекрасен,добр,идеален)(все худшее от общества)к-ра-результат,степень возделанности ч-ом самого себя(оценочный процесс).движение из прошлого к настоящему.19в-различие в к-ах. К-ра-особенности устройства жизни отд общества. Подходы к пониманию к-ры в современное время: деятельностный подход(к-ра-совокупность того,что сделано Ч-ом),аксиологический подход(к-ра-совокупность ценностей общества),гуманистический п(Альберт Швейцер,к-ра-все,что способствует проявлению/развитию хорошего и лучшего в Ч-е!крайняя субъективность),психоаналитическая концепция Фрейда(к-ра-система ограничений,/ накладывается на инстинкты Ч-а,сдерживающая его в каких-либо рамках),семиотический п(к-ра-совокупность знаковых систем*знаки и законы их сочетания.знаковая система=язык*слова и правила. Знак природу имеет все, что нас окружает,к-ра-весь мир, / нас окружает и имеет знак природу, осмысленный Ч-ом, введенные в понимание. Совокупность того,что осмысленно и имеет языковую природу.)

 

Закономерности  и принципы социально-культурной деятельности

Закономерности СКД-система  устойчивых связей,/ устанавливаются  в процессе СКД.1_гуманистическая  направленность2)творческие начала(не только создание, но и восприятие,сохранение и тд)3)удовлетворение и последовательное возвышение духовных интересов и потребностей людей. Принципы СКД-положения,/ отражают ее закономерности:1)п-п добровольности и общедоступности СКД(сп-ть воспринимать,здоровье,территориальное)2)п-п развития инициативы и самодеятельности(создание условий д/того,чтобы вызвать инициативу)3)п-п комплексности использования культуросозидающего потенциала природы и общества(единство природного и соц-культурного в Ч-е)4)дифференциации идейно-эмоционального воздействия на разные группы населения5)п-п приемственности и последовательности вовлечения индивида в мир к-ры 6)п-п взаимовлияния и взаимодополняющего воздействия реализации ff СКД 7)п-п единства информ-логическогого и эмоц-образного воздействия на сознание, чувства и поведение людей 8)п-п эстетизации общ жизни(восприятие обыденной жизни в эстет понимании)

 

 

Функции социально-культурной деятельности.

категории, выражающие проявление свойств СКД, ее предназначенности  к определенным конструктивным действиям, которые реализуют культуросозидающие возможности общества и стимулируют культуротворческое развитие личности.1)адаптивно-нормативная-в процессе СКД обеспечивается хоминизация Ч-а/2)образовательно-развивающая,обеспечиваются социализация, инкультурация и индивидуализация/3)преобразовательно-созидательная,в процессе СКД Ч вовлекается в процесс создания ценностей к-ры/4)эколого-охранительная-Ч вовлекается в необходимость сохранять к-ые и природные ценности/5)информационно-просвятительная-накопление и сохранение инф-ии,аккумуляция и распространение, вовлечения Ч-а в процесс непрерывного обучения/6)интегративно-коммуникативная,сост из 2 частей:коммуникация и интегративность/7)рекреативно-игровая-формирование праздничной и обрядовой к-ры,включение в игровую д-ть, процесс релаксации.

 

Средства социально-культурной деятельности

Средства СКД – духовные и материальные виды деятельности, источники и инструменты создания благоприятной культурной среды, идейно-эмоционального воздействия на сознание, чувства и поведение людей, вовлечения их в мир культуры, в процесс создания, освоения, сохранения, распространения и дальнейшего развития ценностей культуры.Средства СКД - набор инструментов идейно-эмоционального воздействия, используемых в организации СКД. Они подразделяются на:* Художественно - выразительные средства: живое слово, музыка.*Хореография, пение, драматургия.  *Изобразительные средства: оформление клубного пространства (сцены зала, фойе, вестибюля, кружковых комнат и т.п.); свет, декорации, костюмы, видеоряд (кино, слайды, видео, телевидение),* Технические средства: световая, аудио и видеоаппаратура.* Материальные средства: оборудование, инвентарь,*Финансовые средства, *средства массовой информации

 

Формы социально-культурной деятельности.

утвердившаяся на практике система  применения совокупности опред средств и методов вовлечения людей в процесс создания, освоения, сохранения и распространения ценностей к-ры, в различные виды социального, научно-технического, художественного творчества.Форма СКД - способ организации СКД, самостоятельная, запланированная, целенаправленная акция. Содержание деятельности должно обязательно облекаться в определенную форму. Формы по широте участия аудитории бывают индивидуальные, групповые и массовые,по степени устойчивости воспитательного воздействия:стабильные(*клубы,абонементы); эпизодические(*праздники,выставки), по полноте реализаций ff:монофункциональные,диав,полиф

 

 

 

Методы социально-культурной деятельности.

