Е. Габова детский писатель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 00:38, контрольная работа

Краткое описание

Из возникшей проблемы определяется цель контрольной работы: Определить современный образ литературного героя – подростка и особенность его изображения в художественных произведениях Елены Габовой., а также ее творческий путь. Достижению этой цели способствует разрешение ряда задач:
Проследить жанровое своеобразие и тематику произведений Е.Габовой,
предназначенных для детского и юношеского чтения
Рассмотреть реальность изображения сюжетных коллизий.

Содержание

Введение……………………………………………………. стр 3

1 Творческий путь Е.Габовой……………………………. стр 4
2.Жанровое и сюжетное своеобразие произведений
Е.Габовой ……………………………………………… стр 8
3. Образ главного героя…………………………………… стр 15
Заключение………………………………………………… стр 19
Список использованной литературы…………………….. стр 20

Вложенные файлы: 1 файл

КОМИ ЛИТЕРАТУРА КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 502.50 Кб (Скачать файл)

 


 


                 Коми государственный педагогический институт

 

                    

                                     

                                      Контрольная работа по дисциплине

                 

                                       Детская литература Республики Коми

 

 

                      на тему:  «Е. Габова детский писатель»

 

                                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                       Выполнила студентка 3 курса

Залевская А.А... группа 6309

             Факультет ПМНО бакалавриат

 «педагогика» профиль 

«управление дош. образованием»

Проверила: Пахорукова В.В..

                                                                2012г.

 

 

 

 

 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………….    стр 3                                                                                                                                                                   

 

1 Творческий путь  Е.Габовой…………………………….     стр 4

2.Жанровое и сюжетное своеобразие  произведений 

   Е.Габовой    ………………………………………………     стр 8                                                                                                 

3. Образ главного героя……………………………………     стр 15                                                                            

Заключение…………………………………………………     стр 19

Список использованной литературы……………………..      стр 20                                                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

У литературы много задач, и все-таки главная – это постижение жизненных процессов во всей их сложности, противоречивости. Наряду с меняющейся жизнью меняется образ и литературного героя, особенно это видно в произведениях, предназначенных для детского и подросткового чтения. Если же для детей дошкольного и младшего школьного возраста написано достаточно книг, то большой дефицит в литературе испытывают подростки: с кого брать пример, кому подражать, на чьих ошибках учиться? В Республике Коми и далеко за ее пределами известно имя детской писательницы Елены Габовой. Ее произведения, в первую очередь, привлекают реальным образом героев.  Автор выступает в своих произведениях как знаток подростковой психологии, складывается ощущение, что она «пишет» своих героев с каких-то реальных людей. Герои Е.Габовой отличаются некоей «современностью», а как создается этот эффект, что лежит в основе создания образа – ответы на основе литературоведческого и критического материала найти не смогли. Из возникшей проблемы определяется цель контрольной работы: Определить  современный образ литературного героя – подростка и особенность его изображения в художественных произведениях Елены Габовой., а также ее творческий путь. Достижению этой цели способствует разрешение ряда задач:

  1. Проследить жанровое своеобразие и тематику произведений Е.Габовой,

      предназначенных для детского  и юношеского чтения

  1. Рассмотреть реальность изображения сюжетных коллизий.
  2. Соотнести характеристики художественного героя – подростка с характеристиками этого возраста с точки зрения педагогики и психологии

Исходя из задач определяется структура работы: введение, где определена цель, задачи, основная часть, состоящая : «Жанровое и сюжетное своеобразие произведений Е.Габовой», «Образ главного героя»; творческий путь Е.Габовой; заключение, где приведены выводы по всей работе; Перспектива работы очевидна: какими качествами обладает современный герой-подросток других авторов Республики Коми; чем отличается этот образ  от героя произведений русских авторов; каковы реальные отличия образа героя-подростка разных эпох – отсюда встает глобальная тема «Развитие образа герой-подросток в литературе».

 

 

 

Елена Васильевна Габова

1  Творческий путь Е.Габовой

Путь Елены Габовой наметился давно. Родилась она 7 июня 1952 года в Сыктывкаре в семье дочери известного коми писателя Н.П. Попова (Жугыля, что означает печальный, грустный – жизнь у него была такая). Закончила среднюю школу №1, а потом, в 1976 году сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК). В школе, как и многие другие, писала стихи. Так она впервые опубликовалась в 14 лет, в журнале «Пионер» (это было стихотворение «Ветер»). В 1983 году Е.В. Габова приняла участие во Всероссийском семинаре молодых писателей, проходившем в местечке Лемью под Сыктывкаром под руководством С.Залыгина, и Всесоюзном совещании молодых писателей в Москве (1984). С 1989 года она - член Союза писателей СССР, с 1992 - литературный консультант Союза писателей Коми.Е.В. Габовой присвоено звание заслуженного работника культуры Российской Федерации.

