Анализ комедии "Горе от ума"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 13:32, курсовая работа

Краткое описание

Комедия написана в 20-х годах XIX века. После победоносной войны с Наполеоном 1812 года, когда русский народ нанес смертельный удар наполеоновской армии, снискавшей в Европе славу непобедимой, с особой остротой встало противоречие между величайшими возможностями простых русских людей и тем бедственным положением, в котором они находились по воле сильных мира сего, в стране свирепствовала аракчеевская реакция. Честные люди того времени не могли мириться с этим. В среде прогрессивно настроенного дворянства назревали протест, недовольство существующими порядками, создавались тайные общества.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 80.80 Кб (Скачать файл)

 

Борьба против Фамусовых  не завершилась в комедии. Она  и в русской жизни только начиналась. Декабристы и выразитель их идей Чацкий были представителями первого, раннего этапа русского освободительного движения. Некоторые исследователи в бегстве Чацкого в конце пьесы усматривают параллели к бегству Чайльд-Гарольда Байрона от опостылевшего ему английского «света» и к бегству «Кавказского пленника» Пушкина. Однако бегство этих романтических героев означало разрыв со светом, но вместе с тем обнаруживало и их собственную пассивную позицию в жизни. Чацкий не таков, и Герцен справедливо писал о дальнейшей судьбе грибоедовского героя: «Чацкий шел прямой дорогой на каторжную работу и, если он уцелел 14 декабря, то наверное, не сделался ни страдательно тоскующим, ни гордо презирающим лицом… не оставил бы ни в коем случае своей пропаганды». Декабристы разбудили Герцена и Огарева, были их ближайшими предшественниками и воспитателями. Подчеркивая эту связь, Герцен и писал о Чацком, как о декабристе, который «протянул бы горячую руку нам». Гончаров правильно отметил, что в «горячих импровизациях» Белинского звучат те же мотивы и тот же тон, как у грибоедовского Чацкого. И в герценовских сарказмах Гончаров слышал «эхо грибоедовского смеха». Как верно заметил писатель «Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим… Чацкие живут и не переводятся в обществе… где… длится борьба свежего с отжившим, больного с здоровым… Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого… будет ли то новая идея, шаг в науке, в политике, в войне… Вот отчего не состарелся до сих пор и едва ли состареется когда-нибудь грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия». Образ Чацкого придает гениальному творению Грибоедова не только национально-историческое значение. Подобно шекспировскому «Гамлету» или «Дон Кихоту» Сервантеса, оно полно глубокого, общественного смысла.

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» является отражением острой политической борьбы, происходившей в начале XIX века между реакционерами-крепостниками и прогрессивным дворянством. Первые стремились во всем сохранить самодержавно-крепостнический строй и барский быт, видя в этом основу своего благополучия. Вторые боролись с «веком минувшим» и противопоставляли ему «век нынешний». Столкновение «века минувшего» и «века нынешнего», гневный протест представителя молодого, прогрессивного поколения в лице Чацкого против всего отживающего составляет главную тему «Горя от ума».

В комедии Горе от ума  Грибоедов впервые в русской  литературе выводит на сцену положительного героя. Конфликт между Чацким и фамусовским обществом является ведущей сюжетной линией произведения. Чацкий борец, у него есть свои убеждения, высокие идеалы.

В своем произведении Грибоедов  дал широкую характеристику быта и нравов московского дворянства, сатирически изобразил столичных  тузов (Фамусов), высокопоставленных солдафонов (Скалозуб), дворянских либералов (Репетилов). Автор точно нарисовал ту среду, в которой появляются эти «типы» и противопоставил им Чацкого.

В комедии раскрывается несколько  конфликтов: любовный, общественный, конфликт «века нынешнего» и «века минувшего», но основным, является конфликт идеалистических  представлений о жизни и реальной жизни. Грибоедов был первым писателем, поднявшим данную проблему, к которой  в дальнейшем будут обращаться многие писатели XIX. века: И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой.

 

Литература

    1. Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Ч.1. - М.-1994
    2. Александр Белый «Осмеяние смеха. Взгляд на «Горе от ума» через плечо Пушкина» изд. Московский пушкинист VIII, 2000. С. 221-265.
    3. сайт studentu
  1. Е.Муза, С.Овчинникова. Жизнь и творчество А.С.Грибоедова: материалы для выставки в школе и детской библиотеке.- М.: Детская литература, 1989.
  2. В Мещеряков. Жизнь и деяния Александра Грибоедова. – М.: Современник, 1989.
  3. З.Давыдова. А.С.Грибоедов, его жизнь и гибель в мемуарах современников.- М.: Современник, 1929.
  4. Ю.Тынянов. Кюхля. Смерть Вазир-Мухтара. – М.: Современников, 1971.
 
 
 

1. Алексеева Г. А. Размышления  над жанром комедии А. С.  Грибоедова "Горе от ума" / Г. А. Алексеева // Литература в школе. – 2001. – N 6. – С. 9–10. (Урок по комедии "Горе от ума" А. С. Грибоедова по законам этого рода искусства)

2. Алпатова Т. А. "Магия  слова" в художественном мире "Горя от ума" А. С. Грибоедова: статья первая / Т. А. Алпатова // Литература в школе. – 2004. – N 8. – С. 2–7. (Художественная проблематика пьесы, философское значение индивидуального "языка" героев как основы личности. Подробный литературный анализ)

3. Алпатова Т. А. "Магия  слова" в художественном мире "Горя от ума" А. С. Грибоедова: статья вторая / Т. А. Алпатова // Литература в школе. – 2004. – N 10. – С. 2–7. (Художественная проблематика пьесы, философское значение индивидуального "языка" героев как основы личности. Подробный литературный анализ)

4. Богачева А. Ф. "Я  помню вальса звук прелестный... ": Литературно-музыкальный вечер / А. Ф. Богачева // Литература в школе. – 2004. – N 1. – С. 45–47. (Сценарий литературно-музыкального вечера по творчеству русских поэтов. Пушкин А. С., Грибоедов А. С., Тютчев Ф. И., Боратынский Е. А.)

