Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 19:05, курсовая работа
Александр Николаевич Островский дал миру, подарил русскому читателю и русскому театралу огромное количество великолепных пьес: от искрометных комедий, удивительных по трагическому накалу драм, но самыми известными его произведениями являются пьесы «Гроза» и «Бесприданница», вошедшие в обязательную школьную программу, как ключевые в творчестве этого автора. Два женских образа, которые создал писатель: сильную и чистую душой Катерину Кабанову и тонкую мечтательную Ларису Огудалову - навсегда вошли в отечественную культуру, однако так и не получили однозначной трактовки, что, впрочем, естественно, для любого героя, созданного писателем-реалистом, каким являлся Островский.
Введение
Глава 1. Идейный пафос творчества А.Н. Островского
Глава 2. Катерина Кабанова и Лариса Огудалова. Трагические судьбы героинь Островского
2.1 Катерина Кабанова - женщина, которая бросила вызов обществу
3.2 Лариса Огудалова - героиня романса
Глава 3. Катерина Кабанова и Лариса Огудалова как отражение русского женского национального характера
Заключение
Список использованных источников
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Идейный пафос творчества А.Н. Островского
Глава 2. Катерина Кабанова и Лариса Огудалова. Трагические судьбы героинь Островского
2.1 Катерина Кабанова - женщина, которая бросила вызов обществу
3.2 Лариса Огудалова - героиня романса
Глава 3. Катерина Кабанова и Лариса Огудалова как отражение русского женского национального характера
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Александр Николаевич Островский дал миру, подарил русскому читателю и русскому театралу огромное количество великолепных пьес: от искрометных комедий, удивительных по трагическому накалу драм, но самыми известными его произведениями являются пьесы «Гроза» и «Бесприданница», вошедшие в обязательную школьную программу, как ключевые в творчестве этого автора. Два женских образа, которые создал писатель: сильную и чистую душой Катерину Кабанову и тонкую мечтательную Ларису Огудалову - навсегда вошли в отечественную культуру, однако так и не получили однозначной трактовки, что, впрочем, естественно, для любого героя, созданного писателем-реалистом, каким являлся Островский. Рожденные действительностью и отражающие существующие черты женского характера и реальные судьбы, героини Островского выражают собой все самое чистое, самое лучшее, что было в женщине девятнадцатого века. Они являются самыми точными и самыми отчетливыми женскими портретами, какие только мог создать драматург, и каждая из них представляет собой не только конкретный образ, но и отражает типичные черты, присущие русскому национальному женскому характеру, в его положительном проявлении. Сравнение этих двух героинь проводилось неоднократно, но в своей работе я хочу обратиться не только к анализу, но и к синтезу: в качестве концепции работы будет представлена мысль о том, что два этих образа неразрывно связанны, но не как иллюстрация эволюции взглядов писателя, а как портретная характеристика русского женского национального характера.
В данной работе мы проанализируем два этих знаковых для всего творчества Островского характера, и сравним Катерину Кабанову и Ларису Огудалову, чтобы ответить на вопрос: почему эти разные образы, созданные в конце девятнадцатого века с полным правом называются типическими характерами, национальными характерами. Целью нашей работы будет сравнительный анализ характеров Катерины Кабановой и Ларисы Огудаловй, как ключевых женских образов в творчестве Александра Николаевича Островского, в которых автор синтезирует представление о русском национальном женском характере.
Исходя из этого мы ставим перед собой следующие задачи:
1. Рассмотреть основной
идейный пафос пьес А.Н. Островского
и выявить место, которое занимают
пьесы «Гроза» и «
2. Последовательно
3. Провести сравнительный
анализ образов Катерины
Таким образом, наша работа будет состоять из следующих частей: в первой главе мы кратко охарактеризуем идейный пафос творчества А.Н. Островского, вторая глава будет разделена на два параграфа, в которых будет представлен анализ образов Катерины Кабановой и Ларисы Огудаловой соответсвенно; в третьей части будет проведен сравнительный анализ характеров двух героинь, как носительниц типических черт русского национального женского характера. В конце работы будет представлен список исследований, легших в основу нашего анализа.
Глава 1. Идейный пафос творчества А.Н. Островского
В первой главе нашей работы мы обратимся к идейному пафосу творчества Островского и рассмотрим те философские идеи, которые лежат в основе всех его произведений в целом и в его ключевых пьесах «Гроза» и «Бесприданница», которые, по мнению его современников и критиков двадцатого столетия, являются наиболее яркими и занимают особое место в его творчестве.
