Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 00:38, контрольная работа
Из возникшей проблемы определяется цель контрольной работы: Определить современный образ литературного героя – подростка и особенность его изображения в художественных произведениях Елены Габовой., а также ее творческий путь. Достижению этой цели способствует разрешение ряда задач:
Проследить жанровое своеобразие и тематику произведений Е.Габовой,
предназначенных для детского и юношеского чтения
Рассмотреть реальность изображения сюжетных коллизий.
Введение……………………………………………………. стр 3
1 Творческий путь Е.Габовой……………………………. стр 4
2.Жанровое и сюжетное своеобразие произведений
Е.Габовой ……………………………………………… стр 8
3. Образ главного героя…………………………………… стр 15
Заключение………………………………………………… стр 19
Список использованной литературы…………………….. стр 20
«Педагогическая» литература вглядывается не только в учителя, но и в ребенка, когда возраст только подробность, обстоятельство, а главное – сложная внутренняя жизнь» (….). Вот и в рассказе Елены Габовой «Двойка по поведению» духовный мир подростков воссоздан в тончайших нюансах.
Главный герой рассказа Елены Габова – Валерий Приходнов. Для школы он – «последний» двоечник, для дома - явно не «первый» (задержится, заиграется - никто его не ищет), а для себя - запутанный, незащищенный. Как такие обстоятельства влияют на формирование характера? Как в этих условиях обрести душевную цельность и доверие к жизни?
В построении сюжета рассказа велика роль детали. Например, однажды в своей тетради по алгебре Валерий увидел «четверку». «В тот день Приходнов подбирал все бумажки с пола, относил их в урну, вытирал добровольно доску и никого не задирал. А назавтра пришел в чистой, хоть и очень мятой рубашке», хотя «месяцами он носил одну и ту же темную рубашку, которую менял после того, как учительница писала его матери записку». Этот эпизод, эта чистая, но мятая рубашка имеют психологический подтекст: герой неоднозначен, его преждевременно отнесли к безнадежным, и он, как может пытается доказать это, увидев за «четверкой» нечто большее, чем оценку – в него поверили!
Еще, в порыве гнева и ревности он обидел Таню, узнав от нее, что она якобы “любит” Вовку Соловьева, и заодно учинил расправу над ним самим, велев ему поцеловать Таню. Узнав об этом, учительница «поставила ему очередную двойку по поведению и вздохнула: если бы двойка смогла помочь Приходнову понять всю жестокость своего поступка». Это еще раз показывает, что оценка – это не отметка для Приходнова, а единственный метод воспитания.
Одна из особенностей рассказа в том, что все происходящее с мальчишкой дано сквозь призму детского восприятия. Одноклассники давно усвоили, что Валерий словно «бездомная собака». Та частица его жизни, которая связана с Таней (в эту девочку он влюблен), показывает, что в нем соседствуют и жестокость, и нежность, т.е. не всегда поступки, поведение человека отражают его духовность, внутренние качества.
Мальчишка сорвался: ревнуя Таню, он учинил над ней расправу. Упиваясь своей силой, он не подозревает потерю человечности в себе. Автор не оправдывает мальчишку, он предлагает задуматься над истоками поступка подростка: «Ему хотелось плакать. Он понял, что все кончено. Теперь Таня не будит дружить с ним. Приходнов никогда не плакал. Ему было стыдно плакать. Злые слезы катились из узких глаз. Он не вытирал их. Пусть прохожие думают, что это звездочки снега тают на лице слезами. Да и прохожих-то нет. Никого рядом нет. Саня Муравченко заболел. Да разве он нужен Валерке? Как на улице темно… И не видно совсем, что он плачет».
И на самом деле, Риту в рассказе …, да и не только ее, окружает сложная, такая противоречивая жизнь.
У многих из них несчастные семьи, они с детства видят те пороки нашего общества, которые, конечно же, не были присущи ему изначально:
Пьянство – это порок, это грех, поэтому не зря оно наказуемо: хотя отец у Риты человек неплохой – «у него золотые руки»- она все же ненавидит его «Пусть бы хоть весь золотой был, он мне не нужен. Я бы вообще всех пьяниц уничтожила, потому что у их детей нет нормального детства. Как не было его у нас с сестрой.
