М.Е. Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества. Лирика Твардовского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 05:02, контрольная работа

Краткое описание

Михаил Евграфович Салтыков (1826-1889) родился в селе Спас-Угол Тверской губернии. Его отец принадлежал к старинному дворянскому роду. А мать – к не менее древней купеческой фамилии. Детство писателя прошло в имении родителей.

Содержание

1.М. Е. Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества……..3
1.1 биография…………………………………………………………………...3
1.2 творчество……………………………………………………………………5
1.2.1 художественно-публицистические сочинения……….5
1.2.2 Сатирическая хроника «История одного города»…..5
1.2.3 Роман «Господа Головлевы»……………………………………6
1.2.4«Сказки»……………………………………………………………….……6
2. Лирика А.Т. Твардовского……………………………………………….9
3. Библиография…………………………………………………………………15

Вложенные файлы: 1 файл

Литература.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

    Щедрин  называет «три характеристические черты»: праздность, непригодность к какому бы то ни было делу и запой.

      Первые две приводили за собой пустословие, тугомыслие и пустоутробие, последний являлся как бы обязательным заключением общей жизненной неурядицы”.

    Глава “Семейный труд” завязка всего  романа — здесь еще заметна  жизнь, живые страсти и стремления, энергия.

    Но  основой всего этого являются зоологический эгоизм, корыстолюбие собственников, звериные нравы, бездушный индивидуализм.  
 
 

    «Сказки»

    Идейные и художественные особенности сатиры Салтыкова-Щедрина наиболее ярко проявилась в жанре сказки. Если бы кроме  «сказок» Салтыков-Щедрин ничего не написал, то они одни дали бы ему право на бессмертие.

        Три сказки – «Повесть о  том, как один мужик двух  генералов прокормил», «Дикий помещик»  и «пропала совесть» – были  написаны 1869 г. 29 написаны им в  последнее десятилетие жизни,  а полное собрание сказок включает в себя 32 сказки. Сказки создавались в эпоху реакции (1881 г. – убийство царя Александра II). Форма сказки избрана потому, что простому читателю этот жанр наиболее понятен и близок. Это были сказки для детей от 7 до 70 лет, сказки «для детей изрядного возраста». Дети – это взрослые, нуждающиеся в поучении.

      В сказке можно было в завуалированной  форме обратить внимание на  самые злободневные вопросы общественной  жизни, встать на защиту народных  интересов. Сказки Салтыкова-Щедрина называют также «малой энциклопедией сатиры», а самого Салтыкова-Щедрина – «прокурором русской действительности».

    Писатель-сатирик  в своих сказках надевает маску  сказителя, добродушного, бесхитростного балагура. За маской же скрывается саркастическая усмешка (сарказм – злая, ядовитая ирония) человека, умудренного горьким жизненным опытом.

    В своих сказках Салтыков-Щедрин использует гиперболу (средство художественной выразительности, основанное на преувеличении), гротеск (разновидность комического, сочетающее в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, как правило, образы гротеска несут в себе трагический смысл), фантастику (несуществующее в действительности, созданное фантазией, воображением), аллегорию (изображение отвлеченного понятия или явления через конкретный образ; например, в баснях под видом животных аллегорически изображаются определенные лица или социальные явления). Сказки Салтыкова-Щедрина написаны эзоповым языком (художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намеками, вынужденное иносказание).

      В идейном содержании сказок  Салтыкова-Щедрина можно выделить  три основные темы:

        1. сатира на правительственные  верхи и на эксплуататорские  классы;

        2. изображение жизни народных  масс в царской России;

        3. обличение поведения и психологии обывательски настроенной интеллигенции.

        Связь сказок Салтыкова-Щедрина  с фольклором проявляется в  употреблении сказочных зачинов:  «жили-были два генерала…», «в  некотором царстве, в некотором  государстве жил был помещик…». В сказках много пословиц и поговорок: «бабушка надвое сказала», «стыд глаза не выест»; также Салтыков-Щедрин употребляет в своих произведениях сказочные формулировки: «по щучьему велению, по моему хотению», «ни в сказке сказать, ни пером описать». В своих сказках Салтыков-Щедрин умело сочетает достоверное с фантастическим. Сказки настроены на резких социальных контрастах. Сталкивает антагонистические классы: мужик – помещик, генерал – мужик. Писатель-сатирик пользуется в своих сказках народной речью, которую он хорошо изучил будучи на государственной службе.

        В «Повести о том, как один  мужик двух генералов прокормил»  при помощи приемов сказочной  фантастики Салтыков-Щедрин показывает, что источником материального  благополучия и так называемой  «дворянской культуры» является труд мужика. Генералы-паразиты привыкли жить чужим трудом, очутившись на необитаемом острове без прислуги, обнаружили повадки голодных диких зверей, готовых пожрать друг друга (один генерал другому чуть ухо не откусил). Только появление мужика спасло их от окончательного озверения и вернуло обычный «генеральский» облик.