5. Влащенко В. И. Сны в произведениях Грибоедова и Пушкина ("Горе от ума" и "Метель"): статья первая / В. И. Влащенко // Литература в школе. – 2007. – N 9. – С. 2–7. (Сны как внутреннее видение души. (Особое значение снов в произведениях русской классики – Пушкина, Грибоедова и др. Два сна, объединенные темой любви, – Софьи и Марьи Гавриловны)

6. Влащенко В. И. Сны в произведениях Грибоедова и Пушкина ("Горе от ума" и "Метель"): статья вторая / В. И. Влащенко // Литература в школе. – 2007. – N 10. – С. 7–11. (Сны как внутреннее видение души. (Особое значение снов в произведениях русской классики – Пушкина, Грибоедова и др. Два сна, объединенные темой любви, – Софьи и Марьи Гавриловны)

7. Гапоненко П. А. Урок-спор  по комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума": IX класс / П. А. Гапоненко // Литература в школе. – 2007. – N 9. – С. 27–30. (Авторская позиция А. С. Грибоедова в "Горе от ума", нравственные идеалы поэта, его отношение к главному герою)

8. Клеменова Е. Н. Психологизм комедии А. С. Грибоедова "Горя от ума". IX класс / Е. Н. Клеменова // Литература в школе. – 2004. – N 10. – С. 24–26. (Психологический анализ образов героев пьесы А. С. Грибоедова "Горе от ума")

9. Кунарев А. А. "... И в карты не садись: продаст". Из комментариев к "Горю от ума" Грибоедова / А. А. Кунарев // Литература в школе. – 2010. – N 12. – С. 20–21. (О смысле лексемы "продажа" в "Горе от ума" Грибоедова с привлечением обширного историко-литературного материала)

10. Кунарев А. А. Кого пригрел Фамусов: из комментариев к "Горю от ума" А. С. Грибоедова / А. А. Кунарев // Литература в школе. – 2011. – N 2. – С. 13–15. (О смысле лексемы "безродный" в "Горе от ума" Грибоедова)

11. Кунарев А. А. "Не надо называть, узнаешь по портрету... ": из комментариев к "Горю от ума" А. С. Грибоедова / А. А. Кунарев // Литература в школе. – 2011. – N 9. – С. 14–18. (Биография и портрет графа Ф. И. Толстого – прототипа многих героев русской классической литературы)

12. Марченко Н. А. Александр  Сергеевич Грибоедов / Н. А.  Марченко // Литература в школе.  – 2001. – N 6. – С. 6–7. (Биографический  очерк об А. С. Грибоедове)

13. Никитин О. В. "Горе  от ума" А. С. Грибоедова: комментарий / О. В. Никитин // Литература в школе. – 2005. – N 11. – С. 44–45.

14. Радомская Т. И. Проблемы книги, ума и знания в творческом мире А. С. Грибоедова / Т. И. Радомская // Литература в школе. м 2007. – N 10. – С. 11–13. (Образ читающего человека в художественном мире А. С. Грибоедова: пьесах "Горе от ума" и "Студент", статье "Письмо из Бреста Литовского к издателю")

15. Роговер Е. С. Заключительный  урок по изучению "Горя от  ума" А. С. Грибоедова. Сценическая жизнь комедии / Е. С. Роговер // Литература в школе. – 2001. – N 6. – С. 11–13. (О театральной жизни комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума". О трактовках произведения и образов героев разными театрами, актерами)

16. Тодоров Л. В. Драматургический  стих Грибоедова / Л. В. Тодоров // Литература в школе. – 2007. – N 9. – С. 7–11. (Комическое, ироническо-патетическое обличение людей, общественных порядков, безнравственности и низости в драме А. С. Грибоедова "Горе от ума")

17. Шелестова З. А. Выразительное чтение драматических произведений / З. А. Шелестова // Литература в школе. – 2002. – N 8. – С. 47–48. (Об одном из эффективных видов работы над литературным произведением – драматизации текста, о трех направлениях в этой работе. На примере отрывков из "Дубровского" А. С. Пушкина и "Горе от ума" А. С. Грибоедова)


  1. В. Н. ?ещеряков

Новое о Грибоедове

Белинский В. Г., «Горе от ума», Полн. собр. соч. — Т. 3. — М., 1953.

2. Гончаров И. А., «Мильон терзаний». Собр. соч. — Т. 8. — М., 1952.

3. А. С. Грибоедов в  воспоминаниях современников. —  М., 1929.

4. Пиксанов Н. К. Творческая история «Горя от ума». — М.-Л., 1928.

5. Литературное наследство. — Т. 47—48 [Грибоедов]. — М., 1946.

6. Мещеряков В. Жизнь  и деяния Александра Грибоедова. — М.: Современник, 1989. — 478 с. Тираж 50 000 экз. ISBN 5-270-00965-X.

7. Нечкина М. В. А. С. Грибоедов и декабристы. — 2-е изд. — М., 1951.

8. Орлов В. Н. Грибоедов.  — 2-е изд. — М., 1954.

9. Петров С. А. С. Грибоедов.  — 2-е изд. — М., 1954.

10. А. С. Грибоедов в  русской критике. — М., 1958.

11. Попова О. И. Грибоедов  — дипломат. — М., 1964.

12. История русской литературы XIX в. Библиографический указатель.  — М.-Л., 1962.

 

 

 


Информация о работе Анализ комедии "Горе от ума"