Былины - русские народные эпические песни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 21:56, реферат

Краткое описание

Былины - русские народные эпические песни. Они повествуют о подвигах богатырей, сражающихся с чудовищами или вражеским войском, отправляющихся в загробный мир или еще каким-либо образом проявляющих свою силу, удаль, храбрость. В детстве все узнают об Илье Муромце и других богатырях, которые скоро перемешиваются с персонажами сказок, а с возрастом просто забываются как детские.

Содержание

Введение
1. Жанр былины
2. Возникновение
3. Классификация былин
4. Стилистика
5. Собирательство
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

финал.docx

— 49.03 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Былины - русские народные эпические  песни. Они повествуют о подвигах богатырей, сражающихся с чудовищами или вражеским войском, отправляющихся в загробный мир или еще  каким-либо образом проявляющих  свою силу, удаль, храбрость. 
 
В детстве все узнают об Илье Муромце и других богатырях, которые скоро перемешиваются с персонажами сказок, а с возрастом просто забываются как детские. А между тем былины вовсе не принадлежали к детскому фольклору. Напротив, эти песни исполнялись взрослыми серьезными людьми для таких же взрослых серьезных людей. Переходя от поколения к поколению, они служили способом передачи древних верований, представлений о мире, сведений из истории. А все, о чем рассказывается в былинах, воспринималось как правда, как реально происходившие когда-то в далеком прошлом события. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Жанр былины

        Впервые термин  «былины» был введён Иваном  Сахаровым в сборнике «Песни  русского народа» в 1839 году. Народное  же название этих произведений  – старина, старинушка, старинка. Именно это слово использовали  сказители. В древности старины  исполнялись под аккомпанемент  гуслей, но со временем эта  традиция отошла в прошлое  и во времена, когда к ним  обратились собиратели, былины напевались  без музыкального сопровождения.  «Я улегся на мешке около  тощего костра (…) и, пригревшись у огонька, незаметно заснул; меня разбудили странные звуки: до того я много слыхал и песен, и стихов духовных, а такого напева не слыхивал. Живой, причудливый и веселый, порой он становился быстрее, порой обрывался и ладом своим напоминал что-то стародавнее, забытое нашим поколением. Долго не хотелось проснуться и вслушаться в отдельные слова песни: так радостно было оставаться во власти совершенно нового впечатления»[1], - вспоминает собиратель фольклора П.Н. Рыбников. Современному неподготовленному читателю может быть вначале непросто погрузиться в мир русского эпоса: устаревшие слова, частые повторы, отсутствие привычной рифмы. Но постепенно приходит понимание того, насколько слог былин музыкален и красив. Именно музыкальность следует иметь в виду в первую очередь: былины изначально создавались, чтобы их пели, а не воспринимали в виде написанного или напечатанного текста.

        Былины составляют  одно из самых замечательных  явлений русской народной словесности;  по эпическому спокойствию, богатству  подробностей, живости колорита, отчетливости  характеров изображаемых лиц,  разнообразию мифических, исторических  и бытовых элементов они не  уступают немецкому богатырскому  эпосу и эпическим народным  произведениям всех других народов,  за исключением разве «Илиады»  и «Одиссеи».

       Былины являются  эпическими песнями о русских  богатырях; именно здесь мы  находим воспроизведение общих,  типических их свойств и историю  их жизни, их подвиги и стремления, чувства и мысли. Каждая из  этих песен говорит, главным  образом, об одном эпизоде жизни  одного богатыря и таким образом  получается ряд песен отрывочного  характера, группирующихся около  главных представителей русского  богатырства. Число песен увеличивается  ещё вследствие того, что имеется  по несколько вариантов, более  или менее различных, одной и той же былины. Все былины, кроме единства описываемого предмета, характеризуются ещё единством изложения: они проникнуты элементом чудесного, чувством свободы и духом общины. Независимый дух былевого русского эпоса является отражением старой вечевой свободы, сохраненной вольными казаками и свободными олонецкими крестьянами, не захваченными крепостным правом.

