Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 22:56, реферат
В этом реферате исследуются истоки (в древней философии и в Новое время) тех принципов, на которых базируется массовая культура; даётся обзор трудов первых теоретиков массовой культуры Г.Лебона и Х.Ортеги-и-Гассета (XIX-нач.XX вв.); показывается теоретизирование массовой культуры в парадигме постмодерна; а также исследуются теоретические подходы к существенные качествам и свойствам элитарной культуры и её развитию.
Введение 3
Массовая культура 4
Истоки массовой культуры 5
Основания в Античности. Гедонизм. 5
«Философия массовой культуры» в Новое время 6
Тема масс XIX-XX вв. 8
Гюстав Лебон. Психология народов и масс. 8
Хосе Ортега-и-Гассет. Восстание масс. 9
Массы как явление парадигмы постмодерна 13
Жан Бодрийяр. Шизомассы и параноики. 13
Элитарная культура 16
Заключение 22
Использованная литература 24
Однако с 70-ых гг XX века формируется новый -не столь негативный взгляд- на массовую культуру. В работах Д. Белла, Э. Шилза, Ж.Фурастье, А.Турена, Э. Тоффлера, Г.Кана и др. массовая культура оценивается с позиции общественных изменений, перехода на новый, постиндустриальный этап развития, что приводит к трансформации массовой культуры, которая приобретает черты, присущие раннее народной и высокой (элитарной) культуре. Наиболее основательно идея о позитивном влиянии массовой культуры на процесс развития личности представлена, например, в трудах М. Маюпоэна, 3. Бжезинского, Д. Уайта и др.
В конце 80-ых - начале 90-ых гг. XX в. проблема массовой культуры стала предметом осмысления постмодернистов. Р.Барта, М. Фуко, Ж. Делеза, Ф. Гваттари, Ю.Кристевой, Ж. Бодрийяра, Ж. Деррида, У. Эко и др. Так, постмодернисты указывали на то, что массовая культура выполняет важные в обществе функции, что свидетельствует о её значимости.
Элитарная культура представляет собой ничуть не менее интересный предмет исследования и описана в огромном количестве научных и философских трудов. Культура властных элит благодаря трудам В. Парето, Г. Моска, Р. Михельса, Ч.Р. Миллса, Р. Милибанда, Дж. Скотта, Дж. Перри, Д. Белла и др. социологов и политологов, достаточно подробно и глубоко изучена. Гораздо менее исследованы элиты культурные — страты, объединенные не экономическими, социальными, политическими, и собственно властными интересами и целями, но идейными принципами, духовными ценностями, социокультурными нормами и т.п.
В условиях перехода к постиндустриальному этапу развития общества именно создание жизнеспособной модели культуры, органично и конструктивно синтезирующей в себе свойства элитарной и массовой культур сыграет важнейшую роль и определит вектор развития человечества в новую эпоху.
1 Маркова А.Н. Культурология. История мировой культуры., М – 2008.
2 Большая Советская Энциклопедия / под ред. А.М. Прохорова. — М., 1972.
3 В.Ф. Асмус. Античная философия. – М., 2006.
4 Э.Фромм. Иметь или быть – АСТ., 2005.
5 Философский энциклопедический словарь. 2010.
6 Гюстав Лебон Психология народов и масс — М.: Академический проект, 2011. — 238 с.
7 Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием
9 Грицанов А. А. История философии. Энциклопедия. –М., 2002. –С. 387
10 Капитанова Л. С. Российская массовая культура конца ХХ века. Материалы круглого стола. 4 декабря 2001 г. Санкт-Петербург. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. 2001. -С.122
11 См.: Шпенглер О. Закат Европы. –М.: Мысль, 1993
13 А.Дугин. Постфилософия. Три парадигмы в истории мысли.- М., 2010.
14 Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Пер. с фр., послесл. и примеч. Е. А. Самарской. – М.: Республика; Культурная революция, 2006. – 269 с.
Информация о работе Элитарная и массовая культуры. Многообразие подходов