Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 23:42, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Социально-культурная деятельность".
Благоприятная социально-культурная среда как фактор формирования культуры личности и ее основные характеристики.
Требования:гуманность, доверие к Ч-у,безопасность, возможности д/личностного роста,возможности д/творческой самореализации,эстетич и нравственного развития. Как итог:формирование к-ры личности
Основные сферы проявления культуры личности и способы ее формирования.
Сфера нравственной, граждан, политич, правовой, экономич, психологич к-ры, эстетической и к-ры быта. Человек овладевает целостным представлением о мире, если его система взглядов опирается на единство сознания, переживания, и это значит, что формирование мировоззрения зависит от воздействия на интеллект, волю, эмоции личности, от ее активной практической деятельности.
Понятие социально-культурной активности. Социально-культурная активность как характеристика личности.
интегральное качество личности, отражающее ее жизненную позицию и находящее свое выражение в нравственно мотивированном стремлении и готовности участвовать и проявлять инициативу в деятельности, связанной с созданием, освоением, сохранением, и дальнейшим развитием ценностей культуры.
Педагогический потенциал социально-культурной деятельности и основные сферы его реализации.
Сферами реализации педагог потенциала являются досуг, творчество, образование, народ худ. К-ра и сфера адаптации и реабилитации.
Педагогический аспект социально-культурной
деятельности заключается в регулировании
процессов социализации и индивидуализации
человека, то есть в социальном воспитании
и развитии, осуществляемых в формах досуговой
деятельности и направленных на решение
следующих культурно-воспитательных задач:
• целенаправленное приобщение человека
к богатствам культуры, формирование его
ценностных ориентации и «возвышение»
духовных потребностей;
• стимулирование социальной активности,
инициативы и самодеятельности человека
в сфере досуга, повышение его досуговой
квалификации, то есть умения рационально,
содержательно и разнообразно организовать
свое свободное время в целях поддержания
физического и духовного здоровья и самосовершенствования;
• создание условий для выявления и развития
способностей личности, реализации ее
творческого потенциала и позитивного
самоутверждения.
Досуг как сфера реализации педагогического потенциала социально-культурной деятельности.
Рациональная организация досуга, реализующая 2 его основ ф-рекреативную и развивающую. И осуществлять их должен специалист, способный принять на себя создание в сфере свобод времяпрепровожд условий д/отдыха и дальнейшего развития физич и духовно-творч потенций личности(по Ариарскому). Должны владеть педагог мастерством эффективно воздействовать на поведение, д-ть и отношения людей в сфере свобод времени, усвоить п-пы коммуникативной, общ-организаторской д-ти, овладеть методикой сотворчества как основ субъект-субъектных отношений организаторов и участников соц-к-ых акций. От специалиста требуется не только самому освоить досуг квалификацию, но и обучить к-ре досуга разные слои населения. Координировать соц-к-ые инициативы, разрабатывать и осуществлять целевые к-но-досуговые программы.
Досуг как составляющая бюджета времени человека: сущность и функции.
Досуг как синоним свободного времени(свободное от каких-л обязанностей:рабоч, домаш, граждан и т.д.), д-ть в свободное время. Бюджет времени – характеристика общего времени, которым человек обладает в течение суток, недели, года и т. п. Включает:рабочее время; необходимое внерабочее время; свободное время. Функции: рекреативная(возможность снятия напряжения), развивающая(реализация творческого потенциала, умств.способностей) и компенсаторная(компенс того,чего Ч не получает в раб время)
Концепции досуга в современной науке.
*деятельностная:Д-неотъемлемый
компонент жизни Ч-а, Д как дополнение
к чему-то неразрывно связан с труд д-ью,
восстановление сил, подготовка к н д-ти,
имеет второстеп роль*медико-биологическая-Д-та
д-ть,/ должна подготовить к н д-ти, рассматривается
с мед точки зрения(*санатории, дома отдыха)*экологическая-
Специфика досуга в современном обществе.
Самое большое ко-во свобод времени,
чем когда-л. Большие затраты на организацию.