    Что же было бы, если бы не нашелся мужик? Об этом рассказывается уже в сказке «Дикий помещик». Помещик, изгнав из своего имения мужиков «одичал», «оброс с  головы до ног волосами», «ходил все больше на четвереньках», «утратил даже способность произносить членораздельные звуки».

      Например, мужик в «Повести…»  дал генералам по десятку яблок,  а сам себе взял только одно  кислое. Сам же себе и веревку  свил, чтобы его генералы на  привязи держали ночью. 

    Чувствуются переживания сатирика, связанные  с поисками ответа на вопрос, кто  освободит эту могучую народную силу из плена. Салтыков-Щедрин в сказках показывает паразитизм, тунеядство помещичьего класса. Превращение помещика в дикого зверя (метафора) подчеркивает истинную сущность существующей власти. Каждый есть хищник.

      В сказке «Пропала совесть» сатирик клеймит весь мир хищников-паразитов, лишившихся этого важного человеческого достояния. Эта сказка – сигнал тревоги. Значит в мире что-то не так, если живут во лжи, а не по совести. Ложь, кривда – это закон общества. Ложь – «торжествующая свинья», правящая миром.

        Грустная сказка у сатирика  – «Коняга». Повествует она о  тяжелой доле крестьян. В центре  произведения рабочая лошадь, замученная  непосильной работой. Сатирик  сам раскрывает смысл своего  реалистического символа – это  «обыкновенный мужичий живот» (т.е. мужичья жизнь), вечно голодный, измученный и надорванный. Коняга живет, точно в темную бездну погружена, но именно Коняга своим трудом освободит народную силу из плена, выведет к будущей счастливой жизни родную страну.

        Сказка «Премудрый пескарь» – размышление о смысле жизни. Пескарь никуда не выходил, жил в своей норе». Жил – дрожал и умирал – дрожал». Не женился, не имел детей, друзей, никаких желаний, прожил с лишком 100 лет жизнью, которая прошла зря. Одна радость в жизни: «Слава тебе, Господи, жив!» Всю жизнь пескарь боялся щуки. Эта философия жизни-боязни высмеивается автором. Это пескарство живет в каждом. Под пескарем автор подразумевал либеральную интеллигенцию.

        Сказка «Карась-идеалист» рассказывает  нам о том, как карась высказывал свои мысли, свои идеи по переустройству общества. Он постоянно спорил с ершом, который показан как «знающий жизнь». Салтыков-Щедрин использует фантастику (говорит, что ерш и карась рассуждают о политике), аллегорию. Карась показан представителем либералов, которые лишь говорят и рассуждают. Так и карась рассуждает о том, какое устройство государства было бы лучше, но все его мысли остаются лишь на словах и не подкрепляются действиями. Карась все время рассуждает, а сам «отроду щук не видывал». Ерш пытается убедить его в том, что жизни он совсем не знает, «а до тех пор лучше помалчивал бы». Но однажды пришлось карасю свои идеи щуке высказывать. Она все слушала его, слушала. В запасе у карася был его «козырь» – вопрос о том, знает ли щука о добродетели. И когда положение карася было безвыходным, он пустил этот «козырь» в ход. Щука от удивления разинула рот и случайно карася проглотила. А все его идеи остались лишь идеями, карась ничего не сделал, чтобы хоть одну идею привести в жизнь.

        Сказки Салтыкова-Щедрина – это итог многолетних наблюдений писателя. Чтобы по-настоящему понять и оценить их, достаточно прочитать заключение цензора Лебедева: «…то, что господин Салтыков-Щедрин называет сказками, вовсе не отвечает своему назначению; его сказки – та же сатира и сатира едкая, направленная против общественного и политического нашего устройства…». Да, сказки Салтыкова-Щедрина были направлены против общественного строя, порождающего паразитизм одних, нищету и бесправие других, лишающего человека нравственных начал. Действительно, Салтыков-Щедрин создал новый оригинальный жанр – политическую сказку. 
 
 
 
 
 
 

    Лирика  А.Т. Твардовского

    Поэзия  Александра Твардовского стала одной  из ярких страниц истории русской  литературы XX века, сама судьба этого человека и поэта глубоко символична

      А. Твардовский вошел в литературу  в середине 20-х годов. В своем  раннем     творчестве поэт воспевал новую деревенскую жизнь, колхозное строительство, одну из своих ранних поэм    он назвал «Путь к социализму». В его стихах тех лет явно звучит отказ от вековых традиций:

    Вместо  этой дедовской плесени

    Из  угла будет Ленин глядеть

      Итогом  этого раннего периода стала  поэма «Страна Муравия». Ее герой, Никита Моргунок, мечтавший о счастье  и свободном труде на своей  земле, понял и осознал, что счастье может быть только в колхозной жизни.

