Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 13:32, курсовая работа
Комедия написана в 20-х годах XIX века. После победоносной войны с Наполеоном 1812 года, когда русский народ нанес смертельный удар наполеоновской армии, снискавшей в Европе славу непобедимой, с особой остротой встало противоречие между величайшими возможностями простых русских людей и тем бедственным положением, в котором они находились по воле сильных мира сего, в стране свирепствовала аракчеевская реакция. Честные люди того времени не могли мириться с этим. В среде прогрессивно настроенного дворянства назревали протест, недовольство существующими порядками, создавались тайные общества.
Борьба против Фамусовых не завершилась в комедии. Она и в русской жизни только начиналась. Декабристы и выразитель их идей Чацкий были представителями первого, раннего этапа русского освободительного движения. Некоторые исследователи в бегстве Чацкого в конце пьесы усматривают параллели к бегству Чайльд-Гарольда Байрона от опостылевшего ему английского «света» и к бегству «Кавказского пленника» Пушкина. Однако бегство этих романтических героев означало разрыв со светом, но вместе с тем обнаруживало и их собственную пассивную позицию в жизни. Чацкий не таков, и Герцен справедливо писал о дальнейшей судьбе грибоедовского героя: «Чацкий шел прямой дорогой на каторжную работу и, если он уцелел 14 декабря, то наверное, не сделался ни страдательно тоскующим, ни гордо презирающим лицом… не оставил бы ни в коем случае своей пропаганды». Декабристы разбудили Герцена и Огарева, были их ближайшими предшественниками и воспитателями. Подчеркивая эту связь, Герцен и писал о Чацком, как о декабристе, который «протянул бы горячую руку нам». Гончаров правильно отметил, что в «горячих импровизациях» Белинского звучат те же мотивы и тот же тон, как у грибоедовского Чацкого. И в герценовских сарказмах Гончаров слышал «эхо грибоедовского смеха». Как верно заметил писатель «Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим… Чацкие живут и не переводятся в обществе… где… длится борьба свежего с отжившим, больного с здоровым… Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого… будет ли то новая идея, шаг в науке, в политике, в войне… Вот отчего не состарелся до сих пор и едва ли состареется когда-нибудь грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия». Образ Чацкого придает гениальному творению Грибоедова не только национально-историческое значение. Подобно шекспировскому «Гамлету» или «Дон Кихоту» Сервантеса, оно полно глубокого, общественного смысла.
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» является отражением острой политической борьбы, происходившей в начале XIX века между реакционерами-крепостниками и прогрессивным дворянством. Первые стремились во всем сохранить самодержавно-крепостнический строй и барский быт, видя в этом основу своего благополучия. Вторые боролись с «веком минувшим» и противопоставляли ему «век нынешний». Столкновение «века минувшего» и «века нынешнего», гневный протест представителя молодого, прогрессивного поколения в лице Чацкого против всего отживающего составляет главную тему «Горя от ума».
В комедии Горе от ума Грибоедов впервые в русской литературе выводит на сцену положительного героя. Конфликт между Чацким и фамусовским обществом является ведущей сюжетной линией произведения. Чацкий борец, у него есть свои убеждения, высокие идеалы.
