Былины - русские народные эпические песни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 21:56, реферат

Краткое описание

Былины - русские народные эпические песни. Они повествуют о подвигах богатырей, сражающихся с чудовищами или вражеским войском, отправляющихся в загробный мир или еще каким-либо образом проявляющих свою силу, удаль, храбрость. В детстве все узнают об Илье Муромце и других богатырях, которые скоро перемешиваются с персонажами сказок, а с возрастом просто забываются как детские.

Содержание

Введение
1. Жанр былины
2. Возникновение
3. Классификация былин
4. Стилистика
5. Собирательство
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

финал.docx

— 49.03 Кб (Скачать файл)

Былина озаглавлена «Мамаево побоище» поскольку в некоторых вариантах  ее вражеское войско возглавляет  царь Мамай. В собирании богатырей перед сражением исследователи находят сходство с историческим фактом собирания войск русских князей перед Куликовской битвой. Вполне вероятно, что разгром войск Мамая в этой битве повлиял на окончательное сложение былины, однако основа ее более ранняя.

Посол Батыя именуется  Тугарином и Идолищем.

10) Три поездки Ильи  Муромца

Былина, вобравшая в себя встречу богатыря с разбойниками, сказочные эпизоды с коварной девицей, улавливающей богатырей, царей  и королей, с нахождением клада, изъяв который Илья строит в Киеве  «церковь соборную», — сложена поздно как завершение богатырской биографии  народного героя. Связь былины с  «Исцелением Ильи», созданным под  сильным влиянием религиозных идей, несомненна: там Илье предречено было, что ему «смерть на бою не писана», здесь он испытывает судьбу на самых  «грозных» (сказочных) опасностях, но остается жив. Окаменение героя — мотив, идущий из далеких глубин древности, здесь  получает христианскую окраску.

Да поныне его  мощи нетленные. — Илья Муромец признан был русской православной церковью святым, и его «мощи» (мумифицированные останки), по свидетельству европейского путешественника XVI века Эриха Лассоты, лежали в Софийском соборе Киева; в наше время, возможно, те же «мощи» находятся в одной из пещер Киево-Печерской лавры.

АЛЕША ПОПОВИЧ 

 

У Алеши Поповича был исторический прототип — Александр Попович, ростовский герой начала XIII века, участник сражения между ростово-суздальскими и новгородскими  войсками на реке Липице (1216 год). Летописи, составлявшиеся в разное время, отразили эволюцию этого героя из местного «храбра» в общерусского киевского богатыря: вместе с другими воинами он гибнет в битве на реке Калке (1223 год); затем Александр Попович отнесен в более раннее время, он — богатырь Владимира Мономаха, воюет с половцами (конец XI — начало XII в.) и, наконец, еще раньше, действует против печенегов при Владимире Святославовиче (конец X–начало XI века).

1) Алеша Попович и Тугарин.

Единственная сравнительно широко известная былина, где Алеша  Попович выступает в роли главного защитника Киева, освобождает его  от врага. Как воин-богатырь в других былинах Алеша — на подсобных  ролях и далеко не всегда проявляет  себя истинным героем. Алеша не силен, но напуском смел — так говорил  о нем Илья Муромец. И в этой былине Алеша побеждает не столько  силой, сколько хитростью.

Былинного Тугарина ученые сближают с Тугорканом – половецким ханом XI века, находившимся в родственных отношениях с князьями и не раз бывавшим в Киеве. В 1096 году при Владимире Мономахе Тугоркан разорил окрестности Киева, но его войско было разбито и сам он убит. В данном варианте былины, когда Алеша Попович идет на поединок с Тугарином, ему встречается некий братец названый Гурьюшко. От него Алеша получает «поршни кабан-зверя», «шолон земли Греческой» и шалыгу подорожную.

2) Алеша Попович и Илья  Муромец. 

Современный исследователь  былин С. Н. Азбелев предполагает, что в начальной части произведения нашел отражение факт, попавший в летопись под 1224 годом: «Александр Попович после смерти ростовского князя, которому он служил, созвал других храбров, и они постановили больше не служить враждующим между собой местным князьям, приняв решение: «служить единому великому князю – князю киевскому». Отъезд богатырей в Киев знаменовал торжество общерусского самосознания во времена феодальной раздробленности».

Увидеть отголоски какого-либо конкретного исторического факта  в разгроме «силы неверной» под  Киевом едва ли возможно: избавление стольного  города от осады стало «общим местом»  былин. Имя предводителя вражеского войска вошло в былину, вероятно, из переводной повести XVII века «Василий Златовласый». Василием Прекрасным именуется  в некоторых вариантах былины «Соломан Премудрый и Васька Окулов» и похититель жены Соломана-царя. В рассматриваемой былине сказалась тенденция «уравнять» Алешу Поповича с другими главными богатырями, совершившими не один подвиг: кроме расправы с Тугарином Алеша еще и разбивает вражеское войско под Киевом. Впрочем, былина широкого распространения не получила, — она известна в одной записи.

3) Неудавшаяся женитьба  Алеши Поповича.

Сюжет о возвращении мужа на свадьбу своей жены, известный  в фольклоре многих народов, прикрепился  к популярным героям русского эпоса. «Бабий пересмешник» Алеша Попович (как он иногда характеризуется в  былинах) подошел для роли неудавшегося жениха. Князь Владимир оказался в  неприглядной роли сводника. Предполагается, что первоначально образ Алеши  был целиком положительный. Иронически-насмешливое  отношение к попам (см. сказки о  попах) постепенно делало и Алешу, как  сына попа, объектом насмешек.

Жалоба Добрыни на свою судьбу в начале былины оправданнее  в тех вариантах, где богатыря, только что женившегося, князь Владимир на многие годы отправляет на заставу  либо дает другое поручение. Все же следует признать, что суровая  доля богатырей — постоянно истреблять врагов, тоже людей, — могла вызвать  горестные размышления у Добрыни, отличающегося «вежеством», мягкостью характера.

Список литературы: 

Песни, собранные П.Н. Рыбниковым. М., 1909. Т.1. Стр. LXIX-LXX.

Былины. Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ф. М. Селиванова. М., 1988. Стр. 11-12.

В. Ковпик, А. Калугина.  Былины. Исторические песни. Баллады. (Серия Библиотека Всемироной литературы). М., 2008. Стр. 11-12.

 «Песни, собранные П. В. Киреевским»; 1–4 выпуски, Москва, 1860—1862 

 «Древние  российские стихотворения», К. Данилов,  Москва, издательство «АН СССР», 1958

 «Песни, собранные П. Н. Рыбниковым», 2-e издание, издательство «Художественная  литература», Москва, 1909—1910

 «Онежские  былины», А. Ф. Гильфердинг, издательство «Лексика», 4-e издание, Москва, 1949—1951

«Русские  былины старой и новой записи», под  ред. Н.С. Тихонравова и В. Ф. Миллера, Москва, 1894

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Былины - русские народные эпические песни