Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 05:02, контрольная работа
Михаил Евграфович Салтыков (1826-1889) родился в селе Спас-Угол Тверской губернии. Его отец принадлежал к старинному дворянскому роду. А мать – к не менее древней купеческой фамилии. Детство писателя прошло в имении родителей.
1.М. Е. Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества……..3
1.1 биография…………………………………………………………………...3
1.2 творчество……………………………………………………………………5
1.2.1 художественно-публицистические сочинения……….5
1.2.2 Сатирическая хроника «История одного города»…..5
1.2.3 Роман «Господа Головлевы»……………………………………6
1.2.4«Сказки»……………………………………………………………….……6
2. Лирика А.Т. Твардовского……………………………………………….9
3. Библиография…………………………………………………………………15
ФГОУ
СПО «Хабаровский машиностроительный
техникум»
Контрольная работа
по дисциплине
Литература
« М.Е. Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества.
Лирика
Твардовского»
Выполнила студентка
Заочного отделения
Группы Г-011з
Шкаликова
А.А.
Проверила:
Преподаватель:
Содержание
1.М. Е. Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества……..3
1.1 биография………………………………………………………
1.2 творчество……………………………………………………
1.2.1 художественно-
1.2.2 Сатирическая хроника «История одного города»…..5
1.2.3 Роман «Господа Головлевы»……………………………………6
1.2.4«Сказки»…………………………………………
2. Лирика А.Т. Твардовского………………………………………………
3. Библиография………………………………………………
М. Е. Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества.
Биография:
Михаил Евграфович Салтыков (1826-1889) родился в селе Спас-Угол Тверской губернии. Его отец принадлежал к старинному дворянскому роду. А мать – к не менее древней купеческой фамилии. Детство писателя прошло в имении родителей.
Первые десять лет Салтыкова прошли дома. С ним занимались приглашенные учителя, и уже к шести годам будущий писатель бегло разговаривал на немецком и французском языках, умел читать и писать. Только в 1836 году Михаил переехал в Москву и поступил в Дворянский институт. Проучившись там полтора года, он перевелся в одно из самых престижных учебных заведений того времени - Царскосельский лицей.
Уже на первом году обучения в лицее проявились литературные способности Салтыкова. В течение всех шести лет пребывания в лицее его объявляли «продолжателем Пушкина», но дальше ученических рецензий он не пошел и за годы учебы так и не начал писать.
В 1844 году Салтыков кончает курс обучения и поступает на службу в Военное министерство. Служба сразу стала для него неприятной обязанностью. Главным же его увлечением становится литература. Он посещает известные в Петербурге собрания литераторов в доме Н. М. Языкова. Видимо, там Михаил познакомился с В. Белинским, под влиянием которого начал сотрудничать в журналах «Отечественные записки» и «Современник. Вскоре Салтыков становится постоянным рецензентом этих журналов и публикует в них статьи о различных книжных новинках.
В
конце сороковых годов
В 1847 г. была опубликована повесть Салтыкова "Противоречия", а в 1848 г.- повесть "Запутанное дело". Оба произведения были созданы в духе "натуральной школы". Напуганные Французской революцией, власти арестовали автора этих повестей за "вредное направление" и отправили в ссылку в Вятку. Там он прожил семь лет, служа чиновником губернского правления.
Отъезд из Петербурга сыграл и положительную роль в его жизни. Когда в 1849 году было разгромлено общество Петрашевского, Салтыкову удалось избежать наказания, поскольку писатель больше года отсутствовал в городе.
Художественным итогом этого периода можно считать цикл "Губернские очерки", опубликованный под псевдонимом "Н. Щедрин", ставшим отныне писательским именем М.Е. Салтыкова. После изгнания он возвращается в Петербург и служит в Министерстве внутренних дел. Затем его назначают рязанским и тверским вице-губернатором. В 1864--1868 гг. он является председателем казенной палаты в Пензе, Туле и Рязани. Частые переезды мешали сосредоточиться на литературном творчестве. Но тем не менее Салтыков не переставал посылать в Петербург сатирические очерки, которые регулярно появлялись в журнале «Отечественные записки». Административная служба дает ему богатый материал для написания произведений. Наконец в 1868 году решением шефа жандармов графа Шувалова Салтыков был окончательно уволен в отставку в чине действительного статского советника.
В декабре 1874 года умирает мать Салтыкова, и он получает наследство, что позволяет ему устроиться жит в Петербурге. Там он становится одним из главных сотрудников журнала «Отечественные записки». После смерти Некрасова в 1877 году Он становится ответственным редактором этого издания. На его страницах Салтыков и печатает все свои новые произведения.
В течение последующих двадцати лет Салтыков-Щедрин создает своего рода сатирическую энциклопедию русской жизни. Наряду с циклами очерков «Письма о провинции», «Признаки времени», «Письма к тетеньке» и «Дневник провинциала в Петербурге», в нее входят и произведения крупной формы, прежде всего «История одного города». Салтыков создал первый в русской литературе роман в жанре фантастического гротеска. Образ города Глупова стал нарицательным и определил целое направление последующего развития русской литературы.
