Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 06:14, курсовая работа
В ситуации безнравственности во всех сферах жизни, окружающей ребенка в быту, во дворе и на улице – в том мутном потоке, что льется на него с экранов телевизора, всем, а особенно ребенку, входящему в этот мир не в самое лучшее, доброе время, необходимы нравственные опоры, чистые источники Добра и Красоты, которые всегда спасали человечества. Впитывал эти чистые источники, «припадать к ним человек должен с детства. С детства он должен осознавать, что есть добро и зло».
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Основы нравственного воспитания и изучения произведений басенного жанра в начальной школе…………………………………………………………………...7
1.1 Особенности нравственного развития младших школьников……………..7
1.2 Современный подход к изучению басни в начальной школе…………….14
2 Методика работы над басней как средство нравственного воспитания младших школьников………………………………………………………………20
2.1 Нравственное воспитание при изучении произведений басенного жанра20
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованных источников……………………………………………...28
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Основы нравственного
воспитания и изучения
1.1 Особенности нравственного
развития младших школьников………
1.2 Современный подход к изучению басни в начальной школе…………….14
2 Методика работы над
басней как средство
2.1 Нравственное воспитание
при изучении произведений
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………...
Актуальность выбранной темы определяется теми целями и задачами, которые стоят сегодня перед школой.
Главная цель, поставленная перед школой - образование учащихся. Это понятие в Федеральном образовательном стандарте определяется как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства. Размышляя над педагогическим процессом образования, думая над путями и способами решения этих задач, авторы государственных образовательных стандартов пишут: «Образование – это специально организованный процесс развития у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы, имеющие специальное и личное значение, в различных сферах деятельности на основе культуры общества». По новому Федеральному Государственному Общеобразовательному Стандарту понимание литературы как явление национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Образование – это еще процесс становления человека Человеком, развития в себе родовых человеческих качеств (доброты, сострадания, честности, благородства и др.), это – «духовная работа самого человека над собой». (Лазарева В.А.)
В ситуации безнравственности во всех сферах жизни, окружающей ребенка в быту, во дворе и на улице – в том мутном потоке, что льется на него с экранов телевизора, всем, а особенно ребенку, входящему в этот мир не в самое лучшее, доброе время, необходимы нравственные опоры, чистые источники Добра и Красоты, которые всегда спасали человечества. Впитывал эти чистые источники, «припадать к ним человек должен с детства. С детства он должен осознавать, что есть добро и зло».
А школа – это образовательное учреждение общества, которое и должно организовывать труд ума и души ученика по воспитанию (т.е. приятию себя), освоению и присвоению общих для всех людей норм и правил. И не только предоставлять «материал отличного качества, который вливается в душу», каким является литература и искусство, но и вооружить его способом освоения этого материала. А чтобы «возникли нравственные убеждения человека, основанные на общечеловеческих нравственных ценностях, по мнению В.А. Лазаревой, нужно, чтобы дети не только знали эти нравственные нормы, но и осмыслили их, убедились в их правильности и начали следовать им в своей жизни. В процессе этой деятельности, субъектом которой является сам ученик, и будет происходить духовно-нравственное развитие ребенка».
И, конечно же, значительное место этих задач образования принадлежит урокам литературы, потому что именно литература способствует глубокому, личному освоению нравственно-эстетических ценностей, так как в процессе восприятия художественного текста участвуют и разум, и чувство и воля. В основе работы над художественным произведением лежат размышления учеников-читателей над случаями из жизни людей, их непростыми взаимоотношениями друг с другом, причинами и последствиями поступков человека, проблемами правды и неправды, дружбы и любви, добра и зла другими сложными жизненными вопросами.
Но просто так духовно-нравственное содержание, а тем более социально-нравственный опыт не «перетекает» из художественного произведения в душу ребенка. Поэтому главным условием решение задач нравственного воспитания учащихся на уроках литературного чтения является организация значимого для ученика полноценного чтения и глубокого анализа художественных произведений. Как организовать этот процесс? Чем может и должен помочь ученику учитель в процессе работы над художественным произведением, чтобы школьник, выбирая в себе нравственные и эстетические сокровища, пришёл к пониманию, что чтение – лучшее учение. Эти вопросы волнуют многих учителей.
