Исследовательская работа на уроках русского языка и литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 18:36, реферат

Краткое описание

Выходом из этой проблемной ситуации может стать организация учебно-воспитательного процесса на основе исследовательской деятельности школьников. Для успешного существования природа наделила человека способностью к исследовательскому поведению. По мнению доктора педагогических наук Александра Ильича Савенкова, в современном стремительно меняющемся мире развитое исследовательское поведение рассматривается уже не как узкоспециальная деятельность, требующаяся для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме и компетентности в любой сфере деятельности. И даже шире – как стиль жизни современного человека. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.

Содержание

Введение. Роль исследовательской деятельности в современной школе. – Стр. 3-6
Методика организации исследовательской деятельности учащихся по русскому языку и литературе. – Стр.7- 27
Цель и задачи исследовательской деятельности.
Этапы выполнения исследовательской работы.
Как готовиться к уроку-исследованию.
Критерии выполнения исследовательской работы.
Виды исследовательских работ по русскому языку и литературе.
Методические приёмы, задания исследовательского характера.
Заключение. – Стр.28
Использованная литература. – Стр.29

Вложенные файлы: 1 файл

Исследовательская работа на уроках русского языка и литературы..doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

Социально – ориентированные

  • «Поклонимся великим тем годам» , литературно-музыкальная композиция, посвящённая ВОВ.
  • «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – мать».
  • «Мои года – моё богатство»

В зависимости от объекта исследования ученические работы по литературе можно разделить на следующие виды:

1. Работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов и т.п. Например: “Судьба женщины-матери в произведениях В.Г.Распутина”, “Мысль семейная в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"”.

2. Работы, в которых разрешение  поставленной проблемы осуществляется  на основе сравнения двух или  нескольких произведений. Проблемы  могут носить различный характер - теоретико-литературный, мировоззренческий, эстетический, культурологический. Например, “Традиции Ф.М.Достоевского в произведениях В.Г.Распутина”, “Пиковая Дама: временное и вечное” (на основе произведений А.С.Пушкина и Л.Е.Улицкой), “Образ "маленького человека" в русской литературе”, “Традиции сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина в философской сказке Ф.А.Искандера "Кролики и удавы"”, “Мотив сна в русской литературе ХІХ века”.

3. Работы, предполагающие  интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики, приучающие  учащихся видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методологические подходы к анализу явлений искусства и жизни. Например: “Конфликт поколений в произведениях русских писателей ХІХ-ХХ веков”, “"Говорящие фамилии" героев комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”, “Особенности моды в литературном быте пушкинской поры”, “Сленг в молодёжных журналах”, “Роль личности в истории» (на примере одного или нескольких произведений».

 4. Работы, посвященные изучению жизни и творчества писателей, чьи судьбы связаны с историей города, области. Учащиеся могут на основе анализа произведений, изучения эпистолярной и мемуарной литературы, критических статей создать нравственно-психологический портрет писателя, отразив свое восприятие его личности в форме художественно-публицистического очерка. Например: «Художественный мир повести Кузьмина «Паруса, изоранные в клочья», «Образ лейтенанта Ильина, героя Чесменской битвы в истории и литературе». « Тема природы в лирике поэтов Тверской земли 20 века».

Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст. Приобретенный мной за годы опыт руководства исследовательской деятельностью учащихся в области литературы позволил выработать ее алгоритм.

Прежде всего после определения проблемы и объекта исследования необходимо организовать работу учащихся непосредственно с текстом. На занятиях актуализировать знания учащихся о методах анализа произведения, о том, как выбор метода связан с поставленной задачей, как фиксировать результаты наблюдений и т.п., а затем организовать индивидуальные консультации по каждой теме. Только после того, как будет накоплен и проанализирован необходимый материал, сформулированы самостоятельные выводы, можно предложить старшекласснику поработать в библиотеке, найти имеющиеся критические статьи, монографии по изучаемой проблеме, вместе с руководителем определить, какие из них следует прочитать, законспектировать, из каких сделать выписки. Поскольку непременной частью работы должен стать обзор (анализ) прочитанного, руководителю нужно научить старшеклассников это делать. Здесь поможет использование таких видов заданий (на уроках литературы и в процессе исследовательской работы): рецензирование критических статей, составление конспектов, тезисных планов, аннотаций, творческие работы, предполагающие сравнение разных подходов к анализу одного и того же произведения.

