М.Е. Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества. Лирика Твардовского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 05:02, контрольная работа

Краткое описание

Михаил Евграфович Салтыков (1826-1889) родился в селе Спас-Угол Тверской губернии. Его отец принадлежал к старинному дворянскому роду. А мать – к не менее древней купеческой фамилии. Детство писателя прошло в имении родителей.

Содержание

1.М. Е. Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества……..3
1.1 биография…………………………………………………………………...3
1.2 творчество……………………………………………………………………5
1.2.1 художественно-публицистические сочинения……….5
1.2.2 Сатирическая хроника «История одного города»…..5
1.2.3 Роман «Господа Головлевы»……………………………………6
1.2.4«Сказки»……………………………………………………………….……6
2. Лирика А.Т. Твардовского……………………………………………….9
3. Библиография…………………………………………………………………15

Вложенные файлы: 1 файл

Литература.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

ФГОУ  СПО «Хабаровский машиностроительный техникум» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине

Литература

« М.Е. Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества.

 Лирика  Твардовского» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка

Заочного  отделения 

Группы  Г-011з

Шкаликова А.А. 
 
 
 

Проверила:

Преподаватель: 
 
 
 
 
 
 

Содержание

1.М. Е. Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества……..3

 1.1 биография…………………………………………………………………...3

 1.2 творчество……………………………………………………………………5

 1.2.1 художественно-публицистические  сочинения……….5

 1.2.2 Сатирическая хроника «История одного города»…..5

 1.2.3 Роман «Господа  Головлевы»……………………………………6

 1.2.4«Сказки»……………………………………………………………….……6

2. Лирика А.Т. Твардовского……………………………………………….9

3. Библиография…………………………………………………………………15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                         М. Е. Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества.

    Биография:

    Михаил  Евграфович Салтыков (1826-1889) родился в селе Спас-Угол Тверской губернии. Его отец принадлежал к старинному дворянскому роду. А мать – к не менее древней купеческой фамилии. Детство писателя прошло в имении родителей.

      Первые десять лет Салтыкова прошли дома. С ним занимались приглашенные учителя, и уже к шести годам будущий писатель бегло разговаривал на немецком и французском языках, умел читать и писать. Только в 1836 году Михаил переехал в Москву и поступил в Дворянский институт. Проучившись там полтора года, он перевелся в одно из самых престижных учебных заведений того времени - Царскосельский лицей.

    Уже на первом году обучения в лицее проявились литературные способности Салтыкова. В течение всех шести лет пребывания в лицее его объявляли «продолжателем Пушкина», но дальше ученических рецензий он не пошел и за годы учебы так и не начал писать.

    В 1844 году Салтыков кончает курс обучения и поступает на службу в Военное министерство. Служба сразу стала для него неприятной обязанностью. Главным же его увлечением становится литература. Он посещает известные в Петербурге собрания литераторов в доме Н. М. Языкова. Видимо, там Михаил познакомился с В. Белинским, под влиянием которого начал сотрудничать в журналах «Отечественные записки» и «Современник. Вскоре Салтыков становится постоянным рецензентом  этих журналов и публикует в них статьи о различных книжных новинках.

    В конце сороковых годов публицист  примкнул к известному в Петербурге кружку М.В. Буташевича-Петрашевского. Однако философские споры его практически не интересуют. Молодой человек искал сферу для активного применения своих способностей.

      В 1847 г. была опубликована повесть  Салтыкова "Противоречия", а  в 1848 г.- повесть "Запутанное дело". Оба произведения были созданы в духе "натуральной школы". Напуганные Французской революцией, власти арестовали автора этих повестей за "вредное направление" и отправили в ссылку в Вятку. Там он прожил семь лет, служа чиновником губернского правления.

    Отъезд  из Петербурга сыграл и положительную  роль в его жизни. Когда в 1849 году было разгромлено общество Петрашевского, Салтыкову удалось избежать наказания, поскольку писатель больше года отсутствовал в городе.

