Эпоха возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 08:56, реферат

Краткое описание

В истории человечества существовало множество культур – самобытных, не похожих одна на другую. Борьба между умирающей и зарождающейся новой культурой сопровождалась адекватной сменой эстетических принципов и устоев общества.
В ХVII веке в Англии зародилась идеология Просвещения, получившая в дальнейшем широкое распространение во Франции, Германии, несколько позже в Северной Америке, странах Восточной и Юго-Восточной Европы, а также в России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Главные ценности эпохи Просвещения……………………………..4-6
Особенности Просвещения в странах Европы………………………..6
Просвещение в Англии………………………………………………...7-9
Французское Просвещение…………………………………………..9-13
Просвещение в Германии……………………………………………9-15
Заключение………………………………………………………………16
Список используемой литературы……………………………………16

Вложенные файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 42.65 Кб (Скачать файл)

     Особая  роль Англии в истории Европейского Просвещения заключалась, прежде всего, в том, что она была его родиной  и во многих отношениях первопроходцем. В Англии в XVII-XVIII вв. после революции и гражданских войн сгладились резкие противоречия в обществе. Развитие парламентаризма привело к упрочению правовых форм политической борьбы. Английская церковь не противопоставляла себя Просвещению, а в какой-то мере даже отвечала его идеалу веротерпимости. Это способствовало культурному развитию страны, поскольку позволяло сохранить равновесие между традиционными ценностями, хранительницей которых выступала церковь, и новаторскими, которые несло Просвещение. Все это делало Англию своего рода образцом общественного прогресса. Не случайно в XVIII в. все основные течения английской общественной мысли находили свое продолжение и развитие в других европейских странах. 

В основных чертах политическая программа Английского  Просвещения была сформулирована философом  Джоном Лоцком (1632-1704). Основное его  сочинение - "Опыт о человеческом разумении" (1690) - содержало позитивную программу, воспринятую не только английскими, но и французскими просветителями. К неотчуждаемым правам человека, согласно Локку, принадлежат три  основных права: на жизнь, свободу и  собственность. Право на собственность  у Локка тесно связано с  высокой оценкой человеческого  труда Он был убежден в том, что собственность каждого человека есть результат его труда. Правовое равенство индивидов - необходимый  результат принятия трех неотчуждаемых  прав. 

На английских просветителей наложили отпечаток  и взгляды философа XVII в. Томаса Гоббса (1588-1679), который считал, что люди равны от природы. Но в процессе развития возникает неравенство, а из-за неравенства проистекает взаимное недоверие. Из-за взаимного недоверия - война. При отсутствии гражданского состояния всегда имеется война всех против всех, убыточная для всех. Поэтому люди путем договора объединились в государство, чтобы тем самым получить защиту и возможность гуманной жизни. По мнению Гоббса, лишь Левиафан в состоянии оградить общество от постоянных проявлении эгоистических страстей. 

Гоббс использовал  этот образ для описания могущественного  государства, которое способно оградить общество от постоянных проявлений эгоистических  страстей отдельных его членов. 

В XVIII в. этику себялюбия, или разумного эгоизма развили английский писатель Бернард Мандевиль (1670-1733) и философ Иеремия Бентам (1748- 1832). Мандевиль прославился своей сатирической "Басней о пчелах" (1714), в которой, не колеблясь, представляет эгоизм движущей силой всей нравственной и культурной жизни. Бентам считал, что с помощью морали, а также законодательства можно регулировать человеческие поступки таким образом, чтобы они приносили как можно больше счастья. Согласно Бентаму высшая цель человеческой жизни - наивысшее счастье наибольшего числа людей. 

Социально-экономическая  подоплека защиты просветителями частного интереса очевидна - они выступали  за свободу частной собственности. Но в этом проявился и их оптимизм, так как они видели в эгоизме  источник благосостояния общества. И  надо признать, что вера английских просветителей в благотворную силу свободы в сочетании с частным  интересом в значительной мере оправдалась. На протяжение XVIII в. в Англии не было значительных социальных конфликтов. 

Английское искусство  XVIII века было настолько своеобразно, что не поддается классификациям, принятым в континентальной Европе. Здесь наблюдается причудливое переплетение всех стилей и направлений, среди которых постепенно на первое место выступает классицизм. 

Основоположником  национальной английской школы живописи стал Уильям Хогарт. В полном соответствии с духом английского общества того времени он посвятил свое творчество политической и социальной сатире. Подлинную славу художнику принесли серии картин «Карьера мота», «Модный  брак», «Выборы». Чтобы познакомить  со своими работами как можно большее  количество зрителей, Хогарт сам изготавливал гравюры всех своих работ маслом и распространял их большими тиражами. 

Французское Просвещение. 

             Во всех странах Европы развитие  культуры в XVIII в. в той или иной мере проходило под знаком идей Просвещения. Но самую блестящую, многочисленную и талантливую плеяду просветителей дала Европе Франция: именно отсюда идеи Просвещения распространились по всей Европе. 