      Читать  эти стихи сегодня, когда открылось  столько жестокой правды о коллективизации, уничтожении целых семей, истреблении лучших, самых умных и трудолюбивых хозяев, страшновато. Особенно если учесть, что сам Твардовский — сын деревенского кузнеца, родившийся в смоленском хуторе Загорье тогда, когда на отца его, умельца и труженика Трифона Гордеевича Твардовского, и всю семью нежданно обрушилась беда — они были раскулачены и сосланы на Север. О нелегкой судьбе этой семьи, судьбе типичной, постигшей многие такие же семьи, можно узнать сегодня из воспоминаний брата А. Т. Твардовского Ивана, опубликованных несколько лет назад.

        В стихах же сына «кулака»  эти трагические мотивы не  нашли отражения — он писал так, как в двадцатые и тридцатые годы от него требовали и ожидали, возможно, искренне веря, что на этом пути народ найдет свое счастье.

      Поворотными для поэта А. Твардовского стали  годы Великой Отечественной войны, которую он прошел фронтовым корреспондентом. В военные годы поэтический голос его приобретает ту силу, ту подлинность переживаний, без которой невозможно настоящее творчество.

      Стихи А. Твардовского военных лет —  это хроника фронтовой жизни, состоявшей не только из героических  подвигов, но и из армейского, военного быта (например, стихотворение «Армейский сапожник»), и лирические взволнованные воспоминания о родной Смоленщине, ограбленной и оскорбленной врагами земле, и стихи, близкие к народной песне, написанные на мотив «Позарастали стежки-дорожки...».      

    В стихах поэта военных лет звучит и философское осмысление человеческой судьбы в дни всенародной трагедии. Так, в 1943 году написано стихотворение  «Две строчки». Оно навеяно фактом корреспондентской биографии Твардовского: две строчки из записной книжки напомнили ему о бойце-парнишке, которого видел он убитым, лежащим на льду еще в ту незнаменитую войну с Финляндией, что предшествовала Великой Отечественной. И подвига он не совершил, и война незнаменитая, но жизнь ему была дана единственная — через нее-то и постигает художник подлинную трагедию всякой войны, возникает пронзительное по силе лиризма ощущение необратимости потери:                                       

 Мне жалко той  судьбы далекой,                                       

 Как будто мертвый,  одинокий                                       

 Как будто это  я лежу...      

      Уже после войны, в 1945—1946 годах,  Твардовский создает, может быть, самое сильное свое произведение  о войне — «Я убит под  Ржевом». Бои под Ржевом были самыми кровопролитными в истории войны, стали ее самой трагической страницей. Все стихотворение — это страстный монолог мертвого, его обращение к живым. Обращение с того света, обращение, на которое имеет право лишь мертвый — так судить о живых, так строго требовать от них ответа.      

        Стихотворение завораживает ритмом  своих анапестов, оно довольно  велико по объему, но прочитывается  на едином дыхании. Знаменательно,  что в нем несколько раз звучит обращение, восходящее к глубоким пластам традиций: традиции древнерусского воинства, традиции христианской. Это обращение «братья».     

      В годы войны создана А. Твардовским  и самая знаменитая его поэма «Василий Теркин».

      Позднее творчество А. Твардовского, его стихи 50— 60-х годов — одна из самых прекрасных страниц русской поэзии XX века. Достаточно сказать, что они выдерживают такое нелегкое для поэта соседство, как стихи А. Ахматовой, Б. Пастернака, а это под силу далеко не каждому, надо быть очень большим художником, чтобы не потеряться на таком фоне.

        Нельзя хотя бы кратко не  сказать о том, что в эти  годы поэт становится центральной фигурой всего прогрессивного, чем была богата литературная жизнь. Журнал «Новый мир», который редактировал А. Твардовский, так и вошел в историю литературы как «Новый мир» Твардовского.   

        Лирический герой его поздней  поэзии — это прежде всего мудрый человек, размышляющий о жизни, о времени, например, в стихотворении «Некогда мне над собой измываться...», где главным спасением человека от беды становится труд, творчество. Над традиционной темой о поэте и поэзии раздумывает лирический герой А. Твардовского поздних лет во многих стихотворениях, например, в произведении 1959 года «Жить бы мне соловьем-одиночкой...» И все же главная, самая больная для поэта тема — тема исторической памяти, пронизывающая его лирику 50—60-х годов. Это и память о погибших на войне. Им посвящено стихотворение, которое смело можно назвать одной из вершин русской лирики XX века:

Информация о работе М.Е. Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества. Лирика Твардовского