Критерий эффективности- степень удовлетворенности.
Д-ая д-ть-результат личностного своюодного
выбора Ч-а. сегодня выбор практически
ничем не регламентирован, но он обусловлен
внеш.факторами.(соц-эконом,
Культура досуга,
досуговый потенциал и
Досуг потенциал-кол-во свободного времени, / есть и / можно потратить. Досуг квалификация- знания и умения, навыки, / позволяют рационально организовать досуг. К-ра досуга- кач-во личности, уровень развития, / отражает потребность рационально организовать свое свободное время и умение это делать
Сущность понятия
«социально-культурная активность»
и культурно-досуговая
СКД-обл соц-к-ой активности, проявляемой в сфере свободного времени. Со-к-ая активность- характеристика Ч-а, / отражает стремления и способности в осуществлении создания, развития, распространения и тд. Культур ценностей. СКА в свобод время-к-но-досуговая д-ть. Определяется факторами: видовое разнообразие(разнообраз, не слишком разнооб, неразнообр.), активность досуговой д-ти, степень включенности в культуро-творческий процесс. 3 типа досуга:к-но-творческий, к-но-потребительский, рекреативный.
Функции культурно-досуговой деятельности.
1)информационно-
Народная художественная культура как сфера реализации педагогического потенциала социально-культурной деятельности.
Социальное освоение нхк в рамках досуга.К важнейшим сферам скд относится изучение народ промыслов, традиций, обычаев, народ к-ры в таких ее аспектах, как языки, диалекты говоры и самодеятельное народ творчество.В наст время возникла необходимость в обеспечении взаимосвязи концепций современной культуры с идеей национально-культурного возрождения России. Многовековым опытом нхк подтверждена устойчивость воздействия традиций на стабилизацию человеческих взаимоотношений и воспитание молодежи. Широкое распространение получил опыт исследования культурных ценностей в разных социально-территориальных общностях.В настоящее время увеличился разрыв между инновационным потенциалом культуры и способностью его освоения широкими слоями населения. Поэтому политика соц. культуры направлена на возрождение и развитие национальных культур малочисленных народов, на отражение национальных особенностей и традиций в содержании культурной продукции. Существенный вклад в данную политику вносит совместная деятельность местных культ-досуговых учреждений, культ. центров, клубов, землячеств, ассоциаций культурных промыслов, этнографических музеев..Одним из основных направлений деятельности явл. работа по поддержанию ремесел. Фольклорное движение, объективно связанное с повышением престижа местных культурных традиций, охватывает многочисленные слои населения. Нац. культ. центры, общества и землячества имеют право разрабатывать и представлять в соответствующие органы гос. власти предложения о сохранении и развитии нац. культуры. Они распологают правом проводить фестивали, выставки и другие аналогичные мероприятия, содействовать организации национального краеведения, созданию этнографических и краеведческих музеев. Основной акцент в фольклорно-этнографической деятельности делается на создание сети центров и пунктов, работающих на материале местных к-ных традиций и опирающихся на местные ресурсы и общ-ную инициативу.К 1 из наиболее обширных сфер реализации нхк является международное культурное сотрудничество, которое направлено на создание толерантности.Ярко выражены элементы нхк в семейном досуге - молодецкие игры, ярмарки, посиделки, кружки прикладного творчества, фолькл. ансамбли. Все чаще организация мероприятий основывается на традициях народных праздников и гуляний.
Творческая деятельность как сфера реализации социально-культурной активности личности.
