Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 14:56, реферат
Внеклассное чтение — одно из важных направлений в работе учителя-словесника. В методике преподавания литературы прочно утвердилось положение о том, что уроки литературы, связанные с внеклассным чтением, активнее содействуют развитию читательской самостоятельности учащихся, формированию их читательских интересов, стимулируют внеклассное чтение, которое, в свою очередь, является опорой школьного курса.
Уроки внеклассного чтения давно вошли в практику преподавания литературы.
«Начиная
с IV класса, в нашей школе стали
довольно-таки интересно проходить
уроки внеклассного чтения. Почти
всегда на них приглашалась наша библиотекарь,
которая приносила с собой
книги. На этих уроках устраивались викторины
по фантастике, историческим книгам и
т.д. В VII классе я стал много читать,
читал даже собрания сочинений... Потом
меня заинтересовала современная зарубежная
литература, и тут была полностью
потеряна связь между моими
Некоторое снижение
интереса к урокам внеклассного чтения
в 70-80-е гг. во многом объяснялось
их излишним регламентированием. Массовая
школьная практика почти не выходила
за рамки списков литературы, помещенных
в программе и ставших
Заметное оживление
уроков внеклассного чтения наблюдалось
в конце 80-х гг., когда в средних
классах были введены дополнительные
часы на обсуждение книг, самостоятельно
прочитанных учащимися. Появилась
возможность проводить целые
циклы уроков внеклассного чтения.
Шире стали использоваться на уроках
приемы внеклассной работы (игры, викторины,
кроссворды, концерты, спектакли, конкурсы
и т.д.). Вышедшие в последние годы
многочисленные хрестоматии, специально
предназначенные для
Психолог А.А. Леонтьев
выделяет следующие основные направления
руководства чтением с
В младших классах на первом плане стоит задача воспитания любви к книге, потребности в чтении, формирование устойчивого интереса к литературе. В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» пишет: «Я видел важную воспитательную задачу в том, чтобы каждый мальчик, каждая девочка, кончая начальную школу, стремились к уединению с книгой — к раздумьям и размышлениям. Уединение — это не одиночество. Это начало самовоспитания мыслей, чувств, убеждений, взглядов. Оно возможно только при условии, когда книга входит в жизнь маленького человека как духовная потребность» (Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — Киев, 1974. — С. 206).
В средних классах,
когда интенсивно расширяется круг
чтения школьников, когда в их чтение
вливается громадный поток «
В старших классах
особенно важной становится задача развития
личностного подхода к
Обычно учителя-словесники
планируют проведение уроков внеклассного
чтения между отдельными темами, связывая
эти уроки с изучением
Наиболее последовательно
реализуются в школьной практике проблемно-
Урок внеклассного чтения по рассказам «Он живой!» и «Зачем я убил коростеля?» В.П. Астафьева в VI классе. Ученикам представляется не только новое для многих из них писательское имя, но и оригинальное художественное воплощение традиционной для русской литературы темы взаимоотношений человека и природы в произведениях современного автора. Один из основных приемов работы на уроке — сопоставление особенностей астафьевских рассказов о природе (авторская боль за человека и природу, чувство вины, мастерство описаний, жестокость отдельных эпизодов, публицистичность, автобиографичность рассказов и т.д.) с ранее изученными и самостоятельно прочитанными школьниками произведениями.
Эпиграфом к уроку внеклассного чтения «Образы защитников родной земли в повести Е.И. Носова «Усвятские шлемоносцы» в X классе могут стать знаменитые строки, открывающие третий том романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир»: «...и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Работа с текстом повести Е.И. Носова проводится по такому плану:
1. Как в повести
показаны ненужность, противоестественность
войны с точки зрения простого
труженика? Какие
2. Как в повести
развиваются традиции
3. Какова роль сцены сбора мужиков у деда Селивана в повести?