Следующий этап — повторное обращение к анализу текста и переосмысление его результатов с учетом новых знаний, полученных в процессе освоения научной литературы по проблеме. Именно такая последовательность работы над темой способствует появлению мотивированного интереса к истории вопроса, к суждениям других исследователей, позволяет учащимся определить собственную позицию, избежать зависимости от готовых выводов. Будущие студенты таким образом не только учатся быть самостоятельными, но усваивают нормы научной этики, получают возможность корректно оценить степень новизны своего исследования, приобретают опыт уважительного отношения к работам ученых.

В учебно-исследовательской работе по русскому языку используются лингвистические методы исследования:

·        словообразовательный анализ;

·        семантический анализ;

·        стилистический анализ;

·        описательный метод – описание фактов, предметов, явлений;

·        лингвистический анализ художественного текста – выявление и объяснение использованных в художественном тексте языковых фактов в их значении и употреблении;

·        сравнительно-исторический метод – выявление неповторимого своеобразия языка в сравнении с другими, обнаружение родственных языков, установление места языка в языковых группах и семьях;

·        экспериментальный метод – наблюдение и различные виды анкетирования.

Второй этап – подготовка и проведение исследования:

1.сбор материала;

2. обработка полученного  материала;

3. формулирование выводов.

Третий этап – оформление исследовательской работы.

1. написание основной  части работы, её введения и  заключения:

·        определение построения работы (титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, библиографический список, приложение);

·         выбор стиля и языка исследования;

·        написание выводов;

·        составление заключения.

2. составление списка  литературы;

3. составление списка  иллюстраций;

4. составление приложений;

5. оформление титульного  листа.

Четвёртый этап – защита работы.

Переходя от этапа к этапу, школьник учится:

1) работать с первоисточниками;

2) наблюдать явления, факты;

3) объяснять их, сопоставлять, видеть противоречие;

4) составлять и решать  задачу; 

5) формулировать гипотезу;

6) разрабатывать и проводить  эксперимент;

7) обобщать материал и представлять его в виде текста.

     Ученик овладевает этими умениями, более или менее самостоятельно выполняя исследовательскую работу.

Выделяют три уровня самостоятельности: операционный, тактический, стратегический. На операционном уровне ученик выполняет отдельные технологические операции, не понимая целостного смысла работы. Тактический уровень требует умения ориентироваться в изменяющейся обстановке, рационально выстраивать действия в их последовательности и планировать их, пользоваться необходимой литературой. На  стратегическом уровне ученик умеет самостоятельно определять место и цели собственной деятельности, обладает творческой активностью, умением анализировать процесс и результат деятельности.

 Очевидно, что на всех  этапах работы нужно стремиться к высокому уровню самостоятельности и творческой активности. Однако это труднодостижимая цель.

Хотя результаты учебно-исследовательской деятельности не всегда имеют какую-либо научную ценность, обучающее значение такой работы несомненно: приобретены общие исследовательские навыки (формулирование цели, гипотезы, задач, подготовки и проведения эксперимента, опыт обработки полученных данных, формулирование выводов, создание текста исследовательской работы). Главная цель учебно-исследовательской работы – образовательная: научить активному универсальному способу получения знаний и развить личность в процессе обучения.

1. Психологическая целесообразность

Современные психологи утверждают, что с творческим потенциалом рождаются все дети, но по мере их взросления и развития многие из них теряют заложенные природой способности. Лишь единицы сохраняют свой талант. Почему это происходит?

        Главная причина в том, что окружающие ребёнка люди никак не поддерживают его склонности, не стараются их развить, подчас просто не видят в собственном ребёнке ничего «особенного». Поэтому многие дети даже не подозревают о своих способностях, а если и догадываются, то не знают, как их развивать.

Поэтому одной из главных задач воспитателя и учителя нужно считать умение видеть и  развивать творческий потенциал ребёнка, заложенный в нём природой.