Одними из важнейших сфер общественной практики, где реализуется социально-культурная деятельность, являются художественная к-pa и искусство. Поскольку искусство явл не самоцелью, а средством приобщения к нравственному и прекрасному, постольку оно выполняет ярко выраженные эстетические, воспитательные, просветительные и другие социально- культурные функции. Как специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, искусство - 1 из важнейших способов эстетического освоения мира. Ч/з эстетическую функцию искусства проявляется его познавательное значение и осуществляется его идейно-воспитательное воздействие на людей. Длительный разрыв процессов образования и культуры негативно сказывается на эстетическом воспитании детей и подростков,
на приобщении дошкольников и школьников к худож к-ре общества, народным традициям, фольклору. Постоянное нарушение органического единства и взаимосвязи образовательного и социокультурного процессов серьезно препятствует введению детей в художественную жизнь, в реальную живую художественную культуру - не только в качестве зрителей, слушателей и т.д., но и в качестве активных участников процесса художественного творчества. Восстановлению духовной культуры России путем целенаправленного культурно-эстетического и художественного воспитания подрастающего поколения нет альтернативы. Особое значение приобретает проблема не просто сохранения и освоения культурного наследия - всех видов фольклора, народных промыслов и ремесел, традиций, обычаев, - а его умелого и
педагогически осмысленного включения в дальнейшие культурно-творческие воспитательные и образовательные процессы в детской, семейной, школьной и других социальных средах.
Реализация педагогического потенциала социально-культурной деятельности в сфере образования.
Наиболее актуальным для
наступившего ХШ века является вопрос
о функциях образования в социально-
Реализация педагогического потенциала социально-культурной деятельности в сфере социальной защиты и реабилитации.
Высокая гуманитарная направленность, социальная и духовная поддержка незащищенных слоев населения, забота о соц и к-ном обустройстве сирот, инвалидов, пожилых граждан, их приобщении к богатствам общечеловеческой культуры, к самодеятельному ремеслу и творчеству всегда были свойственны передовым слоям рос общества. Основ объектом социально-к-ной реабилитации и поддержки являются социально ослабленные и социально незащищенные группы населения, в первую очередь дети и взрослые-инвалиды, лица пожилого возраста и одинокие пенсионеры, дети-сироты и воспитанники детских домов, неполные и многодетные семьи и другие.Значительную часть этих людей объединяет принятое по инициативе. Международной организации здравоохранения (ВОЗ) понятие социальной недостаточности, связанное с нарушениями или ограничениями жизнедеятельности. В широк смысле социал реабилитация представляет собой систему юридич, медицин, психологич, педагогических, социально-экономических и социально-культурных мер, направленных на преодоление социальной недостаточности человека, создание и обеспечение условий для социальной интеграции или реинтеграции лица, имеющего, по разным причинам, постоянно или временно функциональные ограничения в различных сферах своей жизнедеятельности. Целью соц реабилитации является соц интеграция- процесс, / характеризует меру достижения личностью оптимального уровня жизнедеятельности и реализации своих потенциальных способностей и возможностей в результате межличностного взаимодействия в конкретном социально- культурном пространстве и социальном времени. Соответственно под реинтеграцией следует понимать процесс и характеристику меры восстановления ранее присущих индивиду, но вследствие каких-л причин ослабленных или утраченных социальных и ролевых ff в адекватном для него социально-культурном пространстве. Следуя логике концептуального подхода к этой сфере обществевенной практики социально-культурной деятельности, обладающей огромным, не востребованным до конца воспитательным потенциалом, процесс социально-к-ной реабилитации предстаёт перед нами в нескольких значениях. Во-1, это обширная область профессиональной деятельности, располагающая собственной интенсивно развивающейся многосубъектной инфраструктурой, широким диапазоном востребованных здесь профессиональных умений и навыков и объединяющая специалистов медико-социального, психологического и культурологического профиля. Реабилитационная деятельность требует от них обязательного наличия определенных знаний, потребностей и интересов, норм и правил поведения, умений и навыков, а главное, формирования у них убежденности и устойчивой привычки к систематической д-ти в достаточно слож соц среде. Во-2, это крупная самостоятельная отрасль науч знания, / затрагивает многие области к-ры, образования, творчества, досуга, спорта и складывается на стыке психологии и медицины, педагогики и культурологии, этики, искусствоведения и др науч дисциплин. В-3, это совокупность различных по назначению и показаниям социально-культурных реабилитационных методов и технологий, многие из / практически еще только подлежат освоению учреждениями социальной защиты, культуры, образования, искусства, досуга, спорта.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Социально-культурная деятельность"