Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2012 в 14:15, контрольная работа
Одним из важнейших вопросов философии всегда был вопрос о направленности и смысле исторического процесса. Издавна предпринимались попытки описать историю, осмыслить события прошлого, найти общие, повторяющиеся черты в уникальных явлениях.
Введение …………………………………………………………………………………………3
1. Из истории жизни О.Шпенглера и создании его главной книги.……..…………………..5
2. О культуре и цивилизации в книге О.Шпенглера «Причинность и судьба. Закат Европы»…………………………………….…………….......................................................7
3. Современники о книге Шпенглера.………..……………………………………………….14
Заключение………………………………………………………………………………….......16
Список литературы…………………………………………………………….........................17
16
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРЗОВАНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
КАРЕЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
В Г.ПЕТРОЗАВОДСКЕ
Отделение высшего профессионального образования
Культурология
Контрольная работа
Шпенглер о перспективах европейской культуры
| Выполнила студентка 1 курса (1 год обучения) специальности 080105.65 «Финансы и кредит», обучающийся по заочной форме, на базе среднего профессионального образования | ||
|
Фомина Татьяна Владимировна |
| |
| (Ф.И.О.) «____»_________________2011г. |
| |
|
Научный руководитель: |
| |
| Пулькин Максим Викторович, к. и. н., доцент кафедры гуманитарных дисциплин Карельского филиала СЗАГС в г.Петрозаводске
| ||
| «____»_________________2011г. |
| |
|
Дата сдачи |
|
|
| Оценка |
|
|
|
Подпись руководителя
|
Петрозаводск
2011
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………………
1. Из истории жизни О.Шпенглера и создании его главной книги.……..…………………..5
2. О культуре и цивилизации в книге О.Шпенглера «Причинность и судьба. Закат Европы»…………………………………….……………...
3. Современники о книге Шпенглера.………..………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших вопросов философии всегда был вопрос о направленности и смысле исторического процесса. Издавна предпринимались попытки описать историю, осмыслить события прошлого, найти общие, повторяющиеся черты в уникальных явлениях. Интерес этот связан с желанием понять события современности и прогнозировать будущее человечества. На этом пути у философов много ошибок и заблуждений, потому что наше знание о прошлом фрагментарно, а наш взгляд даже на известные события прошлого очень субъективен: мы смотрим на прошлое с точки зрения современного человека с современным мировоззрением. Не случайно, французский философ Ш.Монтескье говорил, что «история - это ряд выдуманных событий по поводу свершившихся».
Существуют различные подходы к анализу мировой истории. Одной из ключевых категорий в создании макротеории общественно-исторического процесса является понятие «цивилизация». В отношении изучения цивилизаций философами предложено два основных подхода: 1. линейно-стадиальный, рассматривающий ход мировой истории как единый прогрессивно направленный процесс, протекающий в рамках причинно-следственных связей и 2. локально-цивилизационнный подход, рассматривающий мир во времени и в пространстве с точки зрения существования многих культур и цивилизаций, представляющий всё богатство вариантов развития общества. Предложенный русским историком Н.Я.Данилевским и разработанный английским историком А.Тойнби, локально-цивилизационнный подход определяет историю как одновременное сосуществование локальных цивилизаций - широких общностей, объединённых не только и не столько национальным единством, сколько общей материальной, духовной и социальной культурой.
И Н. Данилевский и А. Тойнби сходятся в том, что каждая из таких цивилизаций проходит в своём развитии этапы роста, расцвета и угасания: «Ни один из культурно-исторических типов (так Данилевский называет локальные цивилизации) не одарён привилегией бесконечного прогресса».
Локально-цивилизационнный подход использует и современный американский философ С. Хантингтон. Он приходит к неутешительному выводу, что отношения между цивилизациями потенциально конфликтны, так как примирить ценности и убеждения гораздо сложнее, чем экономические и политические интересы. Философ не исключает в будущем крупных межцивилизационных столкновений.
