Исследовательская работа на уроках русского языка и литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 18:36, реферат

Краткое описание

Выходом из этой проблемной ситуации может стать организация учебно-воспитательного процесса на основе исследовательской деятельности школьников. Для успешного существования природа наделила человека способностью к исследовательскому поведению. По мнению доктора педагогических наук Александра Ильича Савенкова, в современном стремительно меняющемся мире развитое исследовательское поведение рассматривается уже не как узкоспециальная деятельность, требующаяся для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме и компетентности в любой сфере деятельности. И даже шире – как стиль жизни современного человека. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.

Содержание

Введение. Роль исследовательской деятельности в современной школе. – Стр. 3-6
Методика организации исследовательской деятельности учащихся по русскому языку и литературе. – Стр.7- 27
Цель и задачи исследовательской деятельности.
Этапы выполнения исследовательской работы.
Как готовиться к уроку-исследованию.
Критерии выполнения исследовательской работы.
Виды исследовательских работ по русскому языку и литературе.
Методические приёмы, задания исследовательского характера.
Заключение. – Стр.28
Использованная литература. – Стр.29

Вложенные файлы: 1 файл

Исследовательская работа на уроках русского языка и литературы..doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

·        письменные и устные задания, вопросы, помогающие выявить уровень владения знаниями и умениями по русскому языку, способности и интересы учащихся;

·        обсуждение лингвистических работ,

·        выполнение упражнений, моделирующих исследование;

·         выполнение заданий и задач на систематизацию теоретических знаний о языке, заданий, нацеливающих учащихся на самостоятельный подбор языкового материала.

Такая работа осуществляется на уроках русского языка и во внеклассной работе по русскому языку в 5 - 8 классах.

Работа над творческим и интеллектуальным потенциалом учащихся продолжается и на элективных курсах при предпрофильном и профильном обучении, в 9 – 11 классах. Элективные курсы дают возможность учащимся глубже изучать школьные предметы, определиться в дальнейшем в выборе профессии.

Элективные курсы по русскому языку дают возможность учащимся по-новому взглянуть на привычный школьный предмет и соответственно проявить себя с новой стороны.

Я использую исследовательскую деятельность как индивидуальную форму работы с одарёнными учащимися лишь третий год, но могу уже сделать однозначный вывод: детям нравится заниматься исследовательской деятельностью. Эта деятельность, действительно, развивает учащихся всесторонне. Мы совместно выбираем актуальную тему для исследования, разрабатываем план работы, ребёнок много работает самостоятельно, подбирая нужный материал, выдвигаем гипотезу, ищем на неё ответы, спорим. В итоге создаётся научно (учебно)-исследовательская работа, за которую мы оба испытываем гордость, но ребёнок в большей степени, безусловно.

Большую трудность школьники обычно испытывают при оформлении результатов проведенной работы и подготовке доклада. На этом этапе научный руководитель оказывает помощь в структурировании материала, в формулировании основных положений, в выборе формы выступления, которая не всегда должна иметь академический характер. Оригинальная композиция доклада, эмоциональность и убежденность, умение выразительно прочитать отрывок из анализируемого произведения, свободное владение необходимыми понятиями и готовность ответить на заданные вопросы — все это несомненные достоинства, которые нужно учитывать, оценивая исследовательскую работу старшеклассника.

Очевидно, что характер решения исследовательских задач зависит не только от качества знаний, умений и навыков по литературе, имеющихся у ученика, но и от уровня его общего развития. Чем глубже и шире жизненный и читательский опыт, тем больше сторон открывается старшекласснику в художественном тексте. Чем лучше развито эмоциональное восприятие, языковое чутье, творческое мышление, тем интереснее интерпретации прочитанного. Поэтому, сотрудничая с учеником в процессе выполнения работы по литературе, необходимо уделять самое пристальное внимание развитию этих качеств, помня о том, что в литературоведении равно важны и уверенное владение знаниями, и богатство личности исследователя. Таким образом, руководство самостоятельной деятельностью старшеклассника — сложная, педагогически продуманная система творческого общения, в процессе которого обсуждается прочитанное, формулируется тема работы, цели и основные проблемы, требующие рассмотрения, пути анализа текста. Руководитель помогает найти нужную литературу, консультирует, организует предварительное обсуждение доклада в группе.

Такая серьёзная работа на уроках русского языка и литературы воспринимается старшеклассниками не только как средство подготовки к поступлению в вуз, но и как внутренняя потребность, как важнейшее условие саморазвития и самоутверждения. Важнейшее значение придается формированию коммуникативных умений, без которых осуществление исследования и его последующая защита на конференции невозможны. Ценно то, что и вне уроков ученики включаются в формы общения, способствующие развитию речевой активности, вербального интеллекта, необходимого будущему студенту.

