Е. Габова детский писатель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 00:38, контрольная работа

Краткое описание

Из возникшей проблемы определяется цель контрольной работы: Определить современный образ литературного героя – подростка и особенность его изображения в художественных произведениях Елены Габовой., а также ее творческий путь. Достижению этой цели способствует разрешение ряда задач:
Проследить жанровое своеобразие и тематику произведений Е.Габовой,
предназначенных для детского и юношеского чтения
Рассмотреть реальность изображения сюжетных коллизий.

Содержание

Введение……………………………………………………. стр 3

1 Творческий путь Е.Габовой……………………………. стр 4
2.Жанровое и сюжетное своеобразие произведений
Е.Габовой ……………………………………………… стр 8
3. Образ главного героя…………………………………… стр 15
Заключение………………………………………………… стр 19
Список использованной литературы…………………….. стр 20

Вложенные файлы: 1 файл

КОМИ ЛИТЕРАТУРА КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 502.50 Кб (Скачать файл)

   Главной героиней  повести «Школьные годы недетские», как еже упоминалось, является  Рита Игнатова, школьница 9-10-х  классов. Эта личность отнюдь неординарная, полная сил и энергии, и что  самое главное – наделенная большим талантом.

   По развитию сюжета  мы наблюдаем ее взросление: с  той «пацанки» «… я вот выглядела  настоящим парнем, девчонки сказали», которой мы ее увидели на  первых страницах произведения, до формирования ее как девушки  «и новых платьев у меня раз и обчелся. Но с выпускным мама уж расстаралась – на выпускном вечере многие ребята приглашали меня танцевать. Но я всем отказала, кроме Лени», т. е. все те проблемы, с которыми она столкнулась, все те обстоятельства жизни, все ее удачи и неудачи – все это повлияло на нее, научило жизни…

   Хоть первая любовь  не вечна, она все равно всю  жизнь живет в нашем сердце, это первое чувство не может  пройти бесследно…

   Но почему же  в нас влюбляются? Да потому, что  в каждом из нас есть изюминка, своя неповтириминка… в каждом из нас спрятано «сокровище» - талант. И талантом не обделены герои и этой повести.

   Главная героиня  Рита, школьница, которая  учится  на тройки и четверки, открыла  в себе талант писательницы. Она  сочиняла па ходу стихи, писала  отличные сочинения и рассказы, которые даже потом печатали в местной газете. А раскрылся или появился у нее талант по простой причине – она любила урок и учительницу литературы и очень любила читать. Вот такие простые вещи являются ключом к успеху.

      Подростки любят спорить, где проявляется их кругозор, например, о летающих тарелках, они приводили такие доводы:

-   В Индии есть  железная колонна, установленная  еще в то время, когда люди  не знали железа.

-   В Южной Америке, в пустыне Наска – таинственные  огромные знаки, видимые только с неба – ориентиры для летающих аппаратов, не иначе.

-   А наскальные  рисунки людей в скафандрах  – это доказательство того, что  доисторические художники изобразили  пришельцев с других миров.

       Чтобы  показать особенности их духовного мира Е. Габова говорит об увлечениях и пристрастиях ребят. Ее герои любят поэзию (Рита) - Пушкина, Толстого и особенно музыку (Алька) – Паганини, Моцарта, слушают записи скрипачей Леонида Когана, Давида и Игоря Ойстраха, Валерия Климова.

      Герои – подростки живут реальной жизнью, их характеры соответствуют современному психолого-педагогическому понятию «подросток». Это действительно молодые герои, наши современники, не придуманные, не высосанные из пальца, что на мой взгляд, самое важное в произведениях Е.Габовой.

 

Соотнесение подростка с литературным образом Е.Габовой.     

Психолого-педагогический образ

Образ литературного героя Е.Габовой

Герой

10 лет. Это золотой возраст, когда ребенок уравновешен, легко воспринимает жизнь, доверчив, ровен с родителями, мало заботиться о внешности.

«Гришуня па планете Лохматиков». Он пока еще не заботится о себе, а живет детской фантазией, которая его уводит из серой жизни школьных буден.

Мальчик

11 лет. В этом возрасте начинается перестройка организма, ребенок становится импульсивным, появляется негативизм, частая смена настроения, ссоры со сверстниками, бунт против родителей.

