В 1907 г. в Москве возникло
другое художественное объединение
«Голубая роза», в которое вошли
художники-символисты, последователи
Борисова-Мусатова (П.В.Кузнецов, М.С.Сарьян).
«Голуборозовцы» испытывали влияние стилистики
модерна, отсюда характерные черты их
живописи – плоскостно-декоративная стилизация
форм, поиск утонченных цветовых решений.
Художники объединения «Бубновый
валет» (Р.Р.Фальк, И.И.Машков и
др.), обратившись к эстетике постимпрессионизма,
фовизма и кубизма, а также к приемам русского
лубка и народной игрушки, решали проблемы
выявления материальности натуры, построения
формы цветом. Исходный принцип их искусства
составлял утверждение предмета в противовес
пространственности. В связи с этим изображение
неживой натуры – натюрморт – выдвигалось
на первое место.
В
1910-х гг. в живописи зарождается примитивистская тенденция, связанная с ассимиляцией
стилистики детского рисунка, вывески,
лубка и народной игрушки. Представители
этого направления – М.Ф.Ларионов, Н.С.Гончарова,
М.З.Шагал, П.Н.Филонов. К этому времени
относятся первые эксперименты русских
художников в абстрактном искусстве, одним
из первых манифестов которого явилась
книга Ларионова «Лучизм» (1913), а подлинными
теоретиками и практиками стали В.В.Кандинский
и К.С.Малевич.
Таким
образом, необычайное разнообразие
и противоречивость художественных
исканий, многочисленные группировки
со своими программными установками
отражали напряженную общественно-политическую
и сложную духовную атмосферу
своего времени.
В целом
достижения русской культуры
«серебряного века» получили
мировое признание. Многие отечественные
ученые были почетными членами
европейских академий и научных
учреждений. Отечественная наука
обогатилась рядом достижений. Имена
русских путешественников остались
на географической карте мира.
Развивается творчество художников,
создаются их объединения. Идут
поиски новых решений и форм
в архитектуре и скульптуре. Обогащается
музыкальное искусство. Драматический
театр переживает период расцвета.
В отечественной литературе зародились
новые художественные формы.
Культура
России начала ХХ в. отмечена высоким уровнем
развития, многими достижениями, пополнившими
сокровищницу мировой культуры. Она ярко
выразила переломный характер своего
времени, его поиски, трудности, как прогрессивные,
так и кризисные явления.
Особенных
высот достигла религиозная философия,
давшая всему периоду название
философского ренессанса, с которым
мы познакомимся в следующей
главе моей курсовой работы.
Глава 2. Русский
«ренессанс»
«Серебряный
век» - проявление духовного и
художественного ренессанса, знаменующего
взлет русской культуры конца
XIX – начала ХХ веков.
Культура рубежа веков
реабилитировала политическую «безыдейность»,
этическую неопределенность, творческий
индивидуализм и духовное избранничество,
осужденные в свое время представителями
русской демократической культуры.
Это своеобразное возрождение идеалов
и принципов русской классики
дало основание уже современникам
называть Серебряный век метафорически
– русским «культурным ренессансом».
Помимо прочего, в это название включалось
и представление о ренессанской полноте,
универсализме, культурной многомерности
и энциклопедизме. Эта характеристика
русского культурного Ренессанса много
дает для понимания глубинных закономерностей
самой эпохи Серебряного века, приведшей
Россию к революции.
Сторонники
религиозного Ренессанса увидели
в революции 1905-1907гг. серьезную
угрозу будущему России, они восприняли
ее как начало национальной катастрофы.
Спасение России они видели в восстановлении
христианства как фундамента всей культуры,
в возрождении и утверждении идеалов и
ценностей религиозного гуманизма. Наступление
культурного Ренессанса противоречило
любой рационалистической логике и нередко
оправдывалось лишь духовным избранничеством
самой русской культуры. Продолживший
и обосновавший понятие «русский духовно-культурный
ренессанс» Н.Бердяев характеризовал
осуществление в Серебряном веке целостного
стиля культуры, как трудную борьбу «людей
ренессанса» против «суженности сознания»
традиционной интеллигенции. Вместе с
тем это было возращение к творческим
вершинам духовной культуры ХIX века.