Ее пьесы-сказки «Венок тундры» и «В стране Дождевании» ставились Воркутинским театром кукол, а по книге «Гришуня на планете Лохматиков» в Сыктывкаре поставлен музыкальный спектакль. Это история о том, как смешной мальчишка-двоечник попадает на планету еще более ленивых, чем он, человечков – лохматиков. Как отмечает сама Е.В. Габова, «книжка немного дидактична, но немного дидактики для детей все-таки нужно. Тем более, что она сопряжена с фантастикой. Дети читают эту книжку, и в них это дидактическое потихоньку, ненавязчиво откладывается».

Также пробовала себя в драматургии, писала сказки для кукольных театров. В настоящее время работает литературным консультантом в Союзе писателей Республики Коми. Произведения Е. Габовой известны не только в Республики Коми и России. Ее рассказы переводились на иностранные языки: английский, немецкий, японский, украинский. В фонде Национальной детской библиотеки Республики Коми им. С.Я. Маршака хранится книга писательницы, изданная на японском языке в Токио «Несносный Антон и сыщики-девчонки». В 2002 году в Японии издана ее вторая книга «Гришуня на планете лохматиков».

В 2007 году Елена Габова признана самым читаемым писателем Коми по итогам конкурса «Жемчужина Севера», проводившегося в честь 170-летия Национальной библиотеки Коми. Свою популярность писательница не утрачивает на протяжении многих лет.

Своеобразным подтверждением тому стала Международная литературная премия Владислава Крапивина, которой Елена Васильевна удостоилась за две свои книги -сборники повестей и рассказов «Никто не видел Рыжего» и «Не вставай с левой ноги», «исповедующие доброту, совестливость и уважение к людям» (2006). По словам самой писательницы, это «рассказы и повести про подростков, про жизнь современных ребят, про любовь. Это и какие-то сложные, тупиковые ситуации…».

В 2008 году Е.В. Габова стала финалистом национальной детской премии «Заветная мечта» за книгу «Зануда Дёма» в номинации «Лучшее произведение о современной жизни детей и подростков, об их взаимоотношениях с миром взрослых».

За рассказы и повести для детей Е.В. Габова награждена Государственной премией Республики Коми в области литературы.

Произведения Елены Габовой

Гришуня на планете Лохматиков. – Коми кн. изд-во, 1983..

Невидимка в лагере. – Коми кн. изд-во, 1987.

Двойка по поведению. – М.: Мол. гвардия, 1989.

Тайкина тайна. – Коми кн. изд-во, 1991.

Вареная сосулька. – Коми кн. изд-во, 1993.

Никто не видел Рыжего. – Коми кн. изд-во, 2000.

Не вставайте с левой ноги. – Коми кн. изд-во, 2004.

Зануда Дёма. – М.: Эском, 2007.

Жизнь и фантазии Сени Ёлкина. – М.: Эском, 2007.

И отец мой и мама моя // Путеводная звезда. – 2007. - № 11.

Любовь на семи ветрах. – Сыктывкар: Анбур., 2008.

Дети древней земли. – Сыктывкар: Кола, 2008.

Повесть-сказка Е. Габовой «Гришуня на планете лохматиков» полюбилась композитору И. Блинниковой, и на сцене Республиканского Театра оперы и балета был поставлен мюзикл по этому произведению.

Е.В. Габова  - талантливая переводчица с коми языка на русский. Она перевела рассказы «Синее стеклышко» Е. Козловой, «Заячий год» Г. Юшкова, историческую повесть «Мальчик с Перми Вычегодской» В. Тимина, рассказы А. Попова.

В 1989 году Е.В. Габова принята в Союз писателей СССР. В 1999 году ей присвоено звание заслуженного работника Республики Коми.

Сегодня Е.В. Габова – автор более десяти книг для детей и подростков, изданных в Москве, Киеве, Сыктывкаре, Токио. Ее произведения переведены на английский, немецкий, украинский, финский, венгерский, норвежский, языки народов России. Две книги («Шалун Антон и сыщики-девчонки», «Гришуня на планете Лохматиков») вышли в Японии в издательстве «Gakken». Елена Габова чаще всего пишет о первой любви, о просыпающихся желаниях и о том, как порой взрослые не хотят понимать, что творится в душе подростков. Мир в ее повестях и рассказах узнаваем, романтичен, наполнен тонким психологизмом.

В 2007 году Елена Габова признана самым читаемым писателем Коми по итогам конкурса «Жемчужина Севера», проводившегося в честь 170-летия Национальной библиотеки Коми. Свою популярность писательница не утрачивает на протяжении многих лет.

Своеобразным подтверждением тому стала Международная литературная премия Владислава Крапивина, которой Елена Васильевна удостоилась за две свои книги -сборники повестей и рассказов «Никто не видел Рыжего» и «Не вставай с левой ноги», «исповедующие доброту, совестливость и уважение к людям» (2006). По словам самой писательницы, это «рассказы и повести про подростков, про жизнь современных ребят, про любовь. Это и какие-то сложные, тупиковые ситуации…».

