Эпоха возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 08:56, реферат

Краткое описание

В истории человечества существовало множество культур – самобытных, не похожих одна на другую. Борьба между умирающей и зарождающейся новой культурой сопровождалась адекватной сменой эстетических принципов и устоев общества.
В ХVII веке в Англии зародилась идеология Просвещения, получившая в дальнейшем широкое распространение во Франции, Германии, несколько позже в Северной Америке, странах Восточной и Юго-Восточной Европы, а также в России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Главные ценности эпохи Просвещения……………………………..4-6
Особенности Просвещения в странах Европы………………………..6
Просвещение в Англии………………………………………………...7-9
Французское Просвещение…………………………………………..9-13
Просвещение в Германии……………………………………………9-15
Заключение………………………………………………………………16
Список используемой литературы……………………………………16

Вложенные файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 42.65 Кб (Скачать файл)
 

Оглавление 

Введение……………………………………………………………………3 

Главные ценности эпохи Просвещения……………………………..4-6 

Особенности Просвещения в  странах Европы………………………..6 

Просвещение в Англии………………………………………………...7-9 

Французское Просвещение…………………………………………..9-13 

Просвещение в Германии……………………………………………9-15 

Заключение………………………………………………………………16 

Список  используемой литературы……………………………………16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     В истории человечества существовало множество культур – самобытных, не похожих одна на другую. Борьба между  умирающей и зарождающейся новой  культурой сопровождалась адекватной сменой эстетических принципов и  устоев общества. 

В ХVII веке в Англии зародилась идеология Просвещения, получившая в дальнейшем широкое распространение во Франции, Германии, несколько позже в Северной Америке, странах Восточной и Юго-Восточной Европы, а также в России.  

Эпоха Просвещения  явилась важнейшим поворотным пунктом  в духовном и эстетическом развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. Развенчав политические и правовые нормы, эстетические и  этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной прежде всего к человеку вне зависимости от его социальной принадлежности системы эстетических ценностей, которая органически  вошла в кровь и плоть западной цивилизации.

     Эпоха Просвещения по праву может быть назвала «золотым веком утопии». Просвещение прежде всего включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему, «рационально»  преобразовывая политические и социальные устои. Приписывая все свойства человеческой натуры воздействию окружающих обстоятельств  или среды (политических институтов, систем образования, законов), философия  этой эпохи подталкивала к размышлениям о таких условиях существования, которые способствовали бы торжеству  добродетели и вселенского счастья. Никогда ранее европейская культура не рождала такого количества романов, трактатов, описывающих идеальные  общества, пути их построения и установления. Даже в самых прагматических сочинениях того времени проглядывают черты  утопии. Например, знаменитая «Декларация  независимости» включала в себя такое  утверждение: «все люди сотворены равными  и наделены Создателем определенными  неотчуждаемыми правами, среди которых  право на жизнь, свободу, стремление к счастью». 

Целевая установка  данной контрольной работы состоит  в том, чтобы на основе ретроспективного анализа политических, культурных, научных, идеологических концепций  периода Просвещения раскрыть истоки, пути становления и эволюции эстетики данной эпохи. 
 
 
 
 

Главные ценности эпохи Просвещения 

     Выдвинув  идею формирования личности, просветители показали, что человек обладает разумом, духовной и физической силой. Люди приходят в мир равными, со своими потребностями, интересами, удовлетворение которых - в установлении разумных и справедливых форм человеческого общежития. Умы  просветителей волнует идея равенства  как перед Богом, так и перед  законами, перед другими людьми. Идея равенства всех людей перед  законом, перед человечеством - первый характерный признак эпохи Просвещения. 

Избавление от всех социальных неурядиц просветители видели в распространении знаний. И не без их участия в эпоху  Просвещения победу одержал рационализм, развившийся в западноевропейской мысли еще в Средние века. В  статье "Ответ на вопрос: что такое  Просвещение?" И. Кант писал: 

«Просвещение - это выход человека из состояния  своего несовершеннолетия, в котором  он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность  пользоваться своим рассудком без  руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной  вине - это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и  мужества пользоваться им». 

