Катерина Кабанова и Лариса Огудалова как отражение русского женского национального характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 19:05, курсовая работа

Краткое описание

Александр Николаевич Островский дал миру, подарил русскому читателю и русскому театралу огромное количество великолепных пьес: от искрометных комедий, удивительных по трагическому накалу драм, но самыми известными его произведениями являются пьесы «Гроза» и «Бесприданница», вошедшие в обязательную школьную программу, как ключевые в творчестве этого автора. Два женских образа, которые создал писатель: сильную и чистую душой Катерину Кабанову и тонкую мечтательную Ларису Огудалову - навсегда вошли в отечественную культуру, однако так и не получили однозначной трактовки, что, впрочем, естественно, для любого героя, созданного писателем-реалистом, каким являлся Островский.

Содержание

Введение
Глава 1. Идейный пафос творчества А.Н. Островского
Глава 2. Катерина Кабанова и Лариса Огудалова. Трагические судьбы героинь Островского
2.1 Катерина Кабанова - женщина, которая бросила вызов обществу
3.2 Лариса Огудалова - героиня романса
Глава 3. Катерина Кабанова и Лариса Огудалова как отражение русского женского национального характера
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 63.81 Кб (Скачать файл)

«Но избранник Ларисы, не обладая деловой хваткой купцов Кнурова и Вожеватова, уже успел вполне усвоить их мораль, не случайно он признается Кнурову: «У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». Лариса же так рисует себе и Карандышеву своего возлюбленного: «Сами по себе вы что-нибудь значите, вы хороший, честный человек; но от сравнения с Сергеем Сергеичем вы теряете все... Сергей Сергеич... это идеал мужчины». Мы не можем точно определить круг чтения Ларисы Огудаловой, но можем предположить, что воспитывалась она на романтических повестях, и оттуда она взяла свой идеал, воплощением которого видит Паратова: идеал мужественности, отваги, доблести и чести. Критически взглянуть на этогот мужчину Лариса не в состоянии: эпизод с кавказским офицером, когда Паратов, дабы продемонстрировать свое хладнокровие и меткость, стрелял в мишень, которую она держала в руке, она воспринимает как доказательство его «идеальности», так похожей на «идеальность» романтических героев. Хотя на самом деле эпизод этот говорит только о бахвальстве и гордыни, ради которых Сергей Сергеич, не колеблясь, рискует и своей, и чужой жизнью.

На самом деле «идеальный мужчина» Сергей Сергеич - трус, потому что боится остаться без капитала, и поэтому женится на богатой женщине, а его «вспышка страсти» к Ларисе - всего лишь игра с Карандышевым, которому Паратов таким безнравственным способом «указывает на место», превосходно все осознавая и точно рассчитав свои действия. Лариса для него - красивая вещь, игрушка, которую вдруг отнял какой-то ничтожный Карандышев. Герониня пьесы компрометирует себя, уезжая с Паратовым, но она еще не осознает за собой греха, только после разговора с Сергеем Сергеевичем, она понимает, что ее любовь была иллюзией, выстроенной ею же самой. Лариса очарована, и живет в очарованном мире, который разрушается по ходу действия пьесы. В ней нет такой нравственной силы, как в Катерине, того духа прозрения, который позволил героине «Грозы» предчувствовать свой трагический финал, она разочаровывается не в мире, а пока только в возлюбленном. Она все еще верит, что мир вокруг нее хоть и жесток, но хотя бы немного похож на тот романтический мир, который она с таким упорством выстраивала.[14,с.108]

На протяжении пьесы Лариса не растет духовно, она духовно прозревает, у нее открываются глаза, но внутреннего роста, как такового, не происходит, но причина этого вовсе не в отсутствии у Ларисы духовного начала, в Ларисе нет такой силы, которая способна сломать столь прочно утвердившуюся власть денег, она способна только уйти из этого мира в мир вымышленный, созданный своим воображением, но силы на борьбу у нее нет. В конечном итоге, сломленная предательством возлюбленного девушка, которой «открывается ложность идеала, во имя которого она готова была принести любые жертвы», и перед которой «во всей своей неприглядности обнаруживается положение, на которое она обречена -- роль дорогой вещи», решает стать содержанкой, чтобы снова попытаться выстроить вокруг некий «кокон», с помощью денег Кнурова выстроить если не красивую любовь, то хотя бы красивую жизнь. Можно обвинять Ларису в отсутствии духовного начала, ведь такое решение аморально, и сама она говорит, что «золото заблистало перед ней», но это решение - решение принятое в полном отчаянии, и оно в ее сознании равносильно желанию умереть. Она понимает, что ее ждет духовная смерть и колеблется между смертью тела и смертью души. К трагической развязке приводит осознание Ларисой того, что все вокруг рассматривают ее как дорогую красивую вещь, которую можно купить. Она произносит горькие слова: «Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек... Всякая вещь должна иметь хозяина, я пойду к хозяину». Ощущая себя вещью, Лариса на миг отказывается от всех своих душевных качеств, но они проявляют себя: девушка не может стать простой содержанкой, игрушкой, к которой не испытывают любви, и которая не испытывает любви сама.[10, с. 87]

