Внеклассное чтение по литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 14:56, реферат

Краткое описание

Внеклассное чтение — одно из важных направлений в работе учителя-словесника. В методике преподавания литературы прочно утвердилось положение о том, что уроки литературы, связанные с внеклассным чтением, активнее содействуют развитию читательской самостоятельности учащихся, формированию их читательских интересов, стимулируют внеклассное чтение, которое, в свою очередь, является опорой школьного курса.
Уроки внеклассного чтения давно вошли в практику преподавания литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ.docx

— 80.43 Кб (Скачать файл)

«Начиная  с IV класса, в нашей школе стали  довольно-таки интересно проходить  уроки внеклассного чтения. Почти  всегда на них приглашалась наша библиотекарь, которая приносила с собой  книги. На этих уроках устраивались викторины  по фантастике, историческим книгам и  т.д. В VII классе я стал много читать, читал даже собрания сочинений... Потом  меня заинтересовала современная зарубежная литература, и тут была полностью  потеряна связь между моими читательскими  интересами и уроками».

Некоторое снижение интереса к урокам внеклассного чтения в 70-80-е гг. во многом объяснялось  их излишним регламентированием. Массовая школьная практика почти не выходила за рамки списков литературы, помещенных в программе и ставших фактически обязательными. Беседы по современной  советской литературе в старших  классах, хотя их и называли иногда уроками внеклассного чтения, были обычными уроками по программе, материалы  которых включались в экзаменационные  билеты.

Заметное оживление  уроков внеклассного чтения наблюдалось  в конце 80-х гг., когда в средних  классах были введены дополнительные часы на обсуждение книг, самостоятельно прочитанных учащимися. Появилась  возможность проводить целые  циклы уроков внеклассного чтения. Шире стали использоваться на уроках приемы внеклассной работы (игры, викторины, кроссворды, концерты, спектакли, конкурсы и т.д.). Вышедшие в последние годы многочисленные хрестоматии, специально предназначенные для внеклассного чтения, во многом облегчили работу учителя-словесника. В старших классах  на уроки пришла так называемая «возвращенная  литература», новинки современной  литературы, последние журнальные публикации (пик интереса к ним пришелся на конец 80-х и начало 90-х гг.). Выбор произведений стал более свободным. Однако основное противоречие между чуждым всякой регламентации индивидуальным чтением и обязательностью урока, заключенное в феномене урока внеклассного чтения, по-прежнему остается.

Психолог А.А. Леонтьев выделяет следующие основные направления  руководства чтением с социально-психологической  точки зрения: 1) воспитание потребности  в чтении; 2) расширение содержания чтения и направленности читательских интересов; 3) совершенствование культуры чтения; 4) организация информа- ционного потока, целевая ориентация определенного типа книги на определенную категорию читателей (Проблемы социологии и психологии чтения. — М., 1975. — С. 40). На каждом этапе литературного образования реализуются все эти направления, однако каждый этап имеет и свои специфические задачи.

В младших классах  на первом плане стоит задача воспитания любви к книге, потребности в  чтении, формирование устойчивого интереса к литературе. В.А. Сухомлинский в  своей книге «Сердце отдаю  детям» пишет: «Я видел важную воспитательную задачу в том, чтобы каждый мальчик, каждая девочка, кончая начальную школу, стремились к уединению с книгой — к раздумьям и размышлениям. Уединение — это не одиночество. Это начало самовоспитания мыслей, чувств, убеждений, взглядов. Оно возможно только при условии, когда книга входит в жизнь маленького человека как духовная потребность» (Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — Киев, 1974. — С. 206).

В средних классах, когда интенсивно расширяется круг чтения школьников, когда в их чтение вливается громадный поток «взрослой» литературы, когда складывается дифференциация читательских интересов, на первый план выдвигается задача формирования разносторонних читательских интересов, а также  совершенствование читательского  восприятия, развития художественного  вкуса.

В старших классах  особенно важной становится задача развития личностного подхода к литературному  произведению, самостоятельности эстетических оценок. Интересы старшеклассников, в  том числе и читательские, уже  сформировались. Недооценка этого факта  при планировании уроков внеклассного чтения, выборе произведений для обсуждения и форм проведения уроков может привести в результате к отчуждению между  учеником и учителем.

Обычно учителя-словесники планируют проведение уроков внеклассного чтения между отдельными темами, связывая эти уроки с изучением программного материала. Однако такая обязательная их увязка с основным курсом не всегда необходима. Достаточно «независимыми» могут быть «библиотечные уроки», обзоры новинок литературы, а также  уроки внеклассного чтения, посвященные  писателю-юбиляру или интересной журнальной публикации.

