Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 10:19, реферат
Культура Ренессанса зародилась во второй половине ХIVв. И продолжала развиваться на протяжении ХV и ХVI вв., постепенно охватывая одну за другой, все страны Европы. Возникновение культуры Возрождения было подготовлено рядом общеевропейских и локальных исторических условий.
В XIV - XV вв. зарождались раннекапиталистические, товарно-денежные отношения. Одной из первых вступила на этот путь Италия, чему в немалой степени способствовали: высокий уровень урбанизации, подчинение деревни городу, широкий размах ремесленного производства, финансового дела, ориентированных не только на внутренний, но и на внешний рынок .
Введение
1. Проблема Эпохи Возрождения в современной культурологии
2. Основные черты Эпохи Возрождения:
а) Характер культуры Возрождения
б) Гуманизм Возрождения
в) Свободомыслие и светский индивидуализм
г) Наука Возрождения
д) Учение об обществе и государстве
3. Искусство Возрождения
Заключение
Список литературы
Хотя сознание
ученых Возрождения представляло собой
смесь рационализма и мистицизма,
нужно отметить, что их Бог —
это не ветхозаветный Бог, запретивший
Адаму вкушать плоды «познания
добра и зла». Именно это обстоятельство
служило основанием для преследований
некоторых ученых инквизицией. Католическая
церковь оказывала
Учение об обществе и государстве.
Естественно, что ярче всего эта связь проявлялась в гуманитарных науках, которые деятели Возрождения рассматривали как средства воспитания. Канцлер Флоренции Колюччо Салютати (1331—1406) считал возможным создание царства добра и милосердия на Земле, отмечая при этом необходимость признания свободы воли у человека. Леонардо Бруни (1370—1441), другой канцлер Флоренции, развивал теорию гражданского гуманизма, демократии и свободы, считая их естественными формами общности людей. Важнейшим нравственным долгом, полагал он, является служение обществу, республике. Естественный взгляд на государство развивал Никколо Макиавелли (1469—1527). Он отрицал божественность политической власти, считал политическую борьбу движущей силой истории. Его сочинение «Государь» (1513) было настольной книгой многих крупнейших политических деятелей различных стран. Один из основателей учения о естественном праве, голландский юрист, социолог и дипломат Гуго Гроций (1583—1645), считал, что это право основывается не на воле Бога, а на природе человека и основными принципами такого права являются личная свобода, неприкосновенность собственности, соблюдение договоров, справедливое наказание за преступление. Социальными учениями закладывались основы буржуазной демократии и государственности.
Искусство Возрождения.
Связь искусства и науки составляет одну из характернейших особенностей культуры Возрождения. Правдивое изображение мира и человека должно было опираться на их познание, поэтому познавательное начало играло в искусстве этой поры особенно важную роль. Естественно, что художники искали опору в науках, нередко стимулируя их развитие.
Искусство античности
составляет одну из основ художественной
культуры Возрождения. Известно, что
античное наследие было использовано
и в средние века, например, во
времена каролингского
В это время
итальянское общество начинает активно
интересоваться культурой Древней
Греции и Рима, разыскиваются рукописи
античных писателей, так были найдены
сочинения Цицерона и Тита Ливия.
Эпоха Возрождения
Образованных
и одаренных людей в этот период
окружала атмосфера всеобщего
Рисуя идеал
человеческой личности, деятели Возрождения
подчеркивали ее доброту, силу, героизм,
способность творить и
Культура Ренессанса формировалась как отрицание средневековых догматов, но в ней не могло не проявиться влияние средневековой культуры. Это преобладание библейских тем сюжетов, влияние схоластики, большинство заказов мастерам делала церковь. Возрождение – это время выдвижения на 1-й план живописи из-за стремления искусства Ренессанса познать и отобразить реальный мир, его красоту и разнообразие. Наступала эпоха стихийного и буйного самоутверждения человеческой личности, освобождающейся от средневековой корпоративности и морали, подчиняющей индивида целому.
Эпоха Возрождения – время великих открытий, великих мастеров и их выдающихся произведений. Она отмечена появлением целой плеяды художников-ученых, среди которых первое место принадлежит Леонардо да Винчи.
Это было время титанизма, который проявился и в искусстве, и в жизни. Достаточно вспомнить героические образы, созданные Микеланджело, и самого их творца - поэта, художника, скульптора. Люди, подобные Микеланджело или Леонардо да Винчи, являли собой реальные образцы безграничных возможностей человека.
Изобразительное
искусство в эпоху Возрождения
достигает невиданного
В XV веке эта проблема была осознана повсеместно, с той лишь разницей, что на севере Европы, в частности в Нидерландах, к объективному построению пространства шли постепенно, путем эмпирических наблюдений, в то время как в Италии уже в первой половине столетия была создана основанная на геометрии и оптике научная теория линейной перспективы. Эта теория, позволяющая построить на плоскости трехмерное изображение, ориентированное на зрителя и учитывающее его точку зрения, означает победу над средневековой концепцией изображения.
