Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 10:19, реферат
Культура Ренессанса зародилась во второй половине ХIVв. И продолжала развиваться на протяжении ХV и ХVI вв., постепенно охватывая одну за другой, все страны Европы. Возникновение культуры Возрождения было подготовлено рядом общеевропейских и локальных исторических условий.
В XIV - XV вв. зарождались раннекапиталистические, товарно-денежные отношения. Одной из первых вступила на этот путь Италия, чему в немалой степени способствовали: высокий уровень урбанизации, подчинение деревни городу, широкий размах ремесленного производства, финансового дела, ориентированных не только на внутренний, но и на внешний рынок .
Введение
1. Проблема Эпохи Возрождения в современной культурологии
2. Основные черты Эпохи Возрождения:
а) Характер культуры Возрождения
б) Гуманизм Возрождения
в) Свободомыслие и светский индивидуализм
г) Наука Возрождения
д) Учение об обществе и государстве
3. Искусство Возрождения
Заключение
Список литературы
Блистательный
расцвет литературы был вызван установкой
на восстановление связей с античностью.
Именно эта посылка окончательно
разрушила синкретизм средневековой
словесности. Поскольку главным
в искусстве эпохи Возрождения
было подражание не конкретным произведениям
античных авторов, а основным принципам
создания этих произведений, мастера
Возрождения внимательно
В заметке, озаглавленной «Различие положения в конце древнего мира (ок. 300 года) и в конце средневековья (в 1453 году)» Ф. Энгельс говорит о «могучем литературном подъеме XIV века», а в его известной оценке места Данте в истории культуры в качестве рубежа выступает 1300 год (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 506; Т. 22. С. 382.) Ренессансной литературе приходилось вскрывать свойственное многим людям того времени переплетение героического энтузиазма, титанической энергии и разносторонности с чертами феодальными и с хищничеством «первоначального накопления». Не случайно художниками Возрождения, особенно в Англии – Кристофером Марле и Шекспиром, – была создана галерея персонажей, исторических, легендарных, современных, у которых необузданный индивидуализм перерастает в неслыханное злодейство. Завоеватель Тамерлан, ростовщик Варавва у Марле, шекспировские короли – от Иоанна до Ричарда III, многие частные лица – Эдмунд, Яго, Шейлок – отражают и воплощают жестокость времени, злодейские умыслы, ранее не доступные средневековому «патриархальному» варварству. «Первоначальное накопление» в эпоху Возрождения было двойником исторического прогресса.
Театр в эпоху Возрождения становится самостоятельным видом искусства и занимает свое особое место в системе художественной культуры человечества. Этому процессу способствовала ориентация гуманистов на античность. Из трудов Аристотеля они почерпнули основные принципы организации театрального действа и теорию таких драматических жанров, как комедия и трагедия. Если в период Средневековья театральные действа были составной частью народной ярмарочной культуры (фарсы, соти и пр.) или же дополнением к церковным службам (мистерии, моралите и др.), то в эпоху Возрождения театр оформляется как особая форма эстетической деятельности, способствующая не только воспитанию и развлечению, но и выполняющая гносеологические функции. Зарождение нового театра связано с Италией. Именно здесь появляются первые трагедии («Софонисба» Триссино) и комедии (Л. Ариосто, Н. Макиавелли). Здесь же возникают первые профессиональные труппы, ориентирующиеся на античные принципы организации спектакля. Утверждение театра как полноправного вида искусства происходит в Англии, особенно в период расцвета «елизаветинской драмы». В Англии появляется первый публичный театр Д. Бербеджа, и начинают строиться специальные помещения для театральных представлений («Лебедь», «Глобус» и др.), причем за образец берутся театры Древней Греции и Рима. К. Марло создает трагедии, в которых ставятся проблемы возможностей познания мира человеком («Трагическая история доктора Фауста»), власти («Тамерлан Великий»). Особое место в творчестве этого драматурга занимает трагедия «Мальтийский еврей». В ней звучат весьма тревожные ноты, связанные с оценкой противоречивой роли буржуазии, стремящейся к пересмотру всех культурных ценностей человечества. Наиболее яркой фигурой ренессансного театра явился, безусловно, Уильям Шекспир – гениальный драматург, режиссер и организатор театра. «Шекспиризация» способствовала расцвету театрального искусства в большинстве стран Европы, а пьесы У. Шекспира стали своеобразным критерием сценического мастерства многих великих актеров.