«Двойка по поведению». Происходит взросление  - из хулигана превращается в уравновешенного подростка, возрастает интерес к представителям противоположного пола - к девочкам.

 «Лишняя Новикова».У подростка  появляется первая любовь=> начинается  беспокоится и заботится о  своей внешности, замечает недостатки, критично относится к себе.

Мальчик

12 лет. Такая «турбулентность» частично проходит, отношение к миру становится более позитивным, растет автономия подростка от семьи и одновременно - влияние сверстников. Главные черты: разумность, терпимость и  юмор; подросток охотно проявляет инициативу, начинает заботиться о внешности и интересоваться представителями противоположного пола.

13 лет. Ведущее свойство этого возраста – обращение внутрь, подросток становится более интровертированным; он склонен к уходу в себя, самокритичен и чувствителен к критике; начинает интересоваться психологией, критически относится к родителям, становится более избирательным в дружбе, преобладают также частые перепады настроения.

«Лишняя Новикова». У подростка трудности в семье (появление нового мужа и ее матери) => она замыкается в себе, уходит в себя. Можно отметить уход за своей внешностью.

Девочка

14 лет. Подросток энергичен, общителен, возрастает его уверенность в себе, а также интерес к другим людям и различиям между ними; он очарован словом личность, любит обсуждать и сравнивать себя с другими, активно идентифицируется с героями кино и литературы.

«Не вставайте с левой ноги». Девочки, учась в гимназии и живя вместе в одной комнате, дополняют друг друга, формируя личность,  а некоторые делают это читая лит. произведения -  начинается поиск себя

Девочки

15 лет. Быстро нарастают индивидуальные различия – рост духа независимости, который делает отношения подростка в семье и школе более напряженными, жажда свободы от внешнего контроля сочетается с ростом самоконтроля и началом сознательного самовоспитания. Это повышает ранимость подростка и его восприимчивость к вредным влияниям.

«Школьные годы недетские». Идет познание себя, реализование себя в качестве писательницы, становление личности. Трудности в семье накладывают отпечаток – недоверие, малая общительность родителей и детей. В кругу одноклассников – расслоение, образование группировок, проверка друзей.

Девочка

16 лет. Наступает равновесие: мятежность уступает место жизнерадостности, значительно увеличивается внутренняя самостоятельность, эмоциональная уравновешенность, общительность, устремленность в будущее.


 

 

 

 

Разделение жанров литературы и проблематики в творчестве Е.Габовой

 

                                            

 

  В творчестве Е.В. Габовой  наблюдается преобладание рассказов  над повестями. Такое разнообразие возникает потому, что Е.В Габова, во-первых, - писательница, которая пишет для детей, подростков, которые  в этом возрасте предают предпочтение небольшим произведениям, потому что их легче понимать, читать и улавливать их суть.

Да, и самой писательнице проще доносить до молодых читателей смысл своих произведений в таких небольших объемах, который знакомит  и учит  в то же время детей жизни, способствует формированию их как личностей.

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы

Повесть «Школьные годы недетские»

Рассказ «Письмо»

Рассказ «Двойка по поведению»

Рассказ «Лишняя Новикова»

Рассказ «Кое-что о телепатии»

Первая любовь

 

 

 

 

Взаимоотношения родителей и детей

 

   

 

 

Настоящих друзей

 
   

Обретения своего счастья

     

Стремление к фантастике

       



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

   Проанализировав  художественные произведения Е.Габовой, соотнеся их с психолого-педагогической  литературой по подростковому  возрасту, можно сделать следующие  выводы:

  1. Идея добра – главная идея книг Елены Габовой, которая утверждается ею через изображение противоречий, конфликтов, которые ранят людей, особенно юных.
  2. Повести Елены Габовой не просто констатируют все эти «плохо» и «хорошо», но и пытаются научить отличать их. Автор занимает действенную позицию на стороне добра и справедливости, совести и правды.
  3. Действие ее повестей и рассказов происходит в городе, но оно связано незримыми нитями с чудесной северной природой, - российская глубинка привлекает нас, в ее неспешности чувствуется основательность, вдумчивость.
  4. Стиль ее прозы иной раз напоминает дневник.
  5. В основе сюжетов произведений Е Габовой заложен психолого-педагогический подтекст.
  6. В построении сюжета рассказов велика роль детали.
  7. В произведениях, кроме «детских» проблем (первая любовь, дружба, взаимоотношения и др.), ярко рисуются и социальные проблемы современного общества (беспризорность, неполные семьи, воспитание в интернате и др.)
  8. Жанровое своеобразие небогато, это: рассказ и повесть – где четко очерчены композиционные части.
  9. Произведения несут в себе не только духовную функцию, но и служат практическим материалом для воспитания подростков
  10. Не всегда поступки, поведение человека отражают его духовность, внутренние качества.
  11. Герои – подростки живут реальной жизнью, их характеры соответствуют современному психолого-педагогическому понятию «подросток».
  12. Часто в судьбе ребенка важную роль играют не родители, а посторонние люди, например воспитатель.
  13. Несовершенство мира не в людях, а вовне их, оттого Е. Габова показывает в основном добрых, отзывчивых, остро-чувствующих людей, людей-подростков.  

 

 

 

 

Использованная литература.

  1. Биобиблиографический словарь – справочник.  Сыктывкар, Коми книжное издательство, 2000.  с. 33-34
  2. Габова Е.В. Не вставайте с левой ноги: Повести, рассказы.  Сыктывкар, Коми книжное издательство, 2004. 240 с.
  3. Габова Е.В. Никто не видел Рыжего: Повести, рассказы.  Сыктывкар, Коми книжное издательство, 2000. 224 с.

 

  1. Краткий словарь литературоведческих терминов: Кн. для учащихся/ Сост. Л И Тимофеев, С. В. Тураев. 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1985. 208 с, ил.
  2. Энциклопедический словарь школьника. Коми литература/Сост. В.Н. Демин, Н.В. Головина.  Сыктывкар, 1995.  368 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          

 

 

 

 

 

 

шпоры

 

3.3.2. Публика— «кратковременное собрание людей для совместного времяпровождения в связи с каким-то зрелищем». Публика отличается от толпы. Часто публика является заранее планируемым и относительно структурированным собранием людей.

Публика бывает собранной (собравшейся) и несобранной. Собранную в одном месте публику Я.Щепаньский предлагает называть аудиторией, а не собранную, не объединенную публику, установки и стремления которой все же поляризованы в одном направлении, — поляризованной массой.

Собранная (собравшаяся) публика — это объединения людей, ожидающих сходные переживания или интересующихся одним и тем же предметом. Основой обособления публики будет выступать общий интерес или поляризация установок вокруг одного и того же предмета или намерения..

Т. Но так как публика остается массовым собранием людей, то в ней продолжают действовать законы массы. В публике могут возникнут психические явления, свойственные толпе: общее эмоциональное напряжение, утрачивание рефлексивности, ощущение единства и солидарности. Поэтому порой даже незначительный инцидент легко может превратить некоторые виды публики в агрессивную или экспрессивную толпу. Например, во время спортивных зрелищ часто аморфная публика превращается в неуправляемую, терроризирующую толпу, устраивающую беспорядки и вандализм (драки, битье стекол и др.).

Собравшаяся (собранная) публика, в свою очередь, бывает случайно собравшейся и преднамеренно собравшейся.Последняя выступает в двух разных видах: публика, собравшаяся отдыхать, развлечься (например, в кино, театре, цирке и т.д.), и публика, собравшаяся для получения информации (например, на лекции, собрании, выставке и т.д.). Обычно публику в замкнутых помещениях называют аудиторией (например, в лекционных залах).

3.3.3. Аудитория

 «совокупность лиц, являющихся  адресатом общего для всех  ее членов средства массовой  коммуникации при минимальном или даже вовсе отсутствующем взаимодействии их друг с другом». Таким образом, аудитория может представлять собой как агрегацию (например, публика в театре), так и совокупность изолированных индивидов (например, телевизионная аудитория, аудитория той или иной газеты). Выделяются различные типы аудиторий, например, реальная и потенциальная, целевая и нецелевая, регулярная и нерегулярная и т.д.

Информация о работе Е. Габова детский писатель