Художники стали
видеть мир иначе: плоскостные, как
бы бестелесные изображения
Работы художников становятся подписными, т.е. подчеркнуто авторскими. Все больше появляется автопортретов. Несомненным признаком нового самосознания является и то, что художники все чаще уклоняются от прямых заказов, отдаваясь работе по внутреннему побуждению. К концу XIV века ощутимо меняется и внешнее положение художника в обществе. Художники начинают удостаиваться всевозможных общественных признаний, должностей, почетных и денежных синекур. А Микеланджело, например, вознесен на такую высоту, что без боязни обидеть венценосцев он отказывается от предлагаемых ему высоких почестей. Ему вполне хватает прозвания «божественный». Он настаивает, чтобы в письмах к нему опускали всякие титулования, а писали просто «Микеланджело Буонаротти». У гения есть имя. Звание для него обуза, ибо сопряжено с неизбежными обстоятельствами и, стало быть, хотя бы с частичной утратой той самой свободы от всего, что мешает его творчеству. А ведь логический предел, к которому тяготел художник Возрождения, – обретение полной личной независимости, предполагая, понятно, в первую очередь свободу творческую.
Характерной чертой Ренессанса была тесная связь науки и искусства. Это обусловило титанизм личности Возрождения: мастера Ренессанса, особенно Высокого, совмещали в себе и художников, и поэтов, и инженеров, и музыкантов. Наиболее яркими примерами титанов Возрождения можно назвать Леонардо и Микеланджело. Эти мастера представляют два полюса Возрождения. Они сходны лишь в том, что после них не было и не могло бы быть продолжения в рамках стиля Ренессанс; после них была новая эпоха, новое направление как в культуре, так и в миропонимании. А в остальном – это две противоположности как в искусстве, так и в архитектуре, и в судьбе. Если у Микеланджело все его замыслы, какими бы гениальными и грандиозными они не были, остаются в пределах его физических возможностей, выполнимые пусть ценой нечеловеческих усилий. В большинстве случаев они были осуществлены, т.к. для Микеланджело невыполнение чего-либо было огромной душевной мукой. Материализация, пластическая определенность были более всего важны для него. Но в творчестве Микеланджело присутствует внутренняя незаконченность. Для Леонардо же незаконченность вообще не трагедия, она не ставит под сомнение его творческого гения. Его более интересовало начинание, поиск решения проблемы, а когда он видел выход, то завершение работы переставало его интересовать. Микеланджело был не только великим художником, но также поэтом, политическим деятелем. Будучи неуверенным в себе меланхоликом, неряшливым и угрюмым, очень замкнутым и болезненным, в своем творчестве он предстает титаном как физически, так и духовно. По словам Вазари, Микеланджело тяготился своим гением, а стремление к завершенности заставляло его работать до изнеможения. Нет художника более материального, чем Микеланджело, потому что избыток духа порывается осуществиться в избытке плоти, вздувая мышцы, распирая торсы изнутри. Леонардо был полной противоположностью Микеланджело. Хотя он был не так богат, но всегда был изысканно одет, красив, располагал к себе сердца. Для Леонардо главное – постижение всего в мире до последнего предела. По своему строю творческого мышления - это отстраненный, наблюдающий ум. Он не в силах был ограничиться живописью и вообще искусством. Он был инженером, конструктором. При встрече короля Франциска I Леонардо сконструировал механического льва, который прошел по залу 200 м, а когда остановился перед королем, из его груди посыпались лилии, символ власти французских королей. Если Микеланджело можно назвать самым гениальным художником Возрождения, то Леонардо – самым великим замыслом художника Ренессанса. Микеланджело материализовал дух, а Леонардо одухотворял природу. Если Леонардо и Микеланджело можно представить как 2 полюса Возрождения, то его серединой можно назвать Рафаэля. Именно его творчество наиболее полно выразило все принципы Возрождения, оно уложилось внутри Ренессанса. Искусство Рафаэля на все времена стало символом гармонии, воплотило ее в себе. Но титанизм личности относится ко многим деятелям Возрождения, таким, как основатель и крупнейший представитель северного Возрождения А. Дюрер; итальянский историк, поэт, философ и дипломат Макиавелли, гуманист Пико Мирандолла и др.
В искусстве
Ренессанса человек стал реальной и
независимой ценностью. В архитектуре
это проявляется не только в очеловечивании
пропорций зданий, но и в создании
идей этажа. В архитектуре особенно
большую роль сыграло обращение
к классической традиции. Оно проявилось
не только в отказе от готических форм
и возрождении античной ордерной
системы, но и в классической соразмерности
пропорций, в разработке в храмовом
зодчестве центрического типа зданий
с легко обозримым
В музыке продолжается развитие вокальной и инструментальной полифонии. Особенно заметна сложившаяся в XV веке нидерландская полифоническая школа, игравшая значительную роль в профессиональной европейской музыке на протяжении двух столетий, вплоть до появления оперы (композиторы Ж. Депре, О. Лассо). В светской музыке появляются новые жанры: фроттоле – песня народного происхождения в Италии; вильяниско – песенка на любую тему, от лирических и пасторальных до исторических и нравоучительных – в Испании; мадригал – вид песенной лирики, исполнявшийся на родном языке). В то же время некоторые музыкальные деятели обосновывают преимущества монадической музыки, в противовес увлечению многоголосьем. Появляются жанры, способствующие утверждению гомофонии (одноголосья) – сольная песня, кантата, оратория. Развивается и теория музыки.
Человек с
его земными страстями и
Информация о работе Эпоха Возрождения - начало классической науки