Александр Николаевич родился Москве, в семье чиновника, ставшего позднее частнопрактикующим ходатаем по гражданским делам. В 1835--1840 г-х он учился в Первой Московской гимназии, и впоследствии был принят на юридический факультет Московского университета, откуда однако вышел не окончив курса. Большое влияние на формирование мировоззрения молодого Островского оказали статьи В. Г. Белинского и А. И. Герцена. «Юношей Островский жадно слушал вдохновенные слова профессоров, среди которых были блестящие, прогрессивные ученые, друзья великих писателей, о борьбе с неправдой и злом, о сочувствии «всему человеческому», о свободе как о цели общественного развития… Высшим авторитетом в искусстве же, для него стал Белинский».[7, с.279]
В 1843 году Островский поступил на службу в Московский совестный суд, а позднее перешел на службу в канцелярию Московского коммерческого суда, в которой прослужил до 1851-го. В этих учреждениях, ведавших торговыми делами, будущий драматург приобрел исключительно большой запас наблюдений над тем миром замоскворецкого купечества, который он впоследствии с таким блеском изобразил. Свою приверженность к идейному реалистическому искусству, стремление следовать заветам В. Г. Белинского Островский выразил и в литературных критических статьях этого периода, в которых он утверждал, что особенностью русской литературы является ее «обличительный характер». Первые литературные опыты Островского в прозе отмечены влиянием натуральной школы - это «Записки замоскворецкого жителя». Литературная известность Островскому принесла опубликованная в 1850 году комедия «Свои люди - сочтемся». Комедия была запрещена к представлению на сцене, а автор, по личному распоряжению Николая I, отдан под надзор полиции.[9, с. 366]
В начале 50-х годов, в годы усиливавшейся правительственной реакции, произошло кратковременное сближение Островского с «молодой редакцией» реакционно-славянофильского журнала «Москвитянин», члены которой стремились представить драматурга певцом «самобытного русского купечества и его домостроевских устоев». Однако он быстро разочаровывается в реакционных славянофильских идеях. На развитие творчества Островского оказали сильнейшее влияние статьи Н. Г. Чернышевского, а позднее Н. А. Добролюбова, творчество Н. А. Некрасова и М. Е. Салтыкова-Щедрина. Однако Островский мало интересовался той активной идеологической жизнью, какую вела в пореформенные десятилетия разночинная, а отчасти и дворянская интеллигенция, теми политическими, философскими, моралистическими исканиями, которые имели тогда решающее значение в ее деятельности. Герои Островского почти всегда люди идеологически пассивные, или не возвышающиеся до теоретических интересов, или пренебрегающие ими.[2, с.165] По мнению Лотмана: «Понимание драматизма жизни, которое выразил Островский, его представление о драматическом конфликте как форме борения личности с порабощающим человека «общим порядком бытия», о речи персонажа как важнейшем элементе драматического действия, сложное соотношение стихий комического и трагического -- все эти особенности его произведений готовили возможность революционного переосмысления законов драматургии и театра, происшедшего в конце XIX -- начале XX в».[6, с.49]
Наиболее полную и убедительную оценку творчества Островского дал Добролюбов в статьях «Темное царство» и «Луч света в темном царстве». В произведениях Островского критик видел, прежде всего, замечательно правдивое и разностороннее изображение действительности. Обладая «глубоким пониманием русской жизни и великим умением изображать резко и живо самые существенные ее стороны». Островский явился, по определению Добролюбова, настоящим народным писателем. Творчество Островского отличается не только глубокой народностью, идейностью, смелым обличением социального зла, но и высоким художественным мастерством.
Но Островский не был вместе с тем и писателем-моралистом, ставившим перед своими героями отвлеченные этические задачи, как это делали Достоевский и Толстой: в жизни средних слоев русского общества его интересовала «обыденная» человеческая нравственность, поэтому свои пьесы драматург строил не на политических или идейных конфликтах, а на конфликтах «повседневности». Основным пафосом его пьес и является разоблачение отрицательных свойств жизни общества в сфере их «обычной» гражданской нравственности. Островский противопоставлял бытовому самодурству и тиранству, хищничеству и мотовству- честность, моральную стойкость и чистоту, внутреннее благородство интересов и побуждений.[10, с.89]
Островский создал великое множество замечательных произведений, как комедийного, так и трагического содержания, однако вершиной его драматургии принято считать пьесы «Гроза» и «Бесприданница». Стремление «опростить» конфликт пьесы до социального, сохранив при этом его философскую глубину, выразилось в них с наибольшей силой - оба произведения построены на абсолютно реалистичной коллизии, недаром считается, что в основу «Грозы» положено реальное уголовное дело Клыковых, а за право называться «Калиновом» борются сразу несколько городов Тверской области. Анненков так писал о назначении пьес Островского и их влиянии на умы общественности того времени: «Чего ожидать образованной мысли, морали и эстетики от этого мира, который в высших своих представителях - купцах - поражает отсутствием всякой человеческой логики или изобретением немыслимой логики вроде той, какая царствует в сумасшедших домах? Только тремя сторонами может он соприкасаться с образованным миром: он обязан или возбуждать сострадание, или производить смех пополам с отвращением, или выслушивать урок и заучивать его на память».