Когда Лариса впервые говорит о самоубийстве, она всего лишь провоцирует Паратова принять решение, как казалось Ларисе, благоприятное для нее: «Для несчастных людей много простора в Божьем мире: вот сад, вот Волга. Здесь на каждом сучке удавиться можно, на Волге -- выбирай любое место. Везде утопиться легко, если есть желание да сил достанет», она еще всерьез не думает о самоубийстве. Слова о Волге и саде призваны скорее напугать возлюбленного, но Кнуров предлагает ей стать содержанкой, со значением подчеркивая: «Для меня невозможно мало», мысли о смерти становятся реальными. Лариса размышляет: «Расставаться с жизнью совсем не так просто, как я думала. Вот и нет сил! Вот я какая несчастная! А ведь есть люди, для которых это легко... Ах, что я!... да ведь и мне ничто не мило, и мне жить незачем! Что ж я не решаюсь? Что меня держит над этой пропастью? Что мешает? Ах, нет, нет... Не Кнуров, роскошь, блеск... нет, нет... я должна от суеты... Разврат... ох, нет... Просто решимости не имею. Жалкая слабость: жить, хоть как-нибудь, да жить... Когда нельзя жить и не нужно. Какая я жалкая, несчастная… Кабы теперь меня убил кто-нибудь... Как хорошо умереть... Пока еще упрекнуть себя не в чем. Или захворать и умереть... Да я, кажется, захвораю. Как дурно мне!.. Хворать долго, успокоишься, со всем примиришься, всем простишь и умрешь... Ах, как дурно, как кружиться голова».

Даже перспектива красивой жизни не утешает Ларису, она произносит слово «разврат», а значит она осознает чудовищность перспективы, предложенной Кнуровым, а значит духовное начало в ней сильно. До момента прозрения Лариса жила любовью, которая в ней была сильнее понятий о морали и нравственности, тем более что подобные понятия не были приоритетными при ее воспитании; теперь же, она чувствует в себе нравственный закон, не связанный с религией, как у Катерины, а связанный с ее пониманием «идеального», которое, как оказалось, неотделимо от нравственного.

Когда Карандышев рассказывает невесте, что Кнуров и Вожеватов разыгрывали ее в орлянку, в душе Ларисы происходит трагический надлом, больше она не сможет выстраивать вокруг себя иллюзий - реальный мир оказался сильнее ее воображения, жить в этом мире она больше не сможет. Карандышев, для которого жена, вхожая в круг местных миллионеров, должна была стать средством преодоления собственного комплекса неполноценности, помогает Ларисе, сам того не сознавая, осуществить ее сокровенное желание: «Кабы теперь меня убил кто-нибудь...», - спасает ее, позволяет ей уйти, не запятнав души и тела развратом, не сделав собственную красоту товаром. За минуту до смерти она проявляет подлинное благородство, спасая своего убийцу от суда, убеждая столпившихся вокруг нее Паратова, Кнурова, Вожеватова - истинных виновников ее гибели в том, что совершила самоубийство. Хотя возможно и иначе истолковать ее слова: хочется верить в фантастическую идею о том, что Лариса силой своей души все-таки может воздействовать на мир, и это ее решимость, а не выстрел Карандышева, позволяют ей умереть… «Это я сама... Никто не виновен, никто... Это я сама». .[6,с.54]

«Паратов исступленно кричит поющим цыганам: «Велите замолчать! Велите замолчать!» - но у умирающей Ларисы хватает сил с иронией оспорить паратовское распоряжение: «Нет, нет, зачем!.. Пусть веселятся, кому весело, кому весело... Я не хочу мешать никому. Живите, живите все! Вам надо жить, а мне надо... умереть. Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь ... вы все хорошие люди...» ее жизнь заканчивается глубоко искренним признанием: «Я вас всех... всех, люблю», - ее мир торжествует, все-таки она смогла, через боль, через разочарование обрести такую духовную силу, взойти на такую вершину, что она от всего сердца даровала миру жестокости и наживы прощение и поцелуй.

