Литературные направления «Серебряного века»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 14:13, реферат

Краткое описание

Цель в моей курсовой работе – изучить и проанализировать «Серебряный век» в русской культуре. Для того чтобы подойти к этой цели, необходимо решить некоторые поставленные мною задачи. В первой главе своей работы я хочу рассмотреть все то, что происходило в период «серебряного века» в науке, литературе, театре, музыке, архитектуре, скульптуре и живописи.

Содержание

Введение.............................................................................................3
Глава 1. «Серебряный век» в русской культуре........................5
1.1.Наука.............................................................................................5
1.2.Литература...................................................................................7
1.3.Театр и музыка............................................................................9
1.4.Архитектура и скульптура......................................................11
1.5.Живопись....................................................................................13
Глава 2. Русский «ренессанс»......................................................16
Заключение.......................................................................................19
Список используемой литературы...............................................

Вложенные файлы: 1 файл

Лит напр серебр века.docx

— 89.46 Кб (Скачать файл)

Эгофутуризм

Эгофутуризм -(эго-Я). Помимо общего футуристического письма для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие. Эгофутуризм был явлением кратковременным. Бо́льшая часть внимания критики и публики была перенесена на Игоря Северянина, который достаточно рано отстранился от коллективной политики эгофутуристов, а после революции полностью изменил стиль своей поэзии. Большинство эгофутуристов либо быстро изживали стиль и переходили в другие жанры, либо вскорости совершенно оставляли литературу. Помимо Северянина, к этому течению в разное время примыкали Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев и другие.

Новокрестьянская поэзия

Понятие «крестьянская поэзия», вошедшее в историко-литературный обход, объединяет поэтов условно и отражает только некоторые общие черты, присущие их миропониманию и поэтической  манере. Единой творческой школы с  единой идейной и поэтической  программой они не образовали. Как  жанр «крестьянская поэзия» сформировал  Суриков. Они писали о труде и  быте крестьянина, о драматических  и трагических коллизиях его  жизни. В их творчестве отразилась и  радость слияния тружеников с  миром природы, и чувство неприязни  к жизни душного, шумного, чуждого  живой природе города. Известнейшими  крестьянскими поэтами периода  Серебряного века были: Спиридон Дрожжин, Николай Клюев, Пётр Орешин, Сергей Клычков. К этому течению также примыкал Сергей Есенин.

Имажинизм

Имажинисты заявляли, что  цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного. Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы. На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние русский футуризм. Основатели имажинизма — Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и Сергей Есенин. К имажинизму также примыкали Рюрик Ивнев и Николай Эрдман.

Символизм

Новое литературное направление — символизм — явилось порождением глубокого кризиса, охватившего европейскую культуру в конце XIX века. Кризис проявился в негативной оценке прогрессивных общественных идей, в пересмотре моральных ценностей, в утрате веры в силу научного сознания, в увлечении идеалистической философией. Русский символизм зарождался в годы крушения Народничества и широкого распространения пессимистических настроений. Все это обусловило тот факт, что литература «Серебряного века» ставит не злободневные социальные вопросы, а глобальные философские. Хронологические рамки русского символизма —1890-е годы — 1910 год. На становление символизма в России повлияли две литературные традиции:

  • российская — поэзия Фета, Тютчева, проза Достоевского;
  • французский символизм — поэзия Поля Верлена, Артюра Рембо, Шарля Бодлера. Основная мысль: искусство — средство познания мира.

Символизм не был однородным. В нём выделялись школы и течения: «старшие» и «младшие» символисты.

Старшие символисты

  • Петербургские символисты: Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуб, Н. М. Минский. В творчестве петербургских символистов поначалу преобладали упаднические настроения, мотивы разочарования. Поэтому их творчество иногда называют декадентским.
  • Московские символисты: В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт.

«Старшие» символисты воспринимали символизм в эстетическом плане. По мысли Брюсова и Бальмонта, поэт — прежде всего творец сугубо личных и чисто художественных ценностей.

Младшие символисты

А. А. Блок, А. Белый, В. И. Иванов. «Младшие» символисты воспринимали символизм в философско-религиозном плане. Для «младших» символизм — философия, преломленная в поэтическом сознании.

Акмеизм

Акмеизм (адамизм) выделился из символизма и противостоял ему. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова (с позиций «искусства ради искусства»). Его становление связано с деятельностью поэтической группы «Цех поэтов». Основателями акмеизма были Николай Гумилёв иСергей Городецкий. К течению присоединились жена Гумилёва Анна Ахматова, а также Осип Мандельштам, Михаил Зенкевич, Георгий Иванов и другие.

Футуризм

Футуризм был первым авангардным течением в русской литературе. Отводя себе роль прообраза искусства будущего, футуризм в качестве основной программы выдвигал идею разрушения культурных стереотипов и предлагал взамен апологию техники и урбанизма как главных признаков настоящего и грядущего. Родоначальниками русского футуризма считаются члены петербургской группы «Гилея». «Гилея» была самым влиятельным, но не единственным объединением футуристов: существовали также эго-футуристы во главе с Игорем Северянином (Санкт-Петербург), группы «Центрифуга» и «Мезонин поэзии» в Москве, группы вКиеве, Харькове, Одессе, Баку.