Своеобразное понимание культуры и цивилизации было предложено немецким философом О.Шпенглером. Шпенглер – необычайно сложный философ, от опасности упрощения его идей предостерегают современные исследователи. И поэтому цель нашей работы рассмотреть и постараться понять позицию О.Шпенглера, проследить, какие реалии ХХ века нашли отражение в его взглядах, а также познакомиться с мнениями современников о работе Шпенглера.
1. ИЗ ИСТОРИИ ЖИЗНИ О.ШПЕНГЛЕРА И СОЗДАНИИ ЕГО ГЛАВНОЙ КНИГИ
Освальд Шпенглер (1880— 1936) — немецкий философ и историк, один из основоположников современной философии культуры.
Освальд Шпенглер родился в семье почтового чиновника. С 1891 года семья жила в городе Галле, где Освальд продолжил обучение в гимназии Латина, делавшей упор на гуманитарную подготовку своих воспитанников, прежде всего, на преподавание древних языков. В гимназии он был одним из лучших учеников по истории, географии и математике. Юноша очень любил читать. Среди любимых - книги У. Шекспира, И.В. Гёте, Г. Клейста, О. де Бальзака, Г. Флобера, Стендаля, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева и Ф.М. Достоевского.
После окончания гимназии Освальд записался на естественно-математическое отделение университета Галле, но математика не увлекла его: всё возможное время он отдавал чтению книг Ницше, Толстого и Ибсена, знакомился с произведениями анархистов и социалистов.
Наконец он переехал в Берлин, где его часто видели в рейхстаге на публичных выступлениях. Он увлекается идеями социал-демократов.
Вскоре, вернувшись в родной город, он защитил диссертацию и в 1908 году приступил к работе в одной из гамбургских гимназий. Но по-прежнему больше, чем преподавание, его привлекала литература.
В марте 1911 года, после смерти матери, он переехал в Мюнхен.
Он чувствовал себя нездоровым и страдал от одиночества. Его раздражала богатая и пустая жизнь богемного окружения.
В таком душевном состоянии он начал работу над книгой «Закат Европы». Работа над первым томом была закончена в апреле 1917 года. Первый тираж книги был раскуплен моментально и сделал Шпенглера необычайно популярным. Но «Закат Европы» вызвал не только бурный восторг, но и яростные дискуссии и нападки. Пытаясь «впервые предопределить историю», он не предполагал, что книгу будут читать не только специалисты, но широкий малоподготовленный круг читателей.
Рукопись второго тома книги появилась только в 1922 году, связано это с бурными событиями в Германии.
О Шпенглере снова заговорили, когда в 1929 году разразился жесточайший мировой экономический кризис, он подтверждал тревожные предчувствия Шпенглера. Германия была на пороге трагических событий. К власти пришли фашисты. Германия, проигравшая в первой мировой войне, испытавшая разочарование и унижение, вновь обретала смысл в нацистских идеях сплочения и величия. Этими идеями были охвачены многие немцы.
Шпенглер на выборах в рейхстаг 31 июля 1932 года и 5 марта 1933 года он голосовал за НСДАП. И на президентских выборах в марте 1932 года Шпенглер отдал свой голос за кандидатуру Гитлера. Шпенглер не был очарован Гитлером («Гитлер - болван, но движение следует поддержать»), ни разу публично не выступил с поддержкой диктатора и его режима. И даже отказался в 1933 году от приглашения министра пропаганды Геббельса выступить по радио с речью о великом «Дне Потсдама».
Шпенглер работал над новым политическим сочинением, которое хотел озаглавить «Германия в опасности», но затем, чтобы избежать недоразумений, изменил название на «Годы решения». Книга появилась на полках магазинов в августе 1933 года. В ней он выразил своё отношение к нацистам: «К власти пришли люди, упивающиеся властью и стремящиеся увековечить то состояние, которое годится на мгновение. Правильные идеи доводятся фанатиками до самоуничтожения. То, что вначале обещало величие, заканчивается трагедией или фарсом». Но Шпенглер не был поклонником и демократии: разочарование в парламентаризме, пронизанном насквозь коррупцией, в развращённости общества, которая проникла во все его слои, во всё возрастающей роли малообразованного народа Шпенглер видит упадок и начало конца цивилизации.