Лариса в конечном итоге оказалась столь же сильна, как и Катерина, пусть она ничего не изменила в мире, но она смогла простить мир. Девушка - птица в итоге обретает могилу все в той же Волге, то есть становится свободной. Истинная сила характера Ларисы Огудаловой - в ее способности любить и прощать, в ее самоотверженности, в наивной вере в мир. Какая еще героиня способна также слепо верить в любовь в мире, где власть принадлежит деньгам? Разве не сильна эта девушка, которая перед самой смертью за несколько коротких часов переживает разочарование в любви, в мире, в себе самой, но может уйти из жизни, послав миру воздушный поцелуй? Мир не изменится, цыганский хор поет, и Лариса не требует прерывать веселья этого «праздника жизни», она просто уходит, уходит с чистой душой и с чистым, не омраченным ненавистью сердцем. Думается, в этом и есть ее истинная сила.[15,с.297]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Катерина Кабанова и Лариса Огудалова как отражение русского женского национального характера

Катерина Кабанова и Лариса Огудалова - две женщины, две героини Островского, две трагические судьбы, которые на первый взгляд совершенно непохожи. Что общего у Катерины, изменившей мужу и осудившей себя на смерть женщины, и юной девушки Ларисы, которую убивает жених? Чем схожи «темное царство» Калинова и городок Бряхимов? Разве что несчастная любовь к недостойному избраннику объединяет этих двух женщин и трагический финал их жизней. В данной главе нашей работы, мы проведем сопоставительный анализ образов Катерины Кабановой и Ларисы Огудаловой и выявим, что объединяет этих героинь, почему именно они являются ключами к пониманию пафоса всего творчества Островского, в комедиях и драмах которого с одинаковой скорбью описан бездуховный мир, в котором люди редко обретают счастье.[11, с. 22]

Главные героини двух пьес Островского внешне, по социальному положению и воспитанию различны: Катерина в «Грозе» - жена богатого, но слабовольного купца, всецело находящегося под влиянием деспотичной матери, Лариса в «Бесприданнице» - красивая незамужняя девушка, рано лишившаяся отца и воспитанная матерью, эгоцентричной и жадной женщиной.

Катерина религиозна и романтична одновременно, она «признает религиозно-моральные нормы не потому, что этого хочется автору, а потому, что действует в соответствии с понятиями, воспитанными в ней ее средой», но при этом она наделена внутренней твердостью, стремлением к свободе; выданная замуж без любви за Тихона, она попадает в атмосферу жестокости, которая не дает человеку право на личное счастье и погибает от недостатка искренней любви. Но ее романтические порывы находят выход, Катерина страстно влюбляется в молодого человека, Бориса, выделяющегося приличными манерами и некоторой образованностью, и этого небольшого отличия от остальных жителей города Калинова хватает пылкой Катерине, чтобы увидеть в нем свою любовь. Но такая любовь, противоречащая ее внутренним нравственным убеждениям, не приносит ей счастья. Она страдает от того, что ее любовь преступна по отношению к морали, что она не может одновременно быть любимой и быть честной перед самой собой и людьми. Внутренняя борьба, нежелание преступать свои собственные (отнюдь не общественные) законы морали, становится причиной трагического положения героини. Изменив мужу, Катерина сама кается перед ним, но, измученная домашней атмосферой, предпочитает смерть возвращению в семью. Катерина совершает самоубийство потому, «что чувство человеческого достоинства, выросшее у нее на основе романтических стремлений, оказывается сильнее рабской покорности, которой требуют от Катерины патриархальные формы жизни, уже утерявшие свое содержание».[6, с.43]

Иная ситуация в драме «Бесприданница». Главная героиня Лариса - это не просто ограниченная мещанка - героиня «жестокого романса», это образованная, культурная, мыслящая девушка. Она воспитывалась не в мире, где гармония природы, религиозного сознания и человеческой души дают человеку внутреннюю силу и развивают духовность, как Катерина, а в мире, глее слабого унижают, где выживает сильнейший, где религией становятся деньги, а мерилом нравственности - способность прикрыть свои грехи: недаром, пьеса «Бесприданница» открывается сценой, где два «барина» пьют шампанское из чайных чашек, чтобы соблюсти внешние приличия. В ее характере нет той цельности, которая есть в Катерине. Поэтому Лариса не стремится, да и не может воплотить в жизнь свои мечты и желания. Ее угнетает бедность и приниженность собственного положения, Лариса не приемлет мир, в котором она живет и любой ценой хочет из него вырваться, но в итоге единственным путем к освобождению становится смерть.