    

2. Возникновение

 

Для объяснения происхождения и  состава былин существует несколько  теорий:

1. Теория мифологическая видит  в былинах рассказы о стихийных  явлениях, в богатырях — олицетворение  этих явлений и отожествление  их с богами древних славян.

2. Теория историческая объясняет  былины как след исторических  событий, спутанных порой в  народной памяти.

3. Теория заимствований указывает  на литературное происхождение  былин, причём одни склонны  видеть заимствования через влияние  Востока.

В итоге — односторонние теории уступили место смешанной, допускающей  в былинах присутствие элементов  народного быта, истории, литературы, заимствований восточных и западных. Первоначально предполагали, что  былины, которые группируются по месту  действия на циклы киевские и новгородские, главным образом, южнорусского происхождения  и только позже перенесены на север; по другим былины явление местное. В  течение веков былины претерпевали различные изменения, причём постоянно  подвергались влиянию книжному и  заимствовали многое из средневековой  русской литературы и устных сказаний Запада и Востока.  

Что касается места, где возникли былины, то мнения разделяются: самая распространенная теория предполагает, что былины —  южнорусского происхождения, что их первоначальная основа южнорусская. Только со временем, вследствие массового  переселения народа из Южной Руси на Север, перенесены туда былины, а затем на первоначальной своей родине они были забыты, вследствие влияния других обстоятельств, вызвавших казацкие думы. Все знали о Владимире, как о реформаторе всей древнерусской жизни, и все пели о нём, причём происходил обмен поэтическим материалом между отдельными племенами. В XIV и XV веках Москва стала собирательницей русского эпоса, который в это же время все более и более сосредоточивался в киевский цикл, так как киевские былины произвели на остальные ассимилирующее влияние, вследствие песенной традиции, религиозных отношений и т. п.; таким образом в конце XVI века закончено было объединение былин в киевский круг (хотя, впрочем, не все былины к нему примкнули: к таким принадлежит весь новгородский цикл и некоторые отдельные былины, например о Суровце Суздальце и о Сауле Леванидовиче). Потом из Московского царства распространились былины во все стороны России путем обыкновенной передачи, а не эмиграции на север, которой не было.

Что былины претерпели многие и притом сильные перемены, сомневаться нельзя; но точно указать, каковы именно были эти перемены, в настоящее время  крайне трудно. На основании того, что  богатырская или героическая  природа сама по себе везде отличается одними и те ми же качествами — избытком физических сил и неразлучной  с подобным избытком грубостью, О. Миллер доказывал, что русский эпос на первых порах своего существования должен был отличаться такой же грубостью; но так как, вместе со смягчением народных нравов, такое же смягчение сказывается  и в народном эпосе, поэтому, по его  мнению, этот смягчительный процесс  надо непременно допустить в истории  русских былин. По мнению того же ученого, былины и сказки выработались из одной  и той же основы. Если существенное свойство былин — историческое приурочение, то чем оно меньше заметно в  былине, тем она ближе подходит к сказке. Таким образом, выясняется второй процесс в развитии былин: приурочение. Но, по Миллеру, есть и такие былины, в которых еще вовсе нет исторического приурочения, причем, однако, он не объясняет нам, почему он такие произведения не считает сказками ( Опыт ). Затем, по Миллеру, разница между сказкой и былиной заключается в том, что в первой мифический смысл забыт раньше и она приурочена к земле вообще; во второй же мифический смысл подвергся изменениям, но не забвению. С другой стороны, Майков замечает в былинах стремление сглаживать чудесное. Чудесный элемент в сказках играет другую роль, чем в былинах: там чудесные представления составляют главную завязку сюжета, а в былинах они только дополняют содержание, взятое из действительного быта; их назначение — придать более идеальный характер богатырям. По Вольнеру, содержание былин теперь мифическое, а форма — историческая, в особенности же все типические места: имена, названия местностей и т. д.; эпитеты соответствуют историческому, а не былинному характеру лиц, к которым они относятся. Но первоначально содержание былин было совсем другое, а именно действительно историческое. Это произошло путем перенесения былин с Юга на Север русскими колонистами: постепенно колонисты эти стали забывать древнее содержание; они увлекались новыми рассказами, которые более приходились им по вкусу. Остались неприкосновенными типические места, а все остальное со временем изменилось. По Ягичу, весь русский народный эпос насквозь проникнут христианско-мифологическими сказаниями, апокрифического и неапокрифического характера; из этого источника заимствовано многое в содержании и мотивах. Новые заимствования отодвинули на второй план древний материал, и былины можно разделить поэтому на три разряда: 1) на песни с очевидно заимствованным библейским содержанием; 2) на песни с заимствованным первоначально содержанием, которое, однако, обработано более самостоятельно и 3) на песни вполне народные, но заключающие в себе эпизоды, обращения, фразы, имена, заимствованные из христианского мира.