Кубофутуризм

В России кубофутуристами называли себя «будетляне», члены поэтической группы «Гилея». Для них был характерен демонстративный отказ от эстетических идеалов прошлого, эпатаж, активное использование окказионализмов. В рамках кубофутуризма развилась «заумная поэзия». К поэтам-кубофутуристам относились Велимир Хлебников, Елена Гуро, Давид и Николай Бурлюки, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных, Бенедикт Лившиц.

Эгофутуризм

Эгофутуризм -(эго-Я). Помимо общего футуристического письма для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие. Эгофутуризм был явлением кратковременным. Бо́льшая часть внимания критики и публики была перенесена на Игоря Северянина, который достаточно рано отстранился от коллективной политики эгофутуристов, а после революции полностью изменил стиль своей поэзии. Большинство эгофутуристов либо быстро изживали стиль и переходили в другие жанры, либо вскорости совершенно оставляли литературу. Помимо Северянина, к этому течению в разное время примыкали Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев и другие.

Новокрестьянская поэзия

Понятие «крестьянская поэзия», вошедшее в историко-литературный обход, объединяет поэтов условно и отражает только некоторые общие черты, присущие их миропониманию и поэтической  манере. Единой творческой школы с  единой идейной и поэтической  программой они не образовали. Как  жанр «крестьянская поэзия» сформировал  Суриков. Они писали о труде и  быте крестьянина, о драматических  и трагических коллизиях его  жизни. В их творчестве отразилась и  радость слияния тружеников с  миром природы, и чувство неприязни  к жизни душного, шумного, чуждого  живой природе города. Известнейшими  крестьянскими поэтами периода  Серебряного века были: Спиридон Дрожжин, Николай Клюев, Пётр Орешин, Сергей Клычков. К этому течению также примыкал Сергей Есенин.

Имажинизм

Имажинисты заявляли, что  цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного. Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы. На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние русский футуризм. Основатели имажинизма — Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и Сергей Есенин. К имажинизму также примыкали Рюрик Ивнев и Николай Эрдман.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.Театр и музыка

        Важнейшим  событием общественно-культурной  жизни России в конце XIX века  было открытие в Москве художественного  театра (1898г.), основанного К.С.Станиславским  и В.И.Немировичем-Данченко. В первое время новому театру было нелегко. Доходы от спектаклей не покрывали расходов. На помощь пришел Савва Морозов, за пять лет вложивший в театр полмиллиона рублей. За короткий срок в Художественном театре сложился ансамбль замечательных актеров (В.И.Качалов, И.М.Москвин, О.Л.Книпер-Чехов и др.). В постановке пьес Чехова и Горького формировались новые принципы актерского искусства, режиссуры, оформления спектаклей. Выдающийся театральный эксперимент, восторженно встреченный демократической общественностью, не был принят консервативной критикой. В 1904 г. в Петербурге возник театр В.Ф.Комиссаржевской, репертуар которого отражал устремления демократической интеллигенции. Режиссерское творчество ученика Станиславского Е.Б.Вахтангова отмечено поисками новых форм, его постановки 1911-1912гг. носят радостный, зрелищный характер. В 1915 году Вахтанговым создана 3-я студия МХАТ. Один из реформаторов русского театра А.Я.Таиров стремился к созданию «синтетического театра» преимущественно романтического и трагедийного репертуара. Русский театр XIX в. – это преимущественно театр актера.Только очень слаженная труппа составляла единый ансамбль.

        Влияние  Московского Художественного театра  в те годы распространялось  и за пределы драматической  сцены. На оперных подмостках  появилась плеяда замечательных  «поющих актеров» - Ф.И.Шаляпин, Л.В.Собинов,  А.В.Нежданова. Одаренные блестящими  вокальными данными, по ходу  спектакля они не только исполняли  свои оперные партии, но и играли, как первоклассные актеры. Особое  значение для популяризации театрально-музыкального  искусства России имела деятельность  С.П.Дягилева, организовавшего в  Европе «Русские сезоны» (1907-1913), ставшие триумфом русской культуры. На газетных полосах замелькали  имена русских танцовщиц –  Анны Павловой, Тамары Карсавиной, Вацлава Нижинского. Представители «Могучей кучки» (М.П.Мусоргский, Н.А.Римский-Корсаков и др.) и другие русские композиторы (П.И.Чайковский, С.В.Рахманинов и др.) создали множество оперных, балетных, камерно-вокальных и симфонических произведений. В начале ХХ в. поиски новых музыкальных средств выражения продолжил А.Н.Скрябин, в произведениях которого удивительно переплетались камерность и симфоничность.

Вывод: во второй половине XIX в. наша музыка получила всемирное признание и занимает место в семье европейских культур. На первые годы ХХ века приходится расцвет русского театра.