Русский
культурный Ренессанс создавался
целым созвездием блестящих гуманитариев
– Н.А.Бердяевым, С.Н.Булгаковым,
Д.С.Мережковским, С.Н.Трубецким идр.
Вышедший в 1909 г. сборник статей видных
философов «Вехи» остро поставил вопрос
о ценностях русской интеллигенции, осмысления
путей дальнейшего развития России.
Основы
религиозно-философского Ренессанса,
которым отмечен «серебряный
век» русской культуры, были заложены
В.С.Соловьевым (1853-1900), много занимаясь
философией, а, также изучая религиозно-философскую
литературу, пережил духовный перелом.
Именно в это время начали
складываться основы его будущей
системы.
Условием создания интегративного
стиля культуры и достижения
культурного синтеза на рубеже
XIX-ХХ вв. было отталкивание от
дифференцирующих тенденций предшествующей
эпохи, переосмысление или отвержение
фактов, ограничивающих свободу
творчества и творческой личности.
В их числе Бердяев упоминает
социальный утилитаризм, позитивизм,
материализм, а также атеизм
и реализм, значительно схематизировавшие
философское, нравственное и эстетическое
миросозерцание русской интеллигенции
второй половины XIX в.
На первый план культуры
стали выдвигаться задачи:
- творческого самосознания
художников и мыслителей этого
времени;
- творческого переосмысления
и обновления ранее сложившихся
культурных традиций;
- русской демократической
общественной мысли: при этом
демократическому наследию противопоставлялись,
в основном, элитарные концепции
культуры, выдвигавшие на первый
план творческую личность и
индивидуальное творчество –
в сфере искусства, философии,
науки, морали, политики, религии,
общественной жизни, житейского
поведения и прочее, т.е. любых
ценностей и норм;
- что же касается самих
принципов русской демократической
культуры, то деятели культуры
Серебряного века довольно последовательно
противопоставляли вульгарно трактуемому
материализму – осознанный идеализм,
атеизму – поэтическую религиозность
и религиозную философичность, народности
– индивидуализм и личностное
мировосприятие, социальному утилитаризму
– стремление к отвлеченной
философской Истине, абстрактному
Добру;
- официальных канонов
православия, которому противопоставлялась
«творчески понимаемая» религия
– «новое религиозное сознание»,
софиология, мистико-религиозные искания,
теософия, «богоискательство»;
- устоявшихся школ в
искусстве – классического реализма
в литературе, передвижничества
и академизма в живописи, кучкизма
в музыке, традиций социально-бытового
реализма Островского в театре и т.п.; традиционализму
в искусстве противопоставлялся разнообразный
художественный модернизм, включающий
формально-художественное новаторство,
демонстративный субъективизм.
Таким образом, возникла почва
для нового культурного синтеза.
Русский «ренессанс» отразил
мироощущение людей, живших и творивших
на грани веков. Религиозно-философская
мысль этого периода мучительно
искала ответы на вопросы российской
действительности, пытаясь соединить
несоединимое материальное и духовное,
отрицание христианских догм и христианскую
этику.
Заключение
В заключении хотелось бы сказать,
что проделанная мной работа,
полностью соответствовала поставленным
во введении целям и задачам.