Как писал исследователь Ф.М. Селиванов: «Далеко не все события и герои, однажды воспетые, оставались в памяти потомков. Ранее возникшие произведения перерабатывались применительно к  новым событиям и новым людям, если последние казались более значительными; такие переработки могли быть многократными. Происходило и по-другому: прежним героям приписывались дела и подвиги, совершаемые позднее. Так постепенно складывался особый условно-исторический эпический мир  с относительно небольшим числом действующих лиц и ограниченным кругом событий. Эпический мир, по законам  устной исторической памяти и народного  художественного мышления, объединял  в себе людей из разных столетий и разных эпох. Так, все киевские богатыри становились современниками одного князя Владимира и жили в эпоху расцвета Киевской Руси, хотя им приходилось сражаться с врагами, досаждавшими Русской земле с X до XVI в. К этой же эпохе подтягивались и герои (Вольга, Святогор, Микула Селянинович), эпические повествования о которых существовали задолго до княжения Владимира Святославича»[2].

 

4. Классификация былин

Традиционно былины разделяются на два больших цикла: киевский и  новгородский. При этом с первым связано значительно большее  количество персонажей и сюжетов. События  былин киевского цикла приурочены к стольному городу Киеву и  двору князя Владимира, былинный образ которого объединил воспоминания по меньшей мере о двух великих князьях: Владимире Святом (ум. 1015 г.) и Владимире Мономахе (1053–1125 гг.). Герои этих старин: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Михайло Потык, Ставр Годинович, Чурило Пленкович и др. К новгородскому циклу относятся сюжеты о Садко и Василии Буслаеве. Также существует разделение на «старших» и «младших» богатырей. «Старшие» - Святогор и Вольга  (иногда также Микула Селянинович), представляют собой останки догосударственного эпоса времен родового строя, олицетворяют старинных богов и силы природы – могучие и часто разрушительные. Когда время этих исполинов проходит, им насмену приходят «младшие» богатыри. Символически это отражено в былине «Илья Муромец и Святогор»: древний воин умирает и Илья, похоронив его, отправляется на службу князю Владимиру.

История былин располагается на несколько периодов, каждый из которых  дал эпосу своих героев.  
 
Древнейший, первый период, иначе сказать мифологический , - это время возникновения и первоначального развития эпических песен. Определить, когда начался этот период, трудно, но конец его приходится на IX в.  
 
Второй, киевский, период охватывает время с IX до середины XII в. Эпические песни предшествующие времени в эту пору сосредоточили своё действие вокруг Киева и стольного киевского князя.  
 