В недрах очерков постепенно сложился замысел романа «Господа Головлевы». Щедрин рассказывает страшную историю гибели целого рода. Образ Арины Петровны навеян общением с его собственной матерью. Весьма колоритен главный герой романа – Порфирий Головлев, прозванный Иудушкой. Щедрин, показывает, как жадность постепенно губит его, вытесняя все человеческое.
Последние десятилетия жизни писателя проходят в борьбе с тяжелой болезнью – туберкулезом. По настоянию врачей он неоднократно выезжал на лечение во Францию, Швейцарию и Италию. Но и там он не выпускал из рук пера. Салтыков работал над романом «Современная идиллия» и новыми очерками, посвященными жизни европейских стран.
После неоднократных предупреждений весной 1884 года власти закрыли журнал «Отечественные записки». Но писатель не примерился с тем, что его лишили главной трибуны для выступлений. Салтыков продолжает печататься в «Русских ведомостях», «Вестнике Европы» и других изданиях. Чтобы усыпить бдительность цензоров, Михаил возобновляет работу над циклом сказок. Они явились своеобразным итогом его жизни. Писатель облек их в басенно-притчевую форму, но внимательный читатель сразу понял, кого автор имеет в виду под пескарями, волками, орлами-меценатами.
Салтыков
был чрезвычайно ранимым
Незадолго до смерти Салтыков написал в письме к сыну: «Паче всего люби родную литературу и звание литератора предпочитай всякому другому».
Он
скончался 28 апреля 1889 года и похоронен
на Волковом кладбище в Петербурге, рядом
с Тургеневым.
Творчество:
художественно-
Острый
общественный интерес вызвали художественно-
«Прошел с небольшим год с тех пор, как первые "Очерки" г. Щедрина появились в "Русском вестнике" и встречены были восторженным одобрением всей русской публики. До настоящей минуты г. Щедрин не сходит с своей арены и продолжает свою благородную борьбу, не обнаруживая ни малейшего истощения сил. Он печатает рассказ за рассказом, постоянно выказывая в них, как велик запас его средств, как неистощим источник его наблюдений…».
Щедрин
много печатался как
Главные произведения:
Сатирическая хроника «История одного города»
В конце 60-х гг. Салтыков начинает работать над "Историей одного города" (1869--1870). В книге нарисована сатирическая картина истории вымышленного города Глупова, но аллегория была понятной всем мало-мальски знакомым с отечественной историей. В фантастических событиях и образах книги явно просматривались реальные исторические события и лица.
Но нельзя буквально понимать временные рамки книги, указанные автором: 1731--1826 гг. Речь в ней идет не о каком-то конкретном периоде русской истории, смысл не в прямых исторических параллелях и аллюзиях, а в создании гротескного образа отечественной истории. Одним из приемов создания такого образа является анахронизм, т. е. использование черт одной эпохи для изображения другой.
В глуповских градоначальниках обобщены черты государственных деятелей разных исторических эпох. Фантастичны и образы глуповских обитателей. В работе над книгой Щедрин опирался на труды русских историков от Карамзина до Соловьева. В первой части книги дается общий очерк глуповской истории, а во второй - описания жизни некоторых градоначальников, как это обычно принято в исторических исследованиях. Но Щедрин не пародирует официальных историков, пародийна сама жизнь города Глупова.
Жизнеописания градоначальников открывает портрет Брудастого, который произносил всего два слова: "раз-зорю!" и "не потерплю!". Эти возгласы становятся как бы лейтмотивом всей истории Глупова.
Основными
художественными приемами в "Истории
одного города" стали гротеск и сатирическая
фантастика. Эти приемы помогают Щедрину
поставить точный диагноз многих социальных
болезней. В книге дан сатирический портрет
деспотического режима, который держится
на определенных свойствах народа, воплотивших
слабые стороны народного миросозерцания.
В их числе Щедрин называет политическую
наивность, неиссякаемое терпение и слепую
веру в верховную власть. Такое изображение
давало повод некоторым критикам упрекать
Щедрина в глумлении над народом, в высокомерном
к нему отношении, но они не поняли, что
это диктуется не только глубокой любовью
к народу и сочувствием его положению,
но и трезвой оценкой социально-исторической
ситуации. Жестокий и беспощадный смех
в "Истории одного города" имеет очистительный
смысл.
Роман «Господа Головлевы»
В 1880 г. вышел в свет роман "Господа Головлевы", в котором Салтыков-Щедрин реализовал свои эстетические взгляды относительно особенностей жанра романа и задач современного романа.
Писатель считал, что классический любовный роман исчерпал себя. В современном обществе конфликты проявляются не в любовно-психологической сфере, а в сфере социальной.
В романе изображен распад
буржуазной семьи. Этот
Щедрин
назвал роман “Господа Головлевы”
“эпизодами из жизни одной семьи”.
Каждая глава представляет собой
законченный рассказ о каком-
Замысел
единого романа возник не сразу. Тем
не менее это целостное
Информация о работе М.Е. Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества. Лирика Твардовского