Французское просвещение максимально остро  отобразило основные признаки своего времени – неограниченную веру в  прогресс человеческого разума, в его огромные возможности познания мира и его перестройки в соответствии с целями и желаниями человеческого разума. 

Одним из ранних провозвестником новых взглядов во Франции был Жан Мелье (1664-1729 гг.). В своём единственном произведении – «Завещании»- он не оставляет камня  на камне от всей системы общественного  и государственного устройства Франции, называя правителей тиранами, а способ управления – чудовищной системой обмана и насилия. Очень резко  высказывается Мелье о церкви и духовенстве, обвиняя их в том, что они готовы поддержать даже самое  дурное правительство, тем самым, обманывая  народ. 

Шарль Луи Монтескье (1689-1755 гг.) в своём сочинении «О духе законов» говорит о Боге как  разумном первоначале и творце мира. Однако, образ жизни людей, их характер и даже законодательство определяется не Богом, а географическая климатическая  среда. « Счастлив климат, производящий простоту нравов и законов», говорит  Монтескье. 

Просветители  создали жанр философского романа и  повести. Одним из создателей этого  нового жанра был Монтескье в  своём философском романе «Персидские  письма». Здесь в форме переписки  богатых персов, посетивших Европу, писатель даёт сатирическую картинку французских нравов, религиозной  нетерпимости, безбрачия духовенства, дворянской спеси, привилегий, бездарности  государственного управления, пустых претензий официальной науки  т. д. Основная мысль книги – право  человека на свободу.  

 Самым выдающимся  из французских просветителей  был Вольтер (Франсуа Мари Аруэ)(1694-1778 гг.). его огромный талант нашёл  выражение в разнообразных литературных, философских, исторических произведениях,  блестя-щих по форме, насыщенных  ненавистью  к феодальному государству  и религиозному фанатизму. Из  его философских произведений  наиболее значительны «Философские  письма», «Основы философии Ньютона», «Философский словарь», «Метафизический  трактат». 

Как историк  он больше всего известен своими трудами  «Век Людовика XIV» и «Опыт о нравах и духе народов». 

Вольтер вместе с Дидро и  Даламбером активно  участвовал в создании «Энциклопедии». Он приложил немало усилий для издания  и распространения во Франции  просветительской литературы. Во второй половине XVIII в. Европу облетели живые, остроумные, полные свежести мысли и критического духа философские повести Вольтера «Макромегас», «Кандид, или Оптимизм», «Простодушный» и др. В них, рассказывая о фантастических приключениях своих героев, Вольтер раскрывает политические, социальные, философские идеи Просвещения. Художественный вымысел играет в данном случае роль аллегории, весьма прозрачной для читателя. 

Влияние Вольтера за пределами Франции, в том числе  и в России, было исключительно  велико. Произведения Вольтера сыграли  значительную роль в развитии русского свободомыслия в   XVIII в. С именем Вольтера связано распро-странение в России так называемого вольтерьянства (дух свободомыслия, пафос ниспровержения авторитетов, ирония). «Вольтерьянцы» встречались не только в Петербурге и Москве, но и в провинциальных русских городах. 

     Новым этапом в развитии французского Просвещения  XVIII в. была деятельность Жан Жака Руссо (1712-1778 гг.). Его идеи оказали впоследствии, в период Французской революции 1789-1794 гг., значительное влияние на якобин-цев, провозгласивших Ж.-Ж. Руссо своим идейным предшественником (труды Руссо – «Способствовало ли восстание наук и искусств улучшению или ухудшению нравов», «О причинах неравенства», «Об общественном договоре, или принципы политического права»). Его произведения проникнуты страстной критикой современного ему общественного и государственного строя, социального неравенства, уродливого воспитания. Он обличает лицемерную мораль, фальшивое искусство и официальную науку. 

Ж.-Ж.Руссо пытался  исследовать вопрос о происхождении  общественного неравенства. По мнению Ж.-Ж.Руссо, первоначальное, или естественное, состояние характеризуется равенством людей и вытекающей отсюда чистотой нравов. В первобытном обществе отсутствовала  частная собственность, люди были свободны от всякой зависимости, но жили обособленно  друг от друга. Это был «золотой век» человечества, когда не знали цивилизации, но не знали и социальных зол. Переход  от естественного состояния к  гражданскому. От первоначального равенства  к неравенству Ж.-Ж.Руссо связывает  с изобретением орудий труда, усовершенствованием  обработки металлов, переходом к  земледелию. Перейдя к оседлости, все более сближаясь, люди стали  необходимы друг другу. Так возникла частная собственность и на её основе гражданское общество – результат  общественного договора свободных  и независимых по своей природе  людей. «Первый, кто напал на мысль, огородив участок земли, сказать:  это моё, и нашёл людей достаточно простодушных, чтобы этому поверить, был истинным основателем гражданского общества. 

