6.
Проблема характера и психологизма
в гомеровском эпосе.
Эволюция типа героя
Догомеровский эпос изображает
характеры героев статично, в них не видно
развития. Действующие лица характеризуются
однозначно положительно или отрицательно.
- Появилась индивидуальная, обусловленная ситуацией точная характеристика героя (вместо клише).
Например: Ахилл
назван необычным для него эпитетом
- «ужасным» – это
глазами Приама.
- В самом стиле прямой речи героев Гомера заметны различия. Гомер характеризует своих героев не только тем, что они говорят, но и тем, как они говорят.
Например: Аякс, сын
Теламона, говорит не так, как Диомед. Многословие
Нестора.
- Характеры гомеровских героев уже очень далеки от фольклорной однозначности и прямолинейности. Они противоречивы, даны в развитии, преодолении себя.
Например: Гектор,
главный противник Ахилла и всех ахейцев,
предстает героем, который готов погибнуть
и погибает, защищая свой город, он любящий
муж и отец.
Например: образ
Ахилла неоднозначен и развивается на
протяжении поэмы. Гнев Ахилла Гомер оценивает
двояко – как обоснованный, но и губительный.
Поведение Ахилла привело к гибели лучшего
друга Патрокла. Ахилл раскаивается. Но
убив в поединке Гектора, Ахилл вновь преступает
божеские и человеческие законы в своей
ненависти: глумится над мертвым телом
и собирается лишить его погребения. Лишь
в заключительной песне Иллиады Ахилл,
смягченный горем Приама, отца Гектора,
выдает ему тело для погребения и сам плачет
вместе с Приамом. Он не допускает вспышки
гнева и не посягает на явившегося просителем
Приама. Хотя в начале поэмы лишь вмешательство
Афины удержало его от нападения на Агамемнона.
- Персонажи «Илиады», в частности Одиссей, неоднократно предаются ликованию, повергнув врага. В «Одиссее» тот же Одиссей заявляет, что такое поведение нечестиво.
Гомер создал «Одиссею» – ближе
к старости, к концу жизненного пути стал
мудрее.
7.
Особенности эпического стиля
и эпической картины мира в
гомеровских поэмах
- преемственные черты эпического стиля:
- сюжет героического эпоса отталкивается от реального исторического факта;
- реконструкция реальных событий на основе одного эпоса невозможна;
- трансформация исторической реальности в духе специфической поэтики;
- героизация и архаизация как черты художественного метода Гомера;
- язык гомеровского эпоса архаичен: современники Гомера не говорят на этом языке, но он им понятен (привыкли с детства к песням аэдов – творцов и исполнителей греческого эпоса, под аккомпанемент лиры);
- герои сражаются бронзовым оружием, хотя время Гомера – время распространения железа
- необычность языка помогает слушателям перенестись в мир героического прошлого;
- люди прошлого намного сильнее, храбрее, значительнее нынешних. Герои Гомера как подлинные эпические герои больше всего стремятся к славе, при жизни и после смерти.
- дух героического соперничества: гомеровские герои постоянно пытаются превзойти друг друга в доблести;
- сражение изображается как серия поединков. Рядовые воины не принимаются в расчет, и исход всей войны зависти от того, будет ли сражаться Ахилл, единственный из ахейских воителей, способный одолеть Гектора.
- ГЕКСАМЕТР: каждый стих из шести стоп с правильным чередованием долгих и кратких слогов;
- использует эпические клише: Ахилл «быстроногий», Аполлон «сребролукий», небо именуется «звездным», даже если действие происходит днём.
- однолинейность повествования: события, которые в жизни происходили бы одновременно, параллельно, в эпосе изображаются последовательно. Этот принцип изображения был открыт у Гомера Ф. Зелинским и назван «законом хронологической несовместимости»
- новаторские особенности эпического стиля Гомера
- Гомер смог, опираясь на сложившуюся эпическую традицию о Троянской войне, сказать свое новое слово о походе греков под Трою.
- гениальный прием Гомера, по словам Аристотеля, - сложил каждую из двух больших поэм вокруг одного эпизода, вокруг одного действия. «Илиада» – ссора Ахилла с Агамемноном и победа над Гектором. «Одиссея» - возвращение Одиссея на Итаку.
- поэмы длинные, со сложной структурой были записаны самим поэтом или под его диктовку при помощи недавно созданного греческого алфавита;
- художественный прием гомеровского эпоса – изображение героев действующими не по собственному побуждению, а получающими в важные моменты помощь и советы от покровительствующих им богов. Вмешательство богов в дела людей и их руководство героями - это именно художественный прием. Цель – приподнять героев эпоса и их дела над обычным человеческим уровнем. Вмешательства богов у Гомера удостаиваются только лучшие – благородные герои знатного происхождения.
Например: неожиданное
выступление Терсита, призвавшего воинов
отправляться по домам, мотивировано его
собственным низменным характером. А противодействие,
которое ему и другим желавшим вернуться,
оказал Одиссей, мотивировано полученным
им от Афины поручением.
Даже Мойра
служит художественным задачам: Гомер
прибегает к ссылке на нее, когда не может,
не вступая в противоречие с традицией
или общим замыслом произведения, развивать
действие так, как это соответствовало
бы его симпатиям. Так, явно сочувствующий
Гектору в его поединке с Ахиллом поэт
заставляет сочувствовать Гектору самого
Зевса и объясняет гибель Гектора решением
судьбы.
Мойра неумолима,
к ней бессмысленно обращаться с
молитвами и совершать жертвоприношения.
Над ней не властны сами боги, в ее руках
находятся жизнь и смерть человека, победа
и поражение в сражении.
- для развития действия в нужном направлении поэт использует - эту черту гомеровского эпоса немецкие филологи назвали «аппарат богов» - боги всегда добиваются того, чтобы действие развивалось либо в соответствии с уже сложившейся эпической традицией, либо в согласии с художественным замыслом поэта.
- боги в основном изображены в духе эпической традиции: от богов человеку не приходится ждать справедливости или утешения в жизненных горестях. Боги поглощены своими интересами и их нравственный уровень ниже, чем у эпических героев.
- уступки новым представлениям о божестве (Зевсе) как блюстителе нравственного порядка
- боги Гомера бессмертны, вечно юны, лишены серьёзных забот, все предметы обихода у них золотые.
- мрачная загробная жизнь: души умерших, подобные теням, обитают в преисподней, в царстве Аида. Они лишены сознания и сравниваются с летучими мышами. Только испив крови жертвенного животного, обретают они на время сознание и память. Сам Ахилл, которого Одиссей встречает во время своего путешествия в царство мертвых, заявляет ему, что он лучше хотел бы быть на земле подёнщиком у бедняка, чем царствовать над тенями в подземном мире. Души умерших отделены от мира живых неодолимой преградой: они не могут ни помочь оставшимся на земле своим близким, ни причинить зло своим врагам. Но даже этот жалкий удел бессмысленного существования в преисподней недоступен для душ, тело которых не было погребено надлежащим образом.