Наиболее последовательно  реализуются в школьной практике проблемно-тематические связи между уроками по основному курсу и уроками внеклассного чтения. Чаще всего учителя переносят обсуждение проблем, поднятых в произведениях, изучаемых по   программе, и на уроки внеклассного чтения. В старших классах таким образом связываются классика и современная литература, исследуются преемственность, традиции и новаторство в решении русскими писателями «вечных вопросов».

Урок внеклассного чтения по рассказам «Он живой!»  и «Зачем я убил коростеля?» В.П. Астафьева в VI классе. Ученикам представляется не только новое для многих из них  писательское имя, но и оригинальное художественное воплощение традиционной для русской литературы темы взаимоотношений  человека и природы в произведениях  современного автора. Один из основных приемов работы на уроке — сопоставление  особенностей астафьевских рассказов о природе (авторская боль за человека и природу, чувство вины, мастерство описаний, жестокость отдельных эпизодов, публицистичность, автобиографичность рассказов и т.д.) с ранее изученными и самостоятельно прочитанными школьниками произведениями.

Эпиграфом к уроку  внеклассного чтения «Образы защитников родной земли в повести Е.И. Носова «Усвятские шлемоносцы» в X классе могут стать знаменитые строки, открывающие третий том романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир»: «...и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Работа с текстом повести Е.И. Носова проводится по такому плану:

1. Как в повести  показаны ненужность, противоестественность  войны с точки зрения простого  труженика? Какие символические  образы используются при этом  автором?

2. Как в повести  развиваются традиции патриотической  темы в русской литературе?

3. Какова роль  сцены сбора мужиков у деда  Селивана в повести?

4. Какие черты  главного героя повести Касьяна  убеждают в том, что он сумеет  защитить свой дом, свою землю  от врага?

Значительно реже учитываются  учителями историко-литературные связи, кроме, пожалуй, самой распространенной «связи по автору», когда для беседы на уроке внеклассного чтения отбираются другие произведения писателя, изучаемого по программе, или книги, посвященные его жизни и творчеству. Иногда на уроках внеклассного чтения обсуждаются и произведения других авторов, близкие по времени написания, имеющие сходную творческую судьбу, созданные в русле одного литературного направления. Обращение к произведениям зарубежных писателей отчасти восполняет пробелы в литературном образовании, дает возможность выхода на проблемы взаимодействия литератур, литературных связей и влияний.

Урок внеклассного чтения «Герои произведений Ф. Шиллера» в VII классе познакомит учащихся с личностью  знаменитого немецкого поэта, оказавшего большое влияние на русскую литературу, с его балладами в переводах  В.А. Жуковского, с отдельными сценами  из его драмы «Вильгельм Телль» (рассказы о подвигах Телля, сцена с яблоком, побег Телля, финал восстания против австрийцев и др.). Разговор о героическом народном характере, начатый на уроках по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», может быть продолжен при обсуждении шиллеровской версии легенды о благородном стрелке Вильгельме Телле. Романтический герой привлекает внимание читателей этого возраста, поэтому на уроке возможно самое активное использование индивидуального читательского опыта учащихся, их впечатлений о книгах В. Скотта, Ф. Купера, В. Гюго и других писателей-романтиков.

Для урока внеклассного чтения «По страницам современной  Пушкинианы» в IX классе, который  стоит начать с краткого очерка истории  отечественной Пушкинианы, учащиеся подбирают последние сборники, посвященные  Пушкину («Друзья Пушкина», «Венок Пушкину», «России первая любовь: писатели о  Пушкине, поэты — Пушкину», «Солнце  нашей поэзии: из современной Пушкинианы», «Светлое имя Пушкин: проза, стихи  и пьесы о поэте» и др.). Этот урок-обозрение завершит чтение фрагментов из недавних публикаций Пушкинианы русского зарубежья (статьи В.В. Розанова, А.М. Ремизова, Д.С. Мережковского, В.Ф. Ходасевича, В.В. Набокова и др.).

Мало внимания уделяет  школьная практика и теоретико-литературным связям классного и внеклассного чтения. Между тем уроки внеклассного чтения могут существенно расширить представления учащихся о литературных жанрах, поэтических формах, средствах художественной изобразительности, особенностях стихотворной речи.

На уроке внеклассного чтения «Басни в стихах и прозе» в VI классе после вступительного слова  учителя «Из истории басни  как литературного жанра» заранее  подготовленные учащиеся представляют краткие биографические справки  о знаменитых баснописцах разных времен и народов: Эзопе, Федре, Ж. Лафонтене, Г.Э. Лессинге, И.И. Дмитриеве, И.А. Крылове и др., читают или инсценируют их басни. Следующий этап урока — чтение и сопоставительный анализ басен «Жук и муравей» Эзопа, «Хомяк и муравей» Лессинга, «Стрекоза и муравей» Крылова (герои, мораль, язык).