Третий, владимиро – суздальский, период начался за столетие до нашествия татаро – монголов и длился с середины XII до конца XII в. В это время произошло образование цикла былин с Ильёй Муромцем во главе. Этот период был весьма важным в истории былин. Он отличен рождением на северо– востоке Руси – в городах Ростове, Суздале, Владимире и позднее в Москве – нового мощного государственного центра. Северо-восточная Русь стала колыбелью русской народности как отдельного этнического образования, возникшего среди других у восточных славян. Украинская и белорусская народности возникли позднее.  
 
Последний, четвёртый, период в истории былин – это время с XIV – по нач. XVII в. В эту пору новых былин почти не создавали, имела мести творческая обработка прежних применительно к исторических условиям Московской Руси. Оставаясь ещё живым явлением устного творчества, былина успела передать часть своих свойств жанру, который с конца XIII в. стал её вытеснять и со временем целиком заменил,- историческим песням. Бытование эпоса как культурного наследства – тема, важная для изучения судеб былин в позднее время.

 

4. Стилистика

Кроме внутреннего, замечается ещё  и внешнее единство былин, в стихе, слоге и языке: стих былины состоит  или из трохеев с дактилическим  окончанием, или из смешанных трохеев  с дактилями, или, наконец, из анапестов; созвучий нет совсем и все основано на музыкальности стиха; тем, что  былины писаны стихами, они отличаются от «побывальщин», в которых уже  давно стих разложился в прозаический рассказ. Слог в былине отличается богатством поэтических оборотов; он изобилует эпитетами, параллелизмами, сравнениями, примерами и другими поэтическими фигурами, не теряя вместе с тем своей ясности и естественности изложения. Былины теперь «сказываются» на чистом великорусском языке, с сохранением довольно большого количества архаизмов, особенно в типических частях. Былина делится на две части: одну — изменяющуюся сообразно воли «сказателя»; другую — типическую, которую рассказчик должен передавать всегда с возможной точностью, не изменяя ни одного слова. Типическая часть заключает все существенное, что говорится про богатыря; остальное представляется только фоном для главного рисунка.

5. Собирательство

На протяжении веков былины передавались в среде крестьянства из уст в  уста от старого сказителя к молодому и вплоть до XVIII века не были записаны. Сборник Кирши Данилова был впервые издан в Москве в 1804 году, затем последовали более расширенные и полные его переиздания. Эпоха романтизма пробудила интерес интеллигенции к народному творчеству и национальному искусству. На волне этого интереса в 1830-1850-е гг. развернулась деятельность по собиранию произведений фольклора, организованная славянофилом Петром Васильевичем Киреевским (1808 – 1856 гг.). Корреспондентами Киреевского и им самим было записано около сотни былинных текстов в центральных, поволжских и северных губерниях России, а также на Урале и в Сибири. Настоящим потрясением для научного мира стало открытие в середине XIX в. живой традиции былинного эпоса, причем недалеко от Санкт-Петербурга – в Олонецкой губернии. Честь этого открытия принадлежит Павлу Николаевичу Рыбникову (1831–1885 гг.), народнику, высланному в Петрозаводск под надзор полиции. Ободренные находкой П. Н. Рыбникова, отечественные фольклористы во 2-й половине XIX – начале XX вв. предприняли множество экспедиций, в основном на Русский Север, где были открыты новые очаги сохранности песенного эпоса и от сотен сказителей сделаны записи тысяч былинных текстов (всего исследователь эпоса профессор Ф. М. Селиванов насчитывал к 1980 г. около 3000 текстов, представляющих 80 былинных сюжетов). К сожалению, к нашему времени былины полностью исчезли из живого бытования и являются теперь лишь величественным культурным наследием ушедшего прошлого.[3] Уже в советское время были предприняты попытки приспособить былинный жанр к условиям и требованиям современности. Так появился, например, плач о Ленине «Каменна Москва вся проплакала», записанный от сказительницы Марфы Семеновны Крюковой. Но столь удивительное сочетание старинной формы и нового актуального содержания не прижилось в народном творчестве.

Информация о работе Былины - русские народные эпические песни