Национал-социалисты устроили травлю философа. Его обвиняли в критиканстве, некомпетентности и безответственности суждений. 5 декабря 1933 года в прессе было дано официальное указание: «Нежелательно вести дальнейшую дискуссию о Шпенглере. Правительство просит больше не упоминать имени этого человека в печати».
Шпенглер всё ещё не мог определиться с политическими взглядами, но так называемая «ночь длинных ножей» - 30 июня 1934 года, серия политических убийств, изменила отношение философа к происходящему. Дело в том, что среди убитых оказался знакомый Шпенглера, музыкальный критик Вилли Шмидт, которого эсэсовцы перепутали с намеченной жертвой СА - группенфюрером Вильгельмом Шмидтом. Шпенглер открыто осудил убийства и отказался, как ни убеждали его родственники, бежать за границу.
Он продолжает работу над вторым томом новой книги, в которой осуждает новый режим в Германии за «расовый идиотизм» и беззаконие. По сути, он стал идеологическим противником режима. Трудно представить, как могла бы сложиться его судьба в условиях фашистского режима, но в 1936 году философ умер.
2. О КУЛЬТУРЕ И ЦИВИЛИЗАЦИИ В КНИГЕ О.ШПЕНГЛЕРА
«ПРИЧИННОННОСТЬ И СУДЬБА. ЗАКАТ ЕВРОПЫ»
«Закат Европы». В самом названии книги ощущается философский пессимизм Шпенглера. В своей книге Шпенглер категорически отказывается от стадиального подхода в анализе истории, от возможности свести весь культурно-исторический процесс к одной стержневой логике, пронизывающей всю историю и находящей свое завершение в некоей высшей точке. Для Шпенглера нет единой мировой культуры. Есть лишь различные культуры, каждая из которых имеет свою собственную судьбу: «Вместо безрадостной картины линеарной всемирной истории ... я вижу настоящий спектакль множества мощных культур, с первозданной силой расцветающих из лона материнского ландшафта, к которому каждая из них строго привязана всем ходом своего существования, чеканящих на своем материале - человечестве - собственную форму и имеющих каждая собственную идею, собственные страсти, собственную жизнь, волнение, чувствование, собственную смерть»[1].
Как видим, Шпенглер утверждал, что «живые культуры умирают!» Культура - это высшая форма жизни, исторический суперорганизм, а всякий организм смертен. Человеческая история - поток бытия сверхорганизмов: «египетской культуры», «античной культуры», «китайской культуры» и других. Но, в таком случае, и европейская культура должна иметь завершение, погибнуть, как все другие.
В мировой истории Шпенглер выделяет восемь культур (египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, византийско-арабскую, западноевропейскую, культуру майя). Каждая культура имеет свои формы - народ, язык, эпоху, государство, искусство, науку, право, религию, мировоззрение, хозяйство.
Здесь будет уместно говорить о физиогномике, понятии, использованном самим Шпенглером для объяснения его взгляда на культуру и историю. Физиогномика - это учение о том, что человек выражает себя в чертах лица, жестах и позах, формах тела. Каждое явление обладает сущностью и внешним зрительным обликом.
По выражению Ф.Степуна, «Шпенглер берет науку, искусство, религию, политику, быт, пейзаж определенной эпохи и, освобождая все эти ценности от ярма объективной сверхъисторической значимости, рассматривает их исключительно как символические образы переживаний портретируемой им исторической души. В результате применения этого метода, религия, философия, наука, как таковые, т. е. как некие преемственно развивающиеся, одним народом завещаемые другому ценностные ряды, решительно уничтожаются Шпенглером. Всякая религиозная догма, всякое философское утверждение, всякий эстетический образ, всякая математическая формула – все эти разнообразнейшие закрепления истины, ощущаются и раскрываются Шпенглером, как иероглифы народных душ и судеб»[2].
Информация о работе Шпенглер о перспективах европейской культуры