4. Какие черты
главного героя повести
Значительно реже учитываются
учителями историко-
Урок внеклассного чтения «Герои произведений Ф. Шиллера» в VII классе познакомит учащихся с личностью знаменитого немецкого поэта, оказавшего большое влияние на русскую литературу, с его балладами в переводах В.А. Жуковского, с отдельными сценами из его драмы «Вильгельм Телль» (рассказы о подвигах Телля, сцена с яблоком, побег Телля, финал восстания против австрийцев и др.). Разговор о героическом народном характере, начатый на уроках по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», может быть продолжен при обсуждении шиллеровской версии легенды о благородном стрелке Вильгельме Телле. Романтический герой привлекает внимание читателей этого возраста, поэтому на уроке возможно самое активное использование индивидуального читательского опыта учащихся, их впечатлений о книгах В. Скотта, Ф. Купера, В. Гюго и других писателей-романтиков.
Для урока внеклассного чтения «По страницам современной Пушкинианы» в IX классе, который стоит начать с краткого очерка истории отечественной Пушкинианы, учащиеся подбирают последние сборники, посвященные Пушкину («Друзья Пушкина», «Венок Пушкину», «России первая любовь: писатели о Пушкине, поэты — Пушкину», «Солнце нашей поэзии: из современной Пушкинианы», «Светлое имя Пушкин: проза, стихи и пьесы о поэте» и др.). Этот урок-обозрение завершит чтение фрагментов из недавних публикаций Пушкинианы русского зарубежья (статьи В.В. Розанова, А.М. Ремизова, Д.С. Мережковского, В.Ф. Ходасевича, В.В. Набокова и др.).
Мало внимания уделяет
школьная практика и теоретико-литературным связя
На уроке внеклассного чтения «Басни в стихах и прозе» в VI классе после вступительного слова учителя «Из истории басни как литературного жанра» заранее подготовленные учащиеся представляют краткие биографические справки о знаменитых баснописцах разных времен и народов: Эзопе, Федре, Ж. Лафонтене, Г.Э. Лессинге, И.И. Дмитриеве, И.А. Крылове и др., читают или инсценируют их басни. Следующий этап урока — чтение и сопоставительный анализ басен «Жук и муравей» Эзопа, «Хомяк и муравей» Лессинга, «Стрекоза и муравей» Крылова (герои, мораль, язык).
Одна из основных задач урока внеклассного чтения «Ямб в русской поэзии» в IX классе — развитие интереса к форме литера турного произведения. Опыт показывает, что обращение к вопросам теории и истории стиха на уроках может стать стимулом к самостоятельному чтению лирических произведений, а иногда и к созданию собственных стихов. Примерный план этого урока:
1. Чтение эпиграфов к уроку (пушкинские строки о ямбе из «Евгения Онегина» и «Домика в Коломне») и стихотворений, написанных ямбом.
2. Беседа о ритмико-
3. Сообщения «Из
истории ямба» (версия о
4. Обсуждение планов-проспектов
поэтических антологий «Ямб в
русской поэзии»,
5. Выразительное
чтение стихотворений русских
поэтов, написанных ямбом (по выбору
учащихся). Представление новых
6. Чтение пародий Козьмы Пруткова, написанных ямбом и хореем (запланированный литературный розыгрыш).
Помимо внутрипредметных связей в практике отечественной школы давно были намечены и широко используются и межпредметные связи уроков внеклассного чтения с уроками истории, географии, музыки и изобразительного искусства. Интересно проходят такие уроки, как «Зима в русской поэзии, живописи и музыке», «Исторические события и герои в романах В. Скотта», «Путешествия русских писателей», обсуждения новых книг из серий «Жизнь замечательных людей», «История Отечества», «Жизнь в искусстве» и др.
При планировании системы уроков внеклассного чтения важно предусмотреть:
- разумное сочетание
произведений русской и
- тематическое разнообразие
(«Проблема героя в литературе»
- сочетание произведений
разных жанров (в соответствии
с реальной картиной чтения, а
также интересами самого
- чередование разных
видов уроков внеклассного
- систематичность
и последовательность в
Все изменения в реальной читательской ситуации при перспективном планировании учитель вряд ли сможет учесть, поэтому система уроков внеклассного чтения должна быть открыта для всего нового и интересного, появляющегося в литературе. Особенно это относится к урокам внеклассного чтения в старших классах, где необходимы не только традиционные беседы по современной литературе, но и обзоры, консультации, а также специальные часы на индивидуальные собеседования и консультации.
Основную работу
по подготовке урока внеклассного чтения
проводит небольшая инициативная группа
из трех-четырех
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Проанализируйте
одну из публикаций по
2. Познакомьтесь
с вариантами списков