      Художественным итогом этого периода можно считать цикл "Губернские очерки", опубликованный под псевдонимом "Н. Щедрин", ставшим отныне писательским именем М.Е. Салтыкова. После изгнания он возвращается в Петербург и служит в Министерстве внутренних дел. Затем его назначают рязанским и тверским вице-губернатором. В 1864--1868 гг. он является председателем казенной палаты в Пензе, Туле и Рязани. Частые переезды мешали сосредоточиться на литературном творчестве. Но тем не менее Салтыков не переставал посылать в Петербург сатирические очерки, которые регулярно появлялись в журнале «Отечественные записки». Административная служба дает ему богатый материал для написания произведений. Наконец в 1868 году решением шефа жандармов графа Шувалова Салтыков был окончательно уволен в отставку в чине действительного статского советника.

    В декабре 1874 года умирает мать Салтыкова, и он получает наследство, что позволяет  ему устроиться жит в Петербурге. Там он становится одним из главных  сотрудников журнала «Отечественные записки». После смерти Некрасова в 1877 году Он становится ответственным редактором этого издания. На его страницах Салтыков и печатает все свои новые произведения.

    В течение последующих двадцати лет  Салтыков-Щедрин создает своего рода сатирическую энциклопедию русской  жизни. Наряду с циклами очерков «Письма о провинции», «Признаки времени», «Письма к тетеньке» и «Дневник провинциала в Петербурге», в нее входят и произведения крупной формы, прежде всего «История одного города». Салтыков создал первый в русской литературе роман в жанре фантастического гротеска. Образ города Глупова стал нарицательным и определил целое направление последующего развития русской литературы.

    В недрах очерков постепенно сложился замысел романа «Господа Головлевы». Щедрин рассказывает страшную историю гибели целого рода. Образ Арины Петровны навеян общением с его собственной матерью. Весьма колоритен главный герой романа – Порфирий Головлев, прозванный Иудушкой. Щедрин, показывает, как жадность постепенно губит его, вытесняя все человеческое.

    Последние десятилетия жизни писателя проходят в борьбе с тяжелой болезнью – туберкулезом. По настоянию врачей он неоднократно выезжал на лечение во Францию, Швейцарию и Италию. Но и там он не выпускал из рук пера. Салтыков работал над романом «Современная идиллия» и новыми очерками, посвященными жизни европейских стран.

    После неоднократных предупреждений весной 1884 года власти закрыли журнал «Отечественные записки». Но писатель не примерился с  тем, что его лишили главной трибуны  для выступлений. Салтыков продолжает печататься в «Русских ведомостях», «Вестнике Европы» и других изданиях. Чтобы усыпить бдительность цензоров, Михаил возобновляет работу над циклом сказок. Они явились своеобразным итогом его жизни. Писатель облек их в басенно-притчевую форму, но внимательный читатель сразу понял, кого автор имеет в виду под пескарями, волками, орлами-меценатами.

    Салтыков  был чрезвычайно ранимым человеком. Когда в 1882 году на него обрушился град отрицательных рецензий, он хотел было прекратить писать. Но популярность писателя и поддержка друзей, в числе которых был, например, И. Тургенев, помогли преодолеть депрессию.

    Незадолго до смерти Салтыков написал в письме к сыну: «Паче всего люби родную литературу и звание литератора предпочитай  всякому другому».

    Он  скончался 28 апреля 1889 года и похоронен на Волковом кладбище в Петербурге, рядом с Тургеневым. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Творчество:

    художественно-публицистические сочинения

    Острый  общественный интерес вызвали художественно-публицистические сочинения Щедрина: «Губернские  очерки», «Невинные рассказы» и «Сатиры в прозе», «Помпадуры и помпадурши», «Письма о провинции». 

    «Прошел с небольшим год с тех пор, как первые "Очерки" г. Щедрина  появились в "Русском вестнике" и встречены были восторженным одобрением всей русской публики. До настоящей минуты г. Щедрин не сходит с своей арены и продолжает свою благородную борьбу, не обнаруживая ни малейшего истощения сил. Он печатает рассказ за рассказом, постоянно выказывая в них, как велик запас его средств, как неистощим источник его наблюдений…».

