Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 22:22, курсовая работа
В литературе США XX века Драйзер остался по-своему непревзойденным художником социальной жизни. Он достиг обобщений настолько глубоких и важных, что невозможно представить себе последующее движение американской прозы без его опыта. Сила Драйзера- в способности видения жизни, национальной действительности и умения воспроизвести в художественных образах основные черты общественного бытия Америки.
"Трилогия желания" является одним из сильнейших романов писателя, наиболее точно раскрывающий сущность капиталистических отношений. В ней особенно ярко проявилось его дарование писателя - обличителя язв капитализма.
Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теодор Драйзер в контексте американской литературы…................7
Глава 2. Губительная сила капитализма и моральные устои деловой Америки рубежа 19-20 веков………………………………………………………….…...16
2.1. Роль социального фона и историческая значимость романа.
2.2. Капитализм, как социальный недуг, поражающий Фрэнка Каупервуда
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………………………...24
Первый роман
трилогии "Финансист" является
романом биографией, в котором
центральное место занимает
Словом, Фрэнк был
симпатичным и здоровым
Наблюдая, как отец - помощник
кассира в банке, считает
Однако почтение
к золоту не уживается с
почтением к честности, и
В результате такого воспитания Фрэнк в тринадцать лет, отвечая на вопрос, что его интересует, заявляет: "Деньги". Его родные прочат ему блестящую карьеру. Дядя с гордостью говорит матери Фрэнка о ее тринадцатилетнем сыне: "Похоже, Нэнси, что у тебя растет настоящий финансист. Он смотрит на вещи, как настоящий делец".(17)
В четырнадцать лет Фрэнк Каупервуд впервые пускается в коммерческую авантюру - покупает по дешевке семь ящиков мыла и перепродает их по значительно более высокой цене. Новые операции следует одна за другой: малолетний делец собирает подписку на журнал для юношества; работает агентом по распространению нового типа коньков; соблазняет окрестных мальчишек объединиться для закупки к лету соломенных шляп по оптовой цене. Живому и любознательному мальчику прививаются торгашеские взгляды. Ему внушают почтение не к человеку, а к золоту. Его заставляют поверить, что деньги и определяют смысл жизни. Так протекает детство Фрэнка.
Совершая свое открытие мира, Фрэнк усваивает обычаи мира финансовых тузов. Его прирожденная способность, его талант, которые могли бы принести пользу обществу, обращается не на созидательную работу, а подчиняется страсти к наживе и обогащению. Драйзер подчеркивает в образе Каупервуда противоречивость: данные ему от природы привлекательные черты - внешнее обаяние и силу воли, смекалку и наблюдательность - и восприныте им от общества повадки стяжательства, которые по мере его приобщения к миру бизнеса становятся главным определяющим качеством в его характере. И если Каупервуд делается преступником, то происходит это совсем не потому, что он злодей от рождения, а потому что преступником его делает само приобщение к миру биржевиков, финансистов, капиталистов.
Нельзя быть
финансистом и не быть
Работая в банкирском доме "Тай и Ко", Каупервуд узнает о спекуляциях, в которых замешаны все чиновники города и штата. "В Филадельфии действовала целая шайка: в дело входили мэр города, несколько членов муниципалитета, казначей, начальник полиции, уполномоченный по общественным работам и другие чиновники,- пишет Драйзер, - их девиз был "рука руку моет". Вначале такая "деятельность" внушала Каупервуду брезгливое чувство, но многие из них разбогатели на его глазах, и никого это, по-видимому, не тревожило. Газеты вечно трубили о гражданском долге и патриотической гордости, но о подобных проделках не упоминали не словом. А люди, их совершавшие, оставались у власти и пользовались всеобщим уважением"(70). И Каупервуд через некоторое время сам, сознательно, без всяких угрызений совести идет на участие в подобных аферах, а вместо брезгливого отношения к подобным жульничествам возникает чувство удовлетворения по поводу успешного их проведения. Драйзер тонко показывает, как быстро отбрасывает Каупервуд понятия честности и законности, втягиваясь в мир биржевых спекуляций.
Однако деньги для Каупервуда, не являются самоцелью. Он не страдет манией накопительства, его манит властьи и сила, которые оно дает. "О том, чтобы сколотить капитал бережливостью, Фрэнк и не помышлял. Он чуть не с детства проникся убеждением, что куда приятнее тратить деньги не считая и что этой возможности он так или иначе добьется."(24)
Основной девиз Каупервуда - "Мои желания прежде всего"(149). И добившись осуществления этого девиза, он убеждается, что "все затруднения разрешает сила, умственная и физическая. Ведь вот промышленные и финансовые магнаты могут же поступать – и поступают – в сей жизни, как им заблагорассудится!"(148). Ради этой цели он бросается в море финансовых махинаций и сделок, стремиться стать финансовым магнатом и становится им.