В трактате «Эмиль, или о воспитании» Ж.-Ж. Руссо  раскрывает свои представления о  процессе формирования культурного  человека. Его надо оградить от губительного влияния общества, развивать природные  задатки и склонности человека. Большую  роль должен играть и обучение ремёслам. 

Идеальное общество и государство, по мысли Ж.-Ж. Руссо, должно представлять собой такое  устройство, при котором исключены  крайности между богатством и  бедностью, осуществляется равномерное  распределение собствен-ности, а  частная собственность основана исключительно на личном труде. В  государстве Руссо верховная  власть принадлежит народу. 

Ж.-Ж. Руссо говорил  о нематериальности и бессмертии души, о свободе воли и врождённости нравственного чувства в человеке. В соей автобиографической повести  «Исповедь» Руссо изображает сложность  и глубину внутренней жизни человеческой личности, и её взаимодействие с  окружающим миром. Многочисленные бытовые  детали, характеристика социальных отношений  делают «Исповедь» первоклассным источником при изучении народного быта и  нравов Франции и Швейцарии  XVIII в. 

Ж.-Ж.Руссо стал одним из представителей французского сентиментализма, который противопоставляет  культу разума способность глубоко  чувствовать и отвергает «холодную  рассудочность», а вместе с ней  – однозначно положительную оценку прогресса цивилизации. Ж.-Ж.Руссо  показал, что этот прогресс не облегчил жизнь простых людей, не содействовал их благосостоянию, а рост торговли и ремесел, образование национальных государств, развитие науки и искусств – не только не способствовали укреплению добродетели и морали, но, напротив, усилили тяготение к праздности, лицемерие, паразитизм.  

Французский просветитель Дени Дидро (1713-1784гг.), автор глубоких философских сочинений «Письмо  о слепых в назидание зрячим», «Мысли об объяснении природы», «Разговор  Даламбера и Дидро» и др., утверждал, что человек является продуктом  общественной среды. 

В начале XVIII века во Франции зародился новый стиль искусства — рококо. В отличие от барокко, которое было исключительно придворным стилем, рококо было искусством аристократии и высших слоев буржуазии. Теперь главной целью мастера стало не прославление кого-либо или чего-либо, а удобство и удовольствие конкретного человека. Если барокко смотрело высоко вверх, то рококо спустилось с небесных высей на грешную землю и обратило свой взор на стоящих вокруг людей. Иногда стиль рококо называют искусством для искусства. Более верно было бы назвать этот стиль искусством для человека. 

Архитекторы рококо стали заботиться о комфорте человека. Они отказались от помпезности величественных барочных зданий и старались окружить человека атмосферой удобства и изящества. Живопись также отказалась от «великих идей» и стала просто красивой. Избавленные от бурных эмоций барокко, картины наполнились холодным светом и тонкими полутонами.

Рококо был, пожалуй, первый почти полностью светский стиль в истории европейского искусства. Как и философия Просвещения, так и искусство рококо отделились от церкви, отодвинув религиозные  темы далеко на задний план. Отныне и  живопись, и архитектура должны были быть легкими и приятными. Галантное  общество XVIII века устало от нравоучений и проповедей, люди желали наслаждаться жизнью, получая от нее максимум удовольствий. 

Крупнейшим мастером рококо был Франсуа Буше, который  превратил свои картины в декоративное панно для украшения стены. Таковы полотна «Купание Дианы», «Триумф  Венеры», «Пастушеская сцена». 

Морис-Кантер Ларут  смог создать портретный жанр рококо. Запечатленные на его картинах люди в полном соответствии с требованием  века любезно и галантно смотрят  на зрителя, стараясь вызвать у него не восхищение, но чувство симпатии. Истинные же характеры персонажей скрыты под маской светской учтивости. 

Картины Оноре  Фрагонара полны искреннего чувства  полноты жизни, которая проходит в беззаботном наслаждении. Примером этому служат полотна «Качели» (1766), «Поцелуй украдкой» (1780). 

Просвещение в Германии 

     Руссо был одним из тех, кто духовно  подготавливал Французскую революцию. Он оказал огромное влияние и на современную духовную историю Европы с точки зрения государственного права, воспитания и критики культуры. Характерной особенностью исторического  развития немецкой нации в этот период была экономическая и политическая раздробленность страны. Передовые  умы Германии, задумываясь над  судьбами своей страны, видели, что  путь к ее благоденствию лежит  через устранение феодальных порядков и объединение страны. Идея национального  единства доминировала в творчестве просветителей, но в XVIII в. она никогда не перерастала в национализм и шовинизм. Философия Немецкого Просвещения формировалась под влиянием Христиана Вольфа (1679-1754), систематизатора и популяризатора учения Г. Лейбница (1646- 1716). Вольф впервые в Германии создал систему, охватившую основные области философского знания. Культ разума сочетался у него с пиэтетом перед христианской верой. Он и его последователи много сделали для распространения научных знаний. Вольфианцы были убеждены, что распространение "популярной философии", образования незамедлительно приведет к решению всех острых вопросов современности. 

Информация о работе Эпоха возрождения