Былины - русские народные эпические песни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 21:56, реферат

Краткое описание

Былины - русские народные эпические песни. Они повествуют о подвигах богатырей, сражающихся с чудовищами или вражеским войском, отправляющихся в загробный мир или еще каким-либо образом проявляющих свою силу, удаль, храбрость. В детстве все узнают об Илье Муромце и других богатырях, которые скоро перемешиваются с персонажами сказок, а с возрастом просто забываются как детские.

Содержание

Введение
1. Жанр былины
2. Возникновение
3. Классификация былин
4. Стилистика
5. Собирательство
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

финал.docx

— 49.03 Кб (Скачать файл)

 

 

Герои русских былин

Главные герои былин - богатыри, люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает обычный человек: невиданной силой, безграничной храбростью, особенным  умением или талантом. Так, если Илья Муромец знаменит своей силой, то Садко - своим непревзойденным искусством играть на гуслях.  
 
Среди богатырей принято выделять старших и младших. К старшим , как правило, относят Святогора и Волха Всеславьича.  
 
Старшие богатыри называются так не только потому, что они по возрасту старше других витязей, но и потому, что они представляют собой более древний, архаичный тип героя. Такому герою нет равного на земле, он единственный в своем роде, так что у него не может быть противника, кроме самой природы, матери-сырой земли. 
 
Бесспорно, черты этих богатырей сказочны. Поступки, ими совершаемые, обстоятельства, в которых они действуют, совсем не похожи на реальные события. Зато в их образах ярче, чем в других случаях, просматриваются древние мифологические представления. 
 

Часто повторяющийся в былинах  сюжет - сватовство. Богатырь, чтобы  найти себе невесту, обычно отправляется в чужое царство, в дальний  путь. По дороге герою приходится преодолеть много преград и совершить  множество подвигов. Невеста, как  и сам богатырь, часто обладает каким-либо особенным свойством.  
 
Значительная часть былин посвящена борьбе богатыря с чудищем или вражеской силой. Былинный богатырь, как правило, действует в одиночку, идет навстречу страшной опасности и всегда в итоге побеждает. Однако помимо желания проявить свою удаль и потешить богатырско сердце героями былин движет и желание постоять за людей и за веру. Их противники несут беду людям - похищают, убивают - и ведут себя нечестиво.

 

 

 

 

 

 

  ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ

 

Первый, известный всем с  детства богатырь из былин, связь  которого с исторической личностью  с тем же именем не подвергается сомнению, — Добрыня. Об историческом Добрыне известно, что он был дядей  князя Владимира I по матери: мать Владимира, ключница княгини Ольги Малуша — сестра Добрыни. Добрыня был наставником Владимира, затем сподвижником в военных походах и других делах государственного значения.

Связь Добрыни Никитича с  реальной действительностью конца X — начала XI века не означает, что  все былины о нем – полная истина. Став героем эпическим, Добрыня живет  по законам устного эпоса: он усваивает  черты более древних богатырей. Возможно, что большинство древних  песен о Добрыне давно забыто. Однако место Добрыни среди других богатырей русского эпоса свидетельствует  о том, что он был главным героем эпических песен.

      1) Добрыня и Змей

Змееборство — древнейший мотив в мировом фольклоре, оно  встречается в других былинах, в  сказках, преданиях. Образ Змея –  это олицетворение враждебных русскому народу и государству сил: язычество  противопоставляется христианству. Это подтверждается тем, что былинный Добрыня убивает Змея шапкой земли  Греческой, откуда на Русь пришла новая  вера, а исторический Добрыня был  активным участником христианизации Руси.

2) Бой Добрыни с Дунаем.

Дунай Иванович — русский, но «бродячий» богатырь. Он служил не киевскому  князю, поэтому забыл закон братства русских богатырей, что выразилось в его угрожающей надписи у  входа в шатер. Для Добрыни  Никитича, Ильи Муромца как подлинных  русских богатырей, а также для  князя Владимира нет никаких  сомнений в том, что поведение  Дуная заслуживает наказания.

3) Добрыня Никитич и  Василий Каземирович. 

Исторические князь Владимир и Добрыня — земля Поленецкая (очень редкое в былинах свидетельство взаимоотношений Древней Руси с Половецкою степью). Ученые находят в былине следы событий 1380 года (Куликовская битва) и времени освобождения Руси от ордынского ига в 1480 году. Следы эпох и событий пяти-шести веков, как и во многих былинах, отложились в этом произведении.

Имя «поленецкого» царя, необходимость уплаты дани ему — весьма знаменательные свидетельства об ордынском иге на Руси. Однако русские богатыри не могут мириться с подневольным положением своей земли. Вопреки намерению князя они сами взимают дань с неприятельского правителя. Поездка за данью — одна из форм богатырской деятельности, а Добрыня — один из богатырей, успешно выполняющих такие поручения. Добрыня как собиратель дани одновременно стал и освободителем Руси от иноземного ига. Имя и некоторые черты былинного Василия Каземировича, возможно, идут от известного новгородского посадника и военачальника 70—80-х годов XV века Василия Казимира.