система информационного  и идейно-эмоционального воздействия; совокупность способов совместных действий организаторов и участников социально-культурной деятельности, направленных на решение  конкретных просветительных, воспитательных и иных культуросозидающих задач.Метод - это пути достижения постановленной цели, способы и приёмы практической реализации деятельности.. Группы методов:м формирования общ-го сознания(*комментирование,убеждение,внушение,заражение)/м вовлечения в СКД(*игра, упражнение,самоуправление)/м стимулирования СА-активности(*соревнование, поощрение,общ-ое мнение). Использование методов как процесса воздействия, подразумевает выборочность и комплексность в зависимости от целй и направленности д-ти.

Этапы формирования культуры личности.

Хоменизация-приобщение к Ч-му роду, освоение базовых основ гигиены,  речии т.д. обучение основам саморегулирования. Адаптация органов Ч-а к окр.среде. социализация—и процесс, и результат вовлечения Ч-а в общ-во, освоение и воспроизводство соц.опыта, прием норм соц отношений. Адаптация Ч-а к общ-ву

 

Социализация личности: сущность, факторы, возможные проблемы.

Социализация - процесс и результат вовлечения человека в социум, освоения и воспроизводства социального опыта, принятия требований, норм и принципов общественных отношений.агенты социализации-те,кто воздействует и влияет на социализацию Ч-а. Факторы воздействия-макро-действует на уровне общ-ва в целом(*полит режим,система образования,средства мас коммуникации)/мезо-действуют на большие соц.общ-ва(*традиции региона,этнич особенности,особенности языковой группы)/микро-воздествую на Ч-а(*семья,учителя). Периоды социализации:дотрудовая,трудовая и послетрудовая. Возможные проблемы:соц девиация(*наркомания), маргинализация личности.

 

 

Сущность процесса инкультурации. Культурная компетентность: сущность и структура понятия.

Вовлечение Ч-а в мир  к-ры, в процесс коммуникации, освоение норм и правил(=присвоение), ценностей к-ры. Результатом явл формирование 2 качеств: к-ой грамотности(набор знаний Ч-а о той или иной к-ре) и к-ая компетенция(умение использовать набор знаний о к-ре). Составляющие к-ой компетенции:1)компетентность по отношению к институциональным нормам соц организации.2)комп по отн к конвециональным нормам соц и к-ой регуляции.3)к по отн к кратковременным, но остро актуальным образцам соц-ой престижности(т.е. знание и умение use в повседн д-ти приходящих норм .4)к, выраженная в уровне владения языками соц-ой коммуникации.5)к, выраженная в уровне умения работать с инф-ей, разной по содержанию и форме представления.)

 

 

Сущность процесса индивидуализации.

раскрытие индивидуальности человека, уникальности его личности, создание благоприятных условий для развития способности к любым видам творчества, раскрытие специфических талантов, дарований.

 

Формирование культуры личности как социально-педагогическая проблема и задача специалиста социально-культурной сферы.

Задачи естественно-к-ые, соц-к-ые, соц-психологические. Биологические факторы влияют на формирование. Подходы: социоцентрический- Ч развивается в общ-ве, антропоцентрический-Ч-центр, саморазвитие. Педагогический аспект социально-культурной деятельности заключается в регулировании процессов социализации и индивидуализации человека, то есть в социальном воспитании и развитии, осуществляемых в формах досуговой деятельности и направленных на решение следующих культурно-воспитательных задач:• целенаправленное приобщение человека к богатствам культуры, формирование его ценностных ориентации и «возвышение» духовных потребностей;• стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности человека в сфере досуга, повышение его досуговой квалификации, то есть умения рационально, содержательно и разнообразно организовать свое свободное время в целях поддержания физического и духовного здоровья и самосовершенствования• создание условий для выявления и развития способностей личности, реализации ее творческого потенциала и позитивного самоутверждения.

 

 

Средства и принципы социально-педагогического воздействия  на процесс формирования культуры личности.

1)п-п ценностной ориентации(только на основе ценностей можно достичь компромисса, прежде  всего должна формироваться система ценностей).2)п-п природосообразности(Ч-биолог существо).3)п-п культуросообразности(необходимо учитывать реальность).4)п-п комплиментарности(=взаимодополняемости).5)п-п соц-ой ответственности(общ-во несет ответственность за то, каким будет Ч, живущий в этом общ-ве)

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Социально-культурная деятельность"