Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 14:56, реферат
Внеклассное чтение — одно из важных направлений в работе учителя-словесника. В методике преподавания литературы прочно утвердилось положение о том, что уроки литературы, связанные с внеклассным чтением, активнее содействуют развитию читательской самостоятельности учащихся, формированию их читательских интересов, стимулируют внеклассное чтение, которое, в свою очередь, является опорой школьного курса.
Уроки внеклассного чтения давно вошли в практику преподавания литературы.
Дети отзывчивы к чужому горю и к радости, им доступны нравственные проблемы, их радуют честные люди и возмущают лживые, подлые. У детей развито воображение, они сопереживают героям художественных произведений, входят в роль при инсценировании и в пересказе. Все это нужно учитывать в организации урока.
Покажем один из возможных вариантов урока внеклассного чтения на начальном этапе на тему «Праздник сказки».
Подготовка к
уроку «Праздник сказки»
Построение урока:
1. Урок открывают
двое учащихся, одетых как герои
одной из сказок, они читают
наизусть стихотворение о
2. Дети кратко
рассказывают о сказках,
3. Беседа учителя:
небольшое эмоциональное
4. Чтение сказки учителем, например сказки «Кот, Петухи Лиса». Краткая беседа по этой сказке.
5. Чтение одной
двух сказок учащимися, по их
собственному выбору. Краткая беседа
по этим сказкам. Чтение может
быть проведено в ролях,
6. Работа над
картинками к сказкам.
7. Импровизированная сказка (по предварительному отбору). Читает сам автор сказки.
8. Просмотр выставки книг-сказок. Рекомендации учителя. Народные сказки и сказки, написанные писателями.
9. Задание на
дом: выбрать сказку и
Данный урок-праздник отличается высокой эмоциональностью, творческой направленностью всей работы, широким вовлечением всех учащихся в его подготовку и проведение, введением игровых приемов.
На начальном этапе учитель проявляет заботу о повышении познавательной активности учащихся на уроках, руководствуется этой целью в отборе методических приемов работы на уроке, в организации учебного труда учащихся.
На третьем, основном этапе обучения (II—III классы) уроки внеклассного чтения служат подведением итога прочитанного за неделю (во II классе) или за две недели (в III классе), а нередко — и за более длительный срок. В большинстве случаев па этом этапе читаемые детьми книги значительны по объему и на одном уроке прочитаны быть не могут. Следовательно, на уроке читаются лишь отрывки, проводится аналитическая работа, обобщение всего прочитанного, обсуждение и т. п. Иными словами, уроки на этом этапе носят по преимуществу обобщающий характер.
Между II и III классами, естественно, есть различия. Во II классе еще встречаются уроки такого типа, как на начальном этапе — во втором полугодии I класса. Здесь еще нередко читает учитель. В целом же II класс читает самостоятельно. На уроках больше внимания уделяется авторам — известным детским писателям. Проводятся специальные уроки знакомства с журналом «Мурзилка» и с газетой «Пионерская правда», один или два урока по составлению коллективного отзыва на книгу, прочитанную всеми учащимися и обсужденную на уроке. При планировании уроков внеклассного чтения на год предусматривается 12—15 уроков, посвященных творчеству отдельных писателей (С. Михалкова, А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, В. В. Маяковского, Е. Пермяка, Н. Носова, Джанни Родари, Г. X. Андерсена и др.); 6—7 уроков о книгах, посвященных теме революции теме Родины важнейшим событиям истории СССР и выдающимся деятелям советского народа1 («Книги о В. И. Ленине», «С днем рожденья, Родина Октября!», «Книги о Великой Отечественной войне», «Что мы читали о героях гражданской войны», «На страже Родины» и т. п.); 2—3 урока посвящаются сказкам — народным и написанным писателями( 2—3 урока — любимым книгам учащихся по их свободному выбору, 3—4 урока — книгам о природе, о животных, о лесе; о современной науке, о технике, о труде людей — 4—5 уроков; в начале года проводится урок-отчет о прочитанном за лето; 5—6 уроков посвящаются нравственным проблемам. На нескольких уроках читаются юмористические произведения.
Растет познавательная
активность второклассников на уроках.
Шире применяются такие приемы, как
обсуждение книг, творческий пересказ,
инсценировка, иллюстрирование, выразительное
чтение, взаимная рекомендация книг и
т. п.
В III классе углубляется работа по ознакомлению детей с творчеством писателей, усиливается характер обобщения. Для обсуждения рекомендуется большее количество произведений. Учащиеся также знакомятся с произведениями писателей-классиков. Количество уроков в III классе в два раза меньше, чем во II, поэтому длительность подготовки к каждому уроку возрастает до двух недель и более. Здесь каждый урок сопровождается выставкой, конкурсом, викториной, подготовкой выступлений и т. п.,; но многое выносится за рамки урока и проводится в системе внеклассной работы, по октябрятским звездочкам.