Благодаря достижениям  естественных наук возникло представление, что время чудес и загадок  миновало, что все тайны мироздания раскрыты и Вселенная, и общество подчиняются логичным, доступным  человеческому разуму законам. Победа разума - второй характерный признак  эпохи. 

Третий характерный  признак эпохи Просвещения - исторический оптимизм. 

     Эпоха Просвещения по праву может быть названа "золотым веком утопии". Просвещение, прежде всего, включало в  себя веру в возможность изменять человека к лучшему, "рационально" преобразовывая, политические и социальные устои. Ориентиром для создателей утопий XVIII в. служило "естественное" или "природное" состояние общества, не ведающего частной собственности и угнетения, деления на сословия, не утопающего в роскоши и не обремененного нищетой, не затронутого пороками, живущего сообразно разуму, а не "по искусственным" законам. Это был исключительно вымышленный, умозрительный тип общества, который, по замечанию Руссо, возможно, никогда и не существовал и который, скорее всего, никогда не будет существовать в реальности. 

Возрожденческий идеал свободной личности приобретает  атрибут всеобщности и ответственности: человек Просвещения думает не только о себе, но и о других, о своем  месте в обществе. В центре внимания просветителей - проблема наилучшего общественного  устройства. Просветители верили в  возможность построения гармонического общества. 

Глубокие изменения  в социально-политической и духовной жизни Европы, связанные с зарождением  и становлением буржуазных экономических  отношений обусловили основные доминанты  культуры XVIII в. 

Главными очагами  Просвещения были Англия, Франция, Германия. С        1689 г. - года последней  революции в Англии - начинается эпоха Просвещения. Это была славная  эпоха, начатая одной революцией и закончившаяся тремя:про-мышленной - в Англии, политической - во Франции, философской и эстетической - в  Германии. За сто лет - от 1689 до 1789 гг. - мир изменился. Все больше выветривались  остатки феодализма, все громче заявляли о себе буржуазные отношения, окончательно утвердившиеся после Великой  французской революции. 

XVIII столетие подготовило также господство буржуазной культуры. На смену старой, феодальной идеологии пришло время философов, социологов, экономистов, литераторов нового века Просвещения. 

В философии  Просвещение выступало против всякой метафизики (науки о сверхчувственных принципах и началах бытия). Оно  содействовало развитию любого рода рационализма (признающего разум  основой познания и поведения  людей), в науке - развитию естествознания, достижение которого оно часто использует для обоснования научной правомерности  взглядов и веры в прогресс. Не случайно, что и сам период Просвещения  в некоторых странах называли именами философов. Во Франции, например, этот период называли веком Вольтера, в Германии - веком Канта. 

В истории человечества просветителей волновали глобальные проблемы: Как появилось государство? Когда и почему возникло неравенство? Что такое прогресс? И на эти  вопросы находились столь же рациональные ответы, как и в тех случаях, когда речь шла о "механизме" мироздания. 

В области морали и педагогики Просвещение проповедовало  идеалы гуманности и возлагало большие  надежды на магическую силу воспитания. 

В области политики, юриспруденции и общественно-экономической  жизни - освобождение человека от несправедливых уз, равенство всех людей перед  законом, перед человечеством. Эпохе  впервые пришлось решать в столь  острых формах давно известный вопрос о достоинстве человека. В разных сферах деятельности он трансформировался по-разному, но неизбежно приводил к принципиально новым, новаторским по своей сути открытиям.  

Просветители  были материалисты и идеалисты, сторонники рационализма, сенсуализма (основой  познания и поведения считали  ощущения) и даже божественного провидения (уповали на волю Бога). Часть из них  верила в неизбежный прогресс человечества, другая - рассматривала историю как  общественный регресс. Отсюда и своеобразие  конфликта между историческим сознанием  эпохи и вырабатывавшимся ею же историческим знанием - конфликта тем более  обострявшегося, чем обстоятельнее  определяла сама эпоха свои исторические предпочтения, особую роль в текущем  и грядущем развитии человечества. 

Эпоха Просвещения  явилась важнейшим поворотным пунктом  в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. Развенчав, политические и правовые нормы, эстетические и  этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной, прежде всего к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности, системы ценностей, которая органически вошла в кровь и плоть западной цивилизации. 