В своей практической работе я применяю следующие методы активизации познавательной деятельности:

1. Работа над сквозными  сюжетами в русской литературе (тема «маленького человека», тема  семьи и дома, тема живой и  мёртвой души и т.д.). На основе  параллельного воспроизведения  материала учащиеся приходят  к серьёзным обобщениям по предложенным проблемам.

2. Разнообразие жанров  уроков: 
- творческие проекты. Тема: «Литературные места Тверского края. Виртуальная экскурсия в Берново». Форма работы: групповое составление коллажей с последующей защитой проекта. 
- ролевые игры. Тема: «Суд над Костылиным». Форма работы: судебное заседание с исполнением учениками ролей центральных персонажей, сторон обвинения, защиты, свидетелей. 
- уроки – литературно-музыкальные композиции. (Составляются уч-ся самостоятельно с разделением ролей: подбор литературного материала, биографических сведений, музыкального сопровождения, оформление урока иллюстрациями).

3. Словарная работа. 
-составление тематических словарей на основе творчества поэта, писателя. Традиционно это уроки по изучению стиля Лескова, Гоголя, Маяковского. Зачастую происходит интеграция смежных дисциплин. На уроке русского языка по теме «Подготовка к ГИА. Речеведческий анализ текста» ученица выполняла исследовательскую работу следующего плана: Она должна была найти во всех возможных словарях и справочниках выражение «эолова арфа», которое является ключевым для понимания текста. Сравнить традиционное толкование с тем смыслом, который вкладывает в это понятие В.А. Жуковский в балладе «Эолова арфа». В данном случае процесс исследования проходил довольно интересно. Ученица 9 класса Веребчан Н. получила дополнительный опыт работы со справочной литературой, научилась добывать материал из разных источников, сравнивать, сопоставлять, делать выводы. При этом, безусловно, расширяется кругозор школьников, повышается уровень самостоятельности.

Продуктивно использование мини-исследований, которые активизируют мыслительную деятельность учащихся, реализуют творческий потенциал каждого ребёнка. Такие исследования занимают небольшое количество учебного времени (максимум - 15 минут, если они носят характер контрольной работы); они могут быть как индивидуальными, так и проводиться группами учащихся.

Например, при изучении творчества С. А. Есенина, разрабатывая урок «Судьба поэта. Глубокое чувство родной природы», на завершающем этапе урока планирую мини-исследование. Предлагаю два варианта.

1-й вариант:

Составить палитру есенинской цветописи стихотворений:

«Гой ты, Русь моя родная...», «Не бродить, не мять в кустах багряных...»,

«Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха...», «Разбуди меня завтра рано...», «Пантократор» (гл. 4), «О красном вечере задумалась дорога...»,

«Осень», «Вот оно, глупое счастье...», «Закружилась листва золотая»,

«По-осеннему кычет сова...», «3аметался пожар голубой...», «Мне грустно на тебя смотреть», «Я покинул родимый дом.. », «Я последний поэт деревни... ».

Перед выполнением даётся рекомендация: достаточно рассмотреть 7 стихотворений (на выбор); ход исследования представить словесно или графически; работу завершить выводом.

2-й вариант:

Исследовать, какую роль в стихах Есенина игpает образ дерева.

Рассмотреть 4-5 стихотворений:

«3елёная причёска...», «Я покинул родимый дом...», «Хорошо под осеннюю свежесть...», «По-осеннему кычет сова...», «Клён ты мой опавший, клён заледенелый...», «Сестре Шуре» («Ты запой мне ту песню...»), «Этой грусти теперь не рассыпать...», «Певущий зов».

Рекомендация: исследование можно проводить в двух направлениях: определить частотность наименований деревьев (какие деревья чаще всего упоминаются, почему?) или выделить семантическую и стилистическую роль образа дерева. Сделать выводы.

4. Работа над выразительным  чтением. 
- логическое ударение на ключевые слова. Исследователи ставят цель – выразительное чтение произведения. Выдвигают гипотезу: как следует читать, с какой интонацией, в каком тоне. На каких словах необходимо акцентировать внимание слушателя. Почему. Эта работа, конечно же, начинается с

Определения темы и проблемы текста, поиска изобразительно-выразительных средств, которые использовал автор. Как итог – ответ: на что нацелены все перечисленные средства изобразительности. Целесообразно организовать работу в группах, чтобы в конце урока были элементы концерта, этап рефлексии, на котором ребята сами подвели бы итог: у кого получилось лучше, кто подошёл ближе к реализации авторского замысла. Важно правильно расставить акценты: мы сравниваем, как у нас получалось чтение до анализа и после, показывая естественный рост каждой группы.

5. Выразительный пересказ. 
- позволяет охватить большой объем текста в сжатом виде.

6. Работа над датами. 
- с кем из современников мог дружить писатель, где, в каких журналах печатался, в каких событиях общественной жизни участвовал, какие проблемы своего времени поднял в творчестве.