В своем произведении Грибоедов
дал широкую характеристику быта
и нравов московского дворянства,
сатирически изобразил
В комедии раскрывается несколько
конфликтов: любовный, общественный, конфликт
«века нынешнего» и «века минувшего»,
но основным, является конфликт идеалистических
представлений о жизни и
Литература
1. Алексеева Г. А. Размышления над жанром комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" / Г. А. Алексеева // Литература в школе. – 2001. – N 6. – С. 9–10. (Урок по комедии "Горе от ума" А. С. Грибоедова по законам этого рода искусства) 2. Алпатова Т. А. "Магия
слова" в художественном мире
"Горя от ума" А. С. 3. Алпатова Т. А. "Магия
слова" в художественном мире
"Горя от ума" А. С. 4. Богачева А. Ф. "Я
помню вальса звук прелестный.. 5. Влащенко В. И. Сны в произведениях Грибоедова и Пушкина ("Горе от ума" и "Метель"): статья первая / В. И. Влащенко // Литература в школе. – 2007. – N 9. – С. 2–7. (Сны как внутреннее видение души. (Особое значение снов в произведениях русской классики – Пушкина, Грибоедова и др. Два сна, объединенные темой любви, – Софьи и Марьи Гавриловны) 6. Влащенко В. И. Сны в произведениях Грибоедова и Пушкина ("Горе от ума" и "Метель"): статья вторая / В. И. Влащенко // Литература в школе. – 2007. – N 10. – С. 7–11. (Сны как внутреннее видение души. (Особое значение снов в произведениях русской классики – Пушкина, Грибоедова и др. Два сна, объединенные темой любви, – Софьи и Марьи Гавриловны) 7. Гапоненко П. А. Урок-спор по комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума": IX класс / П. А. Гапоненко // Литература в школе. – 2007. – N 9. – С. 27–30. (Авторская позиция А. С. Грибоедова в "Горе от ума", нравственные идеалы поэта, его отношение к главному герою) 8. Клеменова Е. Н. Психологизм комедии А. С. Грибоедова "Горя от ума". IX класс / Е. Н. Клеменова // Литература в школе. – 2004. – N 10. – С. 24–26. (Психологический анализ образов героев пьесы А. С. Грибоедова "Горе от ума") 9. Кунарев А. А. "... И в карты не садись: продаст". Из комментариев к "Горю от ума" Грибоедова / А. А. Кунарев // Литература в школе. – 2010. – N 12. – С. 20–21. (О смысле лексемы "продажа" в "Горе от ума" Грибоедова с привлечением обширного историко-литературного материала) 10. Кунарев А. А. Кого пригрел Фамусов: из комментариев к "Горю от ума" А. С. Грибоедова / А. А. Кунарев // Литература в школе. – 2011. – N 2. – С. 13–15. (О смысле лексемы "безродный" в "Горе от ума" Грибоедова) 11. Кунарев А. А. "Не надо называть, узнаешь по портрету... ": из комментариев к "Горю от ума" А. С. Грибоедова / А. А. Кунарев // Литература в школе. – 2011. – N 9. – С. 14–18. (Биография и портрет графа Ф. И. Толстого – прототипа многих героев русской классической литературы) 12. Марченко Н. А. Александр Сергеевич Грибоедов / Н. А. Марченко // Литература в школе. – 2001. – N 6. – С. 6–7. (Биографический очерк об А. С. Грибоедове) 13. Никитин О. В. "Горе от ума" А. С. Грибоедова: комментарий / О. В. Никитин // Литература в школе. – 2005. – N 11. – С. 44–45. 14. Радомская Т. И. Проблемы книги, ума и знания в творческом мире А. С. Грибоедова / Т. И. Радомская // Литература в школе. м 2007. – N 10. – С. 11–13. (Образ читающего человека в художественном мире А. С. Грибоедова: пьесах "Горе от ума" и "Студент", статье "Письмо из Бреста Литовского к издателю") 15. Роговер Е. С. Заключительный урок по изучению "Горя от ума" А. С. Грибоедова. Сценическая жизнь комедии / Е. С. Роговер // Литература в школе. – 2001. – N 6. – С. 11–13. (О театральной жизни комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума". О трактовках произведения и образов героев разными театрами, актерами) 16. Тодоров Л. В. 17. Шелестова З. А. Выразительное чтение драматических произведений / З. А. Шелестова // Литература в школе. – 2002. – N 8. – С. 47–48. (Об одном из эффективных видов работы над литературным произведением – драматизации текста, о трех направлениях в этой работе. На примере отрывков из "Дубровского" А. С. Пушкина и "Горе от ума" А. С. Грибоедова) |
Новое о Грибоедове
Белинский В. Г., «Горе от ума», Полн. собр. соч. — Т. 3. — М., 1953.
2. Гончаров И. А., «Мильон терзаний». Собр. соч. — Т. 8. — М., 1952.
3. А. С. Грибоедов в
воспоминаниях современников. —
4. Пиксанов Н. К. Творческая история «Горя от ума». — М.-Л., 1928.
5. Литературное наследство. — Т. 47—48 [Грибоедов]. — М., 1946.
6. Мещеряков В. Жизнь
и деяния Александра
7. Нечкина М. В. А. С. Грибоедов и декабристы. — 2-е изд. — М., 1951.
8. Орлов В. Н. Грибоедов. — 2-е изд. — М., 1954.
9. Петров С. А. С. Грибоедов. — 2-е изд. — М., 1954.
10. А. С. Грибоедов в русской критике. — М., 1958.
11. Попова О. И. Грибоедов — дипломат. — М., 1964.
12. История русской литературы
XIX в. Библиографический