Писатель анализует неуемные страсти своего героя. "Каупервуд от рождения был прежде всего рассудочным эгоистом"(147),- отмечает Драйзер. И обогащается он благодаря своей ловкости и изворотливости. "Каупервуд отнюдь не был наделен из ряда вон выходящим интеллектом. У него был достаточно изощренный ум, с которым – как это часто бывает у людей практического склада – сочеталось неуемное стремление к личному преуспеянию. Этот ум, подобно мощному прожектору, бросал свои ослепительные лучи в темные закоулки жизни, но ему не хватало объективности, чтобы исследовать подлинные глубины мрака."(485) Писатель отмечает ограниченность и узость кругозора Каупервуда при кажущемся гигантском размахе его деятельности, поверхность познания им жизни. В Каупервуде воплощены черты, как говорил впоследствии Драйзер, преступного индивидуализма.
Каупервуд наделен всеми отрицательными качествами американского капиталиста, но только ими. Каупервуда не интересовали книги, зато, как отмечает Драйзер, "жизнь, картины, деревья, физическая близость любимой женщины властвовали над ним, несмотря на уже захватывавшие его сложные финансовые комбинации. Богатой, радостной, полной жизни – вот чего он жаждал всем своим существом."(68) Женщины и живопись наряду с деньгами также были предметом страсти Каупервуда.
В увлечении живописью
Драйзер видит проявление
Как мы видим Драйзер обнажает хищническую природу Каупервуда и его интеллектуальную опустошённость, но в то же время любуется этим спекулянтом: Драйзера привлекает этот смелый финансовый гигант.
Хищническая природа Каупервуда отражается и в собственническом отношении к женщинам. Любовные интриги Каупервуда мало соответствуют традиционным представлениям о любви, но являют собой смесь сексуального вожделения, эстетического любования и собственнического стремления «обладать». Естественно, что «любовь» Каупервуда недолговечна, и возлюбленным его несть числа. "В своих суждениях о женщинах Каупервуд руководствовался больше чувством, чем разумом. Стремясь добиться богатства, престижа и влияния, он, конечно придавал большое значение представительности женщины, ее положению в обществе и всему прочему. Некрасивые женщины никогда не привлекали его." В любовных похождениях Каупервуда находит свое выражение прежде всего тот же эгоизм и то же презрение к обществу, что и в его деловых махинациях. К приглянувшейся ему женщине Каупервуд относится так, как будто речь идет о покупке или продаже очередной партии акций.Во всяком случае, он время от времени предлагает читателю «оправдания» такой агрессивности Каупервуда, ссылки на «беспокойный, вечно жаждущий перемен нрав, внутренний анархизм, моральную неустойчивость»(211). Однако это еще раз доказывает "нулевую нравственность", составлящую основу всех аспектов его жизнидеятельности.
Расчетливость финансиста передается манерой его речи, которая суха и деловита, как и его действия. Объясняясь с Эйлин, Каупервуд говорит ей о своей любви: "Он привлек ее к себе. Я люблю тебя, люблю! - Да, да! - дрожа от волнения отвечала Эйлин. - Я тоже люблю тебя! И я ничего не боюсь. – Я нанял дом на Десятой улице, – сказал он, прерывая молчание, когда они уже сели в седла. – Он еще не обставлен, но за этим дело не станет. У меня есть на примете одна женщина, которая возьмет на себя надзор за домом".(159) В ответ на взволнованное признание Эйлин, Каупервуд быстро переходит от объяснения в любви к чисто деловому разговору.
Большое
значение имеет вопрос об
Образ Каупервуда дополняют образы Батлера, Молленхауэра и Симпсона. Батлер контролирует коммунальное хозяйство города, Молленхауэр является крупнейшим торговцем углем, Симпсон - сенатор и крупный финансист. Рассказывая о них Драйзер подчеркивает их сходство с Каупервудом.
Батлер, Молленхауэр и Симпсон - этот, по меткому выражению писателя, триумвират - заправляют судьбами Филадельфии. В романе разоблачается миф об американской "демократии", показано безраздельное хозяйничание в муниципалитете этих "отцов города". "Политика, - пишет Драйзер, - была отдана на откуп клике дельцов. Должности распределялись между теми или иными лицами в награну за указанные услуги". Так, за бесприкословное выполнение приказов Молленхауэра казначеем города избирается Джордж Стинер - само олицетворение предажности. Деньгами из городской казны, находящейся в его ведении, Молленхауер и его присные распоряжаются, как своими собственными.
В романе обрисована
механика создания
Трудность задачи
писателя была сопряжена с
тем, что деловая Америка
В кругу американской элиты бедность считалась опасной темой. Одно напоминание о ней наводило ужас; в бедности было что-то непростительное - как в тягчайшем преступлении или пороке».
Информация о работе Капиталистический мир в "Трилогии желания" Теодора Драйзера