Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 08:56, реферат
В истории человечества существовало множество культур – самобытных, не похожих одна на другую. Борьба между умирающей и зарождающейся новой культурой сопровождалась адекватной сменой эстетических принципов и устоев общества.
В ХVII веке в Англии зародилась идеология Просвещения, получившая в дальнейшем широкое распространение во Франции, Германии, несколько позже в Северной Америке, странах Восточной и Юго-Восточной Европы, а также в России.
Введение……………………………………………………………………3
Главные ценности эпохи Просвещения……………………………..4-6
Особенности Просвещения в странах Европы………………………..6
Просвещение в Англии………………………………………………...7-9
Французское Просвещение…………………………………………..9-13
Просвещение в Германии……………………………………………9-15
Заключение………………………………………………………………16
Список используемой литературы……………………………………16
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Главные
ценности эпохи Просвещения……………………………..
Особенности
Просвещения в
странах Европы………………………..6
Просвещение
в Англии………………………………………………...
Французское
Просвещение…………………………………………..
Просвещение
в Германии……………………………………………9-
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы……………………………………16
Введение
В
истории человечества существовало
множество культур –
В ХVII веке в Англии
зародилась идеология Просвещения, получившая
в дальнейшем широкое распространение
во Франции, Германии, несколько позже
в Северной Америке, странах Восточной
и Юго-Восточной Европы, а также в России.
Эпоха Просвещения
явилась важнейшим поворотным пунктом
в духовном и эстетическом развитии
Европы, повлиявшим практически на
все сферы социально-
Эпоха
Просвещения по праву может быть
назвала «золотым веком утопии».
Просвещение прежде всего включало
в себя веру в возможность изменять
человека к лучшему, «рационально»
преобразовывая политические и социальные
устои. Приписывая все свойства человеческой
натуры воздействию окружающих обстоятельств
или среды (политических институтов,
систем образования, законов), философия
этой эпохи подталкивала к размышлениям
о таких условиях существования,
которые способствовали бы торжеству
добродетели и вселенского
Целевая установка
данной контрольной работы состоит
в том, чтобы на основе ретроспективного
анализа политических, культурных,
научных, идеологических концепций
периода Просвещения раскрыть истоки,
пути становления и эволюции эстетики
данной эпохи.
Главные
ценности эпохи Просвещения
Выдвинув
идею формирования личности, просветители
показали, что человек обладает разумом,
духовной и физической силой. Люди приходят
в мир равными, со своими потребностями,
интересами, удовлетворение которых -
в установлении разумных и справедливых
форм человеческого общежития. Умы
просветителей волнует идея равенства
как перед Богом, так и перед
законами, перед другими людьми.
Идея равенства всех людей перед
законом, перед человечеством - первый
характерный признак эпохи
Избавление от
всех социальных неурядиц просветители
видели в распространении знаний.
И не без их участия в эпоху
Просвещения победу одержал рационализм,
развившийся в
«Просвещение -
это выход человека из состояния
своего несовершеннолетия, в котором
он находится по собственной вине.
Несовершеннолетие есть неспособность
пользоваться своим рассудком без
руководства со стороны кого-то другого.
Несовершеннолетие по собственной
вине - это такое, причина которого
заключается не в недостатке рассудка,
а в недостатке решимости и
мужества пользоваться им».
Благодаря достижениям
естественных наук возникло представление,
что время чудес и загадок
миновало, что все тайны мироздания
раскрыты и Вселенная, и общество
подчиняются логичным, доступным
человеческому разуму законам. Победа
разума - второй характерный признак
эпохи.
Третий характерный
признак эпохи Просвещения - исторический
оптимизм.
Эпоха
Просвещения по праву может быть
названа "золотым веком утопии".
Просвещение, прежде всего, включало в
себя веру в возможность изменять
человека к лучшему, "рационально"
преобразовывая, политические и социальные
устои. Ориентиром для создателей утопий
XVIII в. служило "естественное" или
"природное" состояние общества,
не ведающего частной собственности и
угнетения, деления на сословия, не утопающего
в роскоши и не обремененного нищетой,
не затронутого пороками, живущего сообразно
разуму, а не "по искусственным" законам.
Это был исключительно вымышленный, умозрительный
тип общества, который, по замечанию Руссо,
возможно, никогда и не существовал и который,
скорее всего, никогда не будет существовать
в реальности.
Возрожденческий
идеал свободной личности приобретает
атрибут всеобщности и
Глубокие изменения
в социально-политической и духовной
жизни Европы, связанные с зарождением
и становлением буржуазных экономических
отношений обусловили основные доминанты
культуры XVIII в.
Главными очагами
Просвещения были Англия, Франция, Германия.
С 1689 г. - года последней
революции в Англии - начинается
эпоха Просвещения. Это была славная
эпоха, начатая одной революцией
и закончившаяся тремя:про-
XVIII столетие подготовило
также господство буржуазной культуры.