В 2008 году Е.В. Габова стала финалистом национальной детской премии «Заветная мечта» за книгу «Зануда Дёма» в номинации «Лучшее произведение о современной жизни детей и подростков, об их взаимоотношениях с миром взрослых».

За рассказы и повести для детей Е.В. Габова награждена Государственной премией Республики Коми в области литературы.

Произведения Елены Габовой

Гришуня на планете Лохматиков. – Коми кн. изд-во, 1983..

Невидимка в лагере. – Коми кн. изд-во, 1987.

Двойка по поведению. – М.: Мол. гвардия, 1989.

Тайкина тайна. – Коми кн. изд-во, 1991.

Вареная сосулька. – Коми кн. изд-во, 1993.

Никто не видел Рыжего. – Коми кн. изд-во, 2000.

Не вставайте с левой ноги. – Коми кн. изд-во, 2004.

Зануда Дёма. – М.: Эском, 2007.

Жизнь и фантазии Сени Ёлкина. – М.: Эском, 2007.

И отец мой и мама моя // Путеводная звезда. – 2007. - № 11.

Любовь на семи ветрах. – Сыктывкар: Анбур., 2008.

Дети древней земли. – Сыктывкар: Кола, 2008.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Жанровое и сюжетное своеобразие произведений Е.Габовой

 

«Человек становится взрослым,

 когда перестает ... удивляться».

Елена Васильевна Габова не перестает удивляться каждый день и, причем таким вещам, мимо которых обычный скучный взрослый пройдет, не заметив.

Кто знает, что происходит с писателем, когда он пишет. Он удивительным образом превращается в своих персонажей, в лучик солнца и золотой листочек на осенней березе, в тревогу и счастье, в нетерпение и обиду… Говорят, без такого перевоплощения не может состояться литературное произведение. А что можно сказать о детском писателе? Он ведь пишет для детей, которые еще не могут заглянуть за горизонт, правда, в рамках этого горизонта чувствуют мир острее, любят, верят и надеются безогляднее и беспощаднее, чем взрослые. Перевоплотиться в маленьких героев, кажется, невозможно. Вспомнить свое детство? По-воспитательски проникнуть в мир окружающей детворы? Выстроить логическую схему? Или что-то еще? Пустое – все конструкции завалятся сразу же.

Елена Габова в процессе своей литературной работы научилась жить по-детски, по-детски думать, говорить, мечтать, страдать, любить…  « У меня было трудное детство, и я словно “застопорилась” в нем. Много раз замечала за собой такую причуду: во взрослых людях вижу детей», - говорит Елена Габова о себе. Она не разучилась быть ребенком, поэтому пишет свои рассказы «по-детски»: не как бы изнутри, а на самом деле изнутри… Поэтому, о чем бы не писала Е.Габова в своих повестях, рассказах, сказках и пьесах, - делает она искренне. Жизненные проблемы поднимаются писательницей и в «Тайкиной тайне»,  и в рассказе «Двойка по поведению», и в повести « Школьные годы недетские»…

А произведения эти далеко не все сказочные... Волновала писательницу давно и так называемая «школьная» тема. Тема, любимая и читаемая детьми во все времена.

«Школьные годы чудесные!»... Хорошо, если так. А если они сопровождаются незаслуженными обидами, насмешками, «бойкотами»? Да еще и учитель не пытается разобраться, а с легкой душой отдает девчонку или мальчишку на откуп того же детского коллектива. И получается: в школе не поняли, дома не помогли, приходится искать понимания... на улице. Но улица это все-таки... улица. И воспитателями на ней становятся далеко не дипломированные педагоги. Нередко ребенок бывает втянут в различные неприятные ситуации, ломается, уходит в себя, в придуманный справедливый мир, так непохожий на мир настоящий.

А если еще и в самой семье неладно? Если взрослые играют в странные игры, но делают вид, что ничего не происходит. Дети в таких семьях остро чувствуют, что привычный мир распадается, но встать однозначно на сторону мамы или папы не могут – вот и не получается, порой, истории с хорошим концом. Совсем как в жизни.

А если пришла первая любовь, но кто-то недобрый углядел, высмеял, разрушил ее? Глубокая рана бывает нанесена детям. И где в таких случаях вы – умные, всё понимающие Взрослые? Как легко вы разводите руками детские беды?...

 Да, жизнь  выкрашена не в один розовый цвет даже в детстве, вернее, прежде всего в детстве…

Так вечные проблемы детей–подростков находят свое отражение в произведениях Е. Габовой.

Книги «Гришуня на планете Лохматиков» и «Невидимки в лагере» открыли Елену Габову как писательницу, но признание ей пришло вместе с книгами «Двойка по поведению»(1989) и «Тайкина Тайна» (1990). Эти книги адресованы ребятам среднего и старшего возраста.  

Особо широкий резонанс у читателей вызвал рассказ «Двойка по поведению», опубликованный в журнале «Юность» (1984) и вскоре переведенный на английский и японский языки. 

Информация о работе Е. Габова детский писатель