Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 05:02, контрольная работа
Михаил Евграфович Салтыков (1826-1889) родился в селе Спас-Угол Тверской губернии. Его отец принадлежал к старинному дворянскому роду. А мать – к не менее древней купеческой фамилии. Детство писателя прошло в имении родителей.
1.М. Е. Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества……..3
1.1 биография…………………………………………………………………...3
1.2 творчество……………………………………………………………………5
1.2.1 художественно-публицистические сочинения……….5
1.2.2 Сатирическая хроника «История одного города»…..5
1.2.3 Роман «Господа Головлевы»……………………………………6
1.2.4«Сказки»……………………………………………………………….……6
2. Лирика А.Т. Твардовского……………………………………………….9
3. Библиография…………………………………………………………………15
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны.
В том, что они, кто старше, кто моложе —
Остались там и не о том же речь,
Что я их
мог, но не сумел сберечь —
Речь не о - том, но все же, все же, все же...
За открытым
финалом стихотворения — целый
мир человеческих переживаний,
целая философия, которая
В поэме, написанной в 1966—1969 годах и опубликованной впервые в нашей стране в 1987 году, поэт размышляет о судьбе своего отца, о трагедии тех, кто с самого рождения был отмечен как «младенец вражеских кровей», «кулацкий сынок». Эти размышления обретают философское звучание, и вся поэма звучит предостережением:
Кто прячет прошлое ревниво,
Тот вряд ли с будущим в ладу...
Поэзия А. Твардовского — это искусство в самом высоком смысле слова. Она еще ждет подлинного прочтения и понимания.
Война —
жесточе нету слова.
Война — печальней нету слова.
Война — святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет
С июня 1941
года Александр Твардовский начинает
работу в редакции газеты Юго-Западного
фронта "Красная Армия". Он пишет
стихи, очерки, фельетоны, статьи, песни,
заметки. К сожалению, тетрадка с записями
Твардовского о первых месяцах работы
пропала. Но остались строки, запечатлевшие
первые дни войны, — самого страшного
и горестного периода Великой Отечественной.
То
была печаль большая,
Как брели мы на восток.
Шли худые, шли босые
В неизвестные края,
Что там, где она, Россия,
По какой рубеж своя?
Памятником тех лет стала книга "Василий Теркин". Это книга о "Правде сущей, правде, прямо в душу бьющей". В одной из глав, "Переправа", поэт пишет о том, что "бой идет не ради славы — ради жизни на земле", вселяя в бойцов сознание святости и правоты их дела.
Работая над поэмой, Твардовский ставил определенную цель: помочь фронтовику преодолеть трудности войны, облегчить и хоть как-то скрасить его суровый быт, вселить чувство веры в свои силы и возможности.
Весной
1942 года Твардовский пишет
Я б вовеки грабителям
Не простил бы твоим,
Что они тебя видели
Вражьим оком пустым;
Что земли твоей на ноги
Зацепили себе;
Что руками погаными
Прикоснулись к тебе;
Что уродливым именем
Заменили твое;
Что в Днепре твоем вымыли
Воровское тряпье...
Поэма Твардовского "Дом у дороги" начинает печататься со 2 декабря 1943 года. После вступления, завершившегося грозной строкой: "Гром грянул — началась война..." — следовала глава "Голощение". Строки этой главы напоминали давний плач-голощение, когда вся деревня Чернове огласилась воплями женщин. В главе "Беженцы" рассказано о бесконечном людском потоке, что "на восток от фронта гнал колеса". Глава "Гостинчик" повествует о тех же горестных воспоминаниях страшных дней отступления.
Поэт
говорит о невозможности забыть те муки:
"Нет, мать, сестра, жена, И все, кто боль
изведал, Та боль не отмщена И не прошла
с победой". Закончена была поэма уже
после войны. И заканчивает ее поэт страстным
призывом: "Не Забывать!"
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
В
творчестве Твардовского военной поры
очень примечательна детская
тема. С особой пристальностью вглядывается
поэт в женские и детские судьбы,
с невыразимой болью и с
нескрываемой печалью думает о них. Это
и "жена командира, бежавшая из Минска
с детьми в ночь первой жестокой бомбежки";
и "мальчик, везущий на саночках мать,
тяжело раненную, когда шел бой за их деревню";
и "девочка с ребенком на руках у трупа
матери". Великое множество строк в
стихах и прозе написано о войне, но ничего
пронзительнее, чем строки "Возмездия"
Твардовского, читать не доводилось:
И суд наш праведный суров,
И места нет пощаде.
И не у нас ее проси,
Мы будем мертвых глуше.
Проси у тех, чьи на Руси
Сгубил безвинно души.
Проси у девочки у той,
Что, в дула ружей глядя,
Спросила с детской простотой:
— Чулочки тоже, дядя? —
У той, худое тельце чье
У края рва поставил.
Проси пощады у нее,
А мы щадить не вправе.
В
стихотворении "Я убит подо Ржевом"
поэт выбирает форму написания от первого
лица. Это наиболее соответствует идее
стихотворения, воспевающего единство
павших и живых. Монолог воина, с нарастающей
эмоциональностью повествующего о собственной
гибели "летом, в сорок втором", достигает
наивысшего накала в таких строках:
Нет, неправда. Задачи
Той не выиграл враг!
Нет же, нет! А иначе
Даже мертвому — как?
Погибший
солдат видит себя лишь "частицей
народного целого", и его волнует
все, что свершилось потом, после
него. Он говорит:
Я вам жить завещаю, —
Что я больше могу?
Эту высокую ответственность перед памятью погибших, ответственность за то, как человек распорядился своей судьбой, выкупленной у Смерти ценой жизни другого, поэт ощущает очень остро. Не в этом ли исток той гражданской позиции, за верность которой кто-то из писателей назвал Твардовского "совестью послевоенной литературы".
До конца
своих дней Александр Трифонович
Твардовский пронес как бы чувство
смущения своей судьбой и судьбой
тех, кто вернулся живыми из страшной
круговерти войны. Он писал:
Я знаю, никакой моей вины,
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они — кто старше, кто моложе
—
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, —
Речь не о том, но все же, все же, все же...
Библиография
1.Большая литературная
энциклопедия/Красовский В.Е. и др. – М.:
Филол. О-во «Слово» : ОЛМА-ПРЕСС Образование,
2005 – 845с.: ил.
2. Русская Литература: Популярная
иллюстрированная энциклопедия / С.В. Стахорский.
–М.: Дрофа-Плюс, 2007. – 608с.: ил.
3. Энциклопедия литературных произведений/Под редакцией В. Стахорского. – М.: Вагриус, 1998
Информация о работе М.Е. Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества. Лирика Твардовского