Особенности Просвещения в  странах Европы 

     Отвечая духу времени, эпоха Просвещения (XVIII в. – до Великой Французской буржуазной революции) начинает вести активную борьбу за утверждение веротерпимости и свободомыслия в духовной культуре, а также либерализ-ма в политике. Сполна исчерпав достижения научной революции XVIII в., Просвещение постепенно поворачивает мир к стабильности, а европейское самосознание – к уверенности и оптимизму. 

Различными средствами просветители старались достичь  едва ли не главной для эпохи цели – осуждения феодального прошлого (как «неразумного» и «противоестественного») и утверждения будущего; просветители искренне верили, что их усилиями, путём  воспитания, убеждения, путём непрерывных  реформ можно создать, наконец, «царство разума». 

Культура становится многослойной и разнообразной, зарождается  и постепенно утверждается принципиально  важное качество европейской культуры – плюрализм, который в наше время  стал уже способом её бытия. История  европейского плюрализма началась с  борьбы за веротерпимость. 
 
 
 

Просвещение в Англии 

     Движение  Просвещения получило своё начало в  Англии. Здесь после буржуазной революции  зародились многие из тех идей, которые  наиболее характерны для всего века Просвещения. Джон Локк (1632-1704 гг.) –  один из первых мыслителей английского  просвещения, говорил о своей  убежденности в доброй и разумной основе человеческой природы, и считал целью всякого общества сохранность  и защиту личной свободы. В работах  Локка формулируются естественные права человека на жизнь, свободу  и собственность, являющуюся результатом  труда человека. 

Из Англии идеи Локка попали во Францию, где встретили  восторженный приём, потому что открывали  дорогу к формированию таких черт культуры, как прагматизм, предприимчивость и изобретательность. 

Типичным примером просветительской культуры в литературном творчестве может служить творчество Сэмуэля Ричардсона (1689-1761 гг.), оказавшего значительное влияние и на последующие  культурные эпохи. Его романы, особенно «История сэра Чарльза Грандисона», демонстрируют примеры положительных  ценностей: служение обществу, защита бедных и несчастных, приори-тет  разумного выбора над эмоциональным. 

Принципиально новым явлением в литературе английского  Просвещения стал Даниель Дефо (1660-1731 гг.). его роман «Робинзон Крузо» - роман большого социального и  философского смысла. В «Робинзоне Крузо» нашли своё отражение взгляды  просветителей о независимости  человека от общества, представления  о естественной природе человека. 

С Робинзоном в  культуру входит новый тип героя  – средний буржуа, представитель  третьего сословия. При этом поставленный в исключительные условия необитаемого острова, выключенный из обычного окружения, Робинзон предстаёт личностью удивительной, а роман приобретает эпичность, когда самые прозаические подробности  жизни героя лицом к лицу с  природой овеяны настоящей поэзией  и полны захватывающего интереса. Надо сказать, что для этой эпохи  была характерна любовь к приключениям, авантюрам, путешествиям; отсюда не случайно свои размышления о человеке, освобождённом  от традиционных связей, о человеке и природе Д.Дефо облёк в авантюрную форму робинзонады. 

Современник Дефо, публицист и сатирик Джонатан Свифт (1667-1745 гг.) в своём знаменитом романе «Путешествия Гулливера» рисует в беспощадно резком свете испорченность  современной ему цивилизации. 

Философия Готфрида Лейбница (1646-1716 гг.), стоявшая у порога Просвещения, затрагивает самые  глубокие вопросы науки. Просветитель, историк искусства, основоположник эстетики классицизма Иоганн Иоахим Винкельман (1717-1768 гг.) создаёт новую теорию искусства. Немецкий драматург, основоположник немецкой классической литературы Готфольд Эфраим Лессинг (1729-1781 гг.) говорит о культуре, как средстве политического обновления Германии, отстаивает эстетические принципы просветительского реализма. Друг Гете, немецкий философ, Иоганн Готфирд Гердер (1744-1803 гг.) выдвигает новое понимание истории. В учении Эммануила Канта (1724-1804 гг.) немецкая мысль вплотную подходит к диалектическому методу. 

Информация о работе Эпоха возрождения