4) Бой Добрыни с Ильей  Муромцем.

Если иметь в виду время  появления героев в эпосе, то Добрыня  значительно старше Ильи Муромца. В  данной былине наоборот, Илья старше Добрыни, что свидетельствует о большой  известности Ильи как главного русского богатыря. Киевское происхождение Добрыни  в предшествующих былинах вне  сомнения. Присвоение Добрыни Рязанью  нашло отражение, под влиянием былин, в позднем летописном своде, где  в числе богатырей, погибших на Калке, назван рязанский Добрыня. Из первых строк былины следует, что Рязань, будучи «слободой», то есть пригородом, второстепенным городом, не могла давать богатырей, равных Илье Муромцу. Теперь, возвысившись до ранга города, она  породила Добрыню, способного победить самого сильного богатыря. Соперничество  Мурома и Рязани в пределах княжества  относится к XII веку. В середине XII века в этом княжестве роль главного города перешла от Мурома к Рязани, что своеобразно воплотилось  в победе молодого рязанца Добрыни над старым Ильей Муромцем. Впрочем, идея единства Русской земли, основная для эпоса, отторгла местническую тенденцию: Добрыня признает главенство Ильи.

                      

   ИЛЬЯ МУРОМЕЦ 

 

Самый известный герой  русского эпоса, признанный главенствующим среди других богатырей, — Илья Муромец. О нем нет сведений в русских  письменных источниках ранее XVI века, но свидетельств о его давней популярности больше, чем о каком-либо ином персонаже  былин.

Первое письменное упоминание Ильи в русских источниках относится  к 1574 году. Оршанский староста Филон  Чернобыльский жаловался в письме на то, что он оказался без средств  и забытым; но, считал он, о нем  тоже вспомнят, как об Илье, когда  он будет нужен. Христианская церковь  признала Илью Муромца святым, он изображался  на иконах. До недавнего времени  на родине богатыря, в селе Карачарове и в городе Муроме (Владимирская область), бытовали предания о следах деятельности Ильи.

В середине XIX века жители Мурома указывали на старое русло Оки, которое  завалил Илья Муромец, сдвинув гору, когда пробовал свою силу. Рассказывали о ключе недалеко от Мурома, как о выбитом копытом богатырского коня. Над этим ключом стояла часовня, и считалось, что вода из него дает здоровье и богатырскую силу.

Возвышение Ильи Муромца  над всеми другими богатырями стимулировали два наиболее важных обстоятельства:

1. Илья — выходец из  Северо-Восточной Руси, которая с  XII веке стала играть ведущую  роль среди древнерусских земель;

2. Илья не просто представитель  одной из земель, он еще и  представитель народа, основного  создателя и хранителя эпоса. 

А теперь рассмотрим былины с участием великого богатыря Ильи Муромца.

1) Исцеление Ильи Муромца. 

«Исцеление» редко записывали как самостоятельную былину; с  него обычно начинаются былины «Илья  и Соловей-разбойник», «Три поездки  Ильи Муромца» и некоторые другие.

Былина, начинающая биографию  главного русского богатыря, возникла после других былин о нем: надо было объяснить крестьянское происхождение, истоки могущества и неуязвимости Ильи Муромца, исключительные качества его коня. Сложение былины не обошлось без участия калик перехожих, бродячих богомольцев, питающихся подаянием. Таким образом, появилась вторая, «христианская» версия получения силы Ильей (первая версия – Илья получает силу от умирающего Святогора).

2) Первые подвиги Ильи  Муромца. 

В былине русский богатырь намечает «программу» своей жизни  — послужить князю Владимиру, стоять за стольный Киев-град. Эту программу, в которую входит и наказ отца творить только добрые дела, Илья начинает осуществлять уже при первой поездке. По пути в Киев он освобождает Чернигов от осады, устраняет преграду, отделившую этот город от Киева, прокладывает дорогу через непроходимые леса. Илья провозглашает  основную идею богатырства как опоры  и гарантии безопасности родной земли: «Святая Русь не пуста стоит, на Святой Руси есть сильны могучие богатыри».

Соловей-разбойник, обладающий чертами птицы и человека, —  древний мифологический образ, но он включен в историческую обстановку Древней Руси. Быт в его доме (кровосмесительные браки внутри семьи) демонстрирует давно изжившие себя порядки, которые настала пора уничтожить. Общая идея былины, диктуемая  историческими условиями, — обеспечение  безопасности и единства Русской  земли. Более или менее конкретные факты, отразившиеся в былине, назвать  трудно: тема разбойничества была актуальна  на всем протяжении истории Древней  Руси, Здесь эта тема связана с  темой цельности Киевского государства. Конец XI — начало XII века, когда распад Киевской Руси становился реальностью, — наиболее вероятное время сложения былины.