                                                                                                                   Н.А. Добролюбов 
 

    Щедрин  много печатался как литературный критик, отстаивая тенденциозное направление в литературе, ведя жесткую полемику с представителями «чистого искусства». 
 
 

    Главные произведения:

    Сатирическая  хроника «История одного города»

           В конце 60-х гг. Салтыков начинает работать над "Историей одного города" (1869--1870). В книге нарисована сатирическая картина истории вымышленного города Глупова, но аллегория была понятной всем мало-мальски знакомым с отечественной историей. В фантастических событиях и образах книги явно просматривались реальные исторические события и лица.

    Но  нельзя буквально понимать временные  рамки книги, указанные автором: 1731--1826 гг. Речь в ней идет не о каком-то конкретном периоде русской истории, смысл не в прямых исторических параллелях и аллюзиях, а в создании гротескного образа отечественной истории. Одним из приемов создания такого образа является анахронизм, т. е. использование черт одной эпохи для изображения другой.

    В глуповских градоначальниках обобщены черты государственных деятелей разных исторических эпох. Фантастичны  и образы глуповских обитателей. В  работе над книгой Щедрин опирался на труды русских историков от Карамзина до Соловьева. В первой части книги дается общий очерк глуповской истории, а во второй - описания жизни некоторых градоначальников, как это обычно принято в исторических исследованиях. Но Щедрин не пародирует официальных историков, пародийна сама жизнь города Глупова.

    Жизнеописания градоначальников открывает портрет  Брудастого, который произносил всего  два слова: "раз-зорю!" и "не потерплю!". Эти возгласы становятся как бы лейтмотивом  всей истории Глупова.

    Основными художественными приемами в "Истории одного города" стали гротеск и сатирическая фантастика. Эти приемы помогают Щедрину поставить точный диагноз многих социальных болезней. В книге дан сатирический портрет деспотического режима, который держится на определенных свойствах народа, воплотивших слабые стороны народного миросозерцания. В их числе Щедрин называет политическую наивность, неиссякаемое терпение и слепую веру в верховную власть. Такое изображение давало повод некоторым критикам упрекать Щедрина в глумлении над народом, в высокомерном к нему отношении, но они не поняли, что это диктуется не только глубокой любовью к народу и сочувствием его положению, но и трезвой оценкой социально-исторической ситуации. Жестокий и беспощадный смех в "Истории одного города" имеет очистительный смысл. 

    Роман «Господа Головлевы»

    В 1880 г. вышел в свет роман "Господа  Головлевы", в котором Салтыков-Щедрин реализовал свои эстетические взгляды  относительно особенностей жанра романа и задач современного романа.

    Писатель  считал, что классический любовный роман исчерпал себя. В современном обществе конфликты проявляются не в любовно-психологической сфере, а в сфере социальной.

      В романе изображен распад  буржуазной семьи. Этот процесс  сатирик считал симптомом серьезной  общественной болезни. Дворяне Головлевы ничем не напоминают патриархальных дворян Ростовых. Это люди с совершенно иной психологией. Щедрин сосредоточивает внимание не на материальном разорении дворянской семьи (напротив, его Головлевы прекрасно приспособились к современным условиям и разбогатели), а на процессе духовного опустошения своих персонажей.

    Щедрин  назвал роман “Господа Головлевы” “эпизодами из жизни одной семьи”. Каждая глава представляет собой  законченный рассказ о каком-нибудь семейном событии. И в печати они  появлялись постепенно, как самостоятельные очерки.

    Замысел единого романа возник не сразу. Тем  не менее это целостное произведение, в основе которого повествование  о крушении семьи и гибели всех ее членов. В каждой главе рассказывается о смерти кого-либо из представителей головлевского рода, об “умертвии”, так как, по сути дела, на наших глазах совершаются убийства. “История умертвий” свидетельствует о том, что и семьи-то никакой нет, что семейные связи лишь видимость, лишь форма, что все члены головлевского рода ненавидят друг друга и ждут смерти близких, чтобы стать их наследниками. Это “выморочный”, то есть обреченный на вымирание род.

Информация о работе М.Е. Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества. Лирика Твардовского