Конечно же, нужна педагогическая поддержка.  Нужно начать с того, что разработать  определённую технологию взаимодействия с одарённым ребёнком. Нужно создать такую развивающую среду, которая бы адекватно реагировала на все притязания  ребёнка, позволяла бы ему делать свой выбор учебной деятельности и совершать поступки, удовлетворяющие его познавательную активность. Преподавание школьных предметов должно быть направлено на активизацию и стимуляцию процессов осмысленного учения. И к учителю в данном случае предъявляется следующее требование – создать благоприятные условия для этого процесса.

Естественно, этим процессом нужно управлять. Познавательную активность ребёнка нужно направлять и обязательно соотносить её с результатами учебной деятельности, чтобы корректировать индивидуальный познавательный маршрут ребёнка. Результатом этого процесса должно стать гармоническое развитие личности ребёнка.

        Методические приёмы, задания исследовательского характера.

Признаками высоких способностей учащихся являются познавательная активность, развитая память, внимание, логичность и нестандартность мышления, самостоятельность в работе. Именно их развитие и формирование - основа моей преподавательской деятельности.

На первом этапе работы – 5 – 7 классы – одной из главных целей, наряду с овладением предметом «русский язык», для меня стало выявление способностей учащихся и их дальнейшее развитие. На этом этапе активно использую самые разные педагогические технологии в зависимости от уровня знаний учащихся, от их умений и навыков, от их психологического состояния.

Развитию критического мышления учащихся способствует такая форма работы на уроке, как редактирование (такая работа в силу своей сложности и ответственности используется в большей степени в в 7 – 9 классах). И её  тоже можно положить в копилку проблемной технологии. На этом этапе можно использовать такие виды заданий: Прочитайте указанные стихотворения С.А. Есенина, выделите ключевые образы. Какие средства выразительности кажутся вам наиболее яркими, образными. На чём основана индивидуальность творческого стиля автора. Класс целесообразно разделить на группы, задания определить дифференцированно.

При личностно ориентированном обучении интересны будут задания, направленные на развитие творческого мышления, памяти, внимания (такие задания востребованы учащимися на всех ступенях обучения).  Данные качества развивают всевозможные творческие работы, задания, связанные с лексикой.

От отдельных заданий я делаю переход к целым урокам, способствующим развитию творческого и интеллектуального потенциала школьников. .

Обращаю внимание на тот факт, что на одном уроке могут использоваться фрагментарно различные педагогические технологии –  игровая,  поисковая,  проблемная,  личностно ориентированная – для того, чтобы развивать и индивидуальность учащихся, и творческий потенциал, и, самое главное, интеллект.

Таким образом, и нестандартные задания, и нестандартные уроки способствуют развитию в учащихся вкуса к предмету «русский язык», сознательного отношения к нему, желания проникнуть в его «внепрограммные» тайны. Так у школьника появляется желание заняться исследовательской деятельностью.

Вот так вот ненавязчиво мы приблизились к главному -  к исследовательской работе как способу развития интеллектуального потенциала учащихся. На учебных занятиях в силу экономии времени можно проводить лишь мини-исследования. В качестве примера предлагаю урок русского языка в 8 классе по теме «Виды обстоятельств» (по учебному комплексу В.В.Бабайцевой). На этом уроке для объяснения нового материала использовалось мини-исследование. Так, совместно с учащимися была выдвинута гипотеза, учащимися был проведён самостоятельный анализ языкового материала, ими были сделаны самостоятельные выводы по теме. Учитель на таком уроке выступает в качестве координатора процесса познания. А у учеников есть возможность почувствовать себя первооткрывателями. При таком психологическом настрое учебный материал усваивается очень хорошо. Об этом свидетельствуют  первичное закрепление и контроль на самом занятии (все учащиеся за урок получили только «хорошо» и «отлично»), а также последующие занятия по теме. Вот вам прямое доказательство того, что исследовательская деятельность (даже если она ставит перед собой цель (с точки зрения науки) лишь овладеть различными способами получения знаний) активизирует и стимулирует процессы осмысленного учения на уроках русского языка у всех учащихся, независимо от их интеллектуального уровня.

Такие же мини-исследования можно предлагать продвинутым ученикам в качестве самостоятельной работы на уроке и дома. Заниматься же серьёзной исследовательской работой можно лишь во внеурочное время. Но нужно помнить, что исследовательскую деятельность предваряет большая предварительная работа:

Информация о работе Исследовательская работа на уроках русского языка и литературы