3) Илья и Соловей-разбойник 

Сцены, изложенные в предыдущем тексте очень скупо, здесь получили высокохудожественную и по-эпически обстоятельную разработку. Крестьянское происхождение Ильи, особо подчеркиваемое, вызывает настороженность, недоверие  Владимира и его окружения  к приехавшему богатырю. Намерение  Ильи послужить князю Владимиру  еще не поколеблено, но в дальнейшем в него будут внесены существенные поправки, обусловленные классовыми симпатиями исполнителей.

«Я обедал-то у старого казака Ильи Муромца...» — В древнерусской литературе, в устной поэзии некоторые явления обозначались символически. Так, сражение — пир, угощение; в данном случае Илья «угостил» Соловья, поэтому Соловей выполняет только требования богатыря.

Соловью славу  поют... — Речь идет не о славе в ее положительном значении (добрая молва), а о славе как песенной форме сохранения памяти о событиях, связанных с Соловьем-разбойником.

4) Илья в ссоре с  Владимиром.

Тема противостояния Ильи Муромца и князя Владимира, в  других былинах только сопутствующая  ведущему конфликту, стала здесь  основной. Забыть позвать на княжеский  пир Илью значит обойтись при решении  государственных вопросов без главного богатыря. «Пир», который устраивает Илья для неимущих людей города, слишком опасен для князя, и он осознает свою ошибку. Илья снова занимает по праву принадлежащее ему место  за княжеским столом.

5) Илья Муромец в изгнании  и Идолище

Илья Муромец представлен  в былине как единственный богатырь, способный отстоять Киев, но ненавидимый  боярским окружением Владимира. Сам  киевский князь, зависимый от бояр, предстает в очень жалком виде при захвате Киева Идолищем. В  большинстве вариантов былины «Илья  и Идолище» захват врагом-чудовищем  Киева происходит тогда, когда Илья находится в «чистом поле». Здесь  же богатырь-крестьянин изгоняется князем Владимиром из стольного города по наговору бояр.

Идолище, наследник змееподобных врагов, в былине приобретает черты  предводителя чужеземного войска. «Шляпа сорочинская», которой Илья побивает противника, возможно, трансформация «колпака земли Греческой» из былины о Добрыне и Змее.

6) Илья Муромец и Идолище  в Царьграде. 

Языческий идол как символ отжившей культуры соединяется с именем былинного врага — Идолища, ставшего обобщенным образом захватчика. Здесь, как и в предыдущей былине, главные противники — Илья и Идолище, но действие перенесено в Царьград, где правит царь Константин Боголюбович. Надо иметь в виду многовековые связи Киева с Византией и роль последней в насаждении христианства на Руси. В 1453 году Царьград (Константинополь) был захвачен турками и разграблен. Реакцией на падение традиционного центра православия и было создание новой версии былины об Илье и Идолище. Илья Муромец предстает в новой роли — освободителя дружественной страны.

7) Застава богатырская  (Илья Муромец и Сокольник).

Сюжет о встрече и сражении не знающих друг друга отца и сына зародился как художественное отражение  трагических противоречий, возникавших  при переходе от матриархата к  господству отцовской формы рода. Этот сюжет встречается у многих народов. В условиях древнерусской  государственности сын (Сокольник) приобретает черты иноземного врага, угрожающего уничтожить народ и  его культуру. То, что этот иноземец оказывается еще и сыном главному защитнику Русской земли, придает  особую остроту конфликту. В былине, чем она особенно интересна, все  богатыри собраны вместе (правда, не все названы), они выполняют главный  свой долг — охраняют Русскую землю; Илья Муромец — признанный глава  богатырской дружины, в которую  входят представители всех земель и  сословий.

Образ неприступной богатырской  заставы сложился и как отражение  исторической реальности. Еще в конце  Х века при Владимире Святославовиче на южных рубежах Киевской Руси были возведены заставы для защиты от печенегов. Заставы-дозоры постоянно  действовали на путях возможного появления противника.

8) Илья Муромец и Батый  Батыевич.

С войсками Батыя сражается  в былинах, как правило, Василий  Игнатьевич. Данная былина возникла, по-видимому, как проявление тенденции приписать  главному русскому богатырю и отражение  самого страшного нашествия на Русь — монголо-татарского под предводительством  хана Батыя (1237—1240 гг.). В основных эпизодах здесь повторяются сцены, известные  по другим былинам об отражении вражеского нашествия, что свидетельствует  об относительно позднем сложении былины.

9) Мамаево побоище 

Примечательно, что в былине Илья Муромец действует как хозяин Киева: князь Владимир у него на посылках и беспомощен как правитель Русской  земли. Илья, как и в ряде других былин, — организатор разгрома вражеского нашествия и главный богатырь во время сражения.

Информация о работе Былины - русские народные эпические песни