Объект: учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование нравственного воспитания младших школьников через изучение произведений басенного жанра.
Предмет: методы, приемы работы над произведений басенного жанра младших школьников.
Цель:
- раскрыть влияние басни на
развитие нравственного
- выявить наиболее эффективные методы и приемы работы над басней, способствующие развитию нравственного воспитания.
Задачи:
- изучить и проанализировать
научно-методическую
- рассмотреть современный
Методика работы с литературными произведениями на уроках чтения является одной из наиболее важных задач обучения младших школьников, входящих в изучение русского языка начальных классов. Круг чтения младшего школьника охватывает достаточно большое число разнообразных жанров, в которые входят как стихотворные произведения, так и проза. Одним из видов художественного текста, изучаемых в начальной школе, является басня. Басня может быть как стихотворной, так и написанной в форме поучительного рассказа, но наиболее часто употребляемой является стихотворная басня.
Желание и умение читать басни приобретает для ребенка XXI века уже в младшем школьном возрасте личностно-значимый смысл, но только в том случае, если учитель и дети воспринимают басню как особый литературный жанр с ярко выраженной спецификой художественного видения ее автором явлений реальной действительности и отражения их в форме так называемого художественного басенного мира. Именно освоение авторского отражения окружающего мира в басне приучает ребенка различать зло, формирует у начинающего читателя свое особое отношение к миру зла и убеждает его в важности понимания того, когда и как может трансформироваться реальный мир в басенный.
Классическую басню как учебный материал в современной начальной школе нельзя ничем заменить, так как она является одним из способов познания житейских отношений, характера человека, а также нравственного воспитания младших школьников.
1 Основы нравственного воспитания и изучения произведений басенного жанра в начальной школе
1.1 Особенности нравственного развития младших школьников
В основе нравственного воспитания лежит не совокупность определенных качеств, а нравственное развитие с опорой на положительное представление ребенка о себе. Специфика нравственного воспитания младших школьников определяется прежде всего особенностями нравственного развития детей данного возраста. Этот вопрос исследовался такими учеными, как А. С. Арсеньевым, О. С. Богдановой, Л. А. Высотиной и др.
Младший школьный возраст соответствует преднравственному уровню развития, когда поступки определяются внешними обстоятельствами и точка зрения других людей в расчет не принимается. При этом реализуется вторая стадия этого уровня - ориентация на поощрения. Суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь. Для этого возраста характерны конформное, согласное с нормами поведение, направленное на то, чтобы в результате получить поощрение; ожидание ребенком того, что в ответ на его положительные поступки к нему будут относиться так же хорошо.
Исследователи дают разные определения нравственного развития. Одни под нравственным развитием понимают «результат нравственного воспитания»[27, c. 60]; другие - «процесс становления и качественной перестройки сознания, чувств, поведения на основе внутренней переработки влияний объективных и субъективных факторов и самовыражения личности в деятельности и поведении»[1, c. 26]; третьи - интериоризацию индивидом основных культурных правил социального действия. Очевидно, что это длительный целенаправленный процесс, который предполагает опору не только и не столько на непосредственные впечатления учителя, сколько на объективные данные, полученные с помощью конкретных исследовательских методик, вписанных в учебно-воспитательный процесс. Нравственное развитие человека протекает в течение всей его жизни, но основные черты морального облика складываются в детском, подростковом, юношеском возрастах[18, c. 119].
Специфические признаки именно нравственного развития раскрываются через критерии уровня нравственного развития: интеллектуальный (знание соответствующих моральных норм и предписаний и способность высказывать на основе этих знаний свои суждения); поведенческий (способность противостоять искушению нарушить эти нормы и предписания); эмоциональный (переживание чувства вины при их нарушении).