Своеобразный характер имело северное Возрождение (Германия, Нидерланды, Франция). Оно отстает от итальянского на целое столетие. В искусстве северного Возрождения больше средневекового мировоззрения, влияния религии, символики. Философской основой северного Ренессанса был пантеизм, который, не отрицая Бога, как бы растворяет его в природе. Основателем и крупнейшим представителем северного Возрождения был Альбрехт Дюрер. Он был теоретиком искусства, первым в Германии создал труд о перспективе. Дюрер был автором множества картин, гравюр, гравюр на дереве, рисунков и акварелей. Влияние пантеизма обусловило появление пейзажа как самостоятельного жанра. Немецкие пейзажисты – А. Дюрер, Л. Кранах. В искусстве северного Возрождения также получил развитие портрет. Немецкие портретисты были безразличны к красоте, для них главное – передать характер, добиться эмоциональной выразительности образа, иногда – в ущерб красоте, идеалу. Крупнейшие портретисты: в Германии – Дюрер, Гольбейн, в Нидерландах – Ян ван Эйк, ван дер Вейден, во Франции – Фуке. В рамках северного Возрождения возникает и развивается (прежде всего в Нидерландах) бытовая картина. Крупнейшим мастеров этого жанра был Питер Брейгель, писавший сцены из крестьянской жизни. Нидерландских художников отличала крайняя тщательность письма. В северном Возрождении главное место заняли вопросы религиозного совершенствования, обновления католической церкви и ее учения. Северный гуманизм привел к Реформации и протестантизму.
В отличие от средневековья, когда главными заказчиками произведений были церковь и крупные феодалы, теперь значительно расширяется круг заказчиков и изменяется их социальный состав. Наряду с церковью нередко заказы художникам дают и цеховые объединения ремесленников, и купеческие гильдии, и городские власти, и частные лица – как знать, так и бюргеры.
Наряду с монументальными все более широкое распространение получают станковые формы – живопись на дереве и холсте, скульптура из дерева, бронзы, терракоты и майолики.
Проторенессанс- это подготовка к Возрождению, он был тесно связан со средневековьем. На рубеже XIII и XIV столетий итальянская культура переживает блестящий подъем. Культура Италии XIII – XIV веков сложна и противоречива. Многое в ней еще органически связано с общеевропейской средневековой культурой, но одновременно в ней появляются новые черты, предваряющие развитие Ренессанса.
Развитие
проторенессансных тенденций
С середины столетия в итальянской живописи и скульптуре усиливается влияние готики. Готический стиль возник в архитектуре Италии из Франции в XIII столетии. Он получил распространение в Северной Италии и Тоскане – области средней Италии, расположенной к северу от Рима. И держался здесь до XV века, существуя параллельно или переплетаясь с развивающимся новым стилем Проторенессанса. Однако итальянская готика существенно отличается от французской. Она ограничивается применением декоративных элементов готического стиля: стрельчатых арок, башенок-филиалов, пинаклец, роз. Особенностью итальянской церковной архитектуры является также возведение куполов над местом пересечения центрального нефа и трансепта. К числу наиболее прославленных памятников этого итальянского варианта готики принадлежит собор в Сиене (XIII – XIV век).
У истоков итальянского Проторенессанса стоит работавший во второй половине XIII века в Пизе мастер Никколо. Он стал основателем школы скульптуры, просуществовавшей до середины XIV века и распространившей свое внимание по всей Италии. Конечно, многое в скульптуре пизанской школы еще тяготеет к прошлому. В ней сохраняются старые аллегории и символы. В рельефах отсутствует пространство, фигуры тесно заполняют поверхность фона. И все же реформы Никколо значимы. Использование классической традиции, акцентировка объема, материальности и весомости фигуры, предметов, стремление внести в изображение религиозной сцены элементы реального земного события создали основу для широкого обновления искусства. В 1260 – 1270 годах мастерская Никколо Пизано выполняла многочисленные заказы в городах средней Италии.
Новые веяния
проникают и в живопись Италии.
В изобразительном искусстве
безличное цеховое ремесло
Однако со второго десятилетия XIV века художественная жизнь в Риме замерла. Ведущая роль в итальянской живописи перешла к флорентийской школе. Флоренция в течение двух столетий была чем-то вроде столицы художественной жизни Италии и определяла главное направление развития ее искусства.
Рождение проторенессансного искусства Флоренции связывают с именем Ченни ди Пеппо, прозванного Чимабуэ (ок.1240 – ок.1302 года). Ему удалось выйти за пределы византийского канона и предопределить новые живописные формы.
