Детерминирующие дополнения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 18:45, курсовая работа

Краткое описание

Детерминирующие дополнения являются недостаточно изученными в современном русском языке и не находят полного отражения в исследованиях ученых, чем и определяется актуальность данной работы.
Объект исследования – члены предложения в современном русском языкознании.
Предмет исследования - детерминирующие дополнения и их специфика.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе изучения специальной литературы, а также анализа собранного языкового материала описать данное синтаксическое явление и попытаться определить его сущность.

Содержание

1. Введение ……………………………………………………….... стр. 3
2. Раздел I. Из истории и теории вопроса о детерминантах ..…… стр. 4-23
3. Раздел II. Классификация детерминирующих дополений ….....стр. 24-26
4. Заключение ………………………………………………………стр.27
5. Список использованной литературы …………………………... стр.28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 118.12 Кб (Скачать файл)

Итак, существуют определенные, довольно простые правила расположения детерминирующих членов в предложении. Эти правила не совпадают с правилами расположения в структуре предложения именных ком- понентов глагольных словосочетаний со слабым управлением.

Далее Н.Ю. Шведова говорит о трансформируемости и нестранформирумости словосочетаний в предложении.

Есть два подхода к анализу структуры предложения: можно делить его на какие-то части («члены предложения») в соответствии с заранее принятой схемой и можно изучать, как оно строится. В этом последнем случае обнаруживается, что в построении предложения участвуют единицы двух уровней: во-первых, словосочетания как готовые единицы, во-вторых, объединения слов и отдельные словоформы как готовые модели частей предложения. Словосочетания могут или включаться в предложение целиком или видоизменяться в нем в зависимости от многих факторов коммуникативного характера. Объединения слов, свойственные только структуре предложения, могут внешне опираться на модель словосочетания (отличаясь от нее категориальным наполнением и характером отношений) и могут не опираться на эту модель. Детерминирующие члены, рассмотренные в статье, Н.Ю. Шведовой — принадлежность структуры предложения; они опираются на форму одного из компонентов словосочетания, но не являются таким компонентом: у них свои, «предложенческие» связи, свои возможности комбинирования и объединения друг с другом.

Разноречивость в трактовке второстепенных членов предложения отмечается В.А. Белошапковой [1] : общепризнанные положения учения о второстепенных членах предложения, по её мнению, сводились к следующему.

  1. Существует три класса второстепенных членов предложения : дополнения, определения и обстоятельства. В рамках каждого выделяются подклассы: прямые и косвенные дополнения; согласованные и несогласованные определения и преложения; разные виды обстоятельств.
  2. При выделении этих классов и подклассов используются следующие критерии: 1. Морфологиеская характеристика второстепенного члена предложения; 2. Морфологическая характеристика определяемого им члена предложения; 3. Характер синтаксической связи между ними; 4. Смысловые отношения между второстепенным членом и членом предложения, от которого он зависит.
  3. Наибольшую значимость имеет смысловой критерий.Классы второстепенных членов выделялись, по существу, на его основе, но в соотвествии с идеей единства смысловой и формальной организации предложения, смысловой признак дополнялся формальными.

Интуитивное ощущение нелогичности этого заставляло многих ученых и учителей – практиков пересматривать традиционные решения, что создавало почву для разноречивых характеристик одних и тех же ялений.

Дополение понималось как второстепенный член предложения, который : 1) передает объектные отношения,т.е. обозначает предмет , на который направлен ( прямо или косвенно ) признак, называемый определяемым дополнением членом предложения; 2) выражается формой косвенного падежа существительного; 3) в элементарном предложении зависит от сказуемого ( глагола в спрягаемой форме или прилагательного), а при осложнении предложения – от неспрягаемой формы глагола или прилагательного; 4) соединен с членом предложения, от которого он зависит, связью управления.На основе этого комплекса признаков выделялись дополнения в предложениях : Дети строят из кубиков дом; Мать довольна детьми; но наряду с такими предложениями существуют предложения типа Дети заняты постройкой из кубиков дома, в которых формы косвенных падежей существительных с объектным значением ( в нашем примере словоформы из кубиков и дома со значением материала и результата действия) управляются существительным.Отнести их к дополнениям можно уже не на основе всего комплекса признаков, характеризующих дополнение. Признак присубстантивности сближает их с определениями, по этому если считать приглагольность- приадъективность (или присказуемость) обязательным признаком дополнения, а присубстантивность- обязательным признаком определения, то такие члены предложения должны быть рассмотрены как определения. В русской науке традиционно было принято рассматривать их как дополнения.Как дополнение квалифицировался и зависимый объектный инфинитив в предложениях типа Друзья уговаривали его уехать;Врачи советовали отдохнуть. У этого члена предложения полностью отсутствуют все формальные признаки дополнения, кроме приглагольного – признака, который не рассматривался как обязательный для дополнения, о чем свидетельствует отнесение к дополнениям присубстантивных форм косвенных падежей с объектным значением. Единственным основанием для включения объектного инфинитива в класс дополнений была некоторая семантическая близость его к приглагольным формам косвенных падежей с объектным значением. Таким образом, определение традиционных границ  класса дополнений ориентировано на семантику. В этом решении проявилась тенденция придавать главное значение смысловым характеристикам второстепенных членов предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел II. Классификация детерминирующих дополнений.

