Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 17:06, доклад
Изучение романа как жанра отличается особыми трудностями. Это обусловлено своеобразием самого объекта: роман - единственный становящийся и еще не готовый жанр. Жанрообразующие силы действуют на наших глазах: рождение и становление романного жанра совершаются при полном свете исторического дня. Жанровый костяк романа еще далеко не затвердел, и мы еще не можем предугадать всех его пластических возможностей.
Коснемся в этой связи проблемы "самопрославления" у Плутарха и др. "Я сам" в условиях далевого плана существует не в себе и для себя, но для потомков, в предвосхищаемой памяти потомков. Я осознаю себя, свой образ в дистанциированном далевом плане; мое самосознание отчуждено от меня в этом дистанциированном плане памяти; я вижу себя глазами другого. Это совпадение форм - точек зрения на себя и на другого - носит наивный и целостный характер, расхождения между ними еще нет. Нет еще исповеди-саморазоблачения. Изображающий совпадает с изображаемым [4] .
Он видит и знает
в себе только то, что видят и
знают в нем другие. Все, что
может сказать о нем другой,
автор, он может сказать о себе
сам, и обратно. В нем нечего искать,
нечего угадывать, его нельзя разоблачать,
нельзя провоцировать: он весь вовне, в
нем нет оболочки и ядра. Далее,
эпический человек лишен всякой
идеологической инициативы (лишены ее
и герои и автор). Эпический
мир знает одно-единое и единственное
сплошь готовое мировоззрение, одинаково
обязательное и несомненное и
для героев, и для автора, и
для слушателей. Лишен эпический
человек и языковой инициативы; эпический
мир знает один-единый и единственный
готовый язык. Ни мировоззрение, ни
язык поэтому не могут служить
факторами ограничения и
Эти особенности эпического человека, разделяемые в основном и другими высокими дистанциированными жанрами, создают исключительную красоту, цельность, кристальную ясность и художественную законченность этого образа человека, но вместе с тем они порождают и его ограниченность, и известную нежизненность в новых условиях существования человечества.
Разрушение эпической дистанции и переход образа человека из далевого плана в зону контакта с незавершенным событием настоящего (а следовательно, и будущего) приводит к коренной перестройке образа человека в романе (а в последующем и во всей литературе). И в этом процессе громадную роль сыграли фольклорные, народно-смеховые источники романа. Первым и весьма существенным этапом становления была смеховая фамильяризация образа человека. Смех разрушил эпическую дистанцию; он стал свободно и фамильярно исследовать человека: выворачивать его наизнанку, разоблачать несоответствие между внешностью и нутром, между возможностью и ее реализацией. В образ человека была внесена существенная динамика, динамика несовпадения и разнобоя между различными моментами этого образа; человек перестал совпадать с самим собою, а следовательно, и сюжет перестал исчерпывать человека до конца. Смех извлекает из всех этих несоответствий и разнобоев прежде всего комические эффекты (но не только комические), а в серьезно-смеховых жанрах античности из них вырастают уже и образы иного порядка, например грандиозный и по-новому, по-сложному цельный и героический образ Сократа.
Характерна художественная
структура образа устойчивых народных
масок, оказавших громадное влияние
на становление образа человека в
романе на важнейших стадиях его
развития (серьезно-смеховые жанры
античности, Рабле, Сервантес). Эпический
и трагический герой - ничто вне
своей судьбы и обусловленного ею
сюжета; он не может стать героем
иной судьбы, иного сюжета. Народные
маски - Маккус, Пульчинелла, Арлекин, -
напротив, могут проделать любую
судьбу и фигурировать в любых
положениях (что они и делают иногда
даже в пределах одной пьесы), но
сами они никогда не исчерпываются
ими и всегда сохраняют над
любым положением и любою судьбой
свой веселый избыток, всегда сохраняют
свое несложное, но неисчерпаемое человеческое
лицо. Поэтому такие маски могут
действовать и говорить вне сюжета;
более того, именно во внесюжетных
выступлениях своих - в trices ателлан, в lazzi
итальянской комедии - они лучше
всего раскрывают свое лицо. Ни эпический,
ни трагический герой по самой
природе своей не может выступать
во внесюжетной паузе и в
Эти маски и их структура
(несовпадение с самим собою и
в каждом данном положении - веселый
избыток, неисчерпаемость и т. п.),
повторяем, оказали громадное влияние
на развитие романного образа человека.