В III классе проводится урок по «Пионерской правде», может быть проведен урок по какому-либо новому журналу, например по журналу «Юный натуралист»; письмо отзыва о прочитанной книге проводится 1—2 раза в год по индивидуальным темам, в отличие от II класса (каждый учащийся пишет .о той книге, которую он выбрал).
На уроках внеклассного чтения в III классе серьезнее проводится работа с книгой (анализ ее справочного аппарата), с каталогами и картотеками.
Приведем примеры — возможные варианты уроков во II и в III классах: «Книги С. В. Михалкова для детей» во II и «Мы читаем газету «Пионерская правда» в III классе.
Подготовка к
уроку о стихах С. В. Михалкова
начинается за месяц до его проведения:
учитель рекомендует детям
Система уроков внеклассного чтения в III классе должна быть перспективна: в ней закладываются основы чтения в IV классе (отбор книг, их рекомендация, начало подготовки к тематическим урокам, которые будут проведены в IV классе, к массовым мероприятиям).
В III классе уже заметны индивидуальные склонности и интересы учащихся. Поэтому в организации внеклассного чтения все возрастающую роль играет индивидуальный подход — как в выборе книг для чтения, так и, особенно, в их анализе.
Таким образом, в
начальных классах складывается
система организации
Вопросы и задания
1. Укажите черты системы внеклассного чтения учащихся в начальных классах школы.
2 Что значит «воспитать читателя»г
Литература
1. Крупская Н. К. О детской литературе и детском чтении. М., 1954. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969.
2. Светловская Н. Н. Внеклассное чтение в I классе. М., 1973. Внеклассное чтение во II классе. М.,1974. Внеклассное чтение в III классе.
3. Куприянова К. Н., Елкина А. И., Климова Е. Г. Внеклассное чтение в начальной школе. М., 1970.
4. Берестенева А. Я. О внеклассном чтении в I—IV классах. М.,
5. Светловская Н. Н. Методика внеклассного чтения учащихся. М., 1977.
3. Какими принципами
руководствуется учитель,
4. Укажите пути
повышения познавательной
5. Определите место и роль уроков внеклассного чтения во всей его системе.
6. В чем специфика
этих уроков по сравнению с
обычными уроками чтения? Основные
требования к урокам
7. В чем специфика
уроков внеклассного чтения на
подготовительном, начальном и основном
этапах формирования
8. Разработать план урока внеклассного чтения (темы, этап, вид урока—по выбору студента)
Внеклассное чтение
— одно из важных направлений в
работе учителя-словесника. В методике
преподавания литературы прочно утвердилось
положение о том, что уроки
литературы, связанные с внеклассным
чтением, активнее содействуют развитию
читательской самостоятельности учащихся,
формированию их читательских интересов,
стимулируют внеклассное
Опыт передовых
педагогов прошлого и творчески
работающих современных учителей-
Путь отечественной методики к читателю-школьнику был долгим и неровным. Его характеризовали подъемы и спады, удачи и поражения, яркие эпизоды сотрудничества учителя и учеников и годы отчуждения.
Словесники постепенно
приходили к мысли о
Особый интерес представляет идея индивидуализации чтения, пропагандировавшаяся в начале XX в. в работах Н.А. Рубакина, писавшего о необходимости «приспособления списков рекомендуемых книг к личностям тех читателей, которым они указываются», и считавшего более важным изучение не читающей массы, а отдельных читателей (Рубакин Н.А. Избранное: В 2 т. — Т. 2. — М., 1975. — С. 67, 140).
В начале 20-х гг. популярными были социологические опросы, выявлявшие общую картину чтения в стране. Разнообразные методы изучения читателей нашли отражение в сборнике «Детское чтение: методы изучения» (1928), подготовленном под руководством Н.А. Рыбникова.
В 60-70-е гг., после
долгого затишья в изучении читателей,
был проведен целый цикл крупномасштабных
социологических исследований («Советский
читатель», «Книга и чтение в жизни
небольших городов», «Книга и чтение
в жизни советского села», «Исследование
художественных интересов современных
школьников» и др.), в которых
в значительной мере были сглажены
все острые углы. Правда, авторы последнего
исследования, приводя цифровые данные,
свидетельствующие о
Интересный материал
о читателе-школьнике
Об этом же свидетельствуют и читательские биографии выпускников школ:
«В школе читаю приключенческую литературу, фантастику, про войну. А проходим что-то в основном неинтересное. Таким образом, к VII-VIII классу художественную литературу читаю чуть реже, чем от случая к случаю».