Каждый вечер мы с Оксанкой ждали, каким придет с работы отец. Если трезвый, дома – праздник. Он шутил с мамой, катал нас верхом, и квартира становилась самым счастливым местом на свете.
Но чаще он приходил пьяный. Тогда мы себя вели смирно, чтобы не подавать повода для скандала. Но папочка все равно находил его: мы, прижавшись друг к другу, к ужасом слушали как ругались родители … Приезжала милиция, отца увозили. Утром мы с сестрой топали в школу с красными глазами. Целый день нам хотелось спать. А еще хотелось, чтоб у нас не было папы, КАК ЭТОГО ХОТЕЛОСЬ!». Рита была уже взрослая, поэтому прекрасно понимала все поступки отца: что он «пропивает свою зарплату, потом клянчит деньги у мамы, а потом начинает уносить из дома вещи книги…», т.е. это порождает и финансовые проблемы, из-за которых мама должна одна кормить всю свою семью и пьяницу-мужа, а дочь лишается возможности увидеть столицу. За все это она отцом его называть не может. Но все же он человек, а главное ОТЕЦ, который по-своему, но любит своих детей: «нас отец никогда плохим словом не назвал. Ни разу пальцем не тронул». А день Ритиного рождения он всегда дарит ей цветы, «очень красивые», и только тогда Рита с трудом выдавливает: «Спасибо, папа».
Такие конфликтные ситуации проверяют на прочность неокрепшие, еще детские души, заставляя их взрослеть и видеть свою ответственность за жизнь, за изменение ее к лучшему…
Но проблемы окружают подростков не только в семье, но и в школе. Школа – это второй дом ученика, его вторая жизнь, в которой случаются и горести и радости, и ссоры и примирения, и даже первая любовь…
В классе Риты есть небольшие группировки, но, слава Богу, они незначительные и складываются в основном среди девчонок: Лизы, Иры и Нади. Если одной из них кто-то не понравился, то сразу же вся «группировка» объявляет этому человеку «бойкот». Но это неправильно, т. к. ведут себя прямо как дети: «Не играй с ней, или я с тобой играть не буду», - такие вот правила и отношения.
«Нет повести
печальнее на свете, чем…» - да, эти
слова целиком и полностью
можно посвятить и нашей повести.
Здесь описывается
Очень грустно, что любовь слепая и даже иногда невзаимная, а все только потому, что дети, точнее подростки, влюбляются только во внешность человека, а не во внутренний мир человека, а узнав его, они сильно обманываются.
Так Алька в рассказе …., влюбившись в самого красивого парня школы - Вадима Елина - в нем очень быстро разочаровалась: «Не могу я с ним, у него на уме одни тряпки, представь. Говорит: давай тебе кроссовки адидасовские кипим… Да зачем мне Адидас этот, тем более по блату, с базы какой-то. Да и музыку он не любит. Только включу – выключает. Немодная ты, говорит, и музыка у тебя такая же – допотопная. Надо тебя перевоспитывать. И имя ему мое не нравится».
А пример слепой любви ярко виден в отношениях Маши, первой красавицы класса, и Вадима Елина: «Если бы не твоя красота, я бы с тобой дня не проходил. Мне с тобой ходить лестно – все ребята завидуют». Да еще заключил с ней договор, мол «давай не сердиться. Если я увижу тебя с другим парнем, а ты меня - с другой девчонкой». И Маша ревела, но терпела это!!! А рассталась она с ним, только когда узнала, что помимо нее он встречается с какой-то гимнасткой.
А самые же нормальные отношения, правда, получились дружескими, сложились у Риты и Лени, который был в нее тайно влюблен. Проблематика произведений более детально представлена в приложении 4.