На смену старой, феодальной идеологии
пришло время философов, социологов, экономистов,
литераторов нового века Просвещения.
В философии
Просвещение выступало против всякой
метафизики (науки о сверхчувственных
принципах и началах бытия). Оно
содействовало развитию любого рода
рационализма (признающего разум
основой познания и поведения
людей), в науке - развитию естествознания,
достижение которого оно часто использует
для обоснования научной
В истории человечества
просветителей волновали
В области морали
и педагогики Просвещение проповедовало
идеалы гуманности и возлагало большие
надежды на магическую силу воспитания.
В области политики,
юриспруденции и общественно-
Просветители
были материалисты и идеалисты, сторонники
рационализма, сенсуализма (основой
познания и поведения считали
ощущения) и даже божественного провидения
(уповали на волю Бога). Часть из них
верила в неизбежный прогресс человечества,
другая - рассматривала историю как
общественный регресс. Отсюда и своеобразие
конфликта между историческим сознанием
эпохи и вырабатывавшимся ею же историческим
знанием - конфликта тем более
обострявшегося, чем обстоятельнее
определяла сама эпоха свои исторические
предпочтения, особую роль в текущем
и грядущем развитии человечества.
Эпоха Просвещения
явилась важнейшим поворотным пунктом
в духовном развитии Европы, повлиявшим
практически на все сферы социально-
Особенности
Просвещения в
странах Европы
Отвечая
духу времени, эпоха Просвещения (XVIII
в. – до Великой Французской буржуазной
революции) начинает вести активную борьбу
за утверждение веротерпимости и свободомыслия
в духовной культуре, а также либерализ-ма
в политике. Сполна исчерпав достижения
научной революции XVIII в., Просвещение
постепенно поворачивает мир к стабильности,
а европейское самосознание – к уверенности
и оптимизму.
Различными средствами
просветители старались достичь
едва ли не главной для эпохи цели
– осуждения феодального
Культура становится
многослойной и разнообразной, зарождается
и постепенно утверждается принципиально
важное качество европейской культуры
– плюрализм, который в наше время
стал уже способом её бытия. История
европейского плюрализма началась с
борьбы за веротерпимость.
Просвещение
в Англии
Движение
Просвещения получило своё начало в
Англии. Здесь после буржуазной революции
зародились многие из тех идей, которые
наиболее характерны для всего века
Просвещения. Джон Локк (1632-1704 гг.) –
один из первых мыслителей английского
просвещения, говорил о своей
убежденности в доброй и разумной
основе человеческой природы, и считал
целью всякого общества сохранность
и защиту личной свободы. В работах
Локка формулируются
Из Англии идеи
Локка попали во Францию, где встретили
восторженный приём, потому что открывали
дорогу к формированию таких черт
культуры, как прагматизм, предприимчивость
и изобретательность.
Типичным примером
просветительской культуры в литературном
творчестве может служить творчество
Сэмуэля Ричардсона (1689-1761 гг.), оказавшего
значительное влияние и на последующие
культурные эпохи. Его романы, особенно
«История сэра Чарльза Грандисона»,
демонстрируют примеры
Принципиально
новым явлением в литературе английского
Просвещения стал Даниель Дефо (1660-1731
гг.). его роман «Робинзон Крузо»
- роман большого социального и
философского смысла. В «Робинзоне
Крузо» нашли своё отражение взгляды
просветителей о независимости
человека от общества, представления
о естественной природе человека.
С Робинзоном в
культуру входит новый тип героя
– средний буржуа, представитель
третьего сословия. При этом поставленный
в исключительные условия необитаемого
острова, выключенный из обычного окружения,
Робинзон предстаёт личностью
Современник Дефо,
публицист и сатирик Джонатан
Свифт (1667-1745 гг.) в своём знаменитом
романе «Путешествия Гулливера» рисует
в беспощадно резком свете испорченность
современной ему цивилизации.
Философия Готфрида
Лейбница (1646-1716 гг.), стоявшая у порога
Просвещения, затрагивает самые
глубокие вопросы науки. Просветитель,
историк искусства, основоположник эстетики
классицизма Иоганн Иоахим Винкельман
(1717-1768 гг.) создаёт новую теорию искусства.
Немецкий драматург, основоположник немецкой
классической литературы Готфольд Эфраим
Лессинг (1729-1781 гг.) говорит о культуре,
как средстве политического обновления
Германии, отстаивает эстетические принципы
просветительского реализма. Друг Гете,
немецкий философ, Иоганн Готфирд Гердер
(1744-1803 гг.) выдвигает новое понимание истории.
В учении Эммануила Канта (1724-1804 гг.) немецкая
мысль вплотную подходит к диалектическому
методу.