7. Работа с краеведческим материалом. В соответствии со стандартами второго поколения выпускник школы должен осознавать судьбу Родины, как свою собственную. Это результат, к которому стремится педагоги. В этом плане проводится постоянная работа по патриотическому воспитанию. В 5-7 классах мы на уроках развития речи пишем сочинения по теме. Учащиеся собирают богатый исследовательский материал по истории своего края, своей семьи, знакомятся с героическим прошлым, извлекают  уроки мудрости, человечности. Так, казалось бы, самая традиционная форма работы – сочинение, приобретает черты исследования, становится значимой и интересной. А как приятно прочитать свои размышления в районной газете, почувствовать себя корреспондентом!

В последнее время проводится огромное количество различных конкурсов. Мы приняли участие в 7 Международном конкурсе «Звёзды в защиту животных». Рассказ Белякова В., ученика 6 класса, был отмечен дипломом номинанта. Мальчику пришлось выполнить собственное исследование: познакомиться с повадками птиц, почитать научно-популярную литературу о синицах. Ученица 9 класса собрала и обобщила большой материал по истории родной деревни.

Уроки творческого исследования имеют  свободную форму проведения. Они являются более гибкими по форме, структуре и более разнообразными по конечному результату. Поэтому уроки данного типа наиболее часто используются учителями. Например, в форме творческого исследования провожу один из уроков по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Тема: «Образы- двойники Раскольникова». Главная задача урока - исследовать проблему «Роль вульгарных двойников Раскольникова в развитии идеи романа». Учитель может организовать эту работу как персональную и самостоятельную, дать конкретные задания по вариантам или предложить выбрать персонаж самим учащимся.

Можно выбрать другой путь решения проблемы - организовать работу в группах. На подготовительном этапе работы, которая рассчитана на один урок, даю рекомендации по логике развития исследования:

- составить цитатную характеристику  героя;

- отметить различие и сходство между ним и Раскольниковым;

- предложить своё понимание  смысла их противопоставления.

После завершения исследования учащиеся отчитываются о проделанной работе и коллективно вырабатывают вывод-решение проблемы, поставленной на мотивационном этапе урока.

Исследовательскую деятельность можно организовывать на всех этапах урока и на этапе подготовки к уроку при выполнении опережающего задания. Домашние задания подобного типа вызывают подлинный интерес к изучаемому материалу, стимулируют дополнительное чтение, подготавливают к более глубокому и осмысленному восприятию произведения, интересному решению проблемы.

Исследование как один из приёмов организации опережающего задания может быть использовано на разных этапах изучения литературного произведения, определённой темы. Например, при работе над романом И. С. Тургенева «Отцы и дети», готовясь к уроку «Любовь в жизни героев романа», даю опережающее задание: текстуально исследовать проблему «Роль любви в жизни

- Базарова;

- Павла Петровича;

- Николая Петровича;

- Аркадия;

- Одинцовой».

Результаты исследований, которые проводятся группами учащихся, реализуются в ходе урока.

Заканчивая изучение романа, провожу с ребятами обобщающее занятие «Базаров - лицо трагическое». К уроку даю опережающее задание (по группам): текстуально исследовать следующие проблемы:

- «Дружба в жизни Базарова»;

- «Отношение Базарова  к родителям».

Группе сильных учащихся предлагается изучить статьи Писарева, Антоновича о романе «Отцы и дети» и, пользуясь методом стилистического эксперимента, определить авторское решение названных проблем.

Как видим, подобные исследовательские задания не только становятся определённой программой работы над темой на уроке, но и позволяют осуществить индивидуальный подход к учащимся, организовать работу над разноуровневыми заданиями в группах.

    Пробудить интерес  учащихся к исследовательской  деятельности можно средствами  уроков русского языка. При этом  урок может быть подчинен полностью  исследовательской деятельности  или содержать ее элементы, исследование под руководством учителя может заниматься весь класс или отдельные ученики, а  также задания такого характера можно планировать как на уроке, так и в качестве домашней работы.

    Урок – исследование  по теме «Понятие об обособлении»  в восьмом классе начался с проблемной задачи. Ребятам нужно было доказать следующее заключение: «В устной речи наиболее важные по смыслу второстепенные члены произносятся с наиболее выраженной интонацией и на письме выделяются запятыми». В ходе выполнения ряда поисковых, исследовательских заданий ученики обращали внимание на важность смысловой информации, синтаксическую роль причастных и деепричастных оборотов, уточняющих членов предложения, интонацию предложения и отмечали эти особенности в картах – исследованиях.

    В конце урока ребята узнали, что такое обособление, какие члены предложения могут быть обособленными, научились находить и конструировать предложения с обособлением.

     Можно привлекать  к выполнению заданий исследовательского  характера не весь класс, а отдельных учеников, в помощь которым выдается карточка с текстом и подробным планом действия. Например, при изучении темы «Сложноподчиненные предложения» карточка имела следующие содержание заданий:

Информация о работе Исследовательская работа на уроках русского языка и литературы