Но самым радикальным реформатором живописи был один из величайших художников итальянского Проторенессанса Джотто ди Бондоне (1266/67 – 1337 год). В своих работах Джотто подчас достигает такой силы в столкновении контрастов и передаче человеческих чувств, которая позволяет видеть в нем предшественника величайших мастеров Возрождения. Он работал как живописец, скульптор и архитектор. Но все же главным его призванием была живопись. Основной работой Джотто является роспись капеллы дель Арены в Подое. Трактуя евангельские эпизоды как события человеческой жизни, Джотто помещает их в реальную обстановку, отказываясь при этом от соединения в одной композиции разновременных моментов. Композиции Джотто всегда пространственны, хотя сцена, на которой разыгрывается действие, обычно не глубока. Архитектура и пейзаж в фресках Джотто всегда подчинены действию. Каждая деталь в его композициях направляет внимание зрителя к смысловому центру. Джотто предопределил путь развития Ренессанса: динамику, драматичность повествования, переход от плоскостных изображений к объемным и рельефам. Новая концепция живописи основывается на перспективе и объемной трактовке пластической фигуры. Джотто заложил основу искусства Возрождения. Хотя он не был единственным художником своего времени, ставшим на путь реформ, однако целеустремленность, решительность, смелый разрыв с существенными принципами средневековой традиции делают его родоначальником нового искусства.
Еще одним важным центром искусства Италии конца XIII века – первой половины XIV века была Сиена. Формирование его художественной школы происходило в одно время с флорентийской, но искусство этих двух крупнейших тосканских городов различно, как различны были их жизненный уклад и их культура. Сиена была давней соперницей Флоренции. Это привело к ряду военных столкновений, оканчивавшихся с переменным успехом, однако к концу XIII столетия перевес оказался на стороне Флоренции, пользовавшейся поддержкой Папы.
Искусство Сиены отмечено чертами утонченной изысканности и декоративизма. В Сиене ценили французские иллюстрированные рукописи и произведения художественных ремесел. В XIII – XIV столетиях здесь был воздвигнут один из изящнейших соборов итальянской готики, над фасадом которого работал в 1284 – 1297 годах Джованни Пизано.
Характерные черты мировосприятия этого времени присущи литературе, особенно в работах поэта гуманиста Данте Алигьери (1265 – 1321 г.г.), автора таких произведений, как «Новая жизнь» и «Комедия» которую потомки, выражая свое восхищение, назвали «Божественная комедия». В «Комедии» Данте взял привычный для Средневековья сюжет и сумел силой своего воображения провести читателя по всем кругам Ада, Чистилища и Рая; некоторые простодушные его современники полагали, что Данте действительно побывал на том свете.
«Божественная комедия» состоит из трех частей: «Ад», «Чистилище», «Рай». В Аду, глубоко под землей, терзаются вечной болью грешники – убийцы, самоубийцы, предатели, насильники, испытывающие вечные душевные и физические муки. Обитатели Чистилища, горы-острова – мудрые и уравновешенные. Это праведные язычники, не знающие Христа, все добрые люди, поклоняющиеся лжебогам. Прибывших сюда ждут долгие и мучительные раздумья о Боге, справедливости и неотвратимости возмездия за грехи; здесь, в Чистилище, пытаются постичь высшую целесообразность мироздания. Лучший уголок Чистилища – на вершине горы. Это Земной Рай. Души многих способны очиститься от грехов, искупить их раскаянием, подняться до Земного Рая и даже взлететь в небеса, в Рай настоящий, небесный. В Небесном Раю «слава того, кто всей вселенной движет, проникновенно сияя, струится». Данте описывает, как он вместе с Беатриче посетил Небесный Рай, беседовал там с праведниками. На Луне обитают души монахинь, похищенных из монастырей и насильно выданных замуж, не по своей вине и воле не сдержавших обета девственности. Это духи Луны. На Меркурии – второй райской сфере – обитают души-светы честолюбивых деятелей, жизнь которых была праведной. Третье небо – Венера – пристанище для любвеобильных праведников. Солнце населяют сияющие души богословов, мудрецов, философов. На Марсе собираются души воителей за веру. Юпитер – место, где витают души справедливых; к Сатурну стремятся души созерцателей-праведников. Следующей, восьмой райской сферой, является «Гнездо Леды» в Созвездии Близнецов, здесь находят приют души великих праведников. В этом же Созвездии Близнецов находится и высшая, девятая, сфера Рая – Эмпирей. Центр ее – крохотная и ослепительно яркая точка, вокруг которой вращаются остальные восемь райских кругов. Сюда попадают души младенцев, блаженных, отсюда исходит верховный и самый ослепительный Вечный Свет, помогающий обрести высшее знание и истину. Это «Любовь, что движет солнце и светила».
Информация о работе Эпоха Возрождения - начало классической науки