Одна из основных задач урока внеклассного чтения «Ямб в русской поэзии» в IX классе — развитие интереса к форме литера турного произведения. Опыт показывает, что обращение к вопросам теории и истории стиха на уроках может стать стимулом к самостоятельному чтению лирических произведений, а иногда и к созданию собственных стихов. Примерный план этого урока:

1. Чтение эпиграфов  к уроку (пушкинские строки  о ямбе из «Евгения Онегина»  и «Домика в Коломне») и стихотворений,  написанных ямбом.

2. Беседа о ритмико-интонационных  возможностях ямба, реализуемых  в многообразии тем и идей, настроений и образов, в произведениях  разных жанров.

3. Сообщения «Из  истории ямба» (версия о происхождении  названия, Аристотель о ямбе, спор  Тредиаковского и Ломоносова, ямб  в поэзии XIX в. и т.д.).

4. Обсуждение планов-проспектов  поэтических антологий «Ямб в  русской поэзии», подготовленных  группами учащихся: представление  антологии составителями, чтение  вступительной статьи и избранных  страниц, выступления рецензентов.

5. Выразительное  чтение стихотворений русских  поэтов, написанных ямбом (по выбору  учащихся). Представление новых поэтических  сборников («Жизнь природы там  слышна», «Как наше слово отзовется», «Я помню чудное мгновенье», «1812 год в русской поэзии и воспоминаниях  современников» и др.).

6. Чтение пародий  Козьмы Пруткова, написанных ямбом и хореем (запланированный литературный розыгрыш).

Помимо внутрипредметных связей в практике отечественной школы давно были намечены и широко используются и межпредметные связи уроков внеклассного чтения с уроками истории, географии, музыки и изобразительного искусства. Интересно проходят такие уроки, как «Зима в русской поэзии, живописи и музыке», «Исторические события и герои в романах В. Скотта», «Путешествия русских писателей», обсуждения новых книг из серий «Жизнь замечательных людей», «История Отечества», «Жизнь в искусстве» и др.

При планировании системы  уроков внеклассного чтения важно предусмотреть:

- разумное сочетание  произведений русской и зарубежной  классики и современной литературы;

- тематическое разнообразие («Проблема героя в литературе»,  «Война и мир», «Человек и природа», «Нравственные искания», «Нравственный  идеал» и т.д.);

- сочетание произведений  разных жанров (в соответствии  с реальной картиной чтения, а  также интересами самого учителя  и учащихся);

- чередование разных  видов уроков внеклассного чтения (беседа, обзор, композиция, концерт,  семинар, викторина, экскурсия,  собеседование, консультация и  т.д.) и приемов активизации читательской  самостоятельности учащихся (различного  рода групповые и индивидуальные  задания, использование других  видов искусства, межпредметных связей, технических средств обучения);

- систематичность  и последовательность в овладении  навыками работы с книгой (работа  с библиотечным каталогом, со  справочным аппаратом книги, аннотирование,  работа над отзывом, рецензией,  обзором, рефератом и т.д.).

Все изменения в  реальной читательской ситуации при  перспективном планировании учитель  вряд ли сможет учесть, поэтому система  уроков внеклассного чтения должна быть открыта для всего нового и  интересного, появляющегося в литературе. Особенно это относится к урокам внеклассного чтения в старших классах, где необходимы не только традиционные беседы по современной литературе, но и обзоры, консультации, а также  специальные часы на индивидуальные собеседования и консультации.

Основную работу по подготовке урока внеклассного чтения проводит небольшая инициативная группа из трех-четырех заинтересовавшихся темой урока ребят, которые выступают  в роли организаторов, ведущих, основных докладчиков и их оппонентов, библиографов, оформителей и т.д. Они же помогают в распределении заданий между  одноклассниками, вместе с учителем продумывают сценарий и оформление урока. 

Вопросы и задания для самостоятельной  работы

1. Проанализируйте  одну из публикаций по проблемам  социологии и психологии чтения. Какие тенденции в чтении современных  школьников отмечены в этой  публикации? Как результаты научных  исследований могут быть использованы  в практике работы учителя-словесника?

2. Познакомьтесь  с вариантами списков литературы  для внеклассного чтения, рекомендательными  указателями книг для школьников. Сопоставьте эти списки с аналогичными  списками, предлагавшимися словесниками  конца XIX — начала XX в. (В.П. Острогорским, Ц.П. Балталоном, Ю.Н. Верещагиным, Н.В. Чеховым и др.). Составьте свой вариант списка литературы для внеклассного чтения в одном из классов.

Информация о работе Внеклассное чтение по литературе