Мы бы упрощали, если бы все талантливое в прозе Елены Габовой выводили бы прямиком из жизни. Нет, этому автору присуще и чисто художническое умение преображать действительность – «сочинять». Елена Габова очень любит детей, в ней и самой есть что-то детское. Раньше (до книги «Двойка по поведению») она писала детские сказки, рассказы, рассчитанные на дошкольный и младший школьный возраст. Ей вообще, как я заметила, интересно следить за взрослением человека, за тем, как сам себя строит и, может, чуть-чуть придумывает.
Стиль ее прозы иной раз напоминает дневник. В какие-то жизненные моменты нужна исповедальность, доверительность, незакрепощенность. В дневниковом жанре, в частности, написана повесть Елены Габовой «Школьные годы недетские». В ней она дала волю и своей девичьей фантазии, и рационально-современному анализу взаимоотношений одноклассников, и романтическим чувствам дружества.
Хорошо, что школьное товарищество в повести складывается постепенно, а не сразу, с налета. Хорошо, что ребята думают и размышляют по-современному, хорошо, что ссорятся, остаются небезразличными к жизни. Хорошо, что сталкиваются разные характеры, проявляются таланты.
Плохо, что уже произошло расслоение школьников на потребителей и «вещистов». Плохо, что многие семьи разваливаются прямо на глазах. Плохо, что в школе, как и во всей нашей жизни, немало формализма и начетничества.
Но повесть Елены Габовой не просто констатирует все эти «плохо» и «хорошо», но и пытается научить отличать их. Автор занимает действенную позицию на стороне добра и справедливости, совести и правды.
Своеобычен и фон повествования Елены Габовой. Действие ее повестей и рассказов происходит в городе, но оно связано незримыми нитями с чудесной северной природой. Она описана скупо, но весьма достоверно. И хотя события, происходящие в повести и рассказах, совершаются «далеко от Москвы», но мы не чувствуем жалкой провинциальности, даже наоборот, - российская глубинка привлекает нас, в ее неспешности чувствуется основательность, вдумчивость.
Писательница показывает, что мир сложен и непредсказуем, но в своей основе он предрасположен к добру и в этом его красота. Она проистекает от красоты людей, в первую очередь, молодых людей, вступающих в жизнь и живущих предчувствием справедливости, правды, добра. Мир должен быть добр к тем, кто только вступает в жизнь. Идея добра – главная идея книг Елены Габовой, которая утверждается ею через изображение противоречий, конфликтов, которые ранят людей, особенно юных. Несовершенство мира не в людях, а вовне их, оттого Е. Габова показывает в основном добрых, отзывчивых, остро-чувствующих людей, людей-подростков…
. Писательница любит
детей, хорошо знает детскую
2. Образ главного героя
. Подростковый возраст (отрочество)
– это пора достижений, стремительного
наращивания знаний, умений, становления
нравственности и открытию «Я»,
обретения новой социальной
С этими проблемами попробуем разобраться и в повести Е.Габовой «Школьные годы недетские».
В центре ее произведения – ребята, которые остро чувствуют несовершенство мира. Первая любовь, несправедливость взрослых, непонимание родных – с одной стороны, и стремление разобраться в себе, в своем собственном мире – с другой, - вот что определяет особенности душевного мира героинь Е.Габовой.
В центре повествований Елены Габовой всегда стоит личность неординарная, и отнюдь не вознесенная над всеми. (Особенность персонажей можно подробнее посмотреть в приложении 3). Так, в повести «Школьные годы недетские» таковым персонажем является Рита Игнатова, талантливая девушка, живущая в небольшом северном городке. Ей как и другим героиням Габовой, присущ взрывчатый характер, она явно не из тихонь «Я сама виновата, грублю на каждом шагу, не слушаюсь». Как и Таня Коданева из рассказа «Двойка по поведению», или строптивая Алена Новикова – рассказ «Лишняя Новикова». Этих девчат многое роднит, но самое важное, что в них угадываются характеры интересные и самобытные. Они еще воспринимают мир несколько упрощенно, их максимализм не знает границ, но они свято верят в добро и в верное чувство товарищества. Это действительно молодые герои, наши современники, не придуманные, не высосанные из пальца, что на мой взгляд, самое важное в произведениях Е.Габовой.