В первой главе я рассмотрела
и проанализировала «серебряный
век» в русской культуре, а
именно в науке, литературе, театре,
музыке, архитектуре, скульптуре
и в живописи. Во второй главе
мы ознакомились с культурным
«ренессансом»,
Период с конца XIX века до
начала Мировой войны вошел
в историю как «серебряный
век русской культуры». Мы узнали,
что «серебряный век» имел
большое значение для развития
не только русской, но и мировой
культуры. Его деятели впервые
выразили серьезное беспокойство
по поводу того, что складывающееся
соотношение между цивилизацией
и культурой приобретает опасный
характер, что сохранение и возрождение
духовности является настоятельной
необходимостью. Именно на рубеже
веков в искусстве развиваются
процессы, которые приводят к
формированию типа массовой культуры
со свойственным ей примитивизмом
изображения человеческих отношений.
Рождались художественные стили,
в которых смещался привычный
смысл понятий и идеалов. Уходили
в прошлое жизнеподобная опера,
жанровая живопись. Родилась символистская
и футуристическая поэзия, музыка,
живопись, новый балет, театр,
архитектурный модерн. Начало ХХ
века отложилось на библиотечных
полках многими высококлассными
образцами книжного искусства.
В живописи большое значение
имело объединение «Мир искусства»,
ставшее художественным символом
границы двух веков. С ним
связан целый этап в развитии
русской живописи. Особое место
в объединении занимали М.А.Врубель,
М.В.Нестеров и Н.К.Рерих. Важной
чертой развития культуры «серебряного
века» является мощный подъем
гуманитарных наук.
В России в начале ХХ века
был настоящий культурный «ренессанс».
Россия пережила расцвет поэзии
и философии, напряженные религиозные
искания, мистические и оккультные
настроения. Религиозные искания
признаются теперь не только
не опровергаемыми наукой, но
даже подтверждаемыми ею; сближается
религия с искусством: в религии
усматривается ее творческая
и эстетическая природа, а искусство
предстает как символический
язык религиозно-мистических откровений.
Русский религиозно-философский
Ренессанс, отмеченный целым созвездием
блестящих мыслителей – Н.А.Бердяев,
С.Н.Булгаков, Д.С.Мережковский, С.Н.Трубецкой,
Г.П.Федотов, П.А.Флоренский, С.Л.Франк
и др. – во многом определил
направление развития культуры,
философии, этики не только
России, но и на Западе. В художественной
культуре русского «ренессанса» произошло
уникальное сочетание реалистических
традиций уходящего XIX века и новых художественных
направлений. «Серебряный век» завершился
массовым исходом его творцов из России.
Однако это не разрушило великую русскую
культуру, развитие которой продолжало
зеркально отражать противоречивые тенденции
истории ХХ века.
Самое важное заключается
в том, что Россия обогатила мировую
культуру достижениями в самых разнообразных
областях. Русская культура все более
и более являет миру себя и открывает
мир для себя.
Список используемой
литературы
1) Багдасарьян Н.Г. авторский
коллектив. Культурология, 2002
2) Балакина Т.И. «История
русской культуры», Москва, «Аз»,1996
3)Бальмонт К. Элементраные
слова о символической поэзии//Соколов
А.Г.2000
4) Бердяев Н.А. Философия
творчества, культуры и искусства.1996
5) Кравченко А.И. Учебник
по культурологии, 2004.
6)История и культурология.
Учебное пособие под ред. Н.В.Шишковой.
– М: Логос, 1999
7)Михайлова М.В. Русская
литературная критика конца XIX
- начала ХХ века: хрестоматия, 2001
8)Рапацкая Л.А. «Художественная
культура России», Москва, «Владос», 1998.
9)Ронен Омри. Серебряный век
как умысел вымысел // Материалы и исследования
по истории русской культуры, - М.,2000, Вып.4
10)Яковкина Н.И. История русской
культуры XIX века. Спб.: Лань, 2000.
1 П.Н.Зырянов. История
России XIX-начало ХХ вв., 1997г.
2 А.С.Орлов, В.А.Георгиев.
История России с древнейших
времен до наших дней, 2000г.
3 Е.Е.Вяземский, Л.В.Жуков.
История России с древнейших
времен до наших дней, 2005г.