Однако реальность происходящего наполнена символами, которые призваны помочь читателю или зрителю погрузиться в философский подтекст каждой пьесы. Имена героев, стихи, которые они читают, песни, которые они поют или слушают, места, связанные с ними - все это позволяет пьесам Островского вырасти из реалистического описания пусть и острых, но все-таки реальных конфликтов и достичь той философской глубины, которая позволяет им оставаться актуальными и сегодня. [2, с.47]
Даже современному читателю легко представить мир, окружающий Катерину Кабанову или Ларису Огудалову, поскольку именно эти героини его пьес будут поняты и приняты всегда. Островский был драматургом «своего времени», поэтому его пьесы наполнены социальной проблематикой 50х - 70-х годов девятнадцатого века, но в драмах «Гроза» и «Бесприданница», и комедии «Свои люди - сочтемся» автору удалось уловить «вечную» проблему, создать «вечные» образы. В своей самой известной комедии, Островский рисует противостояние хищников, в котором выигрывают молодость и беспринципность, в драмах - «горячие сердца» сталкиваются с «темным царством», и гибнут, несмотря на внутреннюю силу.
Именно столкновение духовного идеала с жестокостью мира является основным идейным стержнем всех произведений островского, но как писатель-реалист, он не может позволить себе идти против существующей действительности, в которой такое противостояние всегда трагично. Раз за разом на страницах его произведений происходит гибель духовного, торжествует цинизм, власть денег, преславутое «темное царство» губит одну душу за другой, но каждая павшая в этой битве душа в конечном итоге становится победительницей, «светлые» герои умирают, сохранив духовность, по воле внутреннего нравственного закона. Наибольшее внутреннее отличие «Грозы» от «Бесприданницы» в этом ключе - это разная тональность финалов. В ранней пьесе Островский показывает бунт, который, в конечном итоге, приведет к краху зла, в написанной спустя много лет «Бесприданнице», зло остается в мире, вытесняя оттуда неспособную на бунт Ларису, с ее мечтательностью и желанием любить.
Но испокон веков в идее самой драматургии лежит понятие «катарсиса» - духовного очищения, в трагедии - через страдание, то есть через сострадание зрителя героям пьесы. Островский в своих произведениях создает такие образы, которые вызывают бурную эмоциональную реакцию, образы сложные и многогранные, противоречивые настолько, что критики до сих пор ломают копья, пытаясь дать как можно более объективную оценку тому или иному персонажу. И в большей степени данное утверждение касается именно главных героинь «Грозы» и «Бесприданницы», которые, несомненно, входят в галерею русских национальных женских характеров, и отражают представления автора о чистом и духовном герое.[13, с. 233]
Глава 2. Катерина Кабанова и Лариса Огудалова. Трагические судьбы героинь Островского
2.1 Катерина Кабанова - женщина, которая бросила вызов обществу
С именем Катерины Кабановой многое связано в русской культуре, ее образ до сих пор не получил однозначной оценки в русской критике, однако все без исключения исследователи говорят о глубоких национальных корнях этого образа. В данной части нашей работы мы обратимся к анализу образа Катерины, и рассмотрим, какие черты русского женского национального характера позволяют Катерине и в наше время оставаться воплощением русской женственности, наряду с такими персонажами, как Наташа Ростова, Татьяна Ларина, Анна Каренина и др.
Истоки «национальности» данного образа следует искать в самом характере и жизненной философии Катерины, однако драматическая форма «Грозы» не позволяет нам увидеть внутренние переживания героини, ее мельчайшие жесты, услышать ее интонацию, поскольку специфика драмы как жанра заключается в том, что она предназначена не для читателя, а для зрителя. Но как любое литературное произведение, она может быть прочитана и интерпретирована, и каждый характер получает в ней глубокую характеристику, но не через текст повествования, а через монологи героев, авторские ремарки, символические образы.
Анализируя характер Катерины Кабановой, мы обратимся не только к ее монологам, но и погрузимся в окружающий ее мир, в те декорации, реальные и символические, которыми ее окружает автор. В первую очередь, это место действия - город Калинов.[6,с. 52]
Город Калинов - провинциальный город, имеющий под собой реальную основу - любой провинциальный город вообще (именно поэтому до сих пор сразу несколько городов оспаривают право считаться прототипом «Калинова»); быт и нравы его обитателей исторически реальны, несмотря на некоторый гротеск, Л.М. Лотман пишет, что «в «Грозе» основное действие развертывается между членами купеческой семьи Кабановых и их окружением. Однако события возведены здесь в ранг явлений общего порядка, герои типизированы, центральным персонажам приданы яркие, индивидуальные характеры». Провинциальное население России жило по законам домостроя, но не в его реальном религиозном понимании, а в его сниженном толковании, как свода жестоких законов, запрещающих всякое свободомыслие и личностную активность. Семья живет по четкой иерархической схеме, на вершине которой находится Кабаниха, самодурство которой разрушает личность ее сына, ломает семью и является основной причиной того, что его брак рушится. Домостроевская традиция действительно опирается на подчинение младших старшим, но при этом старшие члены семьи должны являться идеалом христианского поведения, носителем доброты, сострадания, морали, и Катерина, воспитывавшаяся в духе «правильного» «Домостроя», не может гармонично существовать в обществе духовно пустых или сломленных людей. «Катерина, … неспособна воспринимать любое действие вне его содержания. Религия, семейные и родственные отношения, даже прогулка над Волгой -- все, что в среде калиновцев, и в особенности в доме Кабановых, превратилось во внешне соблюдаемый ритуал, для Катерины или полно смысла, или невыносимо. Катерина несет в себе творческое начало развития».