1.4.Архитектура  и скульптура

        Во  второй половине XIX в. перед русскими зодчими встали новые задачи. Прежде они строили в основном дворцы и храмы, а теперь приходилось проектировать железнодорожные вокзалы, фабричные корпуса, громадные магазины, банки. Расширилось применение железа и стекла, началось использование бетона. Появление новых строительных материалов и совершенствование строительной техники позволило использовать конструктивные и художественные приемы, эстетическое осмысление которых привело к утверждению стиля «модерн» (с конца XIX в.до начала мировой войны). Мастера эпохи «модерна» добивались того, что и предметы повседневного обихода несли на себе отпечаток народных традиций. Выпуклые стекла, изогнутые оконные переплеты, текучие формы металлических решеток – все это пришло в архитектуру из «модерна». В творчестве Ф.О.Шехтеля (1859-1926) в наибольшей мере воплотились основные тенденции развития и жанры русского модерна. Становление стиля в творчестве мастера шло по двум направлениям – национально-романтическому, в русле неорусского стиля (Ярославский вокзал в Москве,1903) и рациональному (типография А.А.Левенсона в Мамонтовском пер.,1900). Наиболее полно черты модерна проявились в архитектуре особняка Рябушинского у Никитских ворот, где архитектор, отказавшись от традиционных схем, применил ассиметричный принцип планировки. Для раннего «модерна» было характерно стремление к стихийности, погруженности в поток становления, развития. В позднем «модерне» стало преобладать спокойное «апполонистическое» начало. В архитектуру вернулись элементы классицизма. В Москве по проекту архитектора Р.И.Клейна были построены Музей изящных искусств и Бородинский мост. В это же время в Петербурге появились здания Азовско-донского и Русского торгово-промышленных банков.

        Подобно  архитектуре скульптура рубежа  веков освобождалась от эклектизма. Эклектика – разнообразие направлений  и смещение стилей.Обновление художественно-образной системы связано с влиянием импрессионизма. Первым последовательным представителем этого направления был П.П.Трубецкой (1866-1938). Уже в первых работах скульптора проявились черты нового метода – «взрыхленность», бугристость фактуры, динамичность форм, пронизанной воздухом и светом. Самое замечательное произведение Трубецкого – памятник Александру III в Петербурге (1909, бронза). Младшим современником Трубецкого был С.Т.Коненков. Ему удалось ввести в скульптуру народные мотивы, которые, прежде всего, находили воплощение в резьбе на избах, кустарных игрушках и других произведениях прикладного искусства. С.Ф.Нефедов-Эрьзя умел в своих скульптурах передать и состояние духа, и красоту человеческого тела. Ему были послушны и мрамор, и дерево, и такие новые материалы, как цемент и железобетон.

Вывод: век «модерна» был  очень коротким, но это была очень  яркая полоса в истории архитектуры. Кроме Трубецкого, Коненкова и  Эрьзи, в России в то время работали и другие известные скульпторы, но именно этим трем мастерам с особой силой удалось выразить основные тенденции развития отечественного веяния в начале ХХ века – повышенное внимание к внутреннему миру человека и стремление к народности.

1.5.Живопись

        На  рубеже XIX-ХХ веков в русской  живописи происходили значительные  перемены. Отходили на второй  план жанровые сцены. Пейзаж  терял фотографичность и линейную  перспективу, становился более  демократичным, основываясь на  сочетании и игре цветовых  пятен. В портретах нередко  сочетались орнаментальная условность  фона и скульптурная четкость  лица. Размывание границ между  жанрами на рубеже веков в  исторической теме привело к  появлению историко-бытового жанра.Художники этого направления: А.П.Рябушкин, А.В.Васнецов, М.В.Нестеров. Импрессионизм, как направление, представлен в работах таких художников, как И.И.Левитан («Березовая роща», «Март»); К.А.Коровин – самый яркий представитель русского импрессионизма («Париж»). Центральная фигура искусства рубежа веков В.А.Серов («Девушка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем»). Представителями живописного символизма являлись М.Врубель и В.Борисов-Мусатов. М.А.Врубель был разносторонним мастером. Он с успехом работал над монументальными росписями, картинами, декорациями, рисунками для витражей. Центральный образ творчества Врубеля – Демон («Демон сидящий», «Демон подверженный»). В.Борисов-Мусатов создавал в своих полотнах прекрасный и возвышенный мир. Его творчество – одно из самых ярких и масштабных явлений. На рубеже веков появляется художественное объединение «Мир искусства». Художники этого направления: К.А.Сомов, Н.А.Бенуа, Е.Е.Лансере, М.В.Нестеров, Н.К.Рерих, С.П.Дягилев и др. «Мироискусников» тревожило наступление промышленной эры, когда разрастались огромные города, застроенные безликими фабричными зданиями. Их беспокоило, что искусство вытеснялось и становилось достоянием небольшого круга «избранных». С творчеством «мироискусников» связано возрождение книжной графики, искусства книги. Не ограничиваясь иллюстрациями, художники вводили в книги заставные листы, затейливые виньетки и концовки стиля «модерн». Пришло понимание того, что оформление книги должно тесно быть связано с ее содержанием. Художник-оформитель начал обращать внимание на такие детали, как формат книги, цвет бумаги, шрифт, обрез.

Информация о работе Литературные направления «Серебряного века»