Эта структура сохраняется и
в нем, но в более осложненной,
содержательно-углубленной и
Одной из основных внутренних тем романа является именно тема неадекватности герою его судьбы и его положения. Человек или больше своей судьбы, или меньше своей человечности. Он не может стать весь и до конца чиновником, помещиком, купцом, женихом, ревнивцем, отцом и т. п. Если герой романа таким все же становится, то есть полностью укладывается в своем положении и в своей судьбе (жанровый, бытовой герой, большинство второстепенных персонажей романа), то избыток человечности может реализоваться в образе главного героя; всегда же этот избыток реализуется в формально-содержательной установке автора, в методах его видения и изображения человека. Самая зона контакта с незавершенным настоящим и, следовательно, с будущим создает необходимость такого несовпадения человека с самим собою. В нем всегда остаются нереализованные потенции и неосуществленные требования. Есть будущее, и это будущее не может не касаться образа человека, не может не иметь в нем корней.
Человек до конца невоплотим
в существующую социально-историческую
плоть. Нет форм, которые могли
бы до конца воплотить все его
человеческие возможности и требования,
в которых он мог бы исчерпывать
себя весь до последнего слова - как
трагический или эпический
Эпическая цельность человека
распадается в романе и по другим
линиям: появляется существенный разнобой
между внешним и внутренним человеком,
в результате чего предметом опыта
и изображения - первоначально в
смеховом, фамильяризующем плане - становится
субъективность человека; появляется
специфический разнобой аспектов: человека
для себя самого и человека в глазах
других. Это распадение эпической (и
трагической) целостности человека
в романе в то же время сочетается
с подготовкой новой сложной
целостности его на более высокой
ступени человеческого
Наконец, человек приобретает в романе идеологическую и языковую инициативность, меняющую характер его образа (новый и высший тип индивидуализации образа). Уже на античной стадии становления романа появляются замечательные образы героев-идеологов: таков образ Сократа, таков образ смеющегося Эпикура в так называемом "Гиппократовом романе", таков глубоко романный образ Диогена в обширной диалогической литературе киников и в менипповой сатире (здесь он резко сближается с образом народной маски), таков, наконец, образ Мениппа у Лукиана. Герой романа, как правило, в той или иной степени идеолог.
Такова несколько абстрактная и грубоватая схема перестроения образа человека в романе.
Подведем некоторые итоги.
Настоящее в его незавершенности,
как исходный пункт и центр
художественно-идеологической ориентации,
- грандиозный переворот в
Романизация литературы вовсе не есть навязывание другим жанрам несвойственного им чужого жанрового канона. Ведь такого канона у романа вовсе и нет. Он по природе не каноничен. Это - сама пластичность. Это - вечно ищущий, вечно исследующий себя самого и пересматривающий все свои сложившиеся формы жанр. Таким только и может быть жанр, строящийся в зоне непосредственного контакта со становящейся действительностью. Поэтому романизация других жанров не есть их подчинение чуждым жанровым канонам; напротив, это и есть их освобождение от всего того условного, омертвевшего, ходульного и нежизненного, что тормозит их собственное развитие, от всего того, что превращает их рядом с романом в какие-то стилизации отживших форм.
Свои положения я развивал
в несколько отвлеченной форме.
Я иллюстрировал их только некоторыми
примерами из античного этапа
становления романа. Мой выбор
определяется тем, что у нас резко
недооценивают значение этого этапа.
Если и говорят об античном этапе
романа, то имеют в виду, по традиции,
только "греческий роман". Античный
этап романа имеет громадное значение
для правильного понимания
Процесс становления романа не закончился. Он вступает ныне в новую фазу. Для эпохи характерно необычайное усложнение и углубление мира, необычайный рост человеческой требовательности, трезвости и критицизма. Эти черты определят и развитие романа.
Примечание:
Основой статьи был доклад,
прочитанный автором в
[1] См.: Бахтин М.М. Из
предыстории романного слова
// Бахтин М. М. Вопросы
[2] Перед лицом вечности (лат.).
[3] "Память" в мемуарах
и автобиографиях имеет особый
характер; это память о своей
современности и о себе самом.
Это негероизующая память; в ней
есть момент механичности и
записи (не монументальной). Это личная
память без преемственности,
[4] Эпос распадается тогда,
когда начинаются поиски новой
точки зрения на себя самого
(без примеси точек зрения