Субъектные детерминанты – детерминанты которые обозначают того, кто действует, кто испытывает состояние, того, от кого исходит, кем порождается или с кем связана какая – либо ситуация. Они выражаются рядом падежных форм без предлогов и с предлогами.Субъектные детерминанты в одних случаях не взаимодействуют с другими детерминирующими формами,т.е являются единственно возможной формой для выражения субъекта в предложении данной грамматической и семантической структуры, в других случаях возможен выьор детерминанта.

  • как правило находится в начале предложения;
  • возможность перемещения детерминирующего члена из начала в конец предложения в ряде случаев является мнимой, так как тот или иной словопорядок строго связан с одной из двух форм речи – разговорной или письменной;
  • детерминанты опираются на форму одного из компонентов словосочетания, но не являются таким компонентом: у них свои, «предложенческие связи, свои возможности комбинирования и объединения друг с другом.

Например :

  1. У меня начался распад моральной личности.(М.Булгаков) ( субъектный детерминант, форма у меня имеет значение обладателя действия, тот с кем связана данная ситуация. Так же детерминант находится в начале предложения ).
  2. Быть может, ей пришла мысль, вить там гнездо. (М.Булгаков) (субъктный детерминант, форма ей пришла мысль так же имеет значение обладателя действия, является тем от кого исходит ситуация.
  3. Пилат указал вправо, рукой, не видя никаких преступников, но зная, что они там, на месте, где им нужно быть. ( субъектный детерминант, имеет возможность перемещения – им нужно быть там где ..; )

 

  1. У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу.

 

Объектные детерминанты – выражают семантический объект, т.е. тот (то) , на кого (что) направлено действие, к кому (чему) обращено отношение, эмоциональное, интеллектуальное состояние либо вся ситуация в целом.

Так же, как и субъектные детерминанты, объектные детерминанты могут либо оргнаизовываться в ряды взаимозаменяющих форм, либо не обладать способностью взаимного замещения.

Взаимозамещающиеся объектные детерминанты организуются в следующие ряды (перечень не исчерпывающий) : с кем – чем – в отношении кого – чего относительно кого – чего насчет кого – чего – касательно (устар) кого-чего; о ком- чем – насчет кого-чего – относительно кого – чего – касательно (устар) кого – чего; на что – для чего; перед кем – кого – от кого (прост); от кого – с кого (прост);кому - для кого – на кого; с кем – по отношению к кому; кому – от кого;

Примеры:

 

  1. На поэта неудержимо навалился день.(объектный детерминант; в значении - на кого ).
  2. На Ивана пахнуло влажным теплом и, при свете углей, тлеющих в колонке, он разглядел большие корыта, висящие на стене, и ванну, всю в черных страшных пятнах от сбитой эмали.(объектный детерминант; в значении – на кого ).
  3. У котов, шнырявших возле веранды, был утренний вид. (объектный детерминант; в значении на кого направлено действие ).
  4. Настроение духа у едущего было ужасно.(объектный детерминант; на кого что направлено действие – форма у едущего).
  5. У Степы оборвалось сердце, он пошатнулся.( объктный детерминант; в значении у кого направлено действие ).

Субъектно – объектные детрминты :

И редактора и поэта не столько поразило то, что нашлась в портсигаре именно «Наша марка», сколько сам портсигар.( объектный детерминант – редактора, субъектный детерминант – поэта ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Детерминирующие дополнения в современном русском языке не настолько изучены чтобы говорить о них в широком масштабе. Но благодаря трудам Н.Ю. Шведовой и другим отечественным лингвистам, мы можем выделить их конкретные признаки, классифицировать их.

Конечно, вопросу о детерминирующих дополнениях необходимо уделять больше внимания, исследовать, изучать. Это и было одной из задач работы, и автор надеется, что его работа выполнила свою задачу и станет ещё одним полезным элементом в процессе обучения русскому языку в вузе и школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Белошапкова В.А. Современный русский язык. М.: Высшая школа , 1989.
  2. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М.:1978.
  3. Русская грамматика.Т.2.Синтаксис.М.: 1980.
  4. Шведова Н.Ю. Детерминирующий объект и детерминирующие обстоятельство как самостоятельные распростронители предложения // Вопросы языкознания, 1964, №6.
  5. Шведова Н.Ю. Активные процессы в современном русском синтаксисе (словосочетание). М.:1966.

 

 

 


 



Информация о работе Детерминирующие дополнения