Механизм нравственного развития часто представляют так: «…общественные требования превращаются в требования ребенка к самому себе… В процессе усвоения знания становятся «внутренне своими». Процесс выделения «образцов» отражает факт усвоения ребенком определенных морально-этических представлений и требований к поведению. Эти «образцы» ориентируют его поведение, деятельность и отношения. Следование им может заключаться в прямом подражании взрослым или в появлении элементов самовоспитания»[20, c. 68].
В понимании сущности и механизмов нравственного развития долгое время акцент делался на процессе приобретения нравственных качеств и процессе интериоризации нравственных норм. Во многом это обусловлено тем, что первоначально теория нравственного развития формировалась применительно лишь к детскому возрасту. В рамках всевозрастной концепции развития нравственное развитие включает в себя и процесс исчезновения, избавления человека от тех качеств, особенностей, которые не нужны для самореализации, для решения жизненных задач. Можно исходить из понимания развития как взаимодействия потерь и приобретений.
Следовательно, нравственное развитие - это взаимодействие нравственных приобретений (интериоризованных норм морали, приобретенных нравственных качеств) и нравственных потерь, т. е. освобождения от усвоенных норм, качеств (путем их экстериоризации), которые перестали быть актуальными, нужными для достижения целей саморазвития.
Бесспорно, в младшем школьном возрасте больше приобретений нравственных качеств, чем потерь. Ни в коей мере не отрицая значимость интериоризации нравственных норм, мы считаем, что в современных условиях педагогам нужно заботиться не только об осуществлении этого процесса, но и об экстериоризации. Без последней невозможны истинно нравственная деятельность, активность младших школьников, так как процессы переходов от внутренней к внешней деятельности и обратно - это основа формирования любой деятельности[20, c. 69].
Причем экстериоризация необходима не столько с целью закрепления уже усвоенных норм, сколько с целью организации осознания младшими школьниками правил и норм, которые движут их поведением. Подобное осознание – условие свободного, разумного выбора варианта поведения.
Важность осознанного усвоения и пересмотра имеющихся нравственных норм младшими школьниками объясняется следующим. Во-первых, младшие школьники уже имеют определенный нравственный опыт, следовательно, в их сознании могут быть те элементы опыта (установки, шаблоны поведения), которые неосознанны и управляют поведением детей бесконтрольно. Во-вторых, нравственность представляет собой такое качество, которое имеет, как светлую, так и темную стороны. Темную сторону составляют те нравственные качества младшего школьника, которые находятся вне поля его видения, т. е. «в тени». Неосознанными могут быть и социально одобряемые качества. Но для индивидуального развития они могут играть отрицательную роль, заставляя ребенка поступать неадекватно действительности.
Таким образом, нравственное развитие носит двуединый характер и включает в себя единство двух противоположных процессов:
1) интериоризацию нравственных норм, их усвоение на основе природно-индивидуального фонда;
2) экстериоризацию нравственных норм (с целью закрепления уже усвоенных норм и освобождения от неосознанных качеств) путем выхода за пределы накопленного опыта, сформированных навыков и привычек через организацию эмоционально-ценностного воспитательного процесса.
Нравственное развитие составляет часть целостного процесса развития личности, протекающего под влиянием трех основных факторов: наследственности, среды, воспитания. Мера воздействия этих факторов на процесс развития и становления личности служит предметом непрекращающейся научной дискуссии.
Известно, что нравственная воспитуемость зависит не только от природных факторов. Определяющим фактором является «нравственно воспитывающее пространство». Диалектико-материалистический подход к пониманию соотношения факторов нравственного развития человека предполагает признание единства социальных условий и характера людей как указанных факторов. Ход нравственного развития человека зависит и от его внутренней активности, качества деятельности, жизненной позиции. Иными словами, каждый человек несет ответственность за свои моральные качества. О внутренней активности ребенка-воспитанника как факторе его нравственного развития говорится в большинстве трудов, опирающихся на диалектико-материалистическое учение.