Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2012 в 14:15, контрольная работа
Одним из важнейших вопросов философии всегда был вопрос о направленности и смысле исторического процесса. Издавна предпринимались попытки описать историю, осмыслить события прошлого, найти общие, повторяющиеся черты в уникальных явлениях.
Введение …………………………………………………………………………………………3
1. Из истории жизни О.Шпенглера и создании его главной книги.……..…………………..5
2. О культуре и цивилизации в книге О.Шпенглера «Причинность и судьба. Закат Европы»…………………………………….…………….......................................................7
3. Современники о книге Шпенглера.………..……………………………………………….14
Заключение………………………………………………………………………………….......16
Список литературы…………………………………………………………….........................17
Но ведь и Шпенглер хотел, чтобы историк физиономист изъял бы из себя современного человека и созерцал бы историю отстранённо и беспристрастно, как бы издалека. Интуиция Гёте была направлена на природу, Шпенглер перенёс её на историю.
Второе решающее влияние – безусловно испытанное Шпенглером – влияние Ф. Ницше.
Крупнейшие христианские философы С.Л. Франк и Н.А. Бердяев оценивали и критиковали Шпенглера с позиции религиозных взглядов. Тем не менее Франк полностью признавал идею перехода западной культуры в цивилизацию[12], но не считал её новой, напомнив о таких мыслителях России, как Киреевский и Достоевский. Франк был уверен, что культура не умрет, она переживает кризис и переживет его.
А вот Н. Бердяев, который ощутил кризис европейской культуры еще до первой мировой войны, Он признавался, что «читал Шпенглера с особенным волнением», но, как и Франк, подчеркивал, что многие русские уже давно чувствовали этот кризис. А различение культуры и цивилизации Бердяев отнес к самым большим достоинствам книги Шпенглера, соглашаясь, что философия и искусство существуют лишь в культуре, а в цивилизации они невозможны и не нужны. Поэтому многие русские писатели и мыслители неприязненно относились не к самому Западу, а к западной цивилизации. Все русские религиозные мыслители также видели разницу между культурой и цивилизацией. И все они испытывали ужас от сознания близкой гибели культуры и скорого торжества цивилизации, которую отождествляли с мещанством. Всем русским «культурным» людям и капитализм и социализм представлялись одинаково зараженными духом зла.
На русском языке после нашумевшего сборника «Освальд Шпенглер и «Закат Европы» (M., 1922) не было работ, специально посвященных философу. «Да их и не могло быть, коль скоро по ленинской оценке «хныкающим» Шпенглером и «глупыми шпенглерятами» способны заниматься только «образованные мещане»[13]
Тем не менее, великие философы не могли пройти мимо книги Шпенглера, её идеи были созвучны их думам. Ощущение нарастающего кризиса было особенно сильным в России и Германии, странах, где ломались или кардинально переосмысливались традиционные ценности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В чём же секрет огромной популярности книги Освальда Шпенглера? Возможно, своей смелостью и решимостью открыть новые пути в познании общества. Вероятно, также это связано с тем, что философский труд изложен в форме образного эссе, пронизанного интуицией автора, а не научного трактата. Книга подогревала существовавший интерес к древним цивилизациям и отразила нарастающую тревогу перед приближающейся катастрофой. Но есть ещё одно важное качество: книга и сегодня рождает желание размышлять, спорить, искать аргументы для опровержения. Может, автор и рассчитывал на это?!
Какие же выводы удалось сделать, рассмотрев позицию Шпенглера по поводу культуры и цивилизации?
Культура и цивилизация – разные по своей природе явления;
Культура – живой организм, и как живой организм, она рождается, развивается, достигает расцвета и зрелости, а потом постепенно умирает, превращаясь в цивилизацию;
Культура и цивилизация на определённом этапе сосуществуют, но конфликт между ними нарастает;
Культура неизбежно погибнет, уступив место цивилизации;
Рационалистическая цивилизация есть деградация высших духовных ценностей культуры, и та обречена;
История - это жизнь многих культур в их разнообразии и обречённости.
Шпенглер в своей работе, по словам А.И.Патрушева, «прогнозировал многие тенденции современной науки — например, возрастающее методологическое единство и сращение отдельных дисциплин, насыщенность научного языка символикой и т. д. Ряд его идей оказались созвучными положениям, выдвинутым в 1960—70-е гг исторической школой в науковедении (Т. Кун, П. Фейерабелд, К. Хюбнер).
Шпенглер первый поставил вопрос о месте и роли техника в истории, об универсальном характере ее воздействия на природу и общество, об ее автономности. Различные стороны его учения были восприняты многими философами 20 в., в т. ч. М. Хайдеггером, X. Шельски, X. Ортегой-и-Гассетс м, X. Сколимовски и др.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бердяев Н.А. Освальд Шпенглер и Закат Европы / Н.А. Бердяев, Я.М.Букшпан, Ф.А.Степун, С.Л.Франк – Москва : Берег, 1922. – 95 с.
2. Бердяев Н.А. Предсмертные мысли Фауста / Н.А.Бердяев // Литературная газета. – 1989. – № 12.
3. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому / Н.Я. Данилевский. – Москва : Книга, 1991. – 358 с.
4. Ленин В.И. Полное собрание сочинений / Ленин В.И., т. 45.
5. Франк С.Л. Сочинения / С.Л.Франк. – Москва : Правда, 1990. – 608 с.
6. Франкфорт Г. В преддверии философии / Г.Франкфорт [и др.]. – Москва : Наука, 1984. – 236 с.
7. Шпенглер О. Закат Европы / О.Шпенглер. Т.1. – Москва : Мысль, 1993. – 672 с.
[1] Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. – М., 1993. – С. 151.
[2] Освальд Шпенглер и Закат Европы / Н.А. Бердяев [и др.]. – М., 1922. – С. 43.
[3] Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. – М., 1993. – С. 344.
[4] Там же. – С. 342.
[5] Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. – М., 1993. – С. 264.
[6] Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. – М., 1993. – С. 264.
[7] Там же. – С. 538.
[8] Бердяев Н.А. Предсмертные мысли Фауста // Литературная газета. – 1989. – № 12. – С. 15.
[9] Франкфорт Г. В преддверии философии / Г.Франкфорт [и др.]. – М., 1984. – С. 128.
[10] Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. – М., 1991. – С. 311
[11] Освальд Шпенглер и Закат Европы / Н.А. Бердяев [и др.]. – М., 1922. – С. 28.
[12] Франк С.Л. Сочинения. – М., 1990. – С. 425.
[13] Ленин В.И. Полное собрание сочинений., т. 45. – С. 174-175.
Информация о работе Шпенглер о перспективах европейской культуры