Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 21:56, реферат
Былины - русские народные эпические песни. Они повествуют о подвигах богатырей, сражающихся с чудовищами или вражеским войском, отправляющихся в загробный мир или еще каким-либо образом проявляющих свою силу, удаль, храбрость. В детстве все узнают об Илье Муромце и других богатырях, которые скоро перемешиваются с персонажами сказок, а с возрастом просто забываются как детские.
Введение
1. Жанр былины
2. Возникновение
3. Классификация былин
4. Стилистика
5. Собирательство
Список литературы
Былина озаглавлена «Мамаево побоище»
поскольку в некоторых
Посол Батыя именуется Тугарином и Идолищем.
10) Три поездки Ильи Муромца
Былина, вобравшая в себя встречу богатыря с разбойниками, сказочные эпизоды с коварной девицей, улавливающей богатырей, царей и королей, с нахождением клада, изъяв который Илья строит в Киеве «церковь соборную», — сложена поздно как завершение богатырской биографии народного героя. Связь былины с «Исцелением Ильи», созданным под сильным влиянием религиозных идей, несомненна: там Илье предречено было, что ему «смерть на бою не писана», здесь он испытывает судьбу на самых «грозных» (сказочных) опасностях, но остается жив. Окаменение героя — мотив, идущий из далеких глубин древности, здесь получает христианскую окраску.
Да поныне его мощи нетленные. — Илья Муромец признан был русской православной церковью святым, и его «мощи» (мумифицированные останки), по свидетельству европейского путешественника XVI века Эриха Лассоты, лежали в Софийском соборе Киева; в наше время, возможно, те же «мощи» находятся в одной из пещер Киево-Печерской лавры.
АЛЕША ПОПОВИЧ
У Алеши Поповича был исторический прототип — Александр Попович, ростовский герой начала XIII века, участник сражения между ростово-суздальскими и новгородскими войсками на реке Липице (1216 год). Летописи, составлявшиеся в разное время, отразили эволюцию этого героя из местного «храбра» в общерусского киевского богатыря: вместе с другими воинами он гибнет в битве на реке Калке (1223 год); затем Александр Попович отнесен в более раннее время, он — богатырь Владимира Мономаха, воюет с половцами (конец XI — начало XII в.) и, наконец, еще раньше, действует против печенегов при Владимире Святославовиче (конец X–начало XI века).
1) Алеша Попович и Тугарин.
Единственная сравнительно широко известная былина, где Алеша Попович выступает в роли главного защитника Киева, освобождает его от врага. Как воин-богатырь в других былинах Алеша — на подсобных ролях и далеко не всегда проявляет себя истинным героем. Алеша не силен, но напуском смел — так говорил о нем Илья Муромец. И в этой былине Алеша побеждает не столько силой, сколько хитростью.
Былинного Тугарина ученые сближают с Тугорканом – половецким ханом XI века, находившимся в родственных отношениях с князьями и не раз бывавшим в Киеве. В 1096 году при Владимире Мономахе Тугоркан разорил окрестности Киева, но его войско было разбито и сам он убит. В данном варианте былины, когда Алеша Попович идет на поединок с Тугарином, ему встречается некий братец названый Гурьюшко. От него Алеша получает «поршни кабан-зверя», «шолон земли Греческой» и шалыгу подорожную.
2) Алеша Попович и Илья Муромец.
Современный исследователь былин С. Н. Азбелев предполагает, что в начальной части произведения нашел отражение факт, попавший в летопись под 1224 годом: «Александр Попович после смерти ростовского князя, которому он служил, созвал других храбров, и они постановили больше не служить враждующим между собой местным князьям, приняв решение: «служить единому великому князю – князю киевскому». Отъезд богатырей в Киев знаменовал торжество общерусского самосознания во времена феодальной раздробленности».
Увидеть отголоски какого-либо
конкретного исторического
3) Неудавшаяся женитьба Алеши Поповича.
Сюжет о возвращении мужа на свадьбу своей жены, известный в фольклоре многих народов, прикрепился к популярным героям русского эпоса. «Бабий пересмешник» Алеша Попович (как он иногда характеризуется в былинах) подошел для роли неудавшегося жениха. Князь Владимир оказался в неприглядной роли сводника. Предполагается, что первоначально образ Алеши был целиком положительный. Иронически-насмешливое отношение к попам (см. сказки о попах) постепенно делало и Алешу, как сына попа, объектом насмешек.
Жалоба Добрыни на свою
судьбу в начале былины оправданнее
в тех вариантах, где богатыря,
только что женившегося, князь Владимир
на многие годы отправляет на заставу
либо дает другое поручение. Все же
следует признать, что суровая
доля богатырей — постоянно
Список литературы:
Песни, собранные П.Н. Рыбниковым. М., 1909. Т.1. Стр. LXIX-LXX.
Былины. Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ф. М. Селиванова. М., 1988. Стр. 11-12.
В. Ковпик, А. Калугина. Былины. Исторические песни. Баллады. (Серия Библиотека Всемироной литературы). М., 2008. Стр. 11-12.
«Песни, собранные П. В. Киреевским»; 1–4 выпуски, Москва, 1860—1862
«Древние российские стихотворения», К. Данилов, Москва, издательство «АН СССР», 1958
«Песни,
собранные П. Н. Рыбниковым», 2-e
издание, издательство «
«Онежские былины», А. Ф. Гильфердинг, издательство «Лексика», 4-e издание, Москва, 1949—1951
«Русские былины старой и новой записи», под ред. Н.С. Тихонравова и В. Ф. Миллера, Москва, 1894
Информация о работе Былины - русские народные эпические песни