Женские имена в пьесах Островского весьма причудливы, но имя главной героини почти всегда чрезвычайно точно характеризует ее роль в сюжете и судьбу. Лариса - «чайка» по-гречески, Катерина - «чистая». Лариса - жертва торговых пиратских сделок Паратова: он продает «птиц» - «Ласточку» (пароход) и потом Ларису - «чайку». Катерина - жертва своей чистоты, своей религиозности, она не вынесла раздвоения своей души, ведь любила не мужа, и жестоко наказала себя за это. Стоит отметить, что и Харита, и Марфа (в «Бесприданнице» и в «Грозе») обе Игнатьевны, то есть «незнающие», а в контексте пьес скорее даже «слепые» - ни та, не другая не видят своей вины в гибели дочери и снохи.[5, с.51]

Характеры главных героинь во многом схожи. Это натуры, живущие «умом сердца», мечтающие о любви, идеализирующие мир, творящие его заново в своем воображении: обе они наделяют своих возлюбленных несуществующими чертами, обе верят в возможность счастья, и обе гибнут. Каждая из них так или иначе связана с символом птицы: Лариса именем, а Катерина - постоянной мечтой о полете, - а птица является символом духа и души, свободы и мечты.

Но пьеса «Бесприданница» создавалась в иной общественно-политической обстановке, чем «Гроза». Надежды на исправление общества в целом, на «спасение рода человеческого» покинули драматурга, поэтому существенно различаются финалы этих пьес. Если после гибели Катерины мир «темного царства» осознает свою вину, а Тихон с вызовом обращается к матери, обвиняя ее в смерти жены, то убийство Ларисы Огудаловой не вызывает подобного резонанса: автор преднамеренно подчеркивает безразличие окружающих; сцена гибели героини озвучена пением цыганского хора.

Однако куда большее значение имеет не сходство ситуаций, а глубокое различие характеров Катерины и Ларисы. Катерина Кабанова живет в небольшом волжском городке, где быт еще во многом патриархален: действие «Грозы» разворачивается перед реформой 1861 года, оказавшей во многом революционизирующее влияние на жизнь русской провинции. Лариса Огудалова - также жительница небольшого города, тоже расположенного на Волге, но патриархальность семейных отношений давно утратившего. Действие «Бесприданницы» происходит в конце 1870-х годов, когда бурно развивается капитализм, а прежние купцы превращаются в предпринимателей-миллионеров. Семейство Огудаловых небогато, но, благодаря предпреимчивости Хариты Игнатьевны, водит знакомство с «сильными мира сего», и мать внушает Ларисе, что та, хотя и не имеет приданого, должна выйти замуж за богатого жениха. Воспитанная в духе романного, а точнее даже «романсного» отношения к действительности, Лариса принимает эти правила игры, наивно надеясь, что любовь и богатство соединятся в лице ее будущего избранника.

Лариса привыкла к веселой жизни волжского «света» - вечеринкам, музыке, танцам. У нее самой есть художественные способности -- Лариса хорошо поет. Представить себе в подобной обстановке Катерину просто невозможно. Она куда более тесно связана с природой, с народными поверьями, но при этом глубоко религиозна: в юности ее любимыми занятиями становятся работа и молитва, а в церкви она видит ангелов. Лариса тоже в трудную минуту вспоминает о Боге, а разочаровавшись в любви и согласившись выйти замуж за мелкого чиновника Юлия Капитоныча Карандышева, мечтает уехать с ним в деревню, подальше от городских соблазнов и прежних состоятельных знакомых, но это ее желание также основано на романтических представлениях о сельской жизни, как очищении, а в целом она - человек иной среды. Вера Катерины более страстна и менее канонична, в чем-то близка языческому обожествлению природных стихий. Вера Ларисы более спокойна, даже «книжна», хотя и не менее искренна.[2, с.51]

Информация о работе Катерина Кабанова и Лариса Огудалова как отражение русского женского национального характера