Драматургия С.Я. Маршака

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 17:07, контрольная работа

Краткое описание

Родился Самуил Яковлевич Маршак в 1887 г. в Воронеже, в семье мастера-химика. Детские и первые гимназические годы он провел в небольшом городе Острогожске Воронежской губернии. Рано, еще в детстве, начал писать стихи, которые печатались в дореволюционных журналах с 1904 г. На литературную деятельность Маршака и его отношение к искусству оказали решающее влияние два события. Первое из них — знакомство с известным критиком В. В. Стасовым в 1902 г. во время приезда Маршака на летние каникулы в Петербург. Второе — знакомство с Горьким в доме Стасова в 1904 г., когда Маршак уже учился в III классической Петербургской гимназии. Горячее участие в судьбе талантливого юноши принял М. Горький. Эта встреча определила очень многое во всей дальнейшей творческой судьбе поэта. В 1904—1906 гг. Маршак живет в семье Горького в Ялте, учится в ялтинской гимназии; систематически публикуются в различных периодических изданиях его произведения, лирические и фельетонные, оригинальные и переводные.

Содержание

Жизнь и творчество С.Я. Маршака……………………………. ……..3
Особенности драматургии……………………………………………..6
Анализ сказки-пьесы «12 месяцев»………………………..................15
Заключение…………………………………………………….. …….. 26
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по детской литературе.docx

— 54.58 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Уральский государственный  педагогический университет»

Институт психологии и  педагогики детства 

дошкольное отделение

 

 

 

Контрольная работа

 по детской литературе

  Тема:

«Драматургия С.Я. Маршака»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             Исполнитель: студент 3 курса

                                                              заочного обучения, группа 31

                                                                          Cтепанова Светлана Сергеевна

 

                                                      Проверил:  Томилова С.Д.        

                                                                 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург, 2012 г

План

  1. Жизнь и творчество С.Я. Маршака……………………………. ……..3
  2. Особенности драматургии……………………………………………..6
  3. Анализ сказки-пьесы «12 месяцев»………………………..................15
  4. Заключение…………………………………………………….. …….. 26

Список  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. «Любите Маршака, учитесь у него!» — эти слова, как вспоминает Л. Пантелеев, были сказаны ему А. М. Горьким еще в 20-е гг. И в самом деле С. Я Маршак (1887—1964) был мудрым другом и наставником многих поэтов, работающих в детской литературе. Его талант был многогранен, а поэтическая энергия — неиссякаема на протяжении более чем полувека творческой деятельности.

Родился Самуил Яковлевич Маршак в 1887 г. в Воронеже, в семье мастера-химика. Детские и первые гимназические годы он провел в небольшом городе Острогожске Воронежской губернии. Рано, еще в детстве, начал писать стихи, которые печатались в дореволюционных журналах с 1904 г. На литературную деятельность Маршака и его отношение к искусству оказали решающее влияние два события. Первое из них — знакомство с известным критиком В. В. Стасовым в 1902 г. во время приезда Маршака на летние каникулы в Петербург. Второе — знакомство с Горьким в доме Стасова в 1904 г., когда Маршак уже учился в III классической Петербургской гимназии. Горячее участие в судьбе талантливого юноши принял М. Горький. Эта встреча определила очень многое во всей дальнейшей творческой судьбе поэта. В 1904—1906 гг. Маршак живет в семье Горького в Ялте, учится в ялтинской гимназии; систематически публикуются в различных периодических изданиях его произведения, лирические и фельетонные, оригинальные и переводные. В 1906 г., когда Горький уезжает за границу, Маршак возвращается из Ялты в Петербург, а затем начинается его профессиональная литературная и журналистская деятельность в разных городах России. В 1912 г. он едет в Англию. Там Маршак учится в Лондонском университете, много ездит по стране, приобретая подлинные знания не только языка, но и жизни английского народа, его литературы и искусства. Летом 1914 г., незадолго до начала первой мировой войны, Маршак возвращается в Россию. До революции он продолжает печататься в различных периодических изданиях, делает переводы английских баллад.

Первые годы после революции  Маршак живет в Краснодаре, там  же начинается его работа для детей  пьесой «Летающий сундук», написанной совместно с Е. Васильевой. По этой пьесе в 1920 г. был поставлен спектакль открывшегося в Краснодаре Театра для детей. В 1921 г. Маршак возглавляет новое, необычное учреждение для детей — «Детский городок», созданное группой энтузиастов — педагогов, артистов, художников. В 1922 г. там же, в Краснодаре, была напечатана его первая детская книга — сборник пьес-сказок, написанных по мотивам устного народного творчества. В этом же году Маршак переезжает в Ленинград и работает там до конца 30-х гг., объединив вокруг себя поэтов, прозаиков, художников, так же, как и он, посвятивших свою жизнь детской литературе. Особенно много сделал Маршак как редактор журнала «Новый Робинзон».

Сразу же необходимо подчеркнуть, что  в детскую литературу Маршак пришел зрелым мастером, много лет работавшим как поэт, переводчик, журналист. У  него было свое, давно сложившееся  отношение к тому, что до революции  писалось для детей. Позже, почти в конце жизни, Маршак будет вспоминать, что к литературе дореволюционных лет, специально предназначенной для маленьких, к пестрым детским книжкам, к слащавым и назидательным изданиям он относился насмешливо и с презрением. Да и в собственные детские годы ему казались скучными и вялыми хрестоматийные стихи, даже такие, как «Золото, золото падает с неба!» (А. Майков), «Травка зеленеет, солнышко блестит» (А. Плещеев). По душе ему и его друзьям в детстве были не тягучие строчки хрестоматийных стихов, а звонкие, дразнящие ритмы детских фольклорных песен, игровых считалок и перевертышей. Наверное, эта память детства и помогла Маршаку в поисках новых путей советской детской поэзии, одним из основоположников которой он стал наряду с В. В. Маяковским и К. И. Чуковским.

В основу многих стихотворений, созданных в 20-е гг. Маршаком, положены принципы таких жанров устного народного творчества, как прибаутки, дразнилки, считалки, потешки, скороговорки. «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке», «Багаж» и «Веселые чижи» (в соавторстве с Д. Хармсом), «Мороженое», «Цирк», «Вчера и сегодня», «Пожар», «Дом, который построил Джек», «Петрушка- иностранец» — это только немногое из написанного в 20-е гг., но и названные произведения дают возможность судить об особенностях мастерства писателя и разнообразии жанров его творчества.

Тема счастливого детства в творчестве Маршака — магистральная, потому что ею объединяются основные проблемы: проблемы ребенка в коллективе, отношений детей и взрослых, природы и нравственности и др. Проходит эта тема хронологически через все годы работы С. Маршака в детской литературе.

В стихотворениях для дошкольников тема счастливого детства развивается активно и многогранно также на всем протяжении творческого пути поэта. Маленькие дети у Маршака любознательны и активны, дружелюбны и раскованны. Они увлеченно играют («Мяч», «Усатый-полосатый»), охотно участвуют в делах старших («Разноцветная книга», «Праздник леса», «Круглый год»), готовятся к большой жизни, осваивая мир («Хороший день», «Карусель», «Про гиппопотама», «Великан», «Дети нашего двора»).

В трудные годы Великой Отечественной войны не оставляет Маршак творчество для детей. «Я по-прежнему верен детям, по-прежнему и очень думаю о них. Думать о детях — это значит думать о будущем»,— пишет он в 1943 г. В этом же году Маршак создает пьесу-сказку «Двенадцать месяцев».

 

  1. В пьесах-сказках Маршака с наибольшей отчетливостью можно проследить, как и какими средствами писатель подсказывает ребенку определенные моральные выводы, не лишая свое произведение ни живости, ни свободы, ни остроты. Сказки Маршака, как и лучшие народные сказки, всегда несут важные моральные идеи, но сами эти идеи не становятся чем-то вроде аккуратных табличек, прибитых гвоздями к живому дереву, от которых дерево только чахнет и сохнет. И читатель или зритель охотно, доверчиво идет за сказочником, зная, что его не будут душить поэмою в углу и не станут читать ему скучную и плоскую мораль.

Возьмите, например, комедию "Кошкин дом". Еще в самом первом, очень  коротеньком варианте пьесы Маршак с юмором изобразил избалованную, себялюбивую тетю Кошку, в конце  концов оставшуюся одинокой, без друзей, без крова. Через двадцать пять лет, заново переписывая пьесу, Маршак усилил сатирические черты, создав образ самодовольной, праздной, пошловатой обывательницы  и ее льстивых, неверных друзей. Самодовольное  тунеядство одинаково отвратительно  Маршаку и в мистере Твистере и в свином семействе, которое  не видит ничего вокруг, кроме своего личного благополучия, своего завтрака в отеле или чана с ботвиньей  в хлеву:

Я - свинья, и ты - свинья, 
Все мы, братцы, свиньи. 
Нынче дали нам, друзья, 
Целый чан ботвиньи. 
 
Мы на лавочках сидим, 
Из лоханочек едим. 
Ай-люли, 
Ай-люли, 
Из лоханочек едим!

В шутливой образной форме раскрывает Маршак смысл своей сказки так, что  он и без пояснений становится ясен даже маленькому слушателю. Не сама кошка, а ее высокий расписной дом, ее угощенье, ее наряды и богатая обстановка возбуждают восхищение лицемерных и корыстных кошкиных гостей:

Выйдет кошка на прогулку  
Да пройдет по переулку,  
Смотрят люди, не дыша:  
- До чего же хороша! 
 
Да не так она сама,  
Как узорная тесьма!  
Как узорная тесьма,  
Золотая бахрома.  
Да не так ее тесьма,  
Как угодья и дома...

 Первоначальные варианты пьес "Кошкин дом", "Сказка про козла" и другие пьесы-сказки, предназначенные для театра "Детского городка" в Краснодаре, принадлежат к тем произведениям, с которых начиналась работа Маршака в детской литературе. Они написаны раньше "Пожара" и "Глупого мышонка". Быть может, именно эти пьесы-сказки научили Маршака занимательно строить сюжет и диалог в его первых маленьких поэмах. Недаром же в эпическом жанре он сразу оказался таким уверенным и сильным мастером. Сочиняя свои маленькие комедии, Маршак нащупывал пути к веселой, причудливой книге-игре, к тому же "Пожару". Во всяком случае, невольно приходит в голову, что стихи про пожар в пьесе "Кошкин дом", с их очень своеобразной интонацией - хотя она и опирается на знакомую всем нам народную детскую песенку - послужили подготовкой к знаменитой сказке "Пожар".

Вот строчки из пьесы:

Тили-тили-тили-бом,  
Загорелся кошкин дом... 
 
Эй, пожарная бригада!  
К дому кошки ехать надо.  
Запрягайте десять пар,  
Едем, едем на пожар!  
Поскорей, без проволочки,  
Наливайте воду в бочки!

А в одной из самых ранних кукольных  комедий Маршака - "Петрушка" - мы находим элементы "Петрушки-иностранца" и "Человека рассеянного".

Однако надо сказать, что в ранних пьесах Маршак мало заботился о строгом  следовании законам драматургии. Это  не столько пьесы, сколько сказки в лицах. Недаром же он так и  назвал их: "Сказки для чтения и  представления". В первом варианте "Теремка", например, почти не было сценической интриги, да и в других маленьких комедиях Маршака интрига  развертывалась слабее, чем, скажем, в "Двенадцати месяцах" или Горе-злосчастье". Сила его маленьких пьес - в характерах персонажей, в сочном, образном и  всегда очень поэтичном языке, где  каждое слово на счету, как это  бывает в стихах.

Но даже независимо от того, как  влиял театр Маршака на его  стихи, а позднее - поэзия на театр - бесспорно одно: у драматургии  и поэзии Маршака есть общие корни. Народная основа угадывается не только в таких стихах, как "Волга и  Вазуза", написанных по мотивам русских  народных сказок, но и в произведениях, более далеких от фольклорной  традиции. А пьесы-сказки Маршака  все без исключения прямо связаны  с народной поэзией. Из нее он постоянно  черпает образы, сюжеты, темы. Главное  же, что более всего роднит его  с фольклором, - это идейная установка. Народная сказка - создание народа-труженика. Вот почему ее любимые герои не боятся никакого труда, даже тяжелого, и в нем обретают новые силы.

Сама природа дружит в сказке с честным работящим человеком. Она для него - открытая книга. Это яснее всего видно в большой сценической сказке Маршака "Двенадцать месяцев".

  Прекрасным образцом живого, непосредственного восприятия природы могут служить стихотворные заставки Маршака, обрамляющие его пьесу. В поэзии народных заговоров и заклинаний он нашел ту стихийную магическую силу и таинственность, которыми проникнута сказка о двенадцати месяцах. Эти стихотворные заставки своим ладом и тоном напоминают то заклинание, то загадку, то простую детскую считалку. И все это причудливо переплетается между собой, придавая пьесе настоящую игровую веселость и сказочность:

Без коней, без колеса 
Едет вверх на небеса 
Солнце золотое, 
Золото литое. 
Не стучит, не гремит, 
Не копытом говорит.

Лес в "Двенадцати месяцах" не чахлый, пригородный лес - излюбленное место  дачных прогулок и увеселений, а  дикий, суровый бор, который живет  одновременно и своей реальной и  фантастической жизнью, то наглухо  запираясь стеной падающего снега  от непрошеных пришельцев, то насылая  на них метелицу-куреву, то щедро  открывая простому и трудолюбивому  человеку свои несметные богатства. Лес - со всеми его действительными  и сказочными обитателями - один из равноправных персонажей пьесы Маршака. И недаром в Японии, где пьеса  Маршака с успехом прошла на сцене  Токийского театра "Хаюдза" ("Театр  актера"), а затем с участием артистов той же труппы была экранизирована, ее хорошо знают под названием "Лес  живет".

И в других своих пьесах Маршак, как истинный сказочник, говорит  всегда в причудливой и занятной форме о радости простого, умного, доброго труда. В "Сказке про козла" всю работу в доме за двух слабых стариков берет на себя веселый, ловкий и сметливый козел, да так работает, что дед с бабой не могут им нахвалиться. В пьесе "Теремок" все симпатии автора тоже отданы дружным, трудолюбивым обитателям теремка, между тем как весь сатирический запал направлен против его недругов, трех лесных хищников - медведя, волка и лисы, которые привыкли жить разбоем и ничего другого не хотят и не умеют делать. А в самой последней пьесе-сказке Маршака "Умные вещи", над которой он продолжал работать еще за сутки до смерти, надежным союзником честного, трудолюбивого человека становятся вещи.

  Сюжет "Двенадцати месяцев" тоже побывал во многих сказках, начиная с "Золушки". Ближе всего к пьесе Маршака народное словацкое сказание о девочке, встретившей в ночь под Новый год все двенадцать месяцев разом.

К этой сказке Маршак обращался не один раз.

Сначала он по-своему рассказал про  сироту Марушку для русских детей. Это был не перевод и даже не пересказ, а какая-то пересадка иноземной, хоть и родственной нам, сказки на русскую почву. Растение привилось  и зажило своей жизнью, как это  бывало со многими сюжетами, когда  они попадали в руки настоящих  поэтов, а не ремесленников-переводчиков. Но, однако же, между сказкой "Двенадцать месяцев" и пьесой расстояние не меньшее, чем между зернышком  яблока и яблоней.

И дело не только в том, что фабула пьесы значительно сложнее и  персонажей в ней гораздо больше. По сравнению с прозаической сказкой  в пьесе появилась более глубокая и отчетливая идея, пронизывающая  все действие от начала до конца.

Многие русские писатели находили в русских народных сказках и  сюжеты, и образы, и мудрую мысль, и острый намек - "добрым молодцам урок". На реалистической основе сказочной  поэзии они легко и вольно, с  веселой свободой создавали собственные, оригинальные сказки. И Маршак в  своем творчестве стремился следовать  этой замечательной традиции русской  поэзии. Недаром в одной из статей хорошую сказку он сравнивал по ее питательности с молоком, в котором содержится в концентрированном виде все, что нужно ребенку для здоровья и роста. Есть "витамины роста" и в народной сказке о двенадцати месяцах. Поэта здесь привлек остро намеченный конфликт между праздностью и трудолюбием. Но Маршак пошел дальше, придав ему ясно ощутимую социальную окраску. Усиливая сатирическую струю, он ввел в пьесу не существующую в словацкой сказке историю маленькой королевы и ее двора, выступив одновременно - и это с самого начала было характерно для драматургии Маршака - и в качестве доброго сказочника, и поэта-